Josua 1 глава

Josua
Elberfelder Bibel 2006 → Толкование Далласской семинарии

Elberfelder Bibel 2006

1 Und es geschah nach dem Tod des Mose, des Knechtes des HERRN, da sprach der HERR zu Josua, dem Sohn des Nun, dem Diener des Mose:
2 Mein Knecht Mose ist gestorben. So mache dich nun auf und gehe über diesen Jordan, du und dieses ganze Volk, in das Land, das ich ihnen, den Söhnen Israel, gebe!
3 Jeden Ort, auf den eure Fußsohle treten wird — euch habe ich ihn gegeben, wie ich zu Mose geredet habe.
4 Von der Wüste und diesem Libanon an bis zum großen Strom, dem Strom Euphrat, das ganze Land der Hetiter, und bis zum großen Meer gegen Sonnenuntergang, ‹das› soll euer Gebiet sein.
5 Es soll niemand vor dir standhalten ‹können›, alle Tage deines Lebens. Wie ich mit Mose gewesen bin, werde ich mit dir sein; ich werde dich nicht aufgeben und dich nicht verlassen.
6 Sei stark und mutig! Denn du, du sollst diesem Volk das Land als Erbe austeilen, das ihnen zu geben ich ihren Vätern geschworen habe.
7 Nur sei recht stark und mutig, dass du darauf achtest, nach dem ganzen Gesetz zu handeln, das mein Knecht Mose dir geboten hat! Weiche nicht davon ab, ‹weder› zur Rechten noch zur Linken, damit du ‹überall› Erfolg hast[1], wo immer du gehst!
8 Dieses Buch des Gesetzes soll nicht von deinem Mund weichen, und du sollst Tag und Nacht darüber nachsinnen, damit du darauf achtest, nach alledem zu handeln, was darin geschrieben ist[2]; denn dann wirst du auf deinen Wegen zum Ziel gelangen, und dann wirst du Erfolg haben.
9 Habe ich dir nicht geboten: Sei stark und mutig? Erschrick nicht[3] und fürchte dich nicht! Denn mit dir ist der HERR, dein Gott, wo immer du gehst.
10 Da befahl Josua den Aufsehern[4] des Volkes:
11 Geht mitten durch das Lager und befehlt dem Volk und sprecht: Versorgt euch mit Wegzehrung, denn in noch drei Tagen werdet ihr über diesen Jordan ziehen, um hineinzugehen, das Land einzunehmen, das der HERR, euer Gott, euch gibt, es zu besitzen!
12 Und zu den Rubenitern und den Gaditern und zum halben Stamm Manasse sagte Josua:
13 Denkt an das Wort, das Mose, der Knecht des HERRN, euch geboten hat, indem er sagte: Der HERR, euer Gott, schafft euch Ruhe und gibt euch dieses Land!
14 Eure Frauen, eure Kinder und euer Vieh[5] sollen in dem Land bleiben, das Mose euch diesseits[6] des Jordan gegeben hat. Ihr aber, all ‹ihr› tüchtigen Krieger, sollt gerüstet vor euren Brüdern hinüberziehen und ihnen helfen,
15 bis der HERR euren Brüdern Ruhe schafft wie euch und auch sie das Land in Besitz nehmen, das der HERR, euer Gott, ihnen gibt. Dann sollt ihr in euer eigenes Land[7] zurückkehren und es besitzen, das Mose, der Knecht des HERRN, euch gegeben hat, diesseits[8] des Jordan, gegen Sonnenaufgang.
16 Und sie antworteten Josua: Alles, was du uns geboten hast, werden wir tun, und wohin immer du uns sendest, werden wir hingehen.
17 Ganz wie wir Mose gehorcht haben, so werden wir dir gehorchen. Nur möge der HERR, dein Gott, mit dir sein, wie er mit Mose gewesen ist!
18 Jeder, der sich deinem Befehl[9] widersetzt und nicht auf deine Worte hört in allem, was du uns befiehlst, soll getötet werden. Nur sei stark und mutig!

Толкование Далласской семинарии

I. Вторжение в Ханаан (1:1 — 5:12)

А. Назначение Иисуса Навина (глава 1)

1 НАВИН СЛУШАЕТ ГОСПОДА (1:1−9)

Нав 1:1. Слова по смерти Моисея связывают эту книгу с книгой Второзакония (сравните Втор 34:1−9). Еще до смерти Моисея Иисус сын Навин был назначен его преемником (сравните Чис 27:15−23; Втор 3:21−22; 31:1−8). На протяжении многих лет он был помощником и служителем Моисея (Исх 24:13; 33:1; Чис 11:28).

