Левіт 10 глава

Трэцяя кніга Масеява: Левіт
Пераклад Яна Станкевіча → Толкование Далласской семинарии

Пераклад Яна Станкевіча

1 І ўзялі сыны Ааронавы, Надаў а Авігу, кажны сваю кадзільніцу, і палажылі ў іх цяпло, і ўлажылі ў іх кадзілы, і абраклі перад СПАДАРОМ цяпло чужое, каторага Ён не расказаў ім.
2 І вышла цяпло ад віду СПАДАРОВАГА, і зжэрла іх, і памерлі яны перад відам СПАДАРОВЫМ.
3 І сказаў Масей Аарону: «Во, праз што гукаў СПАДАР, кажучы: "У тых, што бліжацца да мяне, пасьвячуся і перад усім людам услаўлюся"». І Аарон маўчаў.
4 І гукнуў Масей Місайлу а Елцафана, сыноў Узелавых, дзядзі Ааронавага, і сказаў ім: «Дабліжчася, падыйміце братоў сваіх ізь перад сьвятыні за табар».
5 І дабліжыліся, і паднялі іх у хітонах іхных за табар, як казаў Масей.
6 І сказаў Масей Аарону ж а Елеазару а Іфамару, сыном ягоным: «Галоваў сваіх не адкрывайце і адзежаў сваіх не разьдзірайце, каб не памерці і не навесьці гневу на ўсю грамаду; але браты вашыя, увесь дом Ізраеляў, могуць плакаць па спаленьню, каторае спаліў СПАДАР.
7 І з уходу будану збору ня выходзьце, каб вам не памерці, бо на вас алей памазаньня СПАДАРОВАГА». І зрабілі подле слова Масеявага.
8 І гукаў СПАДАР Аарону, кажучы:
9 «Віна а моцных напіткаў ня пі ты а сыны твае з табою, як уходзіце ў будан збору, каб не памерці. Гэта вечная ўстава ў родах вашых;
10 Каб адразьняць сьвятое ад будзеннага і нячыстае ад чыстага,
11 І наўчаць сыноў Ізраелявых усіх уставаў, каторыя казаў ім СПАДАР Масеям».
12 І казаў Масей Аарону а Елезару а Іфамару, засталым сыном ягоным: «Вазьміце аброк хлебны, засталы ад аброкаў агняных СПАДАРОВЫХ, і ежча яго прэсны ля аброчніка; бо гэта сьвятое сьвятых.
13 І ежча яго на сьвятым месцу, бо гэта ўстава твая а ўстава сыноў тваіх із агняных аброкаў СПАДАРОВЫХ; бо так імне расказана.
14 І грудзіну нахінаньня, і лапатку ўзнесеньня ежча на чыстым месцу, ты а сыны твае а дачкі твае з табою; бо гэта ўстава твая а ўстава сыноў тваіх, даная із супакойных аброкаў сыноў Ізраелявых.
15 Лапатку ўзьнесеньня й грудзіну нахінаньня разам із аброкамі агнянымі тукаў маюць прыносіць, туды-сюды нахінаючы перад відам СПАДАРОВЫМ; і хай будзе табе а сыном тваім із табою на вечную ўставу, як расказаў СПАДАР».
16 І казяняці аброку за грэх уважна шукаў Масей, і во, ён спалены. І зазлаваўся на Елеазара а Іфамара, засталых сыноў Ааронавых, кажучы:
17 «Чаму вы ня елі аброку за грэх на сьвятым месцу? бо гэта сьвятое сьвятых, і яно дана вам, каб насіць бяспраўі грамады і даставаць ласкіўчыненьне ў СПАДАРА;
18 Во, кроў ягоная ня ўнесена ўнутр сьвятыні, а вы мелі сусім зьесьці яго на сьвятым месцу, як расказана імне».
19 І казаў Аарон Масею: «Вось, сядні абраклі яны аброк свой за грэх і ўсепаленьне перад СПАДАРОМ, і прылучылася з імною штось падобнае; калі я сядні зьем аброк за грэх, ці ўпадабае гэта СПАДАР?»
20 І пачуў Масей, і было добрым гэта ў ваччу ягоным.

Толкование Далласской семинарии

3. ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО ЦЕРЕМОНИАЛА (ГЛ. 10)

В первый же день своего первосвященнического служения Аарон пережил трагическую смерть двух своих старших сыновей. Тогда как в главах 8−9 читаем, что результатом повиновения Божиим указаниям было «исхождение огня от Господа», который сжег жертвы в знак милостивого принятия их, из главы 10 узнаем, что совершенные по неведению (или по излишней самонадеянности) действия, которые не соответствовали Божиему указанию, вызвали огонь небесный, поразивший виновных насмерть.

а. Нарушение обряда Надавом и Авиудом и немедленная их гибель (10:1−3)

Лев 10:1−3. Итак, два старших сына Аарона (сравните Исх 6:23; 28:1; 1Пар 6:3), по причине невежества или самонадеянности, принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. Этот эпизод нарушает незамутненную картину, предстающую перед нами в двух предыдущих главах, когда все делалось в четком согласии с Божиими повелениями (сравните Лев 8:36). Нам не говорится, что именно сделало огонь, принесенный Надавом и Авиудом, «чуждым».

Возможно, в свои кадильницы они положили угли, взятые не с жертвенника, а откуда-нибудь еще (сравните 16:12), а, может быть, они принесли огонь в неурочное время (Исх 30:7−9). Не исключено, что братья пытались войти в святилище и тем нарушили прерогативу первосвященника, дававшуюся ему в День очищения (сравните Лев 16:12−13), Мы знаем также, что священникам было запрещено пить перед тем, как войти в скинию, вино и крепкие напитки (10:9), так что случившееся могло быть связано и с опьянением сыновей Аарона.

