Romans 14 глава

Romans
King James Bible → Комментарии МакДональда

King James Bible

Do Not Judge Your Brother

1 Him that is weak in the faith receive ye, but not to doubtful disputations.
2 For one believeth that he may eat all things: another, who is weak, eateth herbs.
3 Let not him that eateth despise him that eateth not; and let not him which eateth not judge him that eateth: for God hath received him.
4 Who art thou that judgest another man's servant? to his own master he standeth or falleth. Yea, he shall be holden up: for God is able to make him stand.
5 One man esteemeth one day above another: another esteemeth every day alike. Let every man be fully persuaded in his own mind.
6 He that regardeth the day, regardeth it unto the Lord; and he that regardeth not the day, to the Lord he doth not regard it. He that eateth, eateth to the Lord, for he giveth God thanks; and he that eateth not, to the Lord he eateth not, and giveth God thanks.
7 For none of us liveth to himself, and no man dieth to himself.
8 For whether we live, we live unto the Lord; and whether we die, we die unto the Lord: whether we live therefore, or die, we are the Lord's.
9 For to this end Christ both died, and rose, and revived, that he might be Lord both of the dead and living.
10 But why dost thou judge thy brother? or why dost thou set at nought thy brother? for we shall all stand before the judgment seat of Christ.
11 For it is written, As I live, saith the Lord, every knee shall bow to me, and every tongue shall confess to God.
12 So then every one of us shall give account of himself to God.
Do Not Cause Your Brother to Stumble

13 Let us not therefore judge one another any more: but judge this rather, that no man put a stumblingblock or an occasion to fall in his brother's way.
14 I know, and am persuaded by the Lord Jesus, that there is nothing unclean of itself: but to him that esteemeth any thing to be unclean, to him it is unclean.
15 But if thy brother be grieved with thy meat, now walkest thou not charitably. Destroy not him with thy meat, for whom Christ died.
16 Let not then your good be evil spoken of:
17 For the kingdom of God is not meat and drink; but righteousness, and peace, and joy in the Holy Ghost.
18 For he that in these things serveth Christ is acceptable to God, and approved of men.
19 Let us therefore follow after the things which make for peace, and things wherewith one may edify another.
20 For meat destroy not the work of God. All things indeed are pure; but it is evil for that man who eateth with offence.
21 It is good neither to eat flesh, nor to drink wine, nor any thing whereby thy brother stumbleth, or is offended, or is made weak.
22 Hast thou faith? have it to thyself before God. Happy is he that condemneth not himself in that thing which he alloweth.
23 And he that doubteth is damned if he eat, because he eateth not of faith: for whatsoever is not of faith is sin.

Комментарии МакДональда

Е. В отношениях с другими верующими (14:1 — 15:3)

14:1 Следующий раздел послания к Римлянам посвящен важным принципам, согласно которым христиане должны решать вопросы второстепенной важности. Эти вопросы часто вызывают проблемы в отношениях между верующими, но, как мы увидим, конфликтов можно избежать.

Немощным христианином назван тот, кто продолжает испытывать разные сомнения в вопросах второстепенных. Чаще всего это обращенный из иудеев, который продолжал колебаться по поводу того, можно ли есть некошерную пищу или работать в субботу.

Первый принцип заключается в следующем: немощный христианин должен быть принят в общину, и его не следует вовлекать в разного рода споры о его проблемах. Христианин может иметь радость христианского общения и не имея единства с другими в несущественных деталях.

14:2 Верующий человек, который осознает всю радость христианской свободы, верит, основываясь на учении НЗ, что любая пища чиста. Она очищается Словом Божьим и молитвой (1Тим 4:4−5). Верующий с немощной совестью может испытывать отвращение к свинине или вообще к мясу и быть вегетарианцем.

14:3 Второй принцип выражается в том, что мы должны быть снисходительны друг к другу. Зрелый христианин не должен уничижать своего немощного брата. Также и немощный не должен судить его, как грешника, за то, что он любит свинину, креветок или раков. Бог принял его в полноправные члены Своей семьи.

14:4 Третий принцип таков: каждый верующий — раб Бога, и у нас нет никакого права судить его с позиции господина. Он оправдывается или обвиняется своим Господом. Мы иногда ледяным взглядом поглядываем на кого-либо сверху вниз, уверенные, что из-за своих убеждений он обязательно потерпит крушение в вере. Но такой подход неправилен. Бог сохранит как тех, так и других, и у Него достаточно сил для этого.

14:5 Некоторые христиане из иудеев продолжали относиться к соблюдению субботы как к своей обязанности. Их совесть не позволяла им что-то делать по субботам. То есть они отличали день ото дня, ставя один из них над всеми другими. Другие верующие не следовали иудаистским предписаниям. Они судили о всяком дне равно. Они не рассматривали шесть дней обычными, а один — священным. Для них священными были все семь дней.

