Откровение 18 глава

Откровение Иоанна
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 После этого я увидел ещё одного ангела, спускающегося с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой.
2 Он произнес могучим голосом:
«Пала, пала великая блудница Вавилон[134] и стала жилищем демонов, пристанищем для всякого нечистого духа и всякой нечистой и мерзкой птицы.[135] Все народы пили доводящее до безумия вино её разврата.
3 Цари земли развратничали с ней, и купцы земли нажились на её необузданной тяге к роскоши».
4 Затем я услышал с небес ещё один голос. Он сказал:
«Выйди из неё, народ Мой, чтобы тебе не участвовать в её грехах и не подвергнуться её наказанию,
5 потому что её грехи поднялись уже до небес[136], и Бог помнит её преступления.
6 Сделайте ей то же, что она сделала другим, и отплатите ей вдвойне за её дела. В той самой чаше, в которой она готовила свое вино, приготовьте ей напиток двойной крепости.
7 Доставьте ей столько горя и страданий, сколько она позволяла себе славы и роскоши, потому что она хвалится в своем сердце: „Я не какая-нибудь вдова! Я сижу как царица! Я никогда не буду скорбеть!“
8 И поэтому настанет день, когда её постигнут горести: смерть, скорбь и голод. Она будет сожжена огнем, потому что могуч Господь Бог, осудивший её[137].
9 Когда цари земли, которые развратничали с ней и наслаждались её роскошью, увидят дым от её пожарища, они будут рыдать по ней и бить себя в грудь[138].
10 Стоя вдали в ужасе от её мучений, они будут говорить:
„Горе! Горе! О великий город! О Вавилон, могучий город! В один час свершился над тобой суд!“
11 Купцы земли плачут и горюют по ней, потому что никто уже не покупает их товаров:
12 товаров из золота, серебра, драгоценных камней и жемчуга; тончайших льняных тканей, пурпура, шелка и алых материй; ароматической древесины; изделий из слоновой кости, ценной древесины, бронзы, железа и мрамора;
13 корицы, пряностей, благовоний, ароматического масла и ладана[139], вина, оливкового масла, отборной муки и пшеницы, крупного скота и овец, коней и колесниц, тел и душ человеческих[140].
14 Они будут говорить:
„Плодов, которых желала душа твоя, уже нет у тебя. Все твои богатства и слава покинули тебя и уже никогда не вернутся“.
15 Торговавшие этими товарами купцы, нажившиеся на ней, будут стоять в стороне, перепуганные её бедствиями. Они будут плакать и горевать,
16 говоря:
„Горе, горе, столица великая, одетая в тончайшую льняную одежду, в пурпурное и алое, украшенная золотом, драгоценными камнями и жемчугом!
17 В один час было уничтожено такое огромное богатство!“
Все капитаны кораблей, все их пассажиры и моряки, и все, чей промысел связан с мореплаванием, будут издали наблюдать
18 и, когда увидят дым, поднимающийся от неё, зарыдают:
„Разве был ещё когда-либо город, подобный этому великому городу?“[141]
19 Они посыпали свои головы пылью[142] и со слезами и горечью причитали:
„Горе, горе, столица великая, обогатившая всех судовладельцев своим богатством! В один час она была уничтожена!“
20 Радуйтесь об этом, небеса! Радуйтесь, святые, апостолы и пророки, потому что Бог осудил её за то, как она поступала с вами».
21 Затем могучий ангел взял большой камень размером с мельничный жернов и бросил его в море, говоря:
«Так будет брошена и великая столица Вавилон, и никто уже её не найдет.
22 Никогда уже в тебе не будет слышно голоса певцов, музыки арфистов, флейтистов и трубачей, никогда уже в тебе не отыщутся ремесленники, каким бы ремеслом они ни занимались, никогда уже не будет слышно в тебе шума мельничных жерновов.
23 Никогда уже не будет гореть в тебе свет светильника, не будет слышно голосов жениха и невесты. Твои купцы были господами на земле, и все народы были обмануты твоим колдовством.
24 Но в этом городе пролилась кровь пророков, святых и всех убитых на земле».

