Деяния 9 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Толкование Далласской семинарии

Русского Библейского Центра

1 Савл, от которого по-прежнему исходила угроза смерти ученикам Господа, пришел к архиерею
2 И выправил у него письма к синагогам в Дамаске, чтобы всех ступивших на Путь: мужчин, женщин, — кто попадется, — в цепях приводить в Иерусалим.
3 По дороге вблизи Дамаска вдруг полыхнул на него молнией с неба свет.
4 Он повалился наземь и услышал голос. Голос говорил: «Саул, Саул! Зачем ты на Меня ополчился?».
5 Он спрашивает: «Кто Ты, Господи?». И был ответ: «Я Иисус, на которого ты ополчился.
6 Встань и иди в город. Там тебе скажут, что делать дальше».
7 Спутники его замерли на месте. Они слышали голос, но никого не видели.
8 Савл встал. Глаза его были раскрыты, но перестали видеть. За руку привели его в Дамаск.
9 Три дня он был слеп, не ел, не пил.
10 В Дамаске был ученик по имени Анания. Ему было видение: Господь позвал его: «Анания!». Он ответил: «Да, Господи!».
11 Господь ему: «Сейчас ступай на улицу Прямую. Там в доме Иуды спроси тарсянина Савла. Он в эту минуту молится.
12 Ему было видение, будто приходит некто Анания и возлагает на него руки, чтобы прозрел».
13 Анания отвечал «Господи! От многих я слышал, сколько зла Твоему святому народу причинил в Иерусалиме этот человек.
14 Да есть у него и здесь от первосвященников полномочие в цепи забивать всех, кто призывает Твое имя».
15 Господь говорит ему: «Иди. Этот человек — избранный Мой сосуд. Он донесет Мое имя до язычников, до их царей и до сынов Израиля.
16 Я дам ему знать, какие страдания он претерпит ради Меня».
17 Анания