3 Mose 10 глава

3 Mose
Luther Bibel 1984 → Толкование Далласской семинарии

Luther Bibel 1984

1 Und Aarons Söhne Nadab und Abihu nahmen ein jeder seine Pfanne und taten Feuer hinein und legten Räucherwerk darauf und brachten so ein fremdes Feuer vor den HERRN, das er ihnen nicht geboten hatte.
2 Da fuhr ein Feuer aus von dem HERRN und verzehrte sie, daß sie starben vor dem HERRN.
3 Da sprach Mose zu Aaron: Das ist's, was der HERR gesagt hat: Ich erzeige mich heilig an denen, die mir nahe sind, und vor allem Volk erweise ich mich herrlich. Und Aaron schwieg.
4 Mose aber rief Mischaël und Elizafan, die Söhne Usiëls, des Oheims Aarons, und sprach zu ihnen: Tretet hinzu und tragt eure Brüder von dem Heiligtum hinaus vor das Lager.
5 Und sie traten hinzu und trugen sie hinaus mit ihren leinenen Gewändern vor das Lager, wie Mose gesagt hatte.
6 Da sprach Mose zu Aaron und seinen Söhnen Eleasar und Itamar: Ihr sollt euer Haupthaar nicht wirr hängen lassen und eure Kleider nicht zerreißen, daß ihr nicht sterbet und der Zorn über die ganze Gemeinde komme. Laßt aber eure Brüder, das ganze Haus Israel, weinen über diesen Brand, den der HERR angerichtet hat.
7 Ihr sollt auch nicht hinweggehen von der Tür der Stiftshütte, ihr würdet sonst sterben; denn das Salböl des HERRN ist auf euch. Und sie taten, wie Mose sagte.
8 Der HERR aber redete mit Aaron und sprach:
9 Du und deine Söhne, ihr sollt weder Wein noch starke Getränke trinken, wenn ihr in die Stiftshütte geht, damit ihr nicht sterbt. Das sei eine ewige Ordnung für alle eure Nachkommen.
10 Ihr sollt unterscheiden, was heilig und unheilig, was unrein und rein ist,
11 und Israel lehren alle Ordnungen, die der HERR ihnen durch Mose verkündet hat.
12 Und Mose redete mit Aaron und mit seinen Söhnen Eleasar und Itamar, die ihm noch geblieben waren: Nehmt das Speisopfer, das übriggeblieben ist von den Feueropfern des HERRN, und esset es ungesäuert bei dem Altar; denn es ist ein Hochheiliges.
13 Ihr sollt es aber an heiliger Stätte essen; denn das ist dein und deiner Söhne Anrecht an den Feueropfern des HERRN; denn so ist mir's geboten.
14 Auch die Brust des Schwingopfers und die Keule des Hebopfers sollst du mit deinen Söhnen und deinen Töchtern essen an reiner Stätte; denn solches Anrecht an den Dankopfern Israels ist dir und deinen Kindern gegeben.
15 Denn diese Keule und diese Brust soll man zu den Feueropfern des Fettes bringen, daß sie als Schwingopfer geschwungen werden vor dem HERRN; es gehört dir und deinen Söhnen als ewiges Anrecht, wie der HERR geboten hat.
16 Und Mose suchte den Bock des Sündopfers und fand ihn verbrannt. Und er wurde zornig über Eleasar und Itamar, Aarons Söhne, die ihm noch geblieben waren, und sprach:
17 Warum habt ihr das Sündopfer nicht gegessen an heiliger Stätte? Denn es ist ein Hochheiliges, und der HERR hat es euch gegeben, daß ihr die Schuld der Gemeinde wegnehmen und sie vor ihm entsühnen sollt.
18 Siehe, sein Blut ist nicht in das Heilige hineingebracht worden. Ihr solltet das Opfer im Heiligen gegessen haben, wie ich geboten hatte.
19 Aaron aber sprach zu Mose: Siehe, heute haben sie ihr Sündopfer und ihr Brandopfer vor dem HERRN geopfert, und es ist mir so ergangen, wie du siehst; und ich sollte heute essen vom Sündopfer? Sollte das dem HERRN gefallen?
20 Als Mose das hörte, ließ er sich's gefallen.

Толкование Далласской семинарии

3. ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО ЦЕРЕМОНИАЛА (ГЛ. 10)

В первый же день своего первосвященнического служения Аарон пережил трагическую смерть двух своих старших сыновей. Тогда как в главах 8−9 читаем, что результатом повиновения Божиим указаниям было «исхождение огня от Господа», который сжег жертвы в знак милостивого принятия их, из главы 10 узнаем, что совершенные по неведению (или по излишней самонадеянности) действия, которые не соответствовали Божиему указанию, вызвали огонь небесный, поразивший виновных насмерть.

а. Нарушение обряда Надавом и Авиудом и немедленная их гибель (10:1−3)

Лев 10:1−3. Итак, два старших сына Аарона (сравните Исх 6:23; 28:1; 1Пар 6:3), по причине невежества или самонадеянности, принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. Этот эпизод нарушает незамутненную картину, предстающую перед нами в двух предыдущих главах, когда все делалось в четком согласии с Божиими повелениями (сравните Лев 8:36). Нам не говорится, что именно сделало огонь, принесенный Надавом и Авиудом, «чуждым».

Возможно, в свои кадильницы они положили угли, взятые не с жертвенника, а откуда-нибудь еще (сравните 16:12), а, может быть, они принесли огонь в неурочное время (Исх 30:7−9). Не исключено, что братья пытались войти в святилище и тем нарушили прерогативу первосвященника, дававшуюся ему в День очищения (сравните Лев 16:12−13), Мы знаем также, что священникам было запрещено пить перед тем, как войти в скинию, вино и крепкие напитки (10:9), так что случившееся могло быть связано и с опьянением сыновей Аарона.

