Римлянам 14 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Комментарии МакДональда

Еврейский Новый Завет

1 Что же касается слабого в вере человека, принимайте его, но не для того, чтобы пускаться в споры о мнениях.
2 Кто-то считает, что есть можно любую пищу, тогда как другой, чья вера слаба, ест только овощи.
3 Тот, кто ест всякую пищу, не должен относиться с высокомерием к тому, кто воздерживается; а воздерживающийся не должен осуждать того, кто ест всякую пищу, поскольку Бог принял его —
4 кто ты такой, чтобы осуждать чужого раба? Перед своим хозяином он либо устоит, либо упадёт; в действительности же, устоит, потому что Господь в силах удержать его.
5 Кто-то считает, что некоторые дни более святы, нежели другие, в то время как иной полагает, что все дни одинаковы. Важно, чтобы и тот и другой были абсолютно уверены в своей точке зрения.
6 Тот, кто выделяет какой-либо день, делает это, чтобы почтить Господа. Также и тот, кто ест всякую пищу, ест, чтобы почтить Господа, поскольку благодарит Бога; подобно этому, воздерживающийся воздерживается, чтобы почтить Господа, и тоже благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живёт только для себя, и никто из нас не умирает для себя;
8 так как если мы живём, то живём для Господа; а если умираем — умираем для Господа. Итак, живём ли мы или умираем, мы принадлежим Господу —
9 ведь именно по этой причине Мессия умер и ожил, чтобы стать Господом как мёртвых, так и живых.
10 В таком случае, почему ты осуждаешь своего брата? Или почему смотришь свысока на своего брата? Ведь все мы предстанем перед престолом Бога, откуда Он будет судить нас;
11 как написано в Еврейских Писаниях*: "Жив Я, говорит Господь*, всякое колено преклонится предо Мной, и всякий язык открыто признает Бога".
12 Итак, каждому из нас придётся отвечать за себя перед Богом.
13 Поэтому давайте перестанем осуждать друг друга, а лучше согласимся с одним суждением — не ставить камень преткновения или западню на пути у брата.
14 Я знаю, точнее, Господь Иисус* убедил меня, что ничто не является нечистым само по себе. Но если кто-либо считает что-то нечистым, тогда для него оно нечисто;
15 и если твой брат расстраивается из-за того, какую пищу ты ешь, значит твоя жизнь уже не мотивируется любовью. Не губи ради своих предпочтений в пище того, за кого умер Мессия!
16 Смотрите, чтобы о том, что хорошо для вас, не говорили плохо;
17 поскольку Царство Бога не в том, чтобы есть и пить, но в праведности, мире* и радости в Святом Духе*.
18 Всякий, кто подобным образом служит Мессии, угождает Богу и заслуживает похвалу от людей.
19 Итак, давайте стремиться к тому, что приводит к миру* и взаимному назиданию.
20 Не разрушайте Божье дело из-за пищи. Да, верно: всё чисто; однако плохо, когда кто-либо из-за пищи вынуждает другого отпасть [от веры].
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего, что заставляет твоего брата споткнуться.
22 Свои же убеждения о подобных вещах сохрани между собой и Богом. Счастлив человек, который не осуждает себя в том, что избирает!
23 Однако сомневающийся навлекает на себя осуждение, если ест, поскольку его действия не основаны на вере. А всё, что не основано на вере, — грех.

Комментарии МакДональда

Е. В отношениях с другими верующими (14:1 — 15:3)

14:1 Следующий раздел послания к Римлянам посвящен важным принципам, согласно которым христиане должны решать вопросы второстепенной важности. Эти вопросы часто вызывают проблемы в отношениях между верующими, но, как мы увидим, конфликтов можно избежать.

Немощным христианином назван тот, кто продолжает испытывать разные сомнения в вопросах второстепенных. Чаще всего это обращенный из иудеев, который продолжал колебаться по поводу того, можно ли есть некошерную пищу или работать в субботу.

Первый принцип заключается в следующем: немощный христианин должен быть принят в общину, и его не следует вовлекать в разного рода споры о его проблемах. Христианин может иметь радость христианского общения и не имея единства с другими в несущественных деталях.

14:2 Верующий человек, который осознает всю радость христианской свободы, верит, основываясь на учении НЗ, что любая пища чиста. Она очищается Словом Божьим и молитвой (1Тим 4:4−5). Верующий с немощной совестью может испытывать отвращение к свинине или вообще к мясу и быть вегетарианцем.

14:3 Второй принцип выражается в том, что мы должны быть снисходительны друг к другу. Зрелый христианин не должен уничижать своего немощного брата. Также и немощный не должен судить его, как грешника, за то, что он любит свинину, креветок или раков. Бог принял его в полноправные члены Своей семьи.

14:4 Третий принцип таков: каждый верующий — раб Бога, и у нас нет никакого права судить его с позиции господина. Он оправдывается или обвиняется своим Господом. Мы иногда ледяным взглядом поглядываем на кого-либо сверху вниз, уверенные, что из-за своих убеждений он обязательно потерпит крушение в вере. Но такой подход неправилен. Бог сохранит как тех, так и других, и у Него достаточно сил для этого.

