Leviticus 10 глава

Leviticus
New King James Version → Толкование Далласской семинарии

New King James Version

The Profane Fire of Nadab and Abihu

1 Then Nadab and Abihu, the sons of Aaron, each took his censer and put fire in it, put incense on it, and offered profane fire before the Lord, which He had not commanded them.
2 So fire went out from the Lord and devoured them, and they died before the Lord.
3 And Moses said to Aaron, “This is what the Lord spoke, saying:
‘By those who come near Me
I must be regarded as holy;
And before all the people
I must be glorified.’ ”
So Aaron held his peace.
4 Then Moses called Mishael and Elzaphan, the sons of Uzziel the uncle of Aaron, and said to them, “Come near, carry your brethren from [a]before the sanctuary out of the camp.”
5 So they went near and carried them by their tunics out of the camp, as Moses had said.
6 And Moses said to Aaron, and to Eleazar and Ithamar, his sons, “Do not [b]uncover your heads nor tear your clothes, lest you die, and wrath come upon all the people. But let your brethren, the whole house of Israel, [c]bewail the burning which the Lord has kindled.
7 You shall not go out from the door of the tabernacle of meeting, lest you die, for the anointing oil of the Lord is upon you.” And they did according to the word of Moses.
Conduct Prescribed for Priests

8 Then the Lord spoke to Aaron, saying:
9 “Do not drink wine or intoxicating drink, you, nor your sons with you, when you go into the tabernacle of meeting, lest you die. It shall be a statute forever throughout your generations,
10 that you may distinguish between holy and unholy, and between unclean and clean,
11 and that you may teach the children of Israel all the statutes which the Lord has spoken to them by the hand of Moses.”
12 And Moses spoke to Aaron, and to Eleazar and Ithamar, his sons who were left: “Take the grain offering that remains of the offerings made by fire to the Lord, and eat it without leaven beside the altar; for it is most holy.
13 You shall eat it in a holy place, because it is your [d]due and your sons’ due, of the sacrifices made by fire to the Lord; for so I have been commanded.
14 The breast of the wave offering and the thigh of the heave offering you shall eat in a clean place, you, your sons, and your daughters with you; for they are your due and your sons’ due, which are given from the sacrifices of peace offerings of the children of Israel.
15 The thigh of the heave offering and the breast of the wave offering they shall bring with the offerings of fat made by fire, to offer as a wave offering before the Lord. And it shall be yours and your sons’ with you, by a statute forever, as the Lord has commanded.”
16 Then Moses made careful inquiry about the goat of the sin offering, and there it was — burned up. And he was angry with Eleazar and Ithamar, the sons of Aaron who were left, saying,
17 “Why have you not eaten the sin offering in a holy place, since it is most holy, and God has given it to you to bear the guilt of the congregation, to make atonement for them before the Lord?
18 See! Its blood was not brought inside [e]the holy place; indeed you should have eaten it in a holy place, as I commanded.”
19 And Aaron said to Moses, “Look, this day they have offered their sin offering and their burnt offering before the Lord, and such things have befallen me! If I had eaten the sin offering today, would it have been accepted in the sight of the Lord?”
20 So when Moses heard that, he was content.

Толкование Далласской семинарии

3. ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО ЦЕРЕМОНИАЛА (ГЛ. 10)

В первый же день своего первосвященнического служения Аарон пережил трагическую смерть двух своих старших сыновей. Тогда как в главах 8−9 читаем, что результатом повиновения Божиим указаниям было «исхождение огня от Господа», который сжег жертвы в знак милостивого принятия их, из главы 10 узнаем, что совершенные по неведению (или по излишней самонадеянности) действия, которые не соответствовали Божиему указанию, вызвали огонь небесный, поразивший виновных насмерть.

а. Нарушение обряда Надавом и Авиудом и немедленная их гибель (10:1−3)

Лев 10:1−3. Итак, два старших сына Аарона (сравните Исх 6:23; 28:1; 1Пар 6:3), по причине невежества или самонадеянности, принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. Этот эпизод нарушает незамутненную картину, предстающую перед нами в двух предыдущих главах, когда все делалось в четком согласии с Божиими повелениями (сравните Лев 8:36). Нам не говорится, что именно сделало огонь, принесенный Надавом и Авиудом, «чуждым».

Возможно, в свои кадильницы они положили угли, взятые не с жертвенника, а откуда-нибудь еще (сравните 16:12), а, может быть, они принесли огонь в неурочное время (Исх 30:7−9). Не исключено, что братья пытались войти в святилище и тем нарушили прерогативу первосвященника, дававшуюся ему в День очищения (сравните Лев 16:12−13), Мы знаем также, что священникам было запрещено пить перед тем, как войти в скинию, вино и крепкие напитки (10:9), так что случившееся могло быть связано и с опьянением сыновей Аарона.

В любом случае они действовали против Божией воли, и их немедленное осуждение Богом послужило драматической иллюстрацией к тому, что это значит — «быть истребленным из народа своего» (сравните Чис 15:30). «Мораль этой истории» в изложении Моисея сводится к тому, что на получивших привилегию быть особо приближенными к Богу лежит и особая ответственность служить примером (как бы являя их) Его святости (в приближающихся ко Мне освящусь и славы).

