По Матфею 6 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Смотрите, правоту вашу не выставляйте перед людьми напоказ, а то не получите награды от Отца вашего Небесного.
2 Так, когда помогаешь бедным, не поднимай шума вокруг этого, как делают в синагогах и на улицах лицемеры, добиваясь похвалы от людей. Говорю вам истину: они уже получили свою награду.
3 А у тебя, когда помогаешь бедным, пусть левая рука не знает о том, что делает правая,
4 чтобы твои благодеяния остались тайной. И Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя.
5 Когда молитесь, не поступайте как лицемеры, которые любят молиться встав посреди синагоги или на многолюдных местах, чтобы все их видели. Говорю вам истину: они уже получили свою награду.
6 А ты, собравшись молиться, уединись в комнате и, заперев дверь, помолись Отцу своему, сокрытому от глаз. И Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя.
7 Молясь, не пустословьте как иноверцы, вообразившие, что благодаря своему многословию они будут услышаны.
8 Не подражайте им: Отец ваш знает о вашей нужде до того, как вы его попросите.
9 А вы молитесь так:
Отец наш небесный!
Да будет свято имя Твоё,
10
и настанет Царство Твоё,
и исполнится воля Твоя
на небе и на земле.
11
Дай нам хлеб, чтобы прожить этот день.
12
И прости нас, как и мы простили других.
13
И не испытывай нас,
но избавь нас от Злого24.
14 Ибо если вы прощаете людям проступки, то и Отец ваш Небесный простит вас,
15 а если вы им не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам ваши проступки.
16 А когда поститесь, не ходите со скорбным видом, как лицемеры, которые хотят, чтобы по их угрюмым лицам все поняли, что они постятся. Говорю вам истину: они уже получили свою награду.
17 А ты, постясь, умасти голову и умой лицо,
18 чтобы никто не заметил, что ты постишься, кроме Отца твоего, сокрытого от глаз. И Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя.
19 Не собирайте сокровищ на земле, где поедают их моль и черви и где вор может украсть.
20 Собирайте сокровища на небе, где не съедят их ни моль, ни черви, и где вор не может их украсть.
21 Где сокровище твоё, там и будет твоё сердце.
22 Глаз — это светильник тела. Если твой глаз чист, то и всё твоё тело будет пронизано светом.
23 А если твой глаз завистлив, то и всё твоё тело помрачится. И если твой свет — тьма, то какова же тьма!
24 Человек не может служить двум хозяевам сразу. Он или возненавидит одного и полюбит другого, или будет верен одному, презирая другого. Невозможно служить и богатству и Богу.
25 Поэтому я говорю вам: не беспокойтесь о том, как добыть еду, чтобы жить, и одежду, чтобы прикрыть тело. Разве жизнь не важнее еды, а тело — одежды?
26 Взгляните на птиц в небе: они не сеют, не жнут, не собирают в амбары, но Отец ваш Небесный их кормит. Неужели вы дешевле птиц?
27 Кто из вас сможет продлить себе жизнь хоть ненамного, даже если постарается?
28 И зачем вам беспокоиться об одежде? Посмотрите, как растут в поле лилии: они не трудятся, не прядут,
29 но поверьте, что даже Соломон в расцвете своей славы не одевался так, как любая из них.
30 Если Бог так одевает траву, которая сегодня в поле, а завтра будет брошена в печь, то неужели Он не оденет и вас, маловеры?
31 Итак, не беспокойтесь и не говорите: «Что будем есть, что пить, во что одеваться?»
32 Ведь этого ищут иноверцы, а ваш Небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом.
33 Ищите сперва Его Царства и правоты, а остальное получите в придачу.
34 Не думайте о завтрашнем дне: завтрашний день сам о себе побеспокоится. Каждому дню хватает и своих забот.

Толкование Далласской семинарии

б. Неодобрение повседневной практики фарисеев (6:1 — 7:6)

Затем Господь обращается от того, чему фарисеи учили, к их лицемерным делам.