Но как же тогда воскресенье, первый день недели? Не является ли оно особым днем в жизни христианина? Мы читаем в НЗ, что в этот день воскрес Господь (Лк 24:1−9). Два последующих воскресенья Он являлся Своим ученикам (Ин 20:19, 26). Святой Дух излился в день Пятидесятницы, которая также приходилась на первый день недели; Пятидесятница отмечалась через семь воскресений после праздника первых плодов (Лев 23:15−16; Деян 2:1), который символизировал воскресение Иисуса Христа (1Кор 15:20, 23). Ученики собирались преломлять хлеб каждый первый день недели (Деян 20:7). Павел писал коринфянам проводить денежный сбор в первый день недели. Следовательно, воскресенье занимает особое положение в НЗ. Но это день, не обязательный для соблюдения, как ветхозаветная суббота, а предпочтительный для соблюдения. Освободившись от всей нашей работы, мы можем выделить специальный день для поклонения и служения нашему Господу.

Ни в одном месте НЗ не говорится, что христиане должны соблюдать субботу. Но при этом мы признаем принцип: шесть дней для работы, а один для отдыха.

Какого бы мнения человек ни придерживался по этому вопросу, главное, чтобы он поступал по удостоверению своего ума. Конечно же, это относится лишь к вопросам, нейтральным с моральной точки зрения. Когда дело касается основополагающих доктрин христианской веры, частных точек зрения быть не может. В тех же областях, где спор идет о вещах, которые сами по себе не есть правильные или неправильные, разные мнения вполне допустимы. Они не должны портить наши отношения.

14:6 Тот, кто различает дни, — это верующий из иудеев, которому совесть все еще не позволяет работать по субботам. Конечно же, он не старается соблюдением субботы заработать спасение, просто он считает, что таким образом радует Господа. С другой стороны, тот, кто не различает дней, таким образом славит Христа — основной объект веры, а не тень будущего (Кол 2:16−17).

Тот, кто свободно ест некошерную пищу, склоняет голову перед Богом и благодарит Его. Так же поступает и верующий с немощной совестью, питающийся только кошерным. Оба просят Божьего благословения.

Если в обоих случаях люди прославляют и благодарят Бога, зачем делать эту тему причиной раздоров и конфликтов?

14:7 Господство Христа проникает во все сферы жизни верующего. Мы живем не для себя, а для Господа. И умираем мы не для себя, а для Господа. И хотя, конечно же, наши слова и поступки оказывают влияние на других людей, в этом стихе речь идет не об этом. Павел подчеркивает, что главной целью и стремлением в жизни верующих должен быть Господь.

14:8 Все, что мы совершаем в нашей жизни, подлежит проверке и оценке Христа. Мы судим о вещах так, как они выглядели бы в Его присутствии. И даже в смерти мы стремимся прославить Господа, так как идем прямо к Нему. И в жизни, и в смерти мы принадлежим Ему.

14:9 Одна из причин, для чего Христос и умер и воскрес и ожил, — чтобы Он мог владычествовать над нами, чтобы мы охотно подчинялись Ему, радостно посвящали Ему преданность наших благодарных сердец. Его господство проявляется даже в смерти, когда наше тело лежит в могиле, а душа и дух находятся в Его присутствии.

14:10 На основании всего вышесказанного, христианину из иудеев бессмысленно осуждать брата, который не соблюдает иудейский календарь и не ограничивает себя кошерной пищей. В свою очередь, сильный брат также не должен унижать немощного. Ведь все мы предстанем на суд Христов, и только там будет дана верная оценка нашим действиям. [В некоторых древних рукописях (NU) скорее имеется в виду «суд Божий», чем «суд Христов» (TR и M тексты). Но мы знаем, что Христос будет Судьей, потому что Отец весь суд отдал Ему (Ин 5:22).] На этом суде будет рассматриваться служение верующего, а не его грехи (1Кор 3:11−15). Там будут вручаться награды, и этот суд не нужно путать с судом над язычниками (Мф 25:31−46), или Судом у великого белого престола (Откр 20:11−15), так как тот будет последним судом для всех злых и духовно мертвых.

14:11 То, что мы действительно предстанем перед судилищем Христа, подтверждено пророчеством из Исаии (45:23), где Сам Иегова заявляет, что перед Ним преклонится всякое колено, признав Его верховную власть.

14:12 Итак, очевидно, что все мы дадим отчет Богу за свои поступки, а не за поступки наших братьев. Мы слишком часто судим друг друга, не имея на то ни основания, ни права.

14:13 Вместо того чтобы только и делать, что сидеть и пересуживать других христиан по вопросам далеко не первостепенной важности, нам следует стараться не делать ничего, что могло бы помешать духовному росту наших братьев. Ни один из этих несущественных вопросов не важен настолько, чтобы вызвать преткновение или соблазн немощного брата.

