Revelation 11 глава

Revelation
Darby Bible Translation → Комментарии Давида Стерна

Darby Bible Translation

The Two Witnesses

1 And there was given to me a reed like a staff, saying, Rise, and measure the temple of God, and the altar, and them that worship in it.
2 And the court which [is] without the temple cast out, and measure it not; because it has been given [up] to the nations, and the holy city shall they tread under foot forty-two months.
3 And I will give [power] to my two witnesses, and they shall prophesy a thousand two hundred [and] sixty days, clothed in sackcloth.
4 These are the two olive trees and the two lamps which stand before the Lord of the earth;
5 and if any one wills to injure them, fire goes out of their mouth, and devours their enemies. And if any one wills to injure them, thus must he be killed.
6 These have power to shut the heaven that no rain may fall during the days of their prophecy; and they have power over the waters to turn them into blood, and to smite the earth as often as they will with every plague.
The Witnesses Killed and Raised

7 And when they shall have completed their testimony, the beast who comes up out of the abyss shall make war with them, and shall conquer them, and shall kill them:
8 and their body [shall be] on the street of the great city, which is called spiritually Sodom and Egypt, where also their Lord was crucified.
9 And [men] of the peoples and tribes and tongues and nations see their body three days and a half, and they do not suffer their bodies to be put into a sepulchre.
10 And they that dwell upon the earth rejoice over them, and are full of delight, and shall send gifts one to another, because these, the two prophets, tormented them that dwell upon the earth.
11 And after the three days and a half [the] spirit of life from God came into them, and they stood upon their feet; and great fear fell upon those beholding them.
12 And I heard a great voice out of the heaven saying to them, Come up here; and they went up to the heaven in the cloud, and their enemies beheld them.
13 And in that hour there was a great earthquake, and the tenth of the city fell, and seven thousand names of men were slain in the earthquake. And the remnant were filled with fear, and gave glory to the God of the heaven.
14 The second woe has passed; behold, the third woe comes quickly.
The Seventh Trumpet

15 And the seventh angel sounded [his] trumpet: and there were great voices in the heaven, saying, The kingdom of the world of our Lord and of his Christ is come, and he shall reign to the ages of ages.
16 And the twenty-four elders, who sit on their thrones before God, fell upon their faces, and worshipped God,
17 saying, We give thee thanks, Lord God Almighty, [He] who is, and who was, that thou hast taken thy great power and hast reigned.
18 And the nations have been full of wrath, and thy wrath is come, and the time of the dead to be judged, and to give the recompense to thy servants the prophets, and to the saints, and to those who fear thy name, small and great; and to destroy those that destroy the earth.
19 And the temple of God in the heaven was opened, and the ark of his covenant was seen in his temple: and there were lightnings, and voices, and thunders, and an earthquake, and great hail.

Комментарии Давида Стерна

1 Мне дали измерительную трость, подобную жезлу, и велели: "Встань и измерь Храм Божий и жертвенник, и сосчитай число людей, поклоняющихся в нём! 2 А внешний двор Храма не учитывай, не измеряй его, так как он был дан гоим, и они будут попирать святой город в течение сорока двух месяцев.

Стихи 1−2. Измерение символизирует тот факт, что город готовится либо к сохранению (Иезекииль 40:3 — 48:35, Захария 2:5−9 (1−5)), либо к разрушению (4 Царств 21:12−14, Исайя 34:11, Плач Иеремии 2:8). Стихи 2, 8 и 13 позволяют предположить, что Иерусалим, столица еврейской нации и, следовательно, символ еврейского народа (как в Книге Исайи 40:1−2, Мат. 23:37−39 и ком., Лук. 2:38), заслуживает суда и разрушения. Однако из ст. 13 мы видим, что его удел — раскаяние и сохранность.

Храм Божий. Помимо Шатра Общения (Скинии) и небесного оригинала, с которого была сделана эта копия (см. 15:5 и ком., Евр. 8:2−6 и ком.), Писание упоминает шесть буквальных храмов:

1) Первый Храм, или Храм Соломона (3 Царств 5−8).

2) Второй Храм, возведённый Зрубавелсм (Аггей 1−2, Ездры 3:4−13).

3) Храм Ирода, называемый либо восстановленным Вторым Храмом, либо Третьим Храмом (Мат. 21:12 и далее, 24:1−2; Йн. 2:19−20).

4) Будущий храм времён Анти-Мессии (Даниил 9:27, 11:45, 12:7; Мат. 24:15; 2 Фес.2:3−4; а также здесь).

5) Будущий храм времён Мессии (Иезекииль 40−48, Захария 6:12−15).