В любом случае они действовали против Божией воли, и их немедленное осуждение Богом послужило драматической иллюстрацией к тому, что это значит — «быть истребленным из народа своего» (сравните Чис 15:30). «Мораль этой истории» в изложении Моисея сводится к тому, что на получивших привилегию быть особо приближенными к Богу лежит и особая ответственность служить примером (как бы являя их) Его святости (в приближающихся ко Мне освящусь и славы).

б, Удаление тел Надава и Авиуда (10:4−5)

Лев 10:4−5. Повинуясь повелению Моисея, два двоюродных брата Аарона вынесли тела его сыновей за стан, то есть поступили с ними как с ни к чему непригодными останками жертвенных животных.

в. Об оплакивании Надава и Авиуда (10:6−7)

Лев 10:6−7. По слову Моисея, Аарон и два других его сына — Елеазар и Ифамар — воздержались от обычных в таких случаях проявлений скорби и горя, хотя всем остальным разрешено было оплакать Надава и Авиуда. Поведение Аарона, Елеазара и Ифамара согласовывалось с позднейшим запрещением первосвященникам принимать участие в похоронах своих родственников (21:10−12).

г, Повторное утверждение Господом Аарона в его первосвященнических обязанностях (10:8−11)

Лев 10:8−11. Только здесь, в книге Левит, сказано, что Господь говорил с Аароном не через Моисея, а непосредственно. Запрещение относительно вина и крепких напитков направлено было на то, чтобы ум священников был ясен и чтобы они, исполняя свои обязанности, могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и быть таким образом готовыми к тому, чтобы учить Израильтян правилам, данным Богом чрез Моисея, а также выносить решения в трудных случаях (сравните Втор 17:9−11).

Поручение священникам учить израильтян следовать путем святости должно было подготовить почву для тех наставлений, о которых читаем в Лев 11:15.

д, Повеление Моисею относительно распределения частей жертвенной туши (10:12−15)

Лев 10:12−15. Моисей дал Аарону и оставшимся сыновьям его наставления о том, какие именно части животного, принесенного в жертву, предназначались им в пищу (сравните 6:26; 7:12−15).

е. Негодование Моисея по причине нарушения правила в обращении с жертвой за грех (10:16−18)

Лев 10:16−18. Моисей… разгневался на Елеазара и Ифамара, когда обнаружил, что они целиком сожгли тушу козла, принесенного в жертву за грех народа (сравните 9:15), вместо того, чтобы съесть ее, как было предписано (поскольку кровь этой жертвы не была внесена в святое место, 10:18; в случае, если бы кровь была внесена в святое место, тушу полагалось бы сжечь «за станом», 4:12, 21).

ж. Оправдания Аарона; принятие их Моисеем (10:19−20)

Лев 10:19−20. Оправдываясь перед Моисеем за поступок своих сыновей (в котором он и сам наверное был повинен) Аарон, видимо, намекает на трагедию, постигшую Надава и Авиуда (и это случилось со мною) и не скрывает боязни совершить подобные ошибки при принесении жертвы за грех. Аарон спрашивает своего брата: если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу?

По-видимому, он или боялся есть то, что было «святыней» (стих 17) сразу же после гибели своих сыновей, или пораженный горем неумышленно совершил ошибку при выполнении процедуры жертвоприношения. Если так, то ему, надо думать (хотя здесь на это указаний нет) достаточно было принести собственную жертву за грех нарушения ритуала. Так или иначе, Моисей остался удовлетворен предложением Аарона.

В. Законы относительно нечистоты (главы 11−15)

Библейские концепции «нечистого» и «чистого» не эквивалентны «физически грязному» и «физически чистому», как не являются они непосредственно связанными с понятиями стерильности или зараженности в гигиеническом смысле, при том, что существовало несколько степеней ритуальной нечистоты. Хотя данные Провидением законы о нечистом приводили ко многим хорошим результатам именно в гигиеническом отношении, не в этом состояла их главная цель.

Различие между нечистым и чистым даже не зависело в прямом смысле от «греховности» и «безгрешности» — ведь многие виды ритуального осквернения происходили случайно, либо вследствие болезни или каких-то физических процессов и действий, которые сами по себе не являлись объектами осуждения и даже удостаивались похвалы.

В жизни существовало, с ритуальной точки зрения, три состояния: святое, чистое и нечистое. Таким образом чистота в церемониальном смысле попросту соответствовала нейтральному состоянию между нечистым и святым. Цель законов о нечистоте носила в сущности богословский, религиозный, характер и состояла в утверждении повиновения законам того Законодателя, Которого Израиль получил по завету; повиноваться этим законам надо было потому, что их предписал Он. Это, однако, не исключало логического, разумного, подхода Божества к провозглашению одних животных нечистыми, а других — чистыми; в ряде случаев мы видим и чисто гигиенические основания для этого.

Одна из задач священников заключалась в том, чтобы учить народ различать «между нечистым и чистым» (10:10−11). Поэтому так важно для них было получать Божественные откровения относительно обрядовой (церемониальной) нечистоты в пище (глава 11), в связи с болезнями (главы 13−14) и о других формах физической нечистоты (главы 12, 15). Поскольку в этих главах трактуются вопросы, сопряженные с высокой ответственностью священников, они и обращены как к Моисею, так и к Аарону (11:1; 14:33; 15:1).

1. ЗАКОНЫ О ПИЩЕ, О ЧИСТЫХ И НЕЧИСТЫХ ЖИВОТНЫХ (ГЛ. 11)

В этой главе (почти идентичной Втор 14:3−20) содержится большая часть левитских установлений, связанных с потреблением пищи (сравните Лев 17).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.