От Матфея 25 глава

Евангелие от Матфея
Перевод Десницкого → Толкование Далласской семинарии

Перевод Десницкого

1 Вот на что будет тогда похоже Царство Небес: десять девушек взяли свои светильники и отправились встречать жениха*.
2 Пять из них были глупы, а пять — разумны.
3 И вот глупые взяли с собой светильники, но не захватили масла*.
4 А разумные взяли масло в сосудах для своих светильников.
5 Жених задерживался, так что все они задремали, заснули.
6 Посредине ночи раздался крик: «Вот и жених, идите ему навстречу!»
7 Тогда все девушки проснулись и стали готовить светильники.
8 Глупые сказали разумным: «Поделитесь с нами маслом, наши светильники гаснут!»
9 А разумные ответили: «Ну нет, так не хватит ни нам, ни вам. Сходите лучше сами к торговцам и купите».
10 И когда те ушли покупать масло, пришел жених. Кто был готов, вошли вместе с ним на свадебный пир, и двери затворились.
11 Тут приходят остальные девушки и просят: «Господин, господин, открой нам!»
12 Но он им ответил: «Аминь говорю вам: я вас не знаю».
13 Будьте начеку, ведь вы не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий!*
14 Или так: один человек, отправляясь в путь, призвал своих слуг и поручил им управлять его собственностью.
15 Одному он передал пять талантов, другому два, третьему один*, каждому по его способностям, и затем отправился в путь.
16 Кто получил пять талантов, сразу же пустил их в оборот и заработал другие пять,
17 и кто получил два, заработал другие два.
18 А тот, кто получил один, пошел и закопал его в землю, чтобы скрыть серебро своего господина.
19 Прошло много времени, и вот возвращается к тем слугам их господин и требует от них отчет.
20 Кто получил пять талантов, пришел с другими пятью и сказал: «Господин, ты поручил мне пять талантов, а эти пять я заработал».
21 Господин ответил ему: «Хорошо, добрый и верный слуга, ты оказался верен в малом, и я тебя поставлю над многим. Порадуйся вместе со своим господином!»
22 И кто получил два таланта, сказал: «Господин, ты поручил мне два таланта, а эти два я заработал».
23 Господин ответил ему: «Хорошо, добрый и верный слуга, ты оказался верен в малом, и я тебя поставлю над многим. Порадуйся вместе со своим господином!»
24 Подошел к нему и тот, кто получил один талант, и сказал: «Господин, я же знал, что ты человек суровый: жнешь, где не сеял, и подбираешь, где не ронял.
25 Я пошел и от испуга зарыл твой талант в землю. Вот, возьми свое!»
26 А господин сказал ему в ответ: «Никчемный ты слуга и ленивый! Ты же знал, что я жну, где не сеял, и подбираю, где не ронял.
27 Ты должен был пустить мое серебро в оборот, и я по возвращении получил бы свое с прибылью.
28 Так что отберите у него этот талант и дайте тому, у кого их десять!
29 У кого есть — тому и будет дано с избытком, а у кого нет — у того будет отнято, что имел.
30 А негодного слугу выбросьте наружу, во тьму, там будут рыдать и скрежетать зубами».
31 Когда придет во славе Сын Человеческий и вместе с Ним все Его ангелы, Он воссядет на славном Своем престоле
32 и перед ним будут собраны все народы, и Он разделит людей надвое, как пастух отделяет овец от коз*.
33 Овец он поставил по правую руку от Себя, а коз — по левую.
34 Тогда Царь скажет тем, кто по правую руку: «Вы, кого благословил Мой Отец — подойтите, теперь это Царство навеки ваше, оно было приготовлено для вас от сотворения мира.
35 Когда Я был голоден, вы Меня накормили, Я хотел пить — вы Меня напоили, не было у Меня дома — а вы Меня приютили,
36 вы прикрыли Мою наготу, вы позаботились обо Мне во время болезни, посетили Меня в заключении».
37 Тогда праведники переспросят Его: «Господи, когда это мы встретили Тебя голодным и накормили, когда утолили Твою жажду?
38 Когда встретили Тебя бездомным и приютили, когда прикрыли Твою наготу?
39 Когда узнали о Твоей болезни или заключении и посетили Тебя?»
40 И Царь скажет им в ответ: «Аминь говорю вам: что вы сделали для одного из самых малых Моих братьев, вы сделали для Меня».
41 А тем, кто по левую руку, Он скажет: «Ступайте прочь, про́клятые, в вечный огонь, приготовленный для диавола и ангелов его!
42 Когда Я был голоден, Меня не накормили, жажды Моей не утолили,
43 не было у Меня дома — а вы Меня не приютили, наготы Моей не прикрыли, в болезни и заключении Меня не навестили».
44 Тогда они переспросят Его: «Господи, когда это мы встретили Тебя голодным, или жаждущим, или бездомным, или нагим, или больным, или заключенным — и не позаботились о Тебе?»
45 А Он ответит им: «Аминь говорю вам: чего вы не сделали для одного из самых малых людей, того не сделали для Меня».
46 И пойдут они на вечную казнь — а праведники в вечную жизнь.