В любом случае они действовали против Божией воли, и их немедленное осуждение Богом послужило драматической иллюстрацией к тому, что это значит — «быть истребленным из народа своего» (сравните Чис 15:30). «Мораль этой истории» в изложении Моисея сводится к тому, что на получивших привилегию быть особо приближенными к Богу лежит и особая ответственность служить примером (как бы являя их) Его святости (в приближающихся ко Мне освящусь и славы).

б, Удаление тел Надава и Авиуда (10:4−5)

Лев 10:4−5. Повинуясь повелению Моисея, два двоюродных брата Аарона вынесли тела его сыновей за стан, то есть поступили с ними как с ни к чему непригодными останками жертвенных животных.

в. Об оплакивании Надава и Авиуда (10:6−7)

Лев 10:6−7. По слову Моисея, Аарон и два других его сына — Елеазар и Ифамар — воздержались от обычных в таких случаях проявлений скорби и горя, хотя всем остальным разрешено было оплакать Надава и Авиуда. Поведение Аарона, Елеазара и Ифамара согласовывалось с позднейшим запрещением первосвященникам принимать участие в похоронах своих родственников (21:10−12).

г, Повторное утверждение Господом Аарона в его первосвященнических обязанностях (10:8−11)

Лев 10:8−11. Только здесь, в книге Левит, сказано, что Господь говорил с Аароном не через Моисея, а непосредственно. Запрещение относительно вина и крепких напитков направлено было на то, чтобы ум священников был ясен и чтобы они, исполняя свои обязанности, могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и быть таким образом готовыми к тому, чтобы учить Израильтян правилам, данным Богом чрез Моисея, а также выносить решения в трудных случаях (сравните Втор 17:9−11).

Поручение священникам учить израильтян следовать путем святости должно было подготовить почву для тех наставлений, о которых читаем в Лев 11:15.

д, Повеление Моисею относительно распределения частей жертвенной туши (10:12−15)

Лев 10:12−15. Моисей дал Аарону и оставшимся сыновьям его наставления о том, какие именно части животного, принесенного в жертву, предназначались им в пищу (сравните 6:26; 7:12−15).

е. Негодование Моисея по причине нарушения правила в обращении с жертвой за грех (10:16−18)

Лев 10:16−18. Моисей… разгневался на Елеазара и Ифамара, когда обнаружил, что они целиком сожгли тушу козла, принесенного в жертву за грех народа (сравните 9:15), вместо того, чтобы съесть ее, как было предписано (поскольку кровь этой жертвы не была внесена в святое место, 10:18; в случае, если бы кровь была внесена в святое место, тушу полагалось бы сжечь «за станом», 4:12, 21).

ж. Оправдания Аарона; принятие их Моисеем (10:19−20)

Лев 10:19−20. Оправдываясь перед Моисеем за поступок своих сыновей (в котором он и сам наверное был повинен) Аарон, видимо, намекает на трагедию, постигшую Надава и Авиуда (и это случилось со мною) и не скрывает боязни совершить подобные ошибки при принесении жертвы за грех. Аарон спрашивает своего брата: если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу?

По-видимому, он или боялся есть то, что было «святыней» (стих 17) сразу же после гибели своих сыновей, или пораженный горем неумышленно совершил ошибку при выполнении процедуры жертвоприношения. Если так, то ему, надо думать (хотя здесь на это указаний нет) достаточно было принести собственную жертву за грех нарушения ритуала. Так или иначе, Моисей остался удовлетворен предложением Аарона.

В. Законы относительно нечистоты (главы 11−15)

Библейские концепции «нечистого» и «чистого» не эквивалентны «физически грязному» и «физически чистому», как не являются они непосредственно связанными с понятиями стерильности или зараженности в гигиеническом смысле, при том, что существовало несколько степеней ритуальной нечистоты. Хотя данные Провидением законы о нечистом приводили ко многим хорошим результатам именно в гигиеническом отношении, не в этом состояла их главная цель.

Различие между нечистым и чистым даже не зависело в прямом смысле от «греховности» и «безгрешности» — ведь многие виды ритуального осквернения происходили случайно, либо вследствие болезни или каких-то физических процессов и действий, которые сами по себе не являлись объектами осуждения и даже удостаивались похвалы.

В жизни существовало, с ритуальной точки зрения, три состояния: святое, чистое и нечистое. Таким образом чистота в церемониальном смысле попросту соответствовала нейтральному состоянию между нечистым и святым. Цель законов о нечистоте носила в сущности богословский, религиозный, характер и состояла в утверждении повиновения законам того Законодателя, Которого Израиль получил по завету; повиноваться этим законам надо было потому, что их предписал Он. Это, однако, не исключало логического, разумного, подхода Божества к провозглашению одних животных нечистыми, а других — чистыми; в ряде случаев мы видим и чисто гигиенические основания для этого.

Одна из задач священников заключалась в том, чтобы учить народ различать «между нечистым и чистым» (10:10−11). Поэтому так важно для них было получать Божественные откровения относительно обрядовой (церемониальной) нечистоты в пище (глава 11), в связи с болезнями (главы 13−14) и о других формах физической нечистоты (главы 12, 15). Поскольку в этих главах трактуются вопросы, сопряженные с высокой ответственностью священников, они и обращены как к Моисею, так и к Аарону (11:1; 14:33; 15:1).

1. ЗАКОНЫ О ПИЩЕ, О ЧИСТЫХ И НЕЧИСТЫХ ЖИВОТНЫХ (ГЛ. 11)

В этой главе (почти идентичной Втор 14:3−20) содержится большая часть левитских установлений, связанных с потреблением пищи (сравните Лев 17).



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.