Ярэміі 21 глава

Кніга прарока Ярэміі
Пераклад Антонія Бокуна → Толкование Далласской семинарии

Пераклад Антонія Бокуна

1 Слова, якое было да Ярэміі ад ГОСПАДА, калі валадар Сэдэкія паслаў да яго Пашхура, сына Малькія, і сьвятара Сафонію, сына Маасэі, кажучы:
2 «Парайся, просім, у імя нашае ў ГОСПАДА, бо Навухаданосар, валадар Бабілону, ваюе супраць нас. Можа, ГОСПАД учыніць для нас цуды Свае, і ён адступіць ад нас».
3 І сказаў ім Ярэмія: «Так адкажыце Сэдэкіі:
4 “Гэта кажа ГОСПАД, Бог Ізраіля. Вось, Я адвярну назад прылады ваенныя, якія ў руках вашых і якімі вы ваюеце з валадаром Бабілонскім і з Халдэйцамі, што аблягаюць вас звонку муроў, і зьбяру іх у сярэдзіне гораду гэтага.
5 І Я буду ваяваць супраць вас рукою ўзьнятаю і рамяном дужым, з гневам, ярасьцю і абурэньнем вялікім.
6 І Я ўдару жыхароў гораду гэтага, і чалавека, і жывёлу; паўміраюць яны ад пошасьці вялікай.
7 А пасьля гэтага, кажа ГОСПАД, Я выдам Сэдэкію, валадара Юды, слугаў ягоных і народ, і тых, хто застанецца ў горадзе гэтым пасьля заразы, мяча і голаду, у рукі Навухаданосара, валадара Бабілонскага, і ў рукі ворагаў іхніх, і ў рукі тых, якія шукаюць душы іхняй, і ён заб’е іх вострывам мяча, і не памілуе іх, і ня будзе шкадаваць іх, і ня будзе мець літасьці”.
8 А народу гэтаму скажы: “Гэта кажа ГОСПАД. Вось, Я стаўлю перад абліччам вашым шлях жыцьця і шлях сьмерці.
9 Хто застанецца ў горадзе гэтым, памрэ ад мяча, голаду і пошасьці. А хто выйдзе і патрапіць да Халдэйцаў, якія аблягаюць вас, будзе жыць і атрымае, як здабычу, душу сваю.
10 Бо Я зьвярнуў аблічча Маё на горад гэты на злое, а не на добрае, кажа ГОСПАД. Ён будзе выдадзены ў рукі валадара Бабілонскага, і той спаліць яго агнём”.
11 Адносна дому валадара Юды слухайце слова ГОСПАДА:
12 “Доме Давіда, гэта кажа ГОСПАД. Судзіце справядліва ад раніцы і вызваляйце прыгнечанага з рукі крыўдзіцеля! Бо іначай гнеў Мой разгарыцца як агонь, і будзе гарэць, і ніхто ня зможа патушыць яго з прычыны ліхіх учынкаў вашых.
13 Вось, Я супраць цябе, жыхарка даліны, скала на раўніне, кажа ГОСПАД. Вы гаворыце: “Хто прыйдзе на нас, і хто ўвойдзе ў памяшканьні нашыя?”
14 Я пакараю вас паводле пладоў учынкаў вашых, кажа ГОСПАД, і запалю агонь у лесе ягоным, і ён праглыне ўсё вакол яго”».

Толкование Далласской семинарии

ЧЕТЫРЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА ИЕРЕМИИ О СУДЕ (главы 21−25)

Выступление Пасхора против Иеремии (20:1−6) служит толчком к изменению характера пророчеств последнего: они делаются более конкретизированными. Тема греха, поразившего Иудею, и грядущего возмездия за него, но, наряду с этим, и тема надежды на избавление от суда — в случае покаяния иудеев — звучат в каждом из девяти пророчеств, уже рассмотренных нами.

Они звучат на фоне угроз в адрес самого пророка и все более сгущающейся вокруг него враждебности; оппозиция Иеремии и прежде была налицо, но физически она впервые проявляет себя в поступке Пасхора (20:2). После этого обличения со стороны пророка становятся более индивидуально направленными: теперь он говорит против конкретных людей и групп; тема надежды на раскаяние иудеев вытесняется в его речах возвещением неотвратимого суда над ними.

а. Обличение царей (21:1 — 23:8)

Итак, первую «группу», бичуемую Иеремией, составляют цари иудейские — те, которых Сам Господь назначил быть пастырями народа (23:1−2 сравните с 2:8; 10:21 и с Иез 34:1−10). После обличения нечестивых царей, завершающегося в этом разделе в 23:1−2, вновь, однако, возникает в пророчестве Иеремии (ссылающегося на то, что «так говорит Господь») тема надежды, но основанием ее служит не возможность скорого покаяния иудеев, а явление праведного Царя, Который восстановит растлившуюся ныне Иудею (23:3−8).

