Revelation 22 глава

Revelation
New King James Version → Новый Библейский Комментарий

New King James Version

The River of Life

1 And he showed me a [a]pure river of water of life, clear as crystal, proceeding from the throne of God and of the Lamb.
2 In the middle of its street, and on either side of the river, was the tree of life, which bore twelve fruits, each tree yielding its fruit every month. The leaves of the tree were for the healing of the nations.
3 And there shall be no more curse, but the throne of God and of the Lamb shall be in it, and His servants shall serve Him.
4 They shall see His face, and His name shall be on their foreheads.
5 There shall be no night there: They need no lamp nor light of the sun, for the Lord God gives them light. And they shall reign forever and ever.
The Time Is Near

6 Then he said to me, “These words are faithful and true.” And the Lord God of the [b]holy prophets sent His angel to show His servants the things which must shortly take place.
7 “Behold, I am coming quickly! Blessed is he who keeps the words of the prophecy of this book.”
8 Now I, John, [c]saw and heard these things. And when I heard and saw, I fell down to worship before the feet of the angel who showed me these things.
9 Then he said to me, “See that you do not do that. [d]For I am your fellow servant, and of your brethren the prophets, and of those who keep the words of this book. Worship God.”
10 And he said to me, “Do not seal the words of the prophecy of this book, for the time is at hand.
11 He who is unjust, let him be unjust still; he who is filthy, let him be filthy still; he who is righteous, let him [e]be righteous still; he who is holy, let him be holy still.”
Jesus Testifies to the Churches

12 “And behold, I am coming quickly, and My reward is with Me, to give to every one according to his work.
13 I am the Alpha and the Omega, the [f]Beginning and the End, the First and the Last.”
14 Blessed are those who [g]do His commandments, that they may have the right to the tree of life, and may enter through the gates into the city.
15 [h]But outside are dogs and sorcerers and sexually immoral and murderers and idolaters, and whoever loves and practices a lie.
16 “I, Jesus, have sent My angel to testify to you these things in the churches. I am the Root and the Offspring of David, the Bright and Morning Star.”
17 And the Spirit and the bride say, “Come!” And let him who hears say, “Come!” And let him who thirsts come. Whoever desires, let him take the water of life freely.
A Warning

18 [i]For I testify to everyone who hears the words of the prophecy of this book: If anyone adds to these things, [j]God will add to him the plagues that are written in this book;
19 and if anyone takes away from the words of the book of this prophecy, God[k] shall take away his part from the [l]Book of Life, from the holy city, and from the things which are written in this book.
I Am Coming Quickly

20 He who testifies to these things says, “Surely I am coming quickly.”
Amen. Even so, come, Lord Jesus!
21 The grace of our Lord Jesus Christ be [m]with you all. Amen.

Новый Библейский Комментарий

22:1−5 Это заключение в видении города Божьего обнаруживает явную связь с описанием рая в Эдеме (Быт. 2−3).

Ст. 1 Престол Бога и Агнца — источник, из которого берет свое начало река жизни (ср.: 7:17; 21:6; 22:17). В Едемском саду была река (Быт 2:10). В видении Иезекииля река вытекает из храма (Иез 47:9; см. применение этого отрывка к Иисусу в Ин 7:37−38).

Ст. 2 Древо жизни (не по Быт 2:9; 3:22, но как у Иез 47:7 и дал.) рассматривается как собирательный образ. Как и о воде жизни, об исцеляющей силе листьев этого дерева говорится в духовном смысле. Вероятно, раньше говорилось об их силе исцелять раны, полученные в ходе великих испытаний.

Ст. 3 И уже не будет проклятого — это цитата из Зах 14:11 и противопоставление проклятиям, произнесенным в первом раю (Быт 3:14−19). В новом Иерусалиме реальная сила этого проклятия полностью преодолена.

Ст. 4 Здесь говорится о смысле жизни искупленного человечества: И узрят лицо Его. Такое видение предполагает преобразование верующих в Его подобие (2Кор 3:18; 1Ин 3:2). Имя Его будет на челах их (см. коммент. к 3:12 и к 19:12).

Ст. 5 И будут царствовать во веки веков — это расширенная версия 20:4 и окончательное исполнение обетования, данного в 3:21 (заметим, что в 11:15 фраза И будет царствовать во веки веков подразумевает тысячелетнее царство и царствование в новом творении).

22:6−21 Эпилог

В этом заключительном фрагменте находят свое выражение три темы Откровения: аутентичность представленных видений (6, 7, 16, 18, 19); непреложность пришествия Христа (6, 7, 10−12, 20) и необходимость святости ввиду неизбежности свершения замысла Божьего (10−15). Трудно определить, кому именно принадлежат те или иные высказывания. В ст. 7, 12−13, по-видимому, приведены изречения Христа; в ст. 6, 8, 14, 15 — слова ангелов; в ст. 16 Христос говорит через ангела; ст. 8, 9, 17−19, 20б представляют собой комментарии Иоанна. Возможны разные варианты, но в целом мало что меняется по сути, поскольку в итоге это все слова Христа, посланником Которого является ангел (9) и речения Которого Иоанн записывает как пророк (10).

