Откровение 17 глава

Откровение Иоанна
Cовременный перевод WBTC → Комментарии Давида Стерна

Cовременный перевод WBTC

1 И тогда один из семи ангелов с семью чашами подошёл ко мне и сказал: "Пойдем, я покажу тебе, какое наказание послано великой блуднице, что сидит над многими водами.
2 Земные цари предавались с ней блуду, и те, кто живёт на земле, напивались допьяна вином её блуда".
3 И оказался я во власти духа, который перенёс меня в пустыню. Там я увидел женщину, сидящую на красном звере. Этот зверь был весь покрыт богохульственными именами, и было у него семь голов с десятью рогами.
4 Женщина была одета в пурпурные и красные одежды, и на ней были золотые украшения, драгоценные камни и жемчуга. В руке у неё была золотая чаша, полная мерзости и грязи её блуда.
5 На лбу у неё было начертано имя с тайным значением: "Великий город Вавилон, мать блудниц и всяческой мерзости на земле".
6 И я увидел, что она пьяна кровью Божьих святых и кровью тех, кто умер, свидетельствуя об Иисусе. И увидев её, я поразился.
7 Ангел спросил у меня: "Чему ты удивляешься? Я объясню тебе, в чём тайное значение этой женщины и зверя с семью головами и десятью рогами, на котором она сидит.
8 Зверь, которого ты видел, был когда-то живым, сейчас же он мёртв. Но ещё восстанет он из бездны и отправится на погибель. И те из живущих на земле, чьи имена не вписаны в книгу жизни от начала мира, удивятся, увидев зверя, ибо он был жив когда-то, не жив сейчас, и всё же явится снова.
9 Чтобы всё это понять, нужна мудрость. Семь голов — это семь холмов, на которых сидит женщина, они же и семь царей.
10 Первые пятеро уже умерли, один ещё жив, а последний ещё не явился. Когда же он явится, то недолго ему суждено здесь оставаться.
11 Зверь, который когда-то был жив, а сейчас неживой, — это восьмой царь, один из семи, и идёт он к своей гибели.
12 Десять рогов, что ты видишь, — это десять царей, которые ещё не начали править, но получат они власть править каждый по одному часу вместе со зверем.
13 У всех десяти царей одни намерения, и отдадут они свою власть зверю.
14 Они будут воевать с Агнцем, но Он победит их, ибо Он — Господин господствующих и Царь царей вместе со Своими избранными, призванными и верными".
15 И сказал мне затем ангел: "Воды, которые ты видишь там, где сидит блудница, — это разные народы, множество племён и языков.
16 Десять рогов, которые ты видел, и сам зверь будут ненавидеть блудницу и отнимут у неё всё, чем она владеет, и оставят её нагой. Они будут пожирать её тело и жечь её огнём.
17 Потому что Бог вложил в десять рогов желание исполнить Его волю: отдать зверю власть правления, пока не исполнится слово Божье.
18 Женщина, которую ты видел, — это великий город, господствующий над земными царями".

Комментарии Давида Стерна

1 Затем подошёл один из ангелов с семью чашами и сказал мне: "Пойдём, я покажу тебе суд над великой блудницей, сидящей у многих вод. 2 Цари земные блудили с нею, и люди, живущие на земле, упивались вином её блуда".

Стихи 1−2. Суд, в основном, описан в главе 18, а также в ст. 16 данной главы.

Сидящей у многих вод. См. ком. к 14:8 о Вавилоне.

Великой блудницей... Цари земные блудили с нею. Книга Наума 3:4 называет Ниневе (Ниневию), ещё одну заслуженную напасть для Израиля, развратницей «приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продаёт народы и чарованиями своими — племена». Сравните 18:3, 7, 12−23. В кн. Исайи 23:17 говорится, что Тир «будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной».

Люди... упивались вином. См. 18:3; также кн. Иеремии 51:7, процитированною в ком. к ст. 4.

3 Он перенёс меня в Духе в пустыню, и я увидел женщину, сидящую на звере алого цвета, полного богохульных имён, у которого было семь голов и десять рогов.

На звере, у которого было... десять рогов. См. ком. к 12:3−4, ком. к 13:1−8.

4 Женщина была облачена в пурпурный и алый цвет и блистала золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В руке своей она держала золотую чашу, наполненную непристойностями и мерзостями её блуда.

Золотую чашу. Иеремия 51:7: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю: народы пили из неё вино и безумствовали».

Чашу, наполненную непристойностями и мерзостями. В 18:6 эта же чаша становится чашей Божьего гнева, как в 14:10, 16:19.

5 На лбу у неё было написано имя, имеющее тайный смысл:
ВАВИЛОН ВЕЛИКИЙ, МАТЬ БЛУДНИЦАМ И НЕПРИСТОЙНОСТЯМ ЗЕМНЫМ

Противопоставьте это имя имени, написанному на лбах у искупленных (см. 14:1 и ком., 22:5 и ком.).

Вавилон Великий. См ком. к 14:8.

