Да Эфэсцаў 6 глава

Пасланьне Паўлы да Эфэсцаў
Пераклад Л. Дзекуць-Малея → Толковая Библия Лопухина

Пераклад Л. Дзекуць-Малея

1 Дзе́ці, слухайце бацькоў сваіх у Госпадзе, бо гэта справядліва.
2 Паважай бацьку твайго і матку, — гэта пе́ршая за́паведзь з прырачэньнем:
3 каб было табе́ добра, і быў даўгале́тнім на зямлі (Выхад 20:12).
4 І вы, айцы, не дражне́це дзяце́й вашых, але выхоўвайце іх у навуцы і напамінаньні Гасподнім.
5 Рабы́, будзьце паслухмянымі паном сваім водле це́ла, з страхам і дрыжэньнем, у прастаце́ сэрца вашага, як-бы Хрысту,
6 не на вачох толькі паслугуючы, як дагаджаючыя чалаве́ку, але як рабы Хрыстовыя, выпаўняючы волю Божую ад душы,
7 са шчырасьцяй паслугуючы Госпаду, а ня людзям,
8 ве́даючы, што кожны, хто зробіць не́шта добрае атрымае тое ад Госпада, ці ён раб, ці свабодны.
9 І вы, гаспадары, тое-ж рабе́це ім, палягчаючы суровасьць, ве́даючы, што й вам самым ёсьць на нябёсах гаспадар, у якога няма ўвагі на аблічча.
10 Накане́ц, браты мае́, крапчэйце ў Госпадзе і ў магутнасьці сілы Яго;
11 апране́цеся ў-ва ўсю зброю Божую, каб здолелі ўстаяць супраць хітрыкаў д’ябальскіх;
12 бо наша барацьба ня супраць крыві й це́ла, але супраць начальства, супраць уладаў, супраць сусьве́тных валадароў це́мры гэтага ве́ку, супраць духаў злосьці паднябе́сных.
13 Дзеля гэтага прыме́це ўсю зброю Божую, каб вы маглі ўстаяці ў ліхі дзе́нь і, усё зрабіўшы, астацца стаяць.
14 Дык стойце-ж, падперазаўшы паясьніцы вашыя праўдаю і апрануўшыся ў зброю праведнасьці,
15 і абуўшы ногі ў гатовасьць абвяшчаць мір;
16 а па-над усё вазьме́це шчыт ве́ры, якім зможаце затушыць усе́ разпаленыя стрэлы крывадушніка;
17 і шалом збаўле́ньня вазьме́це, і ме́ч духоўны, які ёсьць слова Божае;
18 усякаю малітваю і просьбаю мале́цеся ў-ва ўсякі час духам і таго пілнуйцеся ў усякім цярпе́ньні і мале́ньні за ўсіх сьвятых
19 дый за мяне́, каб мне́ дадзена было слова на адчыняньне вуснаў маіх, каб адважна абвяшчаць тайну Эвангельля,
20 якога я й паслане́ц у путах, каб у ім быў сьме́лы, як мне́ трэба гаварыць.
21 А каб і вы ве́далі аба мне́, што я ро́блю, усё вам раскажа Тыхік, умілаваны брат і ве́рны служка ў Госпадзе,
22 якога я і паслаў да вас дзеля гэтага самага, каб вы даве́даліся аб нашых справах, і каб ён пацешыў сэрцы вашыя.
23 Мір братом і любоў з ве́раю ад Бога Айца і Госпада Ісуса Хрыста.
24 Ласка з усімі, што любяць Госпада нашага Ісуса Хрыста ў нятле́ннасьці. Амін.

Толковая Библия Лопухина

Отношение детей к родителям и родителей к детям (1−4). Отношения между господами и рабами (5−9). Борьба христиан с злыми духами (10−20). Заключение (21−24)

Еф 6:1−4. Дети должны оказывать послушание своим родителям, а отцы не должны раздражать своих детей несправедливою строгостью.

Еф 6:1. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

«В Господе», т. е. во Христе. Повиновение детей родителям должно быть вполне согласным с требованиями христианства: оно свободно, основано на любви и не должно простираться далее позволенного законом Христовым. — «Справедливость». Этого требует и общее человеческое чувство справедливости.

Еф 6:2. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:

«Первая с обетованием». Первые четыре заповеди Десятословия не имеют при себе обещаний наград за их исполнение (некоторое исключение — вторая): пятая заповедь — первая, в которой ясно и определено, упомянута и награда за ее исполнение.

Еф 6:3. да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

Слов пятой заповеди: «доброй, которую Господь тебе дает» (Исх 20:12) Ап. не приводит, потому что они ограничивают приложение заповеди только областью народа Израильского («тебе»), а Апостол имеет в виду дать наставление всем детям всех наций... — Заметить нужно, что из этого обращения к детям видно, что в Апостольской церкви и дети принимали крещение и обучались христианской вере. Еще Ап., как и ветхозаветное Десятословие, обещает награду детям за послушание здесь, на земле, а не на небе. Это само по себе в большинстве случаев бывает, но, конечно, не исключает и возможности противоположного: очевидно, Ап. имеет в виду при этом, что воля Божия хочет именно здесь на земле наградить послушного своим родителям ребенка.

Еф 6:4. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

«Отцы». Направление воспитанию детей дает отец и потому о матерях Ап. не упоминает. Главным ответчиком за детей является также отец. — «В учении» παιδεία, т. е. вообще посредством обыкновенных воспитательных мер. — «В наставлении» νουθεσία — в словесных наставлениях, посредством разговоров. — «Господнем». Все эти меры воспитательные должны быть согласны с законом Христа.