Ст. 6−7 В свете ст. 7, фрагментов 19:9 и 21:5 слова, которые верны и истинны, относятся не только к предыдущей теме, но и ко всей книге в целом. Они касаются событий, которым суждено сбыться в скором времени, потому что Господь скоро грядет (ср. также: ст. 20).

Ст. 8−9 Иоанн включает данный отрывок отнюдь не потому, что некоторые из его читателей поклоняются ангелам. Такого рода практика действительно имела место среди иудеев, а возможно даже и среди христиан (Кол 2:18). Реакция Иоанна вполне естественна, и его рассказ не требует никакого особого толкования, кроме того, что случай этот имел место и представляет собой некоторый интерес. Акцент сделан не на полемичности ситуации, речь идет о коррекции излишнего возвеличивания всех инструментов откровения. Ангелы, пророки и другие христиане находятся на одном уровне перед Богом.

Ст. 10 Не запечатывай — повеление, обратное данному в Дан 8:26; 12:4, 9 и в еврейских апокалипсисах в целом. Если они пророчествовали об отдаленных временах, то послание Иоанна было крайне актуальным.

Ст. 11 Это изречение пронизано иронией. Даниил сказал (Дан 12:10), что в последние дни многие очистятся, пройдя через испытания, но нечестивый будет продолжать действовать по-старому; иными словами, в последнем испытании люди проявят свою истинную суть, снимут маски и займут свое место в рядах сторонников или противников Бога. Это учение неоднократно повторяется в Откровении (7:1−8; 11:1−2; 12:1 — 14:5 и др.). Здесь же оно находит свое окончательное оформление. Поскольку время близко, тот, кто склонен к злым делам, будет продолжать делать их; и он вскоре получит соответствующее возмездие. Пусть праведный и святой охраняют себя, потому что Господь скоро придет избавить их. Сделать из этого учения вывод о том, что судьба человека предопределена заранее, значит идти в разрез с общим учением книги (напр.: 14:6−7; 15:4; 21:6−8; 22:17).

Ст. 12 Ср.: 11:18; Ис 40:10; Рим 2:6. 13 см. примеч. к 1:3.

Ст. 14 Последняя из семи заповедей блаженства в Откровении. Те, кто омоют свои одежды, получат избавление от совершенных ими грехов через распятого и воскресшего Спасителя и тем самым обретут право на древо жизни и смогут войти в город (ср.: Быт 3:22−24).

Ст. 15 Этот стих практически повторяет 21:8, но судьба тех, о ком в нем говорится, иная. Общая их судьба в реальности — лишение права быть обитателями Божьего города. Использование Иоанном столь разных образов свидетельствует о необычайной гибкости его символизма.

Ст. 16 Иисус как корень и потомок Давида — реализация сказанного в Ис 11:1. Как звезда светлая и утренняя, Иисус исполняет пророчество Валаама в Чис 24:17.

Ст. 17 Дух, Который особенно активно действует на пророков (19:10), собирает Церковь, призывая Господа прийти в соответствии с Его собственным обетованием (7; ср.: ст. 20). Каждый, кто слышит слова пророчества этой книги, когда она читается в церкви, призывается сказать: Прииди! Кающегося грешника призывают прийти и взять воду жизни даром и быть готовым приветствовать Господа, когда Он придет.

Ст. 18−19 Иоанн завершает свое свидетельство жесткими словами, что, впрочем, было обычным для древних писателей, стремившихся путем добавления таких грозных предостережений предохранить свои произведения от искажений и вставок. Та же озабоченность проявляется и во Втор 4:2. Так называемая формула канонизации — «не добавлять и не отнимать» — прослеживается в глубь веков до 2450 г. до н. э. в Египте. Вместо обычного проклятия, Иоанн предупреждает о суде и утрате возможности попасть в Царство Божье.

Ст. 20 Ответ Иоанна на последнее обетование Откровения соответствует арамейскому слову Маранафа — «Гряди, О Господь» (см.: 1Кор 16:22). Само это обетование — кульминация всех обетовании; и ответ есть итог всех живых упований.

Ст. 21 Это благословение напоминает нам, что Откровение — это письмо, послание каждому из нас и что его уроки надлежит воспринимать индивидуально. Только благодать Господа нашего Иисуса Христа позволит реализоваться всем обетованиям, раскрытым в этой книге. Она делает нас открытыми и зовет сказать свое Аминь.

George R. Beasley-Murray



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.