Мф 6:1−4. Вначале Иисус говорит о практике раздачи милостыни фарисеями. Дела праведности, дает Он понять, должны быть известны лишь тому, кто их совершает, и Богу; их не следует нарочито выставлять напоказ перед другими, ибо в таком случае от «других» и следует ожидать награды дающему (стихи 1−2). Между тем, фарисеи устраивали из своей благотворительности нечто наподобие театрального представления, трубя о ней… в синагогах и на улицах, дабы всячески «засвидетельствовать», насколько они «праведны».

Господь же говорит: когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, т. е. делать это нужно настолько втайне, чтобы и самому вскоре забыть об этом. Только тогда истинная праведность будет продемонстрирована перед Богом, а не перед людьми, и награда за нее последует от Него. Фарисеи заблуждались, рассчитывая на «двойную» награду: и от людей и от Бога.

Мф 6:5−15 (Лк 11:2−4). Далее Иисус говорит о молитвенной практике, которую фарисеи тоже любили делать достоянием публики. Из интимного дела между человеком и Богом они превращали ее в некую акцию напоказ людям — опять-таки с целью демонстрировать свою, якобы, праведность. Обращенные не столько к Богу, сколько к окружающим, их молитвы отличались длиннотами и повторами (Мф 6:7).

Иисус осудил и эту фарисейскую практику. По Его словам, молитва должна быть направлена к Отцу твоему, Который втайне (сравните Ин 1:18; 1Тим 1:17), и Который знает в чем вы имеете нужду (Мф 6:8). Тут же Иисус привел образец молитвы. Ее обычно называют «Молитвой Господней», хотя на практике она стала «молитвой учеников» Его. Постоянно повторяемая христианами в веках, она содержит в себе элементы, важные для любой молитвы:

1) она начинается с выражения Богопочитания, основы всякой молитвы: Бог назван в ней Отцом нашим, сущим на небесах. В стихах 1−18 слово «Отец» употреблено десять раз! Только истинно праведные в сердце своем могут так обращаться к Богу в молитве. 2) Благоговение — это второй необходимый элемент молитвы, и оно выражено словами: да святится имя Твое. 3) В «Господней молитве» выражено стремление к Царству Божию: Да приидет Царствие Твое; стремление это опирается на уверенность в том, что Бог исполнит Свое обещание, данное Им по завету Его народу.

4) Молитва должна включать просьбу о том, чтобы воля Божия исполнялась сегодня на земле так же, как исполняется она на небе, т. е. со всею готовностью и полнотой. 5) И просьба об исполнении повседневных нужд — таких, как в хлебе нашем насущном — должна быть включена в молитвы верующих. 6) А также просьба об удовлетворении духовных их нужд — таких, как способность прощать: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Грехи наши (сравните Лк 11:4) являются нашим моральным долгом в глазах Божиих. 7) Прося Бога об избавлении их от разного рода искушений и от (злых внушений и действий) лукавого, верующие признают тем самым свою духовную слабость (сравните Иак 1:13−14).

Слова Иисуса, записанные в Мф 6:14−15, раскрывают Его мысль о прощении, высказанную в стихе 12. Хотя прощение грехов верующего Богом и не зависит от того, прощает ли он сам других, в основе христианского прощения — осознание верующим того факта, что его грехи прощены ему по вере его (Еф 4:32), и новые его согрешения, если кается в них, прощаются ему милостивым Богом. Стихи эти продиктованы, однако, заботой о возможности для верующего личного общения с Богом, а не «спасения его от грехов его». Ибо, отказываясь прощать других, человек не может пребывать в общении с Отцом Небесным.

Мф 6:16−18. Практика постов тоже свидетельствовала о фарисейской «праведности». Фарисеи любили поститься так, чтобы производить впечатление на людей своим унылым видом и мрачными лицами, говорившими, якобы, о высокой степени их духовности. Пост собственно, направлен на «изнурение» плотского начала в человеке, фарисеи же прославляли его в себе, стараясь привлечь к себе всеобщее внимание. Господь вновь подчеркивает, что такие вещи нужно делать втайне, перед одним Богом.

В стихе 17 речь идет о помазании головы во время поста елеем (елей — символ Святого Духа). Омытие лица тоже имеет здесь символическое значение. Человек должен, когда постится, являться не пред людьми, но пред Отцом Небесным, в угодном Ему виде и состоянии, и тогда об этом будет знать лишь Бог, видящий тайное, Который воздаст постящемуся явно.

