І.Навина 1 глава

Книга Ісуса Навина (Книга Єгошуї)
Переклад Куліша та Пулюя → Толкование Далласской семинарии

Переклад Куліша та Пулюя

1 Як же вмер Мойсей, раб Господень, сказав Господь Йозейові Нуненкові, слузї Мойсейовому:
2 Мойсей, мій раб, умер; оце ж рушай та й переходь із усїм народом сим через Йордань, у ту землю, що дам їм, синам Ізраїля.
3 Усяке місце, де ступите підошвою ноги вашої, надїлю вам, як обітував Мойсейові:
4 Від степу і Ливану та й до великої ріки, ріки Евфрата, уся земля Гетійська аж до великого моря на захід сонця буде ваше займище.
5 Нїхто не встоїть перед тобою поки й віку твого. Як був я з Мойсейом, так буду й з тобою; не відхилю від тебе руки моєї і не полишу тебе.
6 Стій твердо й мужно: мусиш бо подїлити між сей народ сю землю, що я клявсь отцям їх надїлити у наслїдню державу.
7 Стій тілько твердо і ревно думай про те, щоб чинити притьма все по закону, що заповідав тобі мій раб Мойсей; не звертай з його нї праворуч, нї лїворуч; держи в голові добрий розум, що б нї задумав.
8 Сю книгу закону повсячасно мусиш держати в устах і міркувати про неї день і ніч, щоб зважувати нею все, що в нїй визначено: тодї щаститись ме тобі у всїх задумах твоїх і будеш поступати розумно.
9 Я ж завітую тобі: Стій твердо й мужно, не лякайсь і не вдавайсь в тугу: бо Господь, Бог твій з тобою, куди б ти нї повернувсь.
10 Тодї дав Йозей начальникам народнїм такий наказ:
11 Пройдїте через табір та звелїть народові: Заготуйте живности: бо через три днї переходити меш через Йордань сю, щоб увійти й осягти землю в державу, що Господь, Бог ваш, дає вам в наслїддє.
12 До Рубенїїв же, Гадїїв та до пів поколїня роду Манассієвого промовив Йозей так:
13 Спогадайте слово, що вам заповідав раб Господень Мойсей: Господь, Бог ваш, провів вас на певне місце і надїлив вам сю землю.
14 Ваші жени, ваша малеча й ваша скотина зіставати муться в землї, що Мойсей вам дав по тім боцї Йорданї; та ви, ввесь боєвий люд, ідїть перед браттю вашим збройно, та й помагайте їм,
15 Аж покіль і ваше браттє приведе Господь на певне займище, так само як оце вас, і покіль вони також осягнуть землю, що надїлить їм Господь, Бог ваш. Тодї вернетесь у вашу наслїдню землю та й возьмете її в державу: бо Мойсей, Господень раб, указав її вам по тім боцї Йорданї на схід сонця.
16 І відказали вони Йозейові так: Все, що звелїв єси нам, чинити мем, і куди нї посилати меш нас, ходити мем.
17 Так як слухали Мойсея у всьому, так слухати мемо й тебе, аби тільки Господь, Бог твій, бував з тобою, як він бував із Мойсейом.
18 Хто б нї ставив опір проти повелїння твого, і не послухав наказу твого у всьому, що повелївати меш йому, тому смерть: тільки стій твердо й мужно!

Толкование Далласской семинарии

I. Вторжение в Ханаан (1:1 — 5:12)

А. Назначение Иисуса Навина (глава 1)

1 НАВИН СЛУШАЕТ ГОСПОДА (1:1−9)

Нав 1:1. Слова по смерти Моисея связывают эту книгу с книгой Второзакония (сравните Втор 34:1−9). Еще до смерти Моисея Иисус сын Навин был назначен его преемником (сравните Чис 27:15−23; Втор 3:21−22; 31:1−8). На протяжении многих лет он был помощником и служителем Моисея (Исх 24:13; 33:1; Чис 11:28).