Еф 6:5−9. От рабов-христиан Ап. также требует повиновения своим господам во имя Христово, а рабовладельцев научает мягкости в обращении с своими рабами.

Еф 6:5. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,

«Господам по плоти». Душою своею, следов., раб-христианин принадлежит только Христу. — «Со страхом и трепетом» — здесь несомненно эти слова обозначают почтение, какое свойственно рабу-христианину к тому, которого воля Божия поставила его господином. — «В простоте», т. е. с полною искренностью. — «Как Христу», т. е. должны в хозяине своем, приказывающем сделать то и то, видеть человека, действующего в силу полномочия, предоставленного ему Христом.

Еф 6:6. не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,

Еф 6:7. служа с усердием, как Господу, а не как человекам,

Более обстоятельное изображение послушания, какое должен раб-христианин оказывать своему господину.

Еф 6:8. зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.

Обещание награды послушному рабу вполне согласно с учением Самого Господа Иисуса Христа (Мф 24:46, 47). Такое обещание награды именно от Господа на небе, а не на земле было необходимо в виду того, что жизнь раба во всяком случае была тяжела и услуги раба не всегда в достаточной степени оценивались его господином.

Еф 6:9. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.

Имея в виду рабовладельцев христиан, Ап. убеждает их так же хорошо относиться к рабам своим, как и те относятся к исполнению их приказаний. — «Умеряя -» правильнее: «не применяя меры строгости». Последние могли быть признаваемы неизбежными только там, где рабы мыслились как люди, враждебно настроенные к своему господину, что имело место в языческих домах, а не среди христиан.

Еф 6:10−24. Христианину приходится вести трудную борьбу с злыми духами, которые действуют большею частью чрез злых людей. В этой борьбе христианин должен приложить все силы свои, какие ему даны в христианстве. Борьба эта предлежит и самому Ап. Павлу, а Ефесяне должны молиться поэтому за него, чтобы он одолел в этой борьбе.

Еф 6:10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

«Наконец» — правильнее: «в остальном», «что касается остального». Ап., очевидно, многое бы хотел сказать ефесянам, но все это многое он сосредоточивает в следующем далее увещании — запастись достаточными силами для борьбы с духами злобы, для которой они должны находить помощь у Господа Иисуса Христа.

Еф 6:11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

Еф 6:12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

«Всеоружие Божие» — это те добродетели, о которых Ап. говорит далее с Еф 6:13. — «Плоть и кровь» — это люди, враждебные христианству. Они действуют против христиан не сами по себе, а как орудия злых духов, думающих чрез них положить конец распространению Евангелия. — «Мироправителей» — см. Ин 12:31. — «Поднебесных». — Они живут не в самых небесах, а ниже их, не в особенно большой высоте над землею.

Еф 6:13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять

Еф 6:14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

Еф 6:15. и обув ноги в готовность благовествовать мир;

«В день злый» — когда враги ополчаются на христиан со всею силою. — «Препоясав чресла истиною» — т. е. утвердив в себе уверенность в истинности того дела, за которое боретесь. Эта уверенность, как пояс на широкой одежде, дают воину духовному ловкость в борьбе с врагами, потому что уверенность в себе — уже половина победы. — «Броня праведности», т. е. праведные намерения, отсутствие всяких побочных интересов. — «Обув ноги..». Твердым шагом пойдет тот воин, который воспитает в себе уверенность, что несет с собою высшее благо — мир с Богом (Еф 1:2; 2:14) или спасение. Лучше перевести: «обувшись в готовность, какую дает или сообщает Евангелие или проповедь мира».

Еф 6:16. а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

Еф 6:17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

«Паче всего» — точнее: «на все то, что ранее упомянуто, надо взять или прикрыться щитом веры» — конечно, «веры», как уверенности в истине христианства. Это щит очень большой (θυρεός), покрывавший все туловище воина, в который могли попасть, без вреда для носителя этого щита, и стрелы, которые иногда метались зажженными. — «Шлем спасения», т. е. уверенность в том, что мы спасены заслугами Христа. — «Меч духовный», т. е. подаваемый Духом Божиим. — «Слово Божие» — т. е. Евангелие (ср. Рим 1 и Мф 4:4).

Еф 6:18. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых

Духовная борьба непременно должна сопровождаться молитвою к Богу. Эта молитва — «всякая», т. е. принимает различный характер по мере нужды, какую чувствует духовный воин. Молитва должна совершаться в Духе Божием, Который помогает нам в молитвах (ср. Рим 8:26). При этом духовный воин должен постоянно молиться и о всех христианах («святых»), так как и все они ведут духовную борьбу с духами злобы («постоянством и молением» — постоянно молясь). «Никогда не будет того, чтобы ты, во время молитвы, имея в виду одного себя, таким образом, привлек к себе милость Божию» (Златоуст).

Еф 6:19. и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,

Еф 6:20. для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, кáк мне должно.

В частности, Ап. просит у ефесян молитв о нем самом, чтобы ему было дано свободно высказать все, что нужно, пред римскими судьями, чтобы на него смотрели как на посланника Христа и предоставили ему свободно высказать повеления его Господина, Царя-Христа, как позволяется другим посланникам выражать желания приславших их царей.

Еф 6:21. А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,

Еф 6:22. которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.

Еф 6:23. Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.

Еф 6:24. Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

В заключении Ап. сообщает читателям, что подробности о положении Апостола в Риме сообщит им Тихик (см. Деян 20:4). — «Неизменно» — εν αφθαρσία — нетленно. Любовь ко Христу должна быть неистленная, неподдающаяся никаким разрушающим влияниям.

Примечания:

 
Пераклад Л. Дзекуць-Малея
Да Эфэсян пісана з Рыму праз Тыхіка.
 
 


2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.