Толкование Далласской семинарии

5. ГРЯДУЩИЙ СУД НАД ИЗРАИЛЕМ (25:1−30)

Мф 25:1−13. Как это следует из притчи о десяти девах, по возвращении Христа произойдет еще одно «разделение». Существует немало толкований на эту притчу, но, думается, что предпочтительнее понимать ее как говорящую о судьбе тех евреев, которые останутся в живых ко времени пришествия Господа во славе. То, что речь в притче идет именно об этом событии, видно из контекста (стих 24:3, 14, 27, 30, 39, 44, 51). Суд над язычниками (отделение «овец» от «козлов» — 25:31−46) состоится сразу же по Его пришествии. И, видимо, вскоре после этого — суд над упомянутыми евреями. Тогда же, по славном пришествии Его, состоится и суд над Израилем как над народом (Иез 20:33−44; Зах 13:1).

Итак, евреи, пережившие «великую скорбь», изображены в виде 10 дев, ожидающих возвращения жениха. В соответствии с брачными обычаями, существовавшими в дни Иисуса, жених, взяв свою невесту, возвращался из ее дома в свой (в торжественной процессии), и там происходил брачный пир. Притча, рассказанная Христом, может быть понята в том смысле, что Он как Царь возвращается с неба со Своею Невестою — Церковью, чтобы установить на земле Свое Тысячелетнее Царство, которое и станет Его «домом». Туда и приглашены участники пира, и среди них — евреи, прошедшие великую скорбь.

Гости нуждаются в соответствующей подготовке. Согласно притче, пять дев подготовились надлежащим образом: кроме необходимых светильников, они взяли масла в сосудах своих (Мф 25:4). Пять других имели светильники, но не взяли с собою масла про запас. В полночь прибыл жених. Светильники неразумных дев стали к тому времени гаснуть. Поэтому им пришлось отправиться на поиски масла, и когда они пошли, пришел жених, и двери за Ним затворились. Неразумных дев, возвратившихся с маслом, как ни просили они, впустить на брачный пир отказались (стихи 10−12).

Израиль времен великой скорби будет знать, что пришествие Христа близко, но не все будут готовы духовно, чтобы встретить Его. А пришествие Господа, как знаем, будет неожиданным (24:27, 39, 50)… Трудно судить наверняка о значении «масла» в притче, но многие комментаторы Библии понимают его как образ Духа Святого и Его работы по спасению людей. Спасение не дается простым исповеданием веры, для него требуется возрождение от Духа Святого.

Не имеющие Духа не будут допущены на «брачный пир» в Тысячелетнее Царство Христа. Другими словами, в него не войдут те, кто духовно не будут готовы к пришествию Господа. И поскольку никто не знает ни дня ни часа возвращения Сына Человеческого, Христос заповедал верующим времени великой скорби бодрствовать (сравните с 24:42).

Мф 25:14−30 (Лк 19:11−27). В следующей притче Иисус рассказал о господине и трех его рабах. Отправляясь надолго в чужую страну, господин призвал своих рабов и дал каждому из них определенную сумму денег в талантах (серебряный талант весил от 27 до 36 кг.). То есть каждый раб получил значительную сумму денег, очевидно, в соответствии со своими способностями употребить их угодно своему господину.

Два верных раба, употребивших доверенные им «деньги» так, что они принесли прибыль их господину (стихи 16−17), разделили с ним общую их радость и были удостоены еще большей ответственности в управлении его делами. Но третий, получивший один талант, убоявшись, что не угодит господину, распоряжаясь тем, что тот доверил ему, предпочел скрыть свой талант в земле — с тем, чтобы в случае возвращения хозяина (в чем он, возможно, не был уверен) отдать ему этот талант без всякой «прибыли». Боясь своего господина и не доверяя ему, он явил себя рабом лукавым и ленивым. В результате он потерял и то, что имел (стих 29 сравните с 13:12), и был подвергнут суровому осуждению; как и «злой раб» в 24:48−51, он подлежал отделению от Бога в вечности.

