По Матфею 25 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Тогда, в Царстве Небесном, будет как с десятью девушками, которые, взяв светильники, вышли встречать жениха87.
2 Пять из них были глупыми, а пять — благоразумными.
3 Глупые не взяли с собой масло для светильников,
4 а благоразумные вместе со светильниками захватили и сосуды с маслом.
5 Жених долго не появлялся, и все девушки задремали.
6 В полночь раздался клич: “Идёт жених, выходите его встречать!”
7 Девушки, пробудившись, стали поправлять светильники.
8 И глупые обратились к благоразумным: “Дайте нам масла: наши светильники гаснут”.
9 Но те им отказали: “Нет, нам с вами масла не хватит. Лучше пойдите и купите его у торговцев”.
10 Пока глупые девушки ходили за маслом, пришёл жених. Девушки, стоявшие наготове, вошли вместе с ним на пир, и двери за ними закрылись.
11 Позже подошли девушки, ходившие за маслом, и стали кричать: “Господин, господин наш, открой нам!”
12 А он ответил: “Говорю вам истину: я вас не знаю”.
13 Итак, бодрствуйте, ибо вы не знаете ни дня, ни часа.
14 Или будет как с человеком, который, собираясь на чужбину, позвал рабов и вручил им своё состояние.
15 Одному он дал пять талантов, другому — два, третьему — один: каждому по его дарованиям, и уехал.
16 Обладатель пяти талантов пошёл и, пустив их в дело, получил доход в пять талантов.
17 Точно так же получивший два таланта нажил ещё два.
18 А получивший один талант зарыл хозяйские деньги в землю.
19 И вот, после долгого отсутствия вернулся хозяин и потребовал от рабов отчёта.
20 Раб, получивший от него пять талантов, принёс ему десять и сказал: “Господин мой, ты дал мне пять талантов. Смотри, я заработал ещё пять!”
21 Хозяин ответил: “Отлично, мой верный, надёжный слуга! Раз ты был верен в малом, я назначу тебя распорядителем многого. Радуйся вместе со своим господином!”
22 Пришёл также раб, получивший два таланта, и сказал: “Господин мой, ты дал мне два таланта. Смотри, я заработал ещё два!”
23 Хозяин ответил: “Отлично, мой верный, надёжный слуга! Раз ты был верен в малом, я назначу тебя распорядителем многого. Радуйся вместе со своим господином!”
24 Явился и раб, получивший один талант, и сказал: “Господин! Я знаю, что ты — человек жестокий: пожинаешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал.
25 Из страха перед тобой я зарыл талант твой в землю. Вот, возьми своё!”
26 Хозяин ответил: “Негодный, ленивый раб! Ты ведь знал, что я люблю пожинать, где не сеял, и собирать, где не рассыпал.
27 Ты должен был пустить мои деньги в рост, чтобы, вернувшись, я получил на них прибыль.
28 Заберите у него талант и отдайте обладателю десяти!
29 Ибо кто имеет, тот получит ещё больше и будет иметь в избытке, а у неимущего отнимут и то, что он имеет.
30 А никчемного раба пусть выбросят вон, во тьму: там будут рыдать и скрежетать зубами”.
31 Когда Сын Человеческий придёт со славой в окружении всех ангелов, Он воссядет на царском престоле
32 и к Нему будут собраны все народы. И Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов,
33 и поставит овец по правую руку от себя, а козлов — по левую.
34 И скажет Царь стоящим справа: “Идите ко Мне! Вас благословил мой Отец. Владейте царством, приготовленным для вас при сотворении мира.
35 Ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть, страдал от жажды, и вы дали Мне пить, был чужестранцем, и вы дали Мне кров,
36 был нагим, и вы дали Мне одежду, был больным, и вы обо Мне позаботились, был узником, и вы Меня навестили”.
37 Тогда спросят праведные: “Господин наш, когда мы видели Тебя голодным — и накормили, страдающим от жажды — и напоили?
38 Когда мы видели Тебя чужестранцем — и приютили, нагим — и одели?
39 Когда мы видели Тебя больным или узником — и навестили?”
40 А Царь им скажет: “Говорю вам истину: всё, что вы сделали для одного из этих братьев Моих наименьших, вы сделали для Меня”.
41 Потом Он скажет стоящим слева: “Прочь от меня! Вы прокляты. Ступайте в вечный огонь, приготовленный для Дьявола и ангелов его.
42 Ибо Я был голоден, а вы не дали Мне есть, страдал от жажды, а вы не дали Мне пить,
43 был чужестранцем, а вы не приютили Меня, был нагим, а вы не дали Мне одежды, был больным и узником, а вы Меня не навестили”.
44 Тогда спросят и они: “Господин наш, когда же мы видели Тебя голодным или страдающим от жажды, чужестранцем или нагим, больным или узником — и не позаботились о Тебе?”
45 А Он им на это скажет: “Говорю вам истину: чего вы не сделали для одного из этих наименьших, того вы не сделали для Меня”.
46 И пойдут они в муку на века, а праведные — в жизнь на века».