Иисус Навин происходил из колена Ефремова (Чис 13:8) и жил сто десять лет (Нав 24:29).

Наверное Иисус испытывал чувство одиночества и, стоя у Иордана, ожидал с нетерпением и надеждой: когда же прозвучит для него голос Божий! В своей надежде Иисус не обманулся. Если Божий слуга имеет терпение ждать и слушать, Господь непременно вступит в контакт с ним. В нынешнем «веке» Бог обычно говорит через Свое написанное Слово. Но в ветхозаветные времена Он нередко обращался к верующим ночью во сне, а днем в видениях, говорил Он и через первосвященников, а порой и голосом, доступным человеческому слуху.

Нав 1:2. Каким бы способом ни обратился Бог к Иисусу Навину, то, что Он сказал, прозвучало ясно: Моисей, раб Божий, умер. (Любопытно, что в 1 главе книги Моисей трижды назван «рабом Господним» — в стихах 1, 13, 15; сравните Исх 14:31; и еще тринадцать раз он назван так в других местах этой книги.) В конце своей жизни Навин тоже был назван «рабом Господним» (Нав 24:29). Но хотя Моисей и умер, цель Божия продолжала жить, и теперь Иисус стал ключевой фигурой, той личностью, которой предстояло осуществлять Божий план.

Инструкции, полученные им свыше, были четки и ясны. Иисусу предстояло немедленно возглавить весь народ и перевести его через реку Иордан, чтобы ввести в землю, которую Бог собирался дать им. Неуместен был бы вопрос о праве Бога отдать Ханаан израильтянам — ведь Ему принадлежит вся земля в целом. Как скажет впоследствии псалмопевец: «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс 23:1).

Нав 1:3−4. Хотя земля и была дарована Богом Израилю, получить ее он мог ценой военных сражений. Господь дал им право на эту территорию, но для того, чтобы овладеть ею, им следовало пройти ее всю (Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам. Границы земли, установленные Богом и обещанные Им Аврааму (Быт 15:18−21) и Моисею (Втор 1:6−8), должны были простираться от пустыни на юге до Ливанского горного хребта на севере, и от реки Евфрат на востоке до великого моря (Средиземного) на западе.

Под выражением всю землю Хеттеев не подразумевалась, по всей видимости, обширная империя на севере от Ханаана, которая носила это название; дело в том, что в древности население Ханаана в целом или одной из частей его называли порой «хеттеями» (сравните Быт 15:20). Вкрапления этнической группы под названием «хеттеи» встречались в Ханаане повсюду.

За тридцать восемь лет перед тем Иисус Навин ходил с разведкой в эту добрую и плодородную землю — в числе 12 лазутчиков (Чис 13:1−16; там — в Чис 13:9 — он назван «Осией»; это один из вариантов написания его имени).

Красота и обилие земли не потускнели у него в памяти. И вот теперь он должен был вести туда армии израильтян, чтобы завоевать эту территорию. Какова же протяженность ее границ? Та часть, которой во времена Иисуса Навина действительно завладели евреи, была намного меньше обещанной им в Быт 15:18−21. Но даже в царствования Давида и Соломона, когда земли было отвоевано более всего, то, что лежало за пределами отвоеванного, находилось лишь в сфере влияния Израиля.

Когда же израильский народ полностью овладеет всей землей? Смысл многих пророчеств в том, что наступит время, когда Господь вновь соберет евреев отовсюду и будет царствовать над обратившимся и покаявшимся Израилем. Это будет в дни второго пришествия Христа. Так что полное и окончательное овладение Обетованной землей не произойдет прежде того дня (сравните Иер 16:14−16; Ам 9:11−15; Зах 8:4−8).

Нав 1:5. Будучи поставлен перед грандиозной задачей овладения Ханааном, Иисус Навин нуждался в повторном слове ободрения. По личным наблюдениям он знал, что хананеи и другие, населявшие землю, были сильными людьми, жившими в хорошо укрепленных городах (сравните Чис 13:28−29). Частые сражения поддерживали в воинах постоянный дух боевой готовности.

Кроме того, земля, лежавшая перед Навином, была в большей своей части гористой, что для военных маневров было особенно неблагоприятно. Однако Бог заверил Иисуса, что ему до конца жизни предстоит одерживать победы над врагами, и причиной этих побед будут Его неизменное присутствие среди евреев и помощь им. «Не отступлю от тебя и не оставлю тебя», говорит Господь (Нав 1:9). А обещания Свои Бог никогда не нарушает.

Нав 1:6. Из этого решительно звучащего заявления Господа, что Он никогда не оставит Иисуса Навина, вытекает Его трехкратно обращенный к последнему призыв быть твердым и мужественным (сравните стихи 7, 9, 18) — именно на том основании, что Богом эта земля им обещана. Стойкость и сила духа будут им необходимы, потому что впереди их ожидают нелегкие битвы, но Навину всегда следует помнить, что Израиль, побуждаемый им брать эту землю себе в наследие, преуспеет в этом только потому, что земля была обещана их праотцам, т. е.

Аврааму (Быт 13:14−17; 15:18−21; 17:7−8; 22:16−18), Исааку (Быт 26:3−5), Иакову (Быт 28:13; 35:12) и народу в целом — как семени Авраамову (Исх 6:8) — в вечное владение. И вот настал момент, когда Иисус Навин должен был повести сынов Израилевых на завоевание Обетованной земли. Какую великую роль предстояло ему сыграть в этот решающий период истории своего народа!

В каждом из последующих поколений исполнение великого Господнего обещания зависело от послушания Израиля Богу, но Библия не оставляет сомнения в том, что право на эту землю принадлежит еврейскому народу. Это право даровано ему на основании завета с Богом — хотя полностью осуществить его Израиль не сможет, пока не установит с Ним угодных Ему взаимоотношений.

Нав 1:7−8. Затем вновь прозвучало повеление Навину — быть твердым и очень мужественным, и тщательно исполнятьвесь закон. Это повеление исходит из того, что сила Божия действует через слово Его. Призыв содержит в себе и ту мысль, что для неуклонного следования слову Божию требуется больше характера и силы воли, чем для одержания военной победы! Подразумевается исполнение записанного закона. И хотя многие критики настаивают на том, что Писания появились лишь несколько веков спустя после излагаемых здесь событий, однако, в стихе 8 имеется ясная ссылка на книгу закона.

Для того, чтобы преуспеть в завоевании Ханаана Иисусу предстояло исполнить три вещи: а) закон не должен был «отходить от уст его», т. е. он должен был постоянно говорить и напоминать о нем (сравните Втор 6:7); б) он должен был размышлять над ним день иночь (сравните Пс 1:2; 118:97); в) ему следовало исполнять все, что… написано в книге, т. е. действовать в соответствии с содержащимися в ней постановлениями и правилами (сравните Езд 7:10; Иак 1:22−25).

Жизнь Иисуса Навина свидетельствует, что он на практике следовал наставлениям Моисеева закона, т. е. всему, что было записано из Божьего слова на ту пору. Наградой ему были победы в сражениях.

В одном из своих прощальных обращений к народу, незадолго до своей смерти, Навин призывал евреев подчинять свою жизнь Писаниям (Нав 23:6). К несчастью, они лишь недолгое время следовали его призыву. В последующих поколениях каждый из них делал то, что ему заблагорассудится (Суд 21:25). Религиозное отступничество, как и отступничество от норм нравственности, стало обычным в среде израильского народа.

Нав 1:9. Призыв к мужеству Господь обосновывал обещанием Навину постоянного Своего присутствия.

Вероятно, Израильскому полководцу были знакомы чувства слабости, неуверенности в себе и страха. Может быть, ему приходили мысли об «отречении» еще до начала завоевания земли. Возможно, тем, что Бог об этом знал, объясняется Его троекратно повторенное Навину — Будь тверд и мужествен (стихи 6−7, 9; сравните стих 18). Этого было достаточно: во все последующие годы военачальник хранил твердость и мужество, «не страшился и не ужасался» даже при столкновениях «с людьми исполинского роста, жившими в хорошо укрепленных городах» Иисус Навин был верен Господу до конца своей жизни.

2. НАВИН ДАЕТ ПОВЕЛЕНИЕ КОМАНДИРАМ («НАДЗИРАТЕЛЯМ») (1:10−15)

Сначала Господь говорил к Иисусу Навину. Затем Навин должен был говорить к народу, что он и сделал без промедления. Повеления его звучали уверенно. Не колеблясь, возложил на себя ответственность новый вождь евреев. Ситуация, в которой оказались Иисус и народ, была отнюдь не простой. Их нынешняя дилемма сильно напоминала ту, с которой столкнулись Моисей и израильтяне при переходе Чермного моря (Исх 14). В обоих случаях трудности возникли при начале служения вождей. И тогда и теперь преодолеть их естественным путем было невозможно. В обоих случаях требовалось безоговорочно довериться Богу и поставить себя в полную зависимость от Его чудной, сверхъестественной силы.

Нав 1:10−11. Две вещи требовали особенного внимания. Во-первых, надо было заготовить провизию; хотя манну евреи все еще собирали ежедневно, им надо было запастись плодами и зерном с равнин Моава — как для себя, так и для скота. Приказ «заготовлять пищу» Иисус Навин дал командирам (буквально надзирателям), которые, наподобие современных штабных офицеров, передавали приказы главнокомандующего народу. Через три дня завоеванию предстояло начаться.

Нав 1:12−15. Следующим важным делом Навина было напомнить коленам Рувима и Гада, а также половине колена Манассиина, что, хотя они и получили свои наделы на восточной стороне Иордана, они обязаны были сражаться вместе со своими братьями и помочь им завоевать землю западнее Иордана (Чис 32:16−32; Втор 3:12−20). Ключевым словом здесь является вспомните, и ответ упомянутых племен (Нав 1:16−18) показывает, что они не забыли своего обещания и готовы были исполнить его. Им, следовательно, предстояло быть ударными частями и возглавить вторжение в Ханаан (стих 14: идите пред братьями вашими).

3. НАВИН ПОЛУЧАЕТ ПОДДЕРЖКУ ОТ НАРОДА (1:16−18)

Нав 1:16−18. Ответ тех, кому предстояло обосноваться в Трансиордании, прозвучал с энтузиазмом и от всего сердца. И в этом отразилось настроение всех племен в решающий момент подготовки к вторжению. А новый вождь не мог не воодушевиться, видя, что все, как один, поддерживают его. Их клятва в лояльности и послушании (мы сделаем… пойдем… будем слушать) включала и торжественное заверение, что всякий виновный в непослушании будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен! — Господний призыв к Навину повторили и представителям племен (сравните стих 6−7, 9).

Однако полководцу было поставлено условие: народ готов был следовать за ним, если он убедительно докажет, что его самого ведет Бог (стих 17). Это была мудрая предусмотрительность, которой следовало тщательно руководствоваться, дабы израильские вожди не превратились в лжепророков или в «слепых водителей слепых».

Б. Разведывательная операция в Иерихоне (глава 2)

Иисус Навин был когда-то одним из 12 лазутчиков, которые ходили на разведку в землю, что лежала теперь перед ними (Чис 13−14). И вот, повернувшись лицом к западу и видя по ту сторону бурного Иордана эту землю, которую Бог обещал им, Навин, естественно, подумал, что ему необходима достоверная информация о ней; это было нужно для успешного хода битвы. Предстоявшее им теперь сражение должно было стать первым в долгой их чреде.

Примечания:

 
Elberfelder Bibel 2006
1 ⓐ – 5Mo 34,5
1 ⓑ – Neh 8,17
1 ⓒ – 2Mo 24,13
2 ⓓ – 5Mo 3,28
2 ⓔ – 1Mo 17,8; Neh 9,23
3 ⓕ – Kap. 14,9; 5Mo 11,24
4 ⓖ – 1Kö 10,29
4 ⓗ – 1Mo 15,18
5 ⓘ – Kap. 10,8; 21,44; 5Mo 7,24
5 ⓚ – 5Mo 31,6.8
6 ⓛ – V. 18; Kap. 10,25; 1Chr 28,20; 2Chr 15,7; Dan 10,19; Hag 2,4; 2Tim 2,1
6 ⓜ – Kap. 13,6; 4Mo 26,53
7 ⓞ – Kap. 11,15; 5Mo 4,2
7 ⓟ – Kap. 23,6; 5Mo 5,32; Hebr 13,9
7 [1] – o. Einsicht hast; o. klug handelst
8 ⓠ – Ps 119,97; 1Tim 4,15
8 [2] – w. nach all dem darin Geschriebenen zu handeln
8 ⓡ – 5Mo 5,1; 17,18.19
9 [3] – o. Sei nicht niedergeschlagen
9 ⓦ – Jer 1,8
10 [4] – w. Schreibern; d. i. eine Beamtenbezeichnung
11 ⓧ – Kap. 3,2.3
11 ⓨ – 5Mo 3,18; 9,1
12 ⓩ – Kap. 22,1; 1Chr 5,18; 26,32
14 [5] – o. Besitz
14 [6] – w. jenseits (d. h. vom Standpunkt des Betrachters aus)
14 ⓐ – Kap. 4,12.13
15 ⓑ – 5Mo 3,18; 9,1
15 [7] – w. in das Land eures Besitztums
15 [8] – w. jenseits (d. h. vom Standpunkt des Betrachters aus)
15 ⓒ – Kap. 22,1-4; 4Mo 32,20-24; 5Mo 3,18-20
16 ⓓ – 4Mo 32,25.27; Esr 10,4
17 ⓔ – Kap. 4,14; 4Mo 27,18-20; 5Mo 34,9
18 [9] – w. Mund
18 ⓗ – V. 6.9
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.