6) Небесный храм (ниже, в 7:15; 11:19; 14:15, 17; 16:17).

Кроме того, существует три образных храма:

1) Мессианская Община (1 Кор. 3:16−17, 2 Кор. 6:16, Еф. 2:21).

2) Тело верующего (1 Кор. 6:19).

3) Бог и Ягнёнок (в Новом Иерусалиме; Откровение 21:22).

Люди, поклоняющиеся в Храме — евреи, возможно, не все, а только остаток, верующие евреи (см. ком. к Рим. 9:6, 9:27−29, 11:1−6 и 11:26), поскольку внешний двор Храма, известный также как двор язычников (см. ком. к Еф. 2:14) следовало оставить неучтённым, неизмеренным. На самом деле, роль гоим (см. ком. к Мат. 5:46) здесь coстоит в том, чтобы попирать святой город, Иерусалим (как и в Лук. 21:24 и ком.), в то время как остаток сохранён. В ст. 9 язычники пытаются помешать погребению двух свидетелей.

В течение сорока двух месяцев (также в 13:5). Вероятно, это тождественно «тысяче двумстам шестидесяти дням» в ст. 3 и в 12:6 (ср. Книгу Даниила 12:11−12, где упоминаются «тысяча двести девяносто дней» и «тысяча триста тридцать пять дней») и фразе «срок, два срока и полсрока» из 12:14 ниже (Даниил 7:25, 12:7).

С этим связан также период, в два раза больший, семь лет из Книги Даниила 8:14 («две тысячи триста вечеров и утр») и 9:25−27 («семь седмин и шестьдесят две седмины... одна седмина»). Талмудический отрывок, процитированный в ком. к Мат. 24:1−39, говорит о семилетнем периоде, в течение которого произойдут различные бедствия. Также см. ком. к 13:1−8.

3 Я также дам власть двум моим свидетелям; и они, облачённые в ветхие одежды, будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней". 4 Это две маслины и две меноры, стоящие перед Господом земли. 5 Если кто-либо захочет навредить им, изо рта их выходит огонь и пожирает их врагов — да, если кто-нибудь попытается навредить им, именно так он и погибнет. 6 У них есть власть затворять небо, чтобы не было дождя в течение всего того времени, пока они будут пророчествовать; также у них есть власть превращать воды в кровь и поражать землю всевозможными бедствиями, когда они только пожелают.

Стихи 3−6. Двум моим (Мессии) свидетелям. Они — две маслины из Книги Захарии 4:14 и две меноры, стоящие перед Господом земли. Книга Захарии 4:2 говорит об одной меноре с семью лампадами, а в 4:14 две масличные ветви отождествляются с «двумя помазанниками, стоящими перед Господом всей земли». Эти два свидетеля говорят о Йешуа, распространяют Добрую Весть среди еврейского народа в Иерусалиме, пророчествуют и творят чудеса. В течение всего этого времени они пользуются особым покровительством Бога (ст. 5−6). Затем зверь из Бездны умерщвляет их (ст. 7). Их тела лежат на главной улице Иерусалима три с половиной дня (ст. 8−9), после чего они воскресают и возносятся на небеса (ст. 11−12).

В контексте Книги Захарии 3−4 два помазанника — это Йегошуа, коген гагадоль, и Зрубавель, правитель. Различные мидраши отождествляют их с Аароном и Моисеем (Исход Рабба 15:3), Аароном и Давидом (Числа Рабба 14:13, 18:16), Аароном и Мессией (Авот диРаби Натан 306). возможно также, с Машиахом Бен-Йосефом и Машиахом Бен-Давидом (Песикта Раббати 8:4; текст двусмыслен).

В Талмуде раби Йицхак называет мудрецов в Эрец Исраэль «помазанниками» (бней-йицхар, буквально «сыновья чистого масла»), потому что они ведут споры, оставаясь дружелюбными, а мудрецов Вавилона — «маслинами», потому что их дебаты исполнены горечи (как дикие маслины: Сангедрин 24а).

Итак, кто же эти два свидетеля? Часто говорят, что это Моисей и Илия, ведь именно они явились Йешуа во время его Преображения (Мат. 17:1−8). Проблема такого объяснения в том, что свидетели должны умереть (ст. 7), а люди умирают лишь однажды (Евр. 9:27).

Аргументы, выдвигаемые в пользу Илии, весьма убедительны. Он ещё не умирал (4 Царств 2:1, 9−12), он должен вернуться перед приходом Мессии (Малахия» 4:5−6) и он уже однажды затворял небо, чтобы не было дождя (3 Царств 17:1, 18:42−45; Лук. 4:25; Яак. 5:17−18 и ком.).