Не исключено, что даже объединенное в книге в одну главу (в ту же главу 21) произносилось пророком частями, в разное время. Обращает на себя внимание и нарушение хронологического порядка в упоминании царей в этом разделе. (таблицу «Последние пять царей Иудеи»; 4Цар 24.) Первым здесь назван Седекия, который хронологически был последним из пяти (Иер 21:1 — 22:9). Трое же, начиная с Саллума (он же — Иоахаз; 22:10−12), перечисляются «по порядку»; после Саллума говорится об Иоакиме (22:13−23), и последним назван Иехония (22:24−30), предшествовавший Седекии.

То-есть последовательно названы 2-ой, 3-ий и 4-ый цари из последних пяти. Упомянутое нарушение хронологического порядка пробуют объяснить двумя причинами. Первое. Возможно, царь Седекия «поставлен первым» ради его современника — сановника Пасхора (сына Молхиина), носившего то же имя, что дерзкий ненавистник пророка — Пасхор (сын Еммеров; 20:1). Таким образом создается своего рода тематическая преемственность в развитии: один Пасхор бьет и унижает пророка, а другой приходит к нему как царский посланник — за советом, с робкой надеждой на помощь свыше.

Иеремия хотел возмездия своему обидчику Пасхору, и он обретает его — в другом Пасхоре. Второе. Иеремия нарочито оставляет Иехонию «напоследок»: его горестная судьба становится в его пророчестве кульминационной точкой в судах Божиих над нечестивыми царями Иудеи. По пресечении их линии Господь «восставит Отрасль праведную» (23:5).

1) Пророк отвечает царю Седекии (21:1 — 22:9).

Иер 21:1−2. Полагают, что царь обратился к Иеремии, и пророк ответил ему в период между 588 и 586 годами до Р. Х. Упоминаемый здесь сановник Пасхор будет позднее, в числе других, добиваться у Седекии предания Иеремии смерти за то, что своими предсказаниями тот «подрывает дух» народа (38:1−4). Софония был преемником Иодая (29:25−26) на посту священника, следующим по рангу за первосвященником, каковым был Сераия; 52:24). После падения Иерусалима этот Софония будет казнен по приказанию Навуходоносора (52:24−27: в стихе 24 назван «Цефанией, вторым священником»).

Итак, «высокая делегация» явилась к Иеремии, чтобы он «вопросил Господа, не сотворит ли Он чудо — не заставит ли Навуходоносора «отступить» от иудеев?» Седекия и его современники, вполне вероятно, вспомнили дни царя Езекии, когда Иерусалиму угрожали ассирийцы (4Цар 18:17 — 19:37; Ис 36−37). Езекия тоже послал тогда своих главных советников — из числа политических и религиозных деятелей — к пророку Божиему (Исайе), прося его вмешательства (Ис 37:2−4). Надо думать, Седекия надеялся, что и ему Бог ответит благоприятно, как в свое время ответил Езекии через Исаию (Ис 37:5−7).

Иер 21:3−7. Но ответ Иеремии прозвучал совсем в ином ключе: Господь не только не поможет царю, но и Сам станет воевать… в ярости и в… негодовании… против отпавших от Него иудеев (стих 5). Полчища халдеев Он впустит в Иерусалим («соберет посреди города сего»; стих 4). Осаде же будут сопутствовать голод и эпидемия, которые поразят и людей и скот (стих 6). С теми же, которые осаду переживут, враги поступят без всякой жалости; что касается высших сановников, то большую часть их ждет смерть. Предсказание Иеремии осуществилось в 586 году, после падения Иерусалима. Царь Седекия был тогда ослеплен и в цепях уведен в Вавилон (39:5−7). А городскую знать увезли в Ривлу, где предали казни (52:24−27).

Иер 21:8−10. В не оставляющем надежды пророчестве предлагается лишь один путь жизни: пусть народ — те, которые хотят душу сохранить (стих 9) — выйдет за стены города, как только начнется осада Иерусалима, и сдастся на милость победителей, ибо победителями будут халдеи! О реакции «начальников» на это «послание» Иеремии читаем в 38:1−4.

Иер 21:11−14. На фоне безотрадного и неотвратимого вновь (стихи 11−12) звучат призывы пророка к царскому дому Иудеи отказаться от привычного ему зла и напоминание власть имущим, что именно оно вызовет излияние ярости Господней, неугасимой, как огонь, который пожрет все вокруг. Так будет наказано дерзкое неверие тех, кто полагают, что серьезная опасность им все-таки не грозит («кто выступит против нас и кто войдет в жилища наши?» — стих 13) и продолжают упорствовать в своем неповиновении Господу.

Иерусалим, высившийся на своих холмах посреди долины (назван «жительницей» ее; стих 13), уподобляется скале на равнине. Для того, чтобы подступиться к иудейской столице, врагам надо было преодолеть окружающие ее горы, а, спустившись в долину, вновь подниматься на холмы… Все это представляло несомненные стратегические трудности, внушавшие иудеям надежду на безопасность.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.