Обращаясь к каждому из трех примеров фарисейской «праведности» — к благотворительности (стихи 1−4), молитве (стихи 5−15) и посту (стихи 16−18) «по-фарисейски», Иисус говорит о лицемерии (стих 2, 15, 16), хвастовстве и тщеславии фарисеев и о том, что они уже получают награду свою от людей (стих 2, 15, 16); в отличие от них, делающий благие дела «втайне», перед Богом только (стих 4, 16, 18), Богом будет и награжден (стих 4, 6, 8, 18).

Мф 6:19−24 (Лк 12:33−34; Лк 11:34−36; Лк 16:13). Отношение к богатству — это еще один показатель праведности. Фарисеи верили, что Бог благословляет материально всех тех, кого Он любит. И потому не видели греха в стремлении копить сокровища на земле. Однако земных сокровищ легко можно лишиться: их моль и ржа истребляют (сравните Иак 5:2−3), и воры подкопывают и крадут — тогда как сокровища, собранные на небе, — вечны.

Смысл стих 21 в том, что всем своим существом (сердцем) человек сосредоточивается на том, что более влечет его; в данном случае — «земное» или «небесное». Не может жить «небесной жизнью» человек, чрезмерно привязанный к земным сокровищам.

Фарисеи столкнулись с этой проблемой потому, что страдали «духовной слепотой» (6:22). Как для слепого «темен» мир, окружающий его, так и тому, чье духовное око… худо, не доступен свет духовный, и отсюда его безмерное вожделение к сугубо «земному» — жадность к деньгам и богатству. Объятые духовной тьмой не могут служить истинному своему господину — Богу, ибо становятся рабами маммоны (по-арамейски «богатство»).

Мф 6:25−34 (Лк 12:22−34). Человек, чьи мысли заняты Богом и делами, угодными Ему, не может одновременно заполнять их заботами (в значении тревог и переживаний) о земных своих нуждах — таких, как пища, одежда, жилье. Но фарисеи, в их погоне за материальными благами, не знали, что такое жить верою. Иисус же говорил им и говорит нам, чтобы не заботились ни о чем таком, потому что тело и душа человека, сотворенные Богом и являющиеся объектом Его забот, — больше всего материального (пищи, одежды). В доказательство Он приводит несколько примеров.

Птиц небесных, которые не сеют, ни жнут… и Отец… Небесный питает их; полевые лилии, которые не трудятся, ни прядут… но и Соломон… не одевался так, как они. Иисус хотел сказать этим, что Богом предусмотрена забота обо всем сотворенном Им. Птицы, «не мыслящие о накопительстве», лишь исполняют «работу», «порученную» им Творцом, и Он питает их. А ведь верующие в Него люди гораздо ценнее в глазах Божиих, чем птицы! Лилии растут, подчиняясь законам природы, установленным Богом. По всему этому и человеку не следует «терзаться» заботами о своем физическом существовании (Мф 6:31); ведь и ценой всех своих «забот» не может он прибавить себе росту (по другим переводам — «продлить жизни своей и на один час»).

Неустанно заботиться о земных вещах свойственно язычникам, а ученики Господа должны заботиться о вещах духовных и искать прежде всего Царства Божия и правды (в значении «праведности») Его. Бог же в свое время будет посылать все необходимое для физической жизни. Поступая так, они и будут изо дня в день жить жизнью веры.

Трижды повторяет здесь Иисус: не заботьтесь (стих 25, 31, 34; сравните стихи 27−28), и тут важно уяснить, что Он, конечно же, не призывает Своих последователей к безделью или к «беззаботности»; Он лишь предостерегает их против ненужных волнений и терзаний, в которых проявляется их недостаточное доверие к Богу (сравните употребленное Им в стихе 30 маловеры с тем же понятием в 8:26; 14:31; 16:8). В свете сказанного надо понимать и призыв Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (стих 34).

Примечания:

 
Открытый перевод
[24] Часть рукописной традиции добавляет: Ибо твое царство, сила и слава во веки веков. Аминь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.