Хотя Моисей действительно имел власть превращать воду в кровь и поражать земли всевозможными бедствиями (Исход 7:17 — 12:30, 1 Царств 4:8), Писание говорит о его смерти, так что он не может умереть вторично. Тем не менее, еврейская традиция не удовлетворена тем, что Моисей почивает в мире.

Один талмудический раввин, желая показать, что Моисей всё ещё жив, использовал принцип толкования, известный как гзера шава. Термин означает «аналогия» (буквально «такое же решение») и применяется следующим образом: если слово имеет особое значение в одном отрывке Писания, оно должно иметь то же значение и в другом. (Раввины заметили, что этим методом легко злоупотреблять и приходить к выводам, противоречащим Писанию, а потому запретили его применение. Признаются только более ранние случаи использования этого метода толкователями.)

'Нас учили, что раби Элиэзер старший говорил: «На территории [более трёх квадратных километров], равной по размерам стану Израиля, бат-коль [голос с небес] провозгласил: "И умер там Моисей, великий мудрец Израиля". Однако другие утверждают, что Моисей не умирал. Хотя в Танахе и говорится: "И умер там Моисей" (Второзаконие 34:5), в другом месте сказано: "И пробыл там Моисей у Адоная" (Исход 34:28). Подобно тому, как в последнем отрывке слово "там" означает "находясь и служа", так и в предыдущем оно означает "находясь и служа".' (Сота 136)

В любом случае, возможно, только по причине необычной смерти Моисея (Второзаконие 34:5−6, Йег. 9 и ком.; ком. к ст. 12 ниже) стало распространённым мнение о том, что он вернётся вместе с Илией:

'Раби Йоханан бен-Заккай... [учил, что Бог] сказал: «Моисей, клянусь тебе, что в будущем, когда Я приведу пророка Илию [в Израиль], ты и он придёте вместе».' (Второзаконие Рабба 3:17)

Сам Йоханан часто выдвигается как кандидат на роль одного из свидетелей на основании Йн. 21:20−24. Однако эти два свидетеля жили гораздо раньше и были уже на небесах к тому времени, когда пророчествовал Захария (к пятому веку до н.э., см. Захария 4:11−14).

Помимо Илии, единственным человеком, взятым на небеса и не увидевшим смерти, был Енох (Бытие 5:21−24; Евр. 11:5). Оба жили задолго до пятого века до н.э., оба были пророками (будут пророчествовать). Поскольку они ещё не видели смерти, они могут умереть (ст. 7). Если «два свидетеля» — это два конкретных человека, а не образное выражение, я бы выдвинул кандидатуры Еноха и Илии.

Между тем, верующие в Иерусалиме уже привыкли к тому, что каждые несколько месяцев появляются новые претенденты на роль «двух свидетелей». Они облачены в ветхие одежды, подобно пророкам Танаха (Исайя 20:2, сравните 4 Царств 1:8, Захария 13:4, Мат. 3:4), и заявляют о том, что пришли «в духе и силе Илии» (Лук. 1:17) или даже что они и есть Илия. В каком бы духе они ни пришли на самом деле, пока что никто не убедился в их силе (ст. 5−6).

Изо рта их выходит огонь и пожирает их врагов. В Книге Иеремии 5:14 пророк обращается к Израилю: «Потому так говорит Адонай, Бог воинств: за то, что вы говорите такие слова, Я сделаю слова Мои огнём в устах твоих, а этот народ — дровами, и он [огонь] пожрёт их». См. также 4 Царств 1:10, 12; Лук. 9:54.

7 Когда они закончат свидетельствовать, зверь, выходящий из Бездны, будет сражаться с ними, возьмёт верх над ними и умертвит их;

По-видимому, зверь — то же, что и Анти-Мессия (1 Йн. 2:18−19 и ком.).

См. 13:1−18 и ком., 14:8−11 и ком.

Из Бездны. См. ком. к 9:1.

8 и трупы их будут лежать на главной улице великого города, имя которого, если говорить о духовном его состоянии, — "Сдом" и "Египет", это тот город, где Господь их был казнён на стойке.

Город, где Господь их был казнён на стойке, — Иерусалим. Слово «их» относится к еврейскому народу, как и сам город (ком. к ст. 1−2). Автор, обращаясь к собственному народу, использует достаточно жёсткие выражения. Их духовное состояние — «Сдом» (сравните кн. Исайи 1:10), в котором процветали сексуальные грехи и дурное обращение с людьми (Бытие 19), и «Египет», где господствовали лжерелигия, ненависть к единому истинному Богу и антисемитизм (Исход 1−15).