б, Удаление тел Надава и Авиуда (10:4−5)

Лев 10:4−5. Повинуясь повелению Моисея, два двоюродных брата Аарона вынесли тела его сыновей за стан, то есть поступили с ними как с ни к чему непригодными останками жертвенных животных.

в. Об оплакивании Надава и Авиуда (10:6−7)

Лев 10:6−7. По слову Моисея, Аарон и два других его сына — Елеазар и Ифамар — воздержались от обычных в таких случаях проявлений скорби и горя, хотя всем остальным разрешено было оплакать Надава и Авиуда. Поведение Аарона, Елеазара и Ифамара согласовывалось с позднейшим запрещением первосвященникам принимать участие в похоронах своих родственников (21:10−12).

г, Повторное утверждение Господом Аарона в его первосвященнических обязанностях (10:8−11)

Лев 10:8−11. Только здесь, в книге Левит, сказано, что Господь говорил с Аароном не через Моисея, а непосредственно. Запрещение относительно вина и крепких напитков направлено было на то, чтобы ум священников был ясен и чтобы они, исполняя свои обязанности, могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и быть таким образом готовыми к тому, чтобы учить Израильтян правилам, данным Богом чрез Моисея, а также выносить решения в трудных случаях (сравните Втор 17:9−11).

Поручение священникам учить израильтян следовать путем святости должно было подготовить почву для тех наставлений, о которых читаем в Лев 11:15.

д, Повеление Моисею относительно распределения частей жертвенной туши (10:12−15)

Лев 10:12−15. Моисей дал Аарону и оставшимся сыновьям его наставления о том, какие именно части животного, принесенного в жертву, предназначались им в пищу (сравните 6:26; 7:12−15).

е. Негодование Моисея по причине нарушения правила в обращении с жертвой за грех (10:16−18)

Лев 10:16−18. Моисей… разгневался на Елеазара и Ифамара, когда обнаружил, что они целиком сожгли тушу козла, принесенного в жертву за грех народа (сравните 9:15), вместо того, чтобы съесть ее, как было предписано (поскольку кровь этой жертвы не была внесена в святое место, 10:18; в случае, если бы кровь была внесена в святое место, тушу полагалось бы сжечь «за станом», 4:12, 21).

ж. Оправдания Аарона; принятие их Моисеем (10:19−20)

Лев 10:19−20. Оправдываясь перед Моисеем за поступок своих сыновей (в котором он и сам наверное был повинен) Аарон, видимо, намекает на трагедию, постигшую Надава и Авиуда (и это случилось со мною) и не скрывает боязни совершить подобные ошибки при принесении жертвы за грех. Аарон спрашивает своего брата: если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу?

По-видимому, он или боялся есть то, что было «святыней» (стих 17) сразу же после гибели своих сыновей, или пораженный горем неумышленно совершил ошибку при выполнении процедуры жертвоприношения. Если так, то ему, надо думать (хотя здесь на это указаний нет) достаточно было принести собственную жертву за грех нарушения ритуала. Так или иначе, Моисей остался удовлетворен предложением Аарона.

В. Законы относительно нечистоты (главы 11−15)

Библейские концепции «нечистого» и «чистого» не эквивалентны «физически грязному» и «физически чистому», как не являются они непосредственно связанными с понятиями стерильности или зараженности в гигиеническом смысле, при том, что существовало несколько степеней ритуальной нечистоты. Хотя данные Провидением законы о нечистом приводили ко многим хорошим результатам именно в гигиеническом отношении, не в этом состояла их главная цель.

Различие между нечистым и чистым даже не зависело в прямом смысле от «греховности» и «безгрешности» — ведь многие виды ритуального осквернения происходили случайно, либо вследствие болезни или каких-то физических процессов и действий, которые сами по себе не являлись объектами осуждения и даже удостаивались похвалы.

В жизни существовало, с ритуальной точки зрения, три состояния: святое, чистое и нечистое. Таким образом чистота в церемониальном смысле попросту соответствовала нейтральному состоянию между нечистым и святым. Цель законов о нечистоте носила в сущности богословский, религиозный, характер и состояла в утверждении повиновения законам того Законодателя, Которого Израиль получил по завету; повиноваться этим законам надо было потому, что их предписал Он. Это, однако, не исключало логического, разумного, подхода Божества к провозглашению одних животных нечистыми, а других — чистыми; в ряде случаев мы видим и чисто гигиенические основания для этого.

Одна из задач священников заключалась в том, чтобы учить народ различать «между нечистым и чистым» (10:10−11). Поэтому так важно для них было получать Божественные откровения относительно обрядовой (церемониальной) нечистоты в пище (глава 11), в связи с болезнями (главы 13−14) и о других формах физической нечистоты (главы 12, 15). Поскольку в этих главах трактуются вопросы, сопряженные с высокой ответственностью священников, они и обращены как к Моисею, так и к Аарону (11:1; 14:33; 15:1).

1. ЗАКОНЫ О ПИЩЕ, О ЧИСТЫХ И НЕЧИСТЫХ ЖИВОТНЫХ (ГЛ. 11)

В этой главе (почти идентичной Втор 14:3−20) содержится большая часть левитских установлений, связанных с потреблением пищи (сравните Лев 17).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.