Толкование Далласской семинарии

5. ГРЯДУЩИЙ СУД НАД ИЗРАИЛЕМ (25:1−30)

Мф 25:1−13. Как это следует из притчи о десяти девах, по возвращении Христа произойдет еще одно «разделение». Существует немало толкований на эту притчу, но, думается, что предпочтительнее понимать ее как говорящую о судьбе тех евреев, которые останутся в живых ко времени пришествия Господа во славе. То, что речь в притче идет именно об этом событии, видно из контекста (стих 24:3, 14, 27, 30, 39, 44, 51). Суд над язычниками (отделение «овец» от «козлов» — 25:31−46) состоится сразу же по Его пришествии. И, видимо, вскоре после этого — суд над упомянутыми евреями. Тогда же, по славном пришествии Его, состоится и суд над Израилем как над народом (Иез 20:33−44; Зах 13:1).

Итак, евреи, пережившие «великую скорбь», изображены в виде 10 дев, ожидающих возвращения жениха. В соответствии с брачными обычаями, существовавшими в дни Иисуса, жених, взяв свою невесту, возвращался из ее дома в свой (в торжественной процессии), и там происходил брачный пир. Притча, рассказанная Христом, может быть понята в том смысле, что Он как Царь возвращается с неба со Своею Невестою — Церковью, чтобы установить на земле Свое Тысячелетнее Царство, которое и станет Его «домом». Туда и приглашены участники пира, и среди них — евреи, прошедшие великую скорбь.

Гости нуждаются в соответствующей подготовке. Согласно притче, пять дев подготовились надлежащим образом: кроме необходимых светильников, они взяли масла в сосудах своих (Мф 25:4). Пять других имели светильники, но не взяли с собою масла про запас. В полночь прибыл жених. Светильники неразумных дев стали к тому времени гаснуть. Поэтому им пришлось отправиться на поиски масла, и когда они пошли, пришел жених, и двери за Ним затворились. Неразумных дев, возвратившихся с маслом, как ни просили они, впустить на брачный пир отказались (стихи 10−12).

Израиль времен великой скорби будет знать, что пришествие Христа близко, но не все будут готовы духовно, чтобы встретить Его. А пришествие Господа, как знаем, будет неожиданным (24:27, 39, 50)… Трудно судить наверняка о значении «масла» в притче, но многие комментаторы Библии понимают его как образ Духа Святого и Его работы по спасению людей. Спасение не дается простым исповеданием веры, для него требуется возрождение от Духа Святого.

Не имеющие Духа не будут допущены на «брачный пир» в Тысячелетнее Царство Христа. Другими словами, в него не войдут те, кто духовно не будут готовы к пришествию Господа. И поскольку никто не знает ни дня ни часа возвращения Сына Человеческого, Христос заповедал верующим времени великой скорби бодрствовать (сравните с 24:42).

Мф 25:14−30 (Лк 19:11−27). В следующей притче Иисус рассказал о господине и трех его рабах. Отправляясь надолго в чужую страну, господин призвал своих рабов и дал каждому из них определенную сумму денег в талантах (серебряный талант весил от 27 до 36 кг.). То есть каждый раб получил значительную сумму денег, очевидно, в соответствии со своими способностями употребить их угодно своему господину.

Два верных раба, употребивших доверенные им «деньги» так, что они принесли прибыль их господину (стихи 16−17), разделили с ним общую их радость и были удостоены еще большей ответственности в управлении его делами. Но третий, получивший один талант, убоявшись, что не угодит господину, распоряжаясь тем, что тот доверил ему, предпочел скрыть свой талант в земле — с тем, чтобы в случае возвращения хозяина (в чем он, возможно, не был уверен) отдать ему этот талант без всякой «прибыли». Боясь своего господина и не доверяя ему, он явил себя рабом лукавым и ленивым. В результате он потерял и то, что имел (стих 29 сравните с 13:12), и был подвергнут суровому осуждению; как и «злой раб» в 24:48−51, он подлежал отделению от Бога в вечности.