9 И люди из народов, колен, языков и племён будут смотреть на их тела три с половиной дня, и не позволят положить трупы в гробницы.

Люди из народов, колен, языков и племён, то есть язычники (см. ком. к 5:96−13), настолько враждебны по отношению к Богу, Его Слову и Пророкам, что препятствуют погребению двух свидетелей, чьи тела лежат на главной улице Иерусалима, не защищённые от псов и мух, выставленные на всеобщее обозрение (ком. к 19:21, Псалом 68:2−4, 3 Царств 13:2; Флавий, Иудейская война 4:5:2).

10 Люди, живущие в Стране, будут радоваться, веселиться и посылать друг другу подарки, потому что эти два пророка так мучили их.

Люди, живущие в Стране. Я полагаю, что здесь имеются в виду не «люди, живущие на земле», как в других местах Книги Откровения, а евреи, живущие в Земле Израиля. Это заключение основано на двух фактах:

1) ивритские антецеденты греческого выражения часто имеют такое значение (см. ком. к 3:10) и

2) реакция язычников уже была упомянута в ст. 9.

Йоханан предвидит то время, когда противостояние Евангелию со стороны еврейского народа достигнет апогея с появлением этих двух пророков. С точки зрения верующих, эти пророки несут Добрую Весть о Йешуа немессианским евреям, живущим в Израиле. Но, что касается оценки неверующих евреев, эти два пророка мучили их. По этой причине они не только отвергнут их свидетельство, но также, вместо того, чтобы сидеть шиву (ком. к Йн. 11:19−20), будут радоваться, веселиться и посылать друг другу подарки, как евреи Шушана после того, как утмертвили сыновей Амана (Книга Есфири 9:22). Разница заключается в том, что Аман и его сыновья действительно были угнетателями, в то время как свидетели Мессии предлагают избавление.

11 Но по прошествии трёх с половиной дней дыхание жизни от Бога вошло в них, они поднялись на ноги, и великий страх объял тех, кто видел их. 12 3атем эти двое услышали громкий голос с небес, говоривший им: "Поднимитесь сюда!" И они взошли на небеса в облаке, в то время как враги их наблюдали за ними.

Стихи 11−12. Воскресение и вознесение свидетелей, напоминающие воскресение и вознесение самого Йешуа, вызывают великий страх у их врагов, так как демонстрируют могущественным образом (1 Кор. 2:14, 4:20, 6:14, 15:54−57), что Бог поистине правит всем. Слово Адоная могущественно (Исайя 55:10−11; Евр. 1:3) и непреходяще (Исайя 40:8; 1 Кеф. 1:23−25); его нельзя заглушитъ убийством тех, кто его провозглашает.

Они взошли на небеса в облаке, не только как сам Йешуа (Деят. 1:9−11), но также, по утверждению Флавия, как Моисей. Обратите внимание, как Флавий объясняет противоречивое утверждение в Книге Второзакония 34:5−6:

'Затем он [Моисей] обнял Елеазара [коген-гагадоль] и Иисуса [Йегошуа бин-Нун] и пока ещё говорил с ним, его вдруг окружила туча и он скрылся в каком-то ущелье. Впрочем, в священных книгах он сам упомянул о своей смерти, из опасения, как бы люди не вздумали утверждать, будто бы он, вследствие особенной к нему любви со стороны Господа Бога, был взят прямо на небо.' (Иосиф Флавий, Иудейские древности 4:8:48, в переводе Г. Генкеля)

См. также ком. к ст. 3−6, 6:9 и к Йег. 9.

13 В тот час произошло великое землетрясение, и десятая часть города превратилась в руины. Семь тысяч человек погибли при землетрясении, остальных охватил благоговейный страх, и они воздали славу Богу небес.

Землетрясение часто сопровождает Божьи суды Последних Дней (6:12, 8:5, 11:19, 16:18; Иезекииль 38:19−20). Во время землетрясения, описанного здесь, погибают семь тысяч человек, оно несёт великие разрушения (десятая часть города превратилась в руины). Для выживших результат всего этого — ни что иное, как спасение, исполнение Божьего обещания, данного через Шауля, о том, что «весь Израиль спасётся» (Рим. 11:26 и ком.).