Иисус Навин происходил из колена Ефремова (Чис 13:8) и жил сто десять лет (Нав 24:29).

Наверное Иисус испытывал чувство одиночества и, стоя у Иордана, ожидал с нетерпением и надеждой: когда же прозвучит для него голос Божий! В своей надежде Иисус не обманулся. Если Божий слуга имеет терпение ждать и слушать, Господь непременно вступит в контакт с ним. В нынешнем «веке» Бог обычно говорит через Свое написанное Слово. Но в ветхозаветные времена Он нередко обращался к верующим ночью во сне, а днем в видениях, говорил Он и через первосвященников, а порой и голосом, доступным человеческому слуху.

Нав 1:2. Каким бы способом ни обратился Бог к Иисусу Навину, то, что Он сказал, прозвучало ясно: Моисей, раб Божий, умер. (Любопытно, что в 1 главе книги Моисей трижды назван «рабом Господним» — в стихах 1, 13, 15; сравните Исх 14:31; и еще тринадцать раз он назван так в других местах этой книги.) В конце своей жизни Навин тоже был назван «рабом Господним» (Нав 24:29). Но хотя Моисей и умер, цель Божия продолжала жить, и теперь Иисус стал ключевой фигурой, той личностью, которой предстояло осуществлять Божий план.

Инструкции, полученные им свыше, были четки и ясны. Иисусу предстояло немедленно возглавить весь народ и перевести его через реку Иордан, чтобы ввести в землю, которую Бог собирался дать им. Неуместен был бы вопрос о праве Бога отдать Ханаан израильтянам — ведь Ему принадлежит вся земля в целом. Как скажет впоследствии псалмопевец: «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс 23:1).

Нав 1:3−4. Хотя земля и была дарована Богом Израилю, получить ее он мог ценой военных сражений. Господь дал им право на эту территорию, но для того, чтобы овладеть ею, им следовало пройти ее всю (Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам. Границы земли, установленные Богом и обещанные Им Аврааму (Быт 15:18−21) и Моисею (Втор 1:6−8), должны были простираться от пустыни на юге до Ливанского горного хребта на севере, и от реки Евфрат на востоке до великого моря (Средиземного) на западе.

Под выражением всю землю Хеттеев не подразумевалась, по всей видимости, обширная империя на севере от Ханаана, которая носила это название; дело в том, что в древности население Ханаана в целом или одной из частей его называли порой «хеттеями» (сравните Быт 15:20). Вкрапления этнической группы под названием «хеттеи» встречались в Ханаане повсюду.

За тридцать восемь лет перед тем Иисус Навин ходил с разведкой в эту добрую и плодородную землю — в числе 12 лазутчиков (Чис 13:1−16; там — в Чис 13:9 — он назван «Осией»; это один из вариантов написания его имени).

Красота и обилие земли не потускнели у него в памяти. И вот теперь он должен был вести туда армии израильтян, чтобы завоевать эту территорию. Какова же протяженность ее границ? Та часть, которой во времена Иисуса Навина действительно завладели евреи, была намного меньше обещанной им в Быт 15:18−21. Но даже в царствования Давида и Соломона, когда земли было отвоевано более всего, то, что лежало за пределами отвоеванного, находилось лишь в сфере влияния Израиля.

Когда же израильский народ полностью овладеет всей землей? Смысл многих пророчеств в том, что наступит время, когда Господь вновь соберет евреев отовсюду и будет царствовать над обратившимся и покаявшимся Израилем. Это будет в дни второго пришествия Христа. Так что полное и окончательное овладение Обетованной землей не произойдет прежде того дня (сравните Иер 16:14−16; Ам 9:11−15; Зах 8:4−8).

Нав 1:5. Будучи поставлен перед грандиозной задачей овладения Ханааном, Иисус Навин нуждался в повторном слове ободрения. По личным наблюдениям он знал, что хананеи и другие, населявшие землю, были сильными людьми, жившими в хорошо укрепленных городах (сравните Чис 13:28−29). Частые сражения поддерживали в воинах постоянный дух боевой готовности.

