Откровение 22 глава

Откровение Иоанна Богослова
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 И показал он мне реку воды жизни, светлую, как кристалл, выходящую от престола Бога и Агнца.
2 В середине улицы его отсюда и туда – дерево жизни, приносящее двенадцать плодов, каждый месяц дающее плод свой, и листья дерева для исцеления народов.
3 И всякого проклятия не будет уже. И престол Бога и Агнца в нем будет, и рабы Его будут служить Ему,
4 и увидят лицо Его и имя Его будет на лбах их.
5 И ночи не будет уже, и не будут иметь нужды в светильнике и в свете солнца, потому что Господь Бог будет светить им, и будут царствовать во веки веков.
6 И сказал он мне:
– Эти слова верны и истинны, и Господь Бог духов пророков, послал ангела Своего, чтобы показать рабам Своим, что будет вскоре.
7 Вот приду быстро. Блажен соблюдающий слова пророчества книги этой.
8 И я, Иоанн, слышал и видел это. И когда услышал я и увидел, пал, чтобы поклониться ногам ангела, показывающего мне все это.
9 И говорит он мне:
– Смотри, не кланяйся, я такой же раб, как и ты тебе и братья твоим пророкам и соблюдающим слова книги этой; Богу поклонись.
10 и говорит мне:
– Не запечатывай слова пророчества книги этой, потому что время близко.
11 Обижающий пусть обижает еще, и нечистый пусть остается еще нечистым, и праведный пусть творит еще праведность, и святой пусть освящается еще.
12 Вот иду скоро, и награда Моя со мною, чтобы вручить каждому по делам его.
13 Я Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец.
14 Блаженны омывшие одежды свои, так что будут иметь власть над деревом жизни и воротами войдут они в город.
15 Вне – псы и волшебники, развратники и убийцы, и идолопоклонники, и всякий любящий и творящий ложь.
16 Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать вам это по церквям. Я – Корень и Род Давида, Звезда светлая и утренняя.
17 И Дух и Невеста говорят: Приходи. И слышащий пусть скажет: Приходи. И испытывающий жажду пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
18 Свидетельствую я всякому слышащему слова пророчества книги этой: если кто приложит к этому, приложит тому Бог из бедствий, описанных в книге этой,
19 и если кто отнимет что от слов пророчества книги этой, у того отнимет Бог долю от дерева жизни и города святого, описанных в книге этой.
20 Говорит Свидетельствующий это: Да, приду скоро! Аминь, приходи, Господь Иисус!
21 Благодать Господа Иисуса со всеми.

Новый Библейский Комментарий

22:1-5 Это заключение в видении города Божьего обнаруживает явную связь с описанием рая в Эдеме (Быт. 2-3).

Ст. 1 Престол Бога и Агнца – источник, из которого берет свое начало река жизни (ср.: 7:17; 21:6; 22:17). В Едемском саду была река (Быт 2:10). В видении Иезекииля река вытекает из храма (Иез 47:9; см. применение этого отрывка к Иисусу в Ин 7:37-38).

Ст. 2 Древо жизни (не по Быт 2:9; 3:22, но как у Иез 47:7 и дал.) рассматривается как собирательный образ. Как и о воде жизни, об исцеляющей силе листьев этого дерева говорится в духовном смысле. Вероятно, раньше говорилось об их силе исцелять раны, полученные в ходе великих испытаний.

Ст. 3 И уже не будет проклятого – это цитата из Зах 14:11 и противопоставление проклятиям, произнесенным в первом раю (Быт 3:14-19). В новом Иерусалиме реальная сила этого проклятия полностью преодолена.

Ст. 4 Здесь говорится о смысле жизни искупленного человечества: И узрят лицо Его. Такое видение предполагает преобразование верующих в Его подобие (2Кор 3:18; 1Ин.3:2). Имя Его будет на челах их (см. коммент. к 3:12 и к 19:12).

Ст. 5 И будут царствовать во веки веков – это расширенная версия 20:4 и окончательное исполнение обетования, данного в 3:21 (заметим, что в 11:15 фраза И будет царствовать во веки веков подразумевает тысячелетнее царство и царствование в новом творении).

22:6-21 Эпилог

В этом заключительном фрагменте находят свое выражение три темы Откровения: аутентичность представленных видений (6,7,16,18,19); непреложность пришествия Христа (6,7,10-12,20) и необходимость святости ввиду неизбежности свершения замысла Божьего (10-15). Трудно определить, кому именно принадлежат те или иные высказывания. В ст. 7,12-13, по-видимому, приведены изречения Христа; в ст. 6,8,14,15 – слова ангелов; в ст. 16 Христос говорит через ангела; ст. 8,9,17-19,20б представляют собой комментарии Иоанна. Возможны разные варианты, но в целом мало что меняется по сути, поскольку в итоге это все слова Христа, посланником Которого является ангел (9) и речения Которого Иоанн записывает как пророк (10).