Толкование Мэтью Генри

Здесь представлен ангел:

I. Провозглашающий о падении Вавилона (ст. 1−2).

II. Объясняющий причины его падения (ст. 3).

III. Предупреждающий всех принадлежащих Богу выйти из Вавилона (ст. 4−5) и содействовать его уничтожению (ст. 6−8). Затем описывается:

IV. Великий плач о Вавилоне тех, кто участвовал в греховных удовольствиях этого города и получал прибыли от него (ст. 9−19).

V. Великая радость всех остальных при виде его окончательной гибели (ст. 20 и далее).

Стихи 1−8. Падение и разрушение Вавилона — событие, предопределенное в планах Божиих и имеющее огромное значение для Его интересов и славы, поэтому видения и предсказания о нем повторяются.

1. Здесь представлен другой ангел, посланный с неба и наделенный великой властью и сиянием славы, ст. 1. Он имел свет не только в самом себе, чтобы различать истину своих предсказаний, но и освещал весь мир, чтобы открыть ему это великое событие. Кроме света для освещения его, он имел также власть для осуществления его.

2. Этот ангел возвещает о падении Вавилона как о событии, уже совершившемся, и говорит об этом очень громким голосом, чтобы все могли услышать его возглас и понять, как приятно было ему возвестить об этой новости. Здесь, по-видимому, содержится намек на пророчество о падении языческого Вавилона (Ис 21:9), где тоже повторяются слова пал, пал Вавилон. Некоторые полагают, что под этим подразумевается двойное падение Вавилона, вначале его падение и потом его гибель, и что непосредственно следующие за этим слова подтверждают такое понимание: Он сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице... ст. 2. Но это также заимствовано из Ис 21:9, где описывается не столько грех Вавилона, его поклонение идолам (которых истинное название — бесы), сколько его наказание, так как, согласно всеобщему представлению, нечистые духи и отвратительные и нечистые птицы часто посещают город или дом, лежащий в развалинах.

3. Объясняется причина его разрушения (ст. 3). Хотя Бог и не обязан давать отчет в Своих действиях, тем не менее Ему угодно делать это, особенно в наиболее грозных и страшных действиях. Нечестие Вавилона было безмерно велико, ибо эта великая блудница не только сама забыла истинного Бога и обратилась к идолам, но с великим искусством и большим усердием вовлекла в свое духовное блудодеяние многих людей и удерживала их под своим влиянием с помощью богатства и роскоши.

4. Всем, ожидающим милости от Бога, дается предупреждение, чтобы они не только вышли от нее, но и содействовали ее уничтожению, ст. 4−5. Заметим здесь:

(1) Даже в Вавилоне Бог может иметь Своих людей, принадлежащих к избранным по благодати.

(2) Дети Божии призываются выйти из Вавилона, и призываются действительно это сделать.

(3) Те, что решили участвовать с нечестивыми в их грехах, подвергнутся язвам их.

(4) Когда грехи людей достигают небес, тогда гнев Его достигает земли.

(5) Хотя Бог запретил личную месть, но Он желает, чтобы Его дети, по Его призыву и под Его водительством, участвовали в низложении врагов, Его и одновременно их собственных, врагов непримиримых и злостных, ст. 6.

(6) Бог будет наказывать грешников в соответствии с их нечестием, гордостью и самоуверенностью, ст. 7.

(7) Когда бедствие постигает людей неожиданно, эта неожиданность еще более усугубляет их бедственное положение, ст. 8.