Сказанное в стихе 29 надо, по-видимому, понимать в том смысле, что деятельному слуге Божию отдается и то, чем без пользы владел бы «ленивый раб». Практически смысл притчи как раз и заключается в побуждении активно и плодотворно пользоваться данными от Бога «талантами», употребляя их на служение Царству Его.

Комментарий на «плач и скрежет зубов» в 13:42.

Итак, в притче о 10 девах подчеркивается необходимость всегда быть готовыми к возвращению Мессии, а в притче о талантах говорится о необходимости верно служить Господу и во время Его «отсутствия».

6. ГРЯДУЩИЙ СУД НАД ЯЗЫЧНИКАМИ (25:31−46)

Когда Господь придет на землю в славе Своей, то будет судить не только Израиль, но и язычников. Причем суд этот и тот, который состоится перед великим белым престолом, — не одно и то же. Ибо последний будет иметь место после 1000-летнего Царства (Откр 20:13−15) и предстанут на него только нечестивцы. Суд же над язычниками состоится на 1000 лет раньше, и целью его будет отделить тех из них, которые окажутся достойными войти в земное Царство Христа.

Мф 25:31−33. Слова «та этне» («народы») употреблены здесь в значении «язычники». То есть речь идет обо всех народах, помимо еврейского, которые пройдут через испытание «великой скорбью» (Иоиль 3:2, 12). Но судимы они будут не как «народы», а индивидуально: каждый даст ответ за себя. Посему и говорится о них как о смешении овец и козлов, разделение среди которых произведет Сам Господь.

Мф 25:34−40. Царь, «сидящий на престоле» (стих 31), скажет тем, которые по правую сторону Его, т. е. «овцам»: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Он предложит им войти в него на основании их дел, ибо они — это те, которые давали Царю пищу, питие и одежду; они не оставляли Его в болезнях и в темнице (стихи 35−36). Удивленные «овцы» не смогут припомнить, когда они делали все это Царю (стихи 37−39). И Царь ответит им, что так как они сделали это одному из сих братьев Его меньших, то сделали это Ему (стих 40).

«Братья Мои меньшие» должны относиться к какой-то третьей группе людей — не к «овцам» и не к «козлам». Речь может идти о евреях — братьях Иисуса по плоти. В свете страшных событий времени великой скорби очевидно, что евреям, уверовавшим во Христа, придется особенно тяжело (24:15−21). Диктатор мира употребит все силы, чтобы уничтожить их как таковых (Откр 12:17). А поэтому помочь еврею в то время решится лишь тот язычник, который сам уверует во Христа. И хотя ради облегчения его участи он порой будет рисковать собственной жизнью, не делами своими спасется такой язычник; дела его, однако засвидетельствуют, что он — искуплен.

Мф 25:41−46. «Козлам» же, поставленным по левую сторону, Царь выразит осуждение. Им будет сказано: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Основанием для их осуждения послужит то, что в дни великой скорби они не проявили милости по отношению к евреям. Отсутствие у них праведных дел будет свидетельствовать об их черствости и равнодушии (стихи 42−44 сравните со стихами 35−36). Они примут сторону мирового диктатора и будут поддерживать все его дела. За это они будут взяты с земли и брошены в «огонь вечный» (стих 41) — на муку вечную (стих 46).

В процессе разнообразных «судов» перед вторым пришествием Христа все нечестивые и злые будут удалены с земли, и в Тысячелетнее Царство — как подданные Христа — войдут в своих физических телах лишь спасенные. Власть с Царем царей разделят в нем и все ветхозаветные святые, а также составлявшие Церковь Христову на протяжении ее истории. Им будут даны прославленные тела.

В продолжительной проповеди пророческого характера, произнесенной Им на горе Елеонской, Иисус ответил на вопросы учеников относительно кончины века и знамений пришествия Его в конце времен (24:4−31). Он ввел в нее и практические уроки для тех, кто будут жить в то время (24:32−51), призвав их к верности, бдительности и готовности. Впрочем, эти уроки полезны для усвоения всем верующим во все времена.

Речь на горе Елеонской Иисус закончил возвещением об установлении Им земного Его Царства и о грядущем суде над Израилем (25:1−30) и над язычниками (стихи 31−46).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.