14:5 Некоторые христиане из иудеев продолжали относиться к соблюдению субботы как к своей обязанности. Их совесть не позволяла им что-то делать по субботам. То есть они отличали день ото дня, ставя один из них над всеми другими. Другие верующие не следовали иудаистским предписаниям. Они судили о всяком дне равно. Они не рассматривали шесть дней обычными, а один — священным. Для них священными были все семь дней.

Но как же тогда воскресенье, первый день недели? Не является ли оно особым днем в жизни христианина? Мы читаем в НЗ, что в этот день воскрес Господь (Лк 24:1−9). Два последующих воскресенья Он являлся Своим ученикам (Ин 20:19, 26). Святой Дух излился в день Пятидесятницы, которая также приходилась на первый день недели; Пятидесятница отмечалась через семь воскресений после праздника первых плодов (Лев 23:15−16; Деян 2:1), который символизировал воскресение Иисуса Христа (1Кор 15:20, 23). Ученики собирались преломлять хлеб каждый первый день недели (Деян 20:7). Павел писал коринфянам проводить денежный сбор в первый день недели. Следовательно, воскресенье занимает особое положение в НЗ. Но это день, не обязательный для соблюдения, как ветхозаветная суббота, а предпочтительный для соблюдения. Освободившись от всей нашей работы, мы можем выделить специальный день для поклонения и служения нашему Господу.

Ни в одном месте НЗ не говорится, что христиане должны соблюдать субботу. Но при этом мы признаем принцип: шесть дней для работы, а один для отдыха.

Какого бы мнения человек ни придерживался по этому вопросу, главное, чтобы он поступал по удостоверению своего ума. Конечно же, это относится лишь к вопросам, нейтральным с моральной точки зрения. Когда дело касается основополагающих доктрин христианской веры, частных точек зрения быть не может. В тех же областях, где спор идет о вещах, которые сами по себе не есть правильные или неправильные, разные мнения вполне допустимы. Они не должны портить наши отношения.

14:6 Тот, кто различает дни, — это верующий из иудеев, которому совесть все еще не позволяет работать по субботам. Конечно же, он не старается соблюдением субботы заработать спасение, просто он считает, что таким образом радует Господа. С другой стороны, тот, кто не различает дней, таким образом славит Христа — основной объект веры, а не тень будущего (Кол 2:16−17).

Тот, кто свободно ест некошерную пищу, склоняет голову перед Богом и благодарит Его. Так же поступает и верующий с немощной совестью, питающийся только кошерным. Оба просят Божьего благословения.

Если в обоих случаях люди прославляют и благодарят Бога, зачем делать эту тему причиной раздоров и конфликтов?

14:7 Господство Христа проникает во все сферы жизни верующего. Мы живем не для себя, а для Господа. И умираем мы не для себя, а для Господа. И хотя, конечно же, наши слова и поступки оказывают влияние на других людей, в этом стихе речь идет не об этом. Павел подчеркивает, что главной целью и стремлением в жизни верующих должен быть Господь.

14:8 Все, что мы совершаем в нашей жизни, подлежит проверке и оценке Христа. Мы судим о вещах так, как они выглядели бы в Его присутствии. И даже в смерти мы стремимся прославить Господа, так как идем прямо к Нему. И в жизни, и в смерти мы принадлежим Ему.

14:9 Одна из причин, для чего Христос и умер и воскрес и ожил, — чтобы Он мог владычествовать над нами, чтобы мы охотно подчинялись Ему, радостно посвящали Ему преданность наших благодарных сердец. Его господство проявляется даже в смерти, когда наше тело лежит в могиле, а душа и дух находятся в Его присутствии.

14:10 На основании всего вышесказанного, христианину из иудеев бессмысленно осуждать брата, который не соблюдает иудейский календарь и не ограничивает себя кошерной пищей. В свою очередь, сильный брат также не должен унижать немощного. Ведь все мы предстанем на суд Христов, и только там будет дана верная оценка нашим действиям. [В некоторых древних рукописях (NU) скорее имеется в виду «суд Божий», чем «суд Христов» (TR и M тексты). Но мы знаем, что Христос будет Судьей, потому что Отец весь суд отдал Ему (Ин 5:22).] На этом суде будет рассматриваться служение верующего, а не его грехи (1Кор 3:11−15). Там будут вручаться награды, и этот суд не нужно путать с судом над язычниками (Мф 25:31−46), или Судом у великого белого престола (Откр 20:11−15), так как тот будет последним судом для всех злых и духовно мертвых.

14:11 То, что мы действительно предстанем перед судилищем Христа, подтверждено пророчеством из Исаии (45:23), где Сам Иегова заявляет, что перед Ним преклонится всякое колено, признав Его верховную власть.

14:12 Итак, очевидно, что все мы дадим отчет Богу за свои поступки, а не за поступки наших братьев. Мы слишком часто судим друг друга, не имея на то ни основания, ни права.