Стихи 9−24. I. Горестный плач друзей Вавилона о его падении. Заметьте здесь:

1. Кто эти плачущие. Это те, которые были увлечены ее блудом, те, кто принимал участие в ее чувственных наслаждениях и разбогател от ее богатства и торговли, — цари и купцы земные. Цари земные, кого она обольстила идолопоклонством, позволив им произвольно и жестоко управлять своими подданными, оставаясь в то же время в рабском подчинении ей. Купцы земные, то есть те, которые торговали вместе с ней индульгенциями, отпущениями грехов, уделами и привилегиями; они будут рыдать, потому что обогатились от этой торговли.

2. Как они плакали.

(1) Они стояли вдали, они не осмеливались приблизиться к нему. Даже друзья Вавилона будут издали наблюдать за его падением. Хотя они участвовали в его грехах, в его греховных наслаждениях и обогащении, однако не желали участвовать в его язвах.

(2) Они издавали горестные вопли: Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий!

(3) Они плакали и посыпали голову свою пеплом, ст. 19. Греховные удовольствия временны и кончаются безутешной печалью. Все те, кто радуется успеху врагов церкви, будут участвовать в их падении; те, кто более всего предается своей гордости и прихотям, менее всего способны переносить несчастья. Их печаль будет такой же чрезмерной, какими были прежде их удовольствия и веселье.

3. Что было причиной этого плача — не грехи, а наказание за них. Они плакали не о том, что впали в идолослужение, полюбили роскошь и стали гонителями, но о том, что их постигло разорение — они лишились своей торговли, богатства и власти. Дух антихриста — это мирской дух, и печаль его — это печаль мирская. Они плачут не о том, что гнев Божий обрушился на них, но о том, что они понесли большие убытки, лишились внешнего комфорта. Здесь приводится большой перечень богатств и товаров этого города, которые все были неожиданно потеряны (ст. 12−13), и потеряны безвозвратно (ст. 14): ...все тучное и блистательное удалилось от тебя, — ты уже не найдешь его. Церковь Божия может временно пасть, но потом снова воскреснет, падение же Вавилона будет окончательным низвержением, подобно низвержению Содома и Гоморры. Благочестивая скорбь поддерживает в несчастьях, а мирская скорбь усугубляет их.

II. Ликование и торжество по поводу безвозвратного падения Вавилона, как на небе, так и на земле: в то время как его собственные люди плакали о нем, рабы Божии призываются веселиться, ст. 20. Заметьте:

1. Какой всеобщей будет эта радость: небо и земля, ангелы и святые будут участвовать в ней. То, что составляет предмет радости для рабов Божиих на земле, является радостью и для ангелов на небесах.

2. Как она справедлива и обоснована, потому что:

(1) Падение Вавилона было актом справедливого возмездия Божьего. Бог отомстил за Свой народ. Они доверили свое дело Тому, Кому принадлежит возмездие, и вот пришло время воздаяния врагам Сиона, и хотя они не находят удовольствия в чьем-либо несчастье, однако имеют причину радоваться откровению славного правосудия Божия.

(2) Оно было окончательным. Этот враг уже не потревожит их, они были заверены в этом замечательным знамением (ст. 21): И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: «С таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. В нем уже не будет жить человек, никакие работы не будут производиться там, никакого веселья не будет, не будет света, но будут мрак и опустошение в возмездие за его великое нечестие: во-первых, за то, что волшебством его были введены в заблуждение все народы, и, во-вторых, за убийство тех, кого он не смог обольстить», ст. 24. Отвратительные грехи заслуживают великого разорения.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [134]Ис 21:9.
2 [135] — Во многих древн. рукописях: всякого нечистого духа, и всякой нечистой птицы, и всякого нечистого и мерзкого зверя.
5 [136]Иер 51:9.
7 [137]Ис 47:7-9.
9 [138] — Ср. Иез 26:16-18.
13 [139]Ладан. Ценная ароматическая смола растений, произрастающих в Аравии и Северной Африке.
12 [140] — См. Иез 27:12-22.
17 [141] — Ср. Иез 27:28-29, 32.
19 [142] — Ср. Иез 27:30.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.