Кроме того, земля, лежавшая перед Навином, была в большей своей части гористой, что для военных маневров было особенно неблагоприятно. Однако Бог заверил Иисуса, что ему до конца жизни предстоит одерживать победы над врагами, и причиной этих побед будут Его неизменное присутствие среди евреев и помощь им. «Не отступлю от тебя и не оставлю тебя», говорит Господь (Нав 1:9). А обещания Свои Бог никогда не нарушает.

Нав 1:6. Из этого решительно звучащего заявления Господа, что Он никогда не оставит Иисуса Навина, вытекает Его трехкратно обращенный к последнему призыв быть твердым и мужественным (сравните стихи 7, 9, 18) — именно на том основании, что Богом эта земля им обещана. Стойкость и сила духа будут им необходимы, потому что впереди их ожидают нелегкие битвы, но Навину всегда следует помнить, что Израиль, побуждаемый им брать эту землю себе в наследие, преуспеет в этом только потому, что земля была обещана их праотцам, т. е.

Аврааму (Быт 13:14−17; 15:18−21; 17:7−8; 22:16−18), Исааку (Быт 26:3−5), Иакову (Быт 28:13; 35:12) и народу в целом — как семени Авраамову (Исх 6:8) — в вечное владение. И вот настал момент, когда Иисус Навин должен был повести сынов Израилевых на завоевание Обетованной земли. Какую великую роль предстояло ему сыграть в этот решающий период истории своего народа!

В каждом из последующих поколений исполнение великого Господнего обещания зависело от послушания Израиля Богу, но Библия не оставляет сомнения в том, что право на эту землю принадлежит еврейскому народу. Это право даровано ему на основании завета с Богом — хотя полностью осуществить его Израиль не сможет, пока не установит с Ним угодных Ему взаимоотношений.

Нав 1:7−8. Затем вновь прозвучало повеление Навину — быть твердым и очень мужественным, и тщательно исполнятьвесь закон. Это повеление исходит из того, что сила Божия действует через слово Его. Призыв содержит в себе и ту мысль, что для неуклонного следования слову Божию требуется больше характера и силы воли, чем для одержания военной победы! Подразумевается исполнение записанного закона. И хотя многие критики настаивают на том, что Писания появились лишь несколько веков спустя после излагаемых здесь событий, однако, в стихе 8 имеется ясная ссылка на книгу закона.

Для того, чтобы преуспеть в завоевании Ханаана Иисусу предстояло исполнить три вещи: а) закон не должен был «отходить от уст его», т. е. он должен был постоянно говорить и напоминать о нем (сравните Втор 6:7); б) он должен был размышлять над ним день иночь (сравните Пс 1:2; 118:97); в) ему следовало исполнять все, что… написано в книге, т. е. действовать в соответствии с содержащимися в ней постановлениями и правилами (сравните Езд 7:10; Иак 1:22−25).

Жизнь Иисуса Навина свидетельствует, что он на практике следовал наставлениям Моисеева закона, т. е. всему, что было записано из Божьего слова на ту пору. Наградой ему были победы в сражениях.

В одном из своих прощальных обращений к народу, незадолго до своей смерти, Навин призывал евреев подчинять свою жизнь Писаниям (Нав 23:6). К несчастью, они лишь недолгое время следовали его призыву. В последующих поколениях каждый из них делал то, что ему заблагорассудится (Суд 21:25). Религиозное отступничество, как и отступничество от норм нравственности, стало обычным в среде израильского народа.

Нав 1:9. Призыв к мужеству Господь обосновывал обещанием Навину постоянного Своего присутствия.