14:14 Павел знал, так же как и мы, что никакая пища больше не считается нечистой, как во времена закона.

То, что мы едим, освящено Словом Божьим и молитвой (1Тим 4:5). Пища освящена Словом, поскольку Библия недвусмысленно называет ее хорошей. Она освящается молитвой, когда мы просим Бога благословить ее для Его славы и для укрепления наших тел в служении Ему. Но если какой-либо немощный брат считает, что есть свинину непозволительно, то ему нельзя ее есть, так как это станет насилием над данной ему Богом совестью.

Когда Павел пишет, что нет ничего в себе самом нечистого, мы должны понимать, что он говорит только о несущественных вопросах. В жизни существует масса нечистых вещей, таких как порнографическая литература, непристойные шутки, грязные фильмы и вообще все аморальное. Данное утверждение Павла необходимо рассматривать лишь в контексте. Христиане не становятся нечистыми, если едят запрещенную законом Моисея пищу.

14:15 Когда я сажусь есть вместе с немощным братом, должен ли я настаивать на своем естественном праве есть крабов и омаров, если знаю, что он так не считает? Если я поступлю так, это будет не по любви, поскольку любовь в первую очередь думает о других, а не о себе. Любовь способна забыть о своих законных правах ради благополучия брата. Блюдо с едой гораздо менее важно, чем духовное состояние того, за кого умер Христос. Если я начну эгоистично провозглашать свои права в подобных вопросах, я могу нанести непоправимый урон жизни немощного брата. Несущественность подобных проблем понятна, когда вспоминаешь, какая огромная плата была внесена за душу этого человека — драгоценная Кровь Агнца.

14:16 Итак, главный принцип: мы не должны позволять второстепенным вещам, которые сами по себе нейтральны, быть причиной того, что нас обвинят в немощности или в отсутствии любви. Это будет продажей нашего доброго имени за дешевую похлебку.

14:17 В Царстве Божьем во внимание принимаются не проблемы разных диет, а духовные реальности. В Божьем Царстве все признают Бога верховным правителем. В самом широком смысле оно включает в себя всех тех, кто каким-то образом исповедует преданность Богу. Но на деле оно состоит лишь из рожденных свыше. Именно в этом смысле оно здесь и упоминается. Подданные Небесного Царства не должны быть людьми изысканного вкуса, гурманами и знатоками вин. Они должны проявлять себя в практической праведности, стремлении к миру, гармонии и жизни, исполненной радости во Святом Духе.

14:18 Похвалу и одобрение от Бога можно заслужить лишь святой жизнью, а не тем, что ты ешь или не ешь. Стремящиеся к праведности, миру и радости тем самым служат Христу, исполняя Его волю.

14:19 Таким образом, появляется еще один принцип. Вместо того чтобы ссориться по незначительным вопросам, мы должны прилагать все усилия, чтобы поддерживать мир и гармонию в христианской общине. Вместо того чтобы заявлять о своих правах, подталкивая тем самым других к преткновению, мы должны стараться помогать другим возрастать в святой жизни.

14:20 Бог совершает Свое дело в жизни каждого из Своих детей. Невозможно без содрогания думать о том, чтобы помешать этой работе в душе немощного брата вопросами о пище, питье или днях. Для чада Божьего всякая пища чиста. Тем не менее, ему нельзя есть то, что приведет к оскорблению или преткновению брата.

14:21 Будет в тысячу раз лучше отказаться от мяса, вина и всего того, что может обидеть брата и привести его к духовному падению. Пожертвовать своими законными правами — не такая уж и большая цена по сравнению с заботой о немощном.

14:22 Я вполне свободен питаться любой пищей, зная, что Бог дал ее нам, чтобы мы ели и благодарили Его. Но я не должен впустую похваляться этой свободой перед немощными в вере. Лучше пользоваться ею наедине с собой или среди тех, кто не будет этим оскорблен.

Конечно, хорошо наслаждаться полной свободой христианина и не быть обремененным неоправданными угрызениями совести. Но еще лучше отказаться от своих законных прав ради того, чтобы не обвинять себя в оскорблении других. Истинно блажен тот, кто не служит преткновением для других.

14:23 Если говорить о немощном брате, то ему нельзя есть то, за что его судит совесть, так как это будет не по вере. А поступать против совести — грех.

Вообще, совесть человека не может быть абсолютно верным руководством, для этого она должна быть научена Божьим Словом. Но, пишет Меррил Унгер, «Павел устанавливает закон, что человек должен подчиняться своей совести, даже если она немощна; в противном случае мораль личности будет уничтожена». (Merrill F. Unger, Unger's Bible Dictionary, p. 219.)

(Стихи 14:24−26 соответствуют стихам 16:25−27 в английской Библии.)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.