«Евреи просят знамений» (1 Кор. 1:22). В Мат 16:1−4 прушим просили Йешуа показать им знамение, но он обещал им лишь «знамение Ионы», которого рыба изрыгнула на сушу, что является, по существу, образом воскресения. Воскресение и вознесение двух свидетелей, наряду с похожим землетрясением (в тот час), понимаются евреями как знамения от Бога — остальных охватил благоговейный страх. Хотя они и скорбели о семи тысячах погибших, это было «страдание... способствующее оставлению греха» (2 Кор. 7:10 и ком.), которое привело их к покаянию, так что они воздали славу Богу небес. На протяжении всей Книги Откровения только те люди, которые находятся в правильных отношениях с Богом, воздают Ему славу (1:6, 4:9, 11, 5:12−13, 7:12, 15:4; 19:1, 7). И наоборот, те, у кого нет надлежащих отношений с Богом, прославляют самих себя (18:7), а не Его (14:7, 16:9).

Сравните с ожесточенными язычниками в Рим. 1:21: «Несмотря на то, что они знают, кем является Бог, они не прославляют Его как Бога и не благодарят Его». Это массовое раскаяние становится переломным моментом в многовековой истории противостояния Евангелию со стороны еврейской господствующей верхушки. Да произойдет всё это вскоре, в наши дни.

14 Второе горе прошло; вот, третье наступит вскоре.

См. 8:13 и ком.

Стихи 1−14. Хотя некоторые понимают этот отрывок так, будто он символически относится к церкви, многие видят в нём живописное изображение действительных событий: после того, как Анти-Мессия и его приспешники сделают всё, что в их силах, чтобы помешать провозглашению Евангелия еврейскому народу (ст. 7) и уничтожить сам еврейский народ (ст. 26), «Весь Израиль спасётся» (Рим. 11:26 и ком.).

Стихи 1−2 и ком. показывают, что здесь в центре внимания евреи, а не язычники.

15 Седьмой ангел протрубил в шофар; и раздались громкие голоса в небесах, говорившие:
"Царство мира стало Царством нашего Господа
и Его Мессии, и Он будет править вовеки веков!" 16 Двадцать четыре старца, сидящие на своих тронах в присутствии Бога, пали на лица свои и прославили Бога, 17 говоря:
"Благодарим Тебя, Адонай, Бог небесных воинств,
Тот, Кто есть и был,
За то, что Ты принял власть и воцарился.

Стихи 15−17. Когда седьмой ангел протрубит в шофар, Царство мира станет Царством нашего Господа и Его Мессии, и Адонай будет править. Непосредственное правление Божье на земле, Мессианское Царство, обещанное в 1:5−8 и 6:10, становится реальностью. Между этими стихами и главой 19 происходят различные суды и другие события, связанные с крушением системы этого мира и введением в силу правления Мессии. Поэтому в 19:6 вновь прозвучит тот же самый возглас: "[алелуйя] Воцарился Адонай, Бог небесных воинств!"

18 Вознегодовали гоим.
Но вот, пришёл Твой гнев,
Время судить мёртвых.
Время вознаграждать Твоих слуг, пророков,
И Твой святой народ,
Всех, кто стоит в трепете в Твоём присутствии,
От мала до велика.
Это также время погубить тех,
Кто губил землю".

Это мидраш на Псалом 2, противопоставляющий праведный суд и гнев Бога ярости гоим, языческих народов, противящихся Богу и Его целям.

19 3атем открылся Храм Божий на небесах, и Ковчег Договора был виден в Его Храме; и были вспышки молнии, голоса, раскаты грома, землетрясение и неистовый град.

Храм Божий. См ком. к ст. 1−2.

На небесах... Ковчег Договора. Земной ковчег, упомянутый в Новом Завете в письме Мессианским евреям 9:4−5 и ком., впервые описан в Книге Исход 25:10−22. Первоначально он располагался за завесой Скинии, а затем — внутри Святая Святых в Храме Соломона. Он, вероятно, был похищен египетским царём Шишаком (Сусакимом), когда тот «взял сокровища дома Господня» (3 Царств 14:25), или уничтожен вместе с храмом вавилонянами (сравните кн. Иеремии 3:16).

Небиблейские источники утверждают, что ковчег был спрятан «в нужном месте» (Талмуд, Йома 536) или где-то ещё. В Йома 526 говорится, что его спрятал царь Иосия, но апокрифическая Вторая книга Маккавейская 2:4−8 повествует о том, как Иеремия спас ковчег и принёс его в пещеру на горе Синай, чтобы сохранить его до тех времён, когда Бог соберёт Свой народ во времена Мессии (см. ком. к 2:17). Упоминание о ковчеге в настоящем стихе согласуется с традиционным мнением, поскольку спасение Израиля, событие мессианской эпохи, было описано выше, в ст. 13.

Если земной ковчег символизировал Божье присутствие, охраняющее народ, появление небесного ковчега символизирует готовность Бога исполнить оставшиеся обещания, данные Им в договоре.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.