Вероятно, Израильскому полководцу были знакомы чувства слабости, неуверенности в себе и страха. Может быть, ему приходили мысли об «отречении» еще до начала завоевания земли. Возможно, тем, что Бог об этом знал, объясняется Его троекратно повторенное Навину — Будь тверд и мужествен (стихи 6−7, 9; сравните стих 18). Этого было достаточно: во все последующие годы военачальник хранил твердость и мужество, «не страшился и не ужасался» даже при столкновениях «с людьми исполинского роста, жившими в хорошо укрепленных городах» Иисус Навин был верен Господу до конца своей жизни.

2. НАВИН ДАЕТ ПОВЕЛЕНИЕ КОМАНДИРАМ («НАДЗИРАТЕЛЯМ») (1:10−15)

Сначала Господь говорил к Иисусу Навину. Затем Навин должен был говорить к народу, что он и сделал без промедления. Повеления его звучали уверенно. Не колеблясь, возложил на себя ответственность новый вождь евреев. Ситуация, в которой оказались Иисус и народ, была отнюдь не простой. Их нынешняя дилемма сильно напоминала ту, с которой столкнулись Моисей и израильтяне при переходе Чермного моря (Исх 14). В обоих случаях трудности возникли при начале служения вождей. И тогда и теперь преодолеть их естественным путем было невозможно. В обоих случаях требовалось безоговорочно довериться Богу и поставить себя в полную зависимость от Его чудной, сверхъестественной силы.

Нав 1:10−11. Две вещи требовали особенного внимания. Во-первых, надо было заготовить провизию; хотя манну евреи все еще собирали ежедневно, им надо было запастись плодами и зерном с равнин Моава — как для себя, так и для скота. Приказ «заготовлять пищу» Иисус Навин дал командирам (буквально надзирателям), которые, наподобие современных штабных офицеров, передавали приказы главнокомандующего народу. Через три дня завоеванию предстояло начаться.

Нав 1:12−15. Следующим важным делом Навина было напомнить коленам Рувима и Гада, а также половине колена Манассиина, что, хотя они и получили свои наделы на восточной стороне Иордана, они обязаны были сражаться вместе со своими братьями и помочь им завоевать землю западнее Иордана (Чис 32:16−32; Втор 3:12−20). Ключевым словом здесь является вспомните, и ответ упомянутых племен (Нав 1:16−18) показывает, что они не забыли своего обещания и готовы были исполнить его. Им, следовательно, предстояло быть ударными частями и возглавить вторжение в Ханаан (стих 14: идите пред братьями вашими).

3. НАВИН ПОЛУЧАЕТ ПОДДЕРЖКУ ОТ НАРОДА (1:16−18)

Нав 1:16−18. Ответ тех, кому предстояло обосноваться в Трансиордании, прозвучал с энтузиазмом и от всего сердца. И в этом отразилось настроение всех племен в решающий момент подготовки к вторжению. А новый вождь не мог не воодушевиться, видя, что все, как один, поддерживают его. Их клятва в лояльности и послушании (мы сделаем… пойдем… будем слушать) включала и торжественное заверение, что всякий виновный в непослушании будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен! — Господний призыв к Навину повторили и представителям племен (сравните стих 6−7, 9).

Однако полководцу было поставлено условие: народ готов был следовать за ним, если он убедительно докажет, что его самого ведет Бог (стих 17). Это была мудрая предусмотрительность, которой следовало тщательно руководствоваться, дабы израильские вожди не превратились в лжепророков или в «слепых водителей слепых».

Б. Разведывательная операция в Иерихоне (глава 2)

Иисус Навин был когда-то одним из 12 лазутчиков, которые ходили на разведку в землю, что лежала теперь перед ними (Чис 13−14). И вот, повернувшись лицом к западу и видя по ту сторону бурного Иордана эту землю, которую Бог обещал им, Навин, естественно, подумал, что ему необходима достоверная информация о ней; это было нужно для успешного хода битвы. Предстоявшее им теперь сражение должно было стать первым в долгой их чреде.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.