Ст. 6-7 В свете ст. 7, фрагментов 19:9 и 21:5 слова, которые верны и истинны, относятся не только к предыдущей теме, но и ко всей книге в целом. Они касаются событий, которым суждено сбыться в скором времени, потому что Господь скоро грядет (ср. также: ст. 20).

Ст. 8-9 Иоанн включает данный отрывок отнюдь не потому, что некоторые из его читателей поклоняются ангелам. Такого рода практика действительно имела место среди иудеев, а возможно даже и среди христиан (Кол 2:18). Реакция Иоанна вполне естественна, и его рассказ не требует никакого особого толкования, кроме того, что случай этот имел место и представляет собой некоторый интерес. Акцент сделан не на полемичности ситуации, речь идет о коррекции излишнего возвеличивания всех инструментов откровения. Ангелы, пророки и другие христиане находятся на одном уровне перед Богом.

Ст. 10 Не запечатывай – повеление, обратное данному в Дан 8:26; 12:4,9 и в еврейских апокалипсисах в целом. Если они пророчествовали об отдаленных временах, то послание Иоанна было крайне актуальным.

Ст. 11 Это изречение пронизано иронией. Даниил сказал (Дан 12:10), что в последние дни многие очистятся, пройдя через испытания, но нечестивый будет продолжать действовать по-старому; иными словами, в последнем испытании люди проявят свою истинную суть, снимут маски и займут свое место в рядах сторонников или противников Бога. Это учение неоднократно повторяется в Откровении (7:1-8; 11:1-2; 12:1 – 14:5 и др.). Здесь же оно находит свое окончательное оформление. Поскольку время близко, тот, кто склонен к злым делам, будет продолжать делать их; и он вскоре получит соответствующее возмездие. Пусть праведный и святой охраняют себя, потому что Господь скоро придет избавить их. Сделать из этого учения вывод о том, что судьба человека предопределена заранее, значит идти в разрез с общим учением книги (напр.: 14:6-7; 15:4; 21:6-8; 22:17).

Ст. 12 Ср.: 11:18; Ис 40:10; Рим 2:6. 13 см. примеч. к 1:3.

Ст. 14 Последняя из семи заповедей блаженства в Откровении. Те, кто омоют свои одежды, получат избавление от совершенных ими грехов через распятого и воскресшего Спасителя и тем самым обретут право на древо жизни и смогут войти в город (ср.: Быт 3:22-24).

Ст. 15 Этот стих практически повторяет 21:8, но судьба тех, о ком в нем говорится, иная. Общая их судьба в реальности – лишение права быть обитателями Божьего города. Использование Иоанном столь разных образов свидетельствует о необычайной гибкости его символизма.

Ст. 16 Иисус как корень и потомок Давида – реализация сказанного в Ис 11:1. Как звезда светлая и утренняя, Иисус исполняет пророчество Валаама в Чис 24:17.

Ст. 17 Дух, Который особенно активно действует на пророков (19:10), собирает Церковь, призывая Господа прийти в соответствии с Его собственным обетованием (7; ср.: ст. 20). Каждый, кто слышит слова пророчества этой книги, когда она читается в церкви, призывается сказать: Прииди! Кающегося грешника призывают прийти и взять воду жизни даром и быть готовым приветствовать Господа, когда Он придет.

Ст. 18-19 Иоанн завершает свое свидетельство жесткими словами, что, впрочем, было обычным для древних писателей, стремившихся путем добавления таких грозных предостережений предохранить свои произведения от искажений и вставок. Та же озабоченность проявляется и во Втор 4:2. Так называемая формула канонизации – «не добавлять и не отнимать» – прослеживается в глубь веков до 2450 г. до н. э. в Египте. Вместо обычного проклятия, Иоанн предупреждает о суде и утрате возможности попасть в Царство Божье.

Ст. 20 Ответ Иоанна на последнее обетование Откровения соответствует арамейскому слову Маранафа – «Гряди, О Господь» (см.: 1Кор 16:22). Само это обетование – кульминация всех обетовании; и ответ есть итог всех живых упований.

Ст. 21 Это благословение напоминает нам, что Откровение – это письмо, послание каждому из нас и что его уроки надлежит воспринимать индивидуально. Только благодать Господа нашего Иисуса Христа позволит реализоваться всем обетованиям, раскрытым в этой книге. Она делает нас открытыми и зовет сказать свое Аминь.

George R. Beasley-Murray



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.