14:13 Вместо того чтобы только и делать, что сидеть и пересуживать других христиан по вопросам далеко не первостепенной важности, нам следует стараться не делать ничего, что могло бы помешать духовному росту наших братьев. Ни один из этих несущественных вопросов не важен настолько, чтобы вызвать преткновение или соблазн немощного брата.

14:14 Павел знал, так же как и мы, что никакая пища больше не считается нечистой, как во времена закона.

То, что мы едим, освящено Словом Божьим и молитвой (1Тим 4:5). Пища освящена Словом, поскольку Библия недвусмысленно называет ее хорошей. Она освящается молитвой, когда мы просим Бога благословить ее для Его славы и для укрепления наших тел в служении Ему. Но если какой-либо немощный брат считает, что есть свинину непозволительно, то ему нельзя ее есть, так как это станет насилием над данной ему Богом совестью.

Когда Павел пишет, что нет ничего в себе самом нечистого, мы должны понимать, что он говорит только о несущественных вопросах. В жизни существует масса нечистых вещей, таких как порнографическая литература, непристойные шутки, грязные фильмы и вообще все аморальное. Данное утверждение Павла необходимо рассматривать лишь в контексте. Христиане не становятся нечистыми, если едят запрещенную законом Моисея пищу.

14:15 Когда я сажусь есть вместе с немощным братом, должен ли я настаивать на своем естественном праве есть крабов и омаров, если знаю, что он так не считает? Если я поступлю так, это будет не по любви, поскольку любовь в первую очередь думает о других, а не о себе. Любовь способна забыть о своих законных правах ради благополучия брата. Блюдо с едой гораздо менее важно, чем духовное состояние того, за кого умер Христос. Если я начну эгоистично провозглашать свои права в подобных вопросах, я могу нанести непоправимый урон жизни немощного брата. Несущественность подобных проблем понятна, когда вспоминаешь, какая огромная плата была внесена за душу этого человека — драгоценная Кровь Агнца.

14:16 Итак, главный принцип: мы не должны позволять второстепенным вещам, которые сами по себе нейтральны, быть причиной того, что нас обвинят в немощности или в отсутствии любви. Это будет продажей нашего доброго имени за дешевую похлебку.

14:17 В Царстве Божьем во внимание принимаются не проблемы разных диет, а духовные реальности. В Божьем Царстве все признают Бога верховным правителем. В самом широком смысле оно включает в себя всех тех, кто каким-то образом исповедует преданность Богу. Но на деле оно состоит лишь из рожденных свыше. Именно в этом смысле оно здесь и упоминается. Подданные Небесного Царства не должны быть людьми изысканного вкуса, гурманами и знатоками вин. Они должны проявлять себя в практической праведности, стремлении к миру, гармонии и жизни, исполненной радости во Святом Духе.

14:18 Похвалу и одобрение от Бога можно заслужить лишь святой жизнью, а не тем, что ты ешь или не ешь. Стремящиеся к праведности, миру и радости тем самым служат Христу, исполняя Его волю.

14:19 Таким образом, появляется еще один принцип. Вместо того чтобы ссориться по незначительным вопросам, мы должны прилагать все усилия, чтобы поддерживать мир и гармонию в христианской общине. Вместо того чтобы заявлять о своих правах, подталкивая тем самым других к преткновению, мы должны стараться помогать другим возрастать в святой жизни.

14:20 Бог совершает Свое дело в жизни каждого из Своих детей. Невозможно без содрогания думать о том, чтобы помешать этой работе в душе немощного брата вопросами о пище, питье или днях. Для чада Божьего всякая пища чиста. Тем не менее, ему нельзя есть то, что приведет к оскорблению или преткновению брата.

14:21 Будет в тысячу раз лучше отказаться от мяса, вина и всего того, что может обидеть брата и привести его к духовному падению. Пожертвовать своими законными правами — не такая уж и большая цена по сравнению с заботой о немощном.

14:22 Я вполне свободен питаться любой пищей, зная, что Бог дал ее нам, чтобы мы ели и благодарили Его. Но я не должен впустую похваляться этой свободой перед немощными в вере. Лучше пользоваться ею наедине с собой или среди тех, кто не будет этим оскорблен.

Конечно, хорошо наслаждаться полной свободой христианина и не быть обремененным неоправданными угрызениями совести. Но еще лучше отказаться от своих законных прав ради того, чтобы не обвинять себя в оскорблении других. Истинно блажен тот, кто не служит преткновением для других.

14:23 Если говорить о немощном брате, то ему нельзя есть то, за что его судит совесть, так как это будет не по вере. А поступать против совести — грех.

Вообще, совесть человека не может быть абсолютно верным руководством, для этого она должна быть научена Божьим Словом. Но, пишет Меррил Унгер, «Павел устанавливает закон, что человек должен подчиняться своей совести, даже если она немощна; в противном случае мораль личности будет уничтожена». (Merrill F. Unger, Unger's Bible Dictionary, p. 219.)

(Стихи 14:24−26 соответствуют стихам 16:25−27 в английской Библии.)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.