Сказанное в стихе 29 надо, по-видимому, понимать в том смысле, что деятельному слуге Божию отдается и то, чем без пользы владел бы «ленивый раб». Практически смысл притчи как раз и заключается в побуждении активно и плодотворно пользоваться данными от Бога «талантами», употребляя их на служение Царству Его.

Комментарий на «плач и скрежет зубов» в 13:42.

Итак, в притче о 10 девах подчеркивается необходимость всегда быть готовыми к возвращению Мессии, а в притче о талантах говорится о необходимости верно служить Господу и во время Его «отсутствия».

6. ГРЯДУЩИЙ СУД НАД ЯЗЫЧНИКАМИ (25:31−46)

Когда Господь придет на землю в славе Своей, то будет судить не только Израиль, но и язычников. Причем суд этот и тот, который состоится перед великим белым престолом, — не одно и то же. Ибо последний будет иметь место после 1000-летнего Царства (Откр 20:13−15) и предстанут на него только нечестивцы. Суд же над язычниками состоится на 1000 лет раньше, и целью его будет отделить тех из них, которые окажутся достойными войти в земное Царство Христа.

Мф 25:31−33. Слова «та этне» («народы») употреблены здесь в значении «язычники». То есть речь идет обо всех народах, помимо еврейского, которые пройдут через испытание «великой скорбью» (Иоиль 3:2, 12). Но судимы они будут не как «народы», а индивидуально: каждый даст ответ за себя. Посему и говорится о них как о смешении овец и козлов, разделение среди которых произведет Сам Господь.

Мф 25:34−40. Царь, «сидящий на престоле» (стих 31), скажет тем, которые по правую сторону Его, т. е. «овцам»: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Он предложит им войти в него на основании их дел, ибо они — это те, которые давали Царю пищу, питие и одежду; они не оставляли Его в болезнях и в темнице (стихи 35−36). Удивленные «овцы» не смогут припомнить, когда они делали все это Царю (стихи 37−39). И Царь ответит им, что так как они сделали это одному из сих братьев Его меньших, то сделали это Ему (стих 40).

«Братья Мои меньшие» должны относиться к какой-то третьей группе людей — не к «овцам» и не к «козлам». Речь может идти о евреях — братьях Иисуса по плоти. В свете страшных событий времени великой скорби очевидно, что евреям, уверовавшим во Христа, придется особенно тяжело (24:15−21). Диктатор мира употребит все силы, чтобы уничтожить их как таковых (Откр 12:17). А поэтому помочь еврею в то время решится лишь тот язычник, который сам уверует во Христа. И хотя ради облегчения его участи он порой будет рисковать собственной жизнью, не делами своими спасется такой язычник; дела его, однако засвидетельствуют, что он — искуплен.

Мф 25:41−46. «Козлам» же, поставленным по левую сторону, Царь выразит осуждение. Им будет сказано: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Основанием для их осуждения послужит то, что в дни великой скорби они не проявили милости по отношению к евреям. Отсутствие у них праведных дел будет свидетельствовать об их черствости и равнодушии (стихи 42−44 сравните со стихами 35−36). Они примут сторону мирового диктатора и будут поддерживать все его дела. За это они будут взяты с земли и брошены в «огонь вечный» (стих 41) — на муку вечную (стих 46).

В процессе разнообразных «судов» перед вторым пришествием Христа все нечестивые и злые будут удалены с земли, и в Тысячелетнее Царство — как подданные Христа — войдут в своих физических телах лишь спасенные. Власть с Царем царей разделят в нем и все ветхозаветные святые, а также составлявшие Церковь Христову на протяжении ее истории. Им будут даны прославленные тела.

В продолжительной проповеди пророческого характера, произнесенной Им на горе Елеонской, Иисус ответил на вопросы учеников относительно кончины века и знамений пришествия Его в конце времен (24:4−31). Он ввел в нее и практические уроки для тех, кто будут жить в то время (24:32−51), призвав их к верности, бдительности и готовности. Впрочем, эти уроки полезны для усвоения всем верующим во все времена.

Речь на горе Елеонской Иисус закончил возвещением об установлении Им земного Его Царства и о грядущем суде над Израилем (25:1−30) и над язычниками (стихи 31−46).

Примечания:

 
Открытый перевод
[87] В некоторых рукописях: жениха и невесту.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.