6 Я увидел, что женщина пьяна от крови Божьего народа, то есть крови тех, кто несёт свидетельство о Йешуа. Увидев её, я чрезвычайно удивился.

Увидев её, я чрезвычайно удивился, так как обычно блудницы не одеваются столь великолепно (ст. 4; см. Дж.Э. Лэдд. Откровение).

7 Тогда ангел сказал мне: "Почему ты так удивлён? Я расскажу тебе о тайном значении женщины и зверя с семью головами и десятью рогами, который нёс её на себе. 8 3верь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из Бездны; но он уже близок к погибели. Люди, живущие на земле, чьи имена не были записаны в Книгу Жизни от основания мира, весьма удивятся, увидев зверя, который был, и нет его, но должен явиться.

Зверь уже был однажды (в образе Антиоха IV, «Эпифана»), и нет его, пока, в настолько же явном образе зла, но он выйдет как анти-Мессия (объясняется в ком. к 13:1−8). Поскольку зверь притязает на роль Бога, ангел саркастически описывает его при помощи выражений, обычно использующихся для описания Бога: «Тот, Кто был, Кто есть, и Кто грядёт» (1:4 и ком.). Этот зверь, Сатан, выйдет из Бездны и будет «освобождён на некоторое время» (20:2−3, 7−8), но он уже близок к погибели в «озере огня и серы» (20:9−10).

Люди, живущие на земле (те же, что и в ст. 2; см. ком. к 3:10), чьи имена не были записаны в Книгу Жизни (см. ком. к 20:12) от основания мира, противопоставляются Божьему народу, тем, «кто несёт свидетельство о Йешуа» (ст. 6). Также сравните 1:3−12; Кол. 1:14−23.

9 3десь нужен ум, наделённый мудростью: семь голов — это семь холмов, на которых сидит женщина; кроме того, это семь царей —

Семь холмов. См. ком. к 14:8 о Вавилоне.

10 пятеро пали, один жив сейчас, а другой ещё должен прийти, и когда он придёт, то пробудет недолго.

Семь царей — пятеро пали, один жив сейчас, а другой ещё должен прийти. Сложный стих в сложной для толкования книге. Если «Вавилон» означает Рим или Римскую империю (см. ком. к 14:8), пятеро, которые пали, возможно, — римские императоры, последним из которых был Нерон. После непродолжительного правления трёх императоров, на трон взошёл Веспасиан, шестой по счёту, правивший с 69 по 79 г. н.э., который жив сейчас (на момент написания книги Откровения). Тит ещё должен прийти. В своём комментарии на Книгу Откровения Р.Г. Чарльз рассматривает Нерона как «зверя» из данной главы, который, как ожидалось, должен был воскреснуть и возглавить царей востока в их битве с Римом (см. ком. к 13:17−18).

11 Зверь, который был, и которого нет теперь, — это восьмой царь; он от семи и близок к погибели. 12 Десять рогов, виденных тобою, — это десять царей, которые ещё не начали править, но примут царскую власть вместе со зверем на один час.

Десять рогов. См. ком. к ст. 3.

13 Они едины в мыслях и передадут свою власть и силу зверю. 14 Они пойдут на битву против Ягнёнка, но Ягнёнок победит их, так как он Господь господ и Царь царей, и вместе с ним одержат победу призванные, избранные и верные".

Он Господь господ и Царь царей. См. ком. к 19:16.

Стихи 7−14. См. 13:1−8 и ком., ср. также Книгу Даниила 7:19−25.

15 3атем он сказал мне: "Воды, которые ты видел, у которых сидит блудница, — это народы, люди, племена и языки. 16 А десять рогов, которые ты видел, и зверь возненавидят блудницу, погубят её, обнажат, съедят её плоть и сожгут её в огне.

Возненавидят блудницу. Десять рогов и зверь, которые являются воплощениями зла, возненавидят блудницу, которая также является воплощением зла. Добрые любят не только таких же добрых, как и они, но и злых. А злые ненавидят не только добрых, но и себе подобных.

Сожгут её в огне (также 18:8). То же самое наказание предусмотрено для дочери когена, которая бесчестит своего отца своим блудом, Левит 21:9.

17 Ибо Бог положит им на сердце исполнить то, что соответствует Его замыслу, то есть быть единодушными и отдать своё царство зверю, до тех пор пока Божьи слова не достигнут своей цели.

Бог положит им на сердце исполнить, то, что соответствует Его замыслу. В Танахе Бог часто использует нечестивых для осуществления Своих целей; см. Исход 10:1, Аввакум 1:5−11. Настоящий стих явно говорит о суверенной власти Бога, как и в Рим. 9:6−29 и ком. Хотя в Книге Откровения много говорится о Сатане и его силе, нет никакого дуализма, ни малейшей возможности того, что Сатан находится на одном уровне с Богом. Божьи слова должны достигнуть своей цели (сравните кн. Исайи 55:10−11, Мат. 24:35, Рим. 8:28).

18 А женщина, которую ты видел, — это великий город, правящий земными царями".

Великий город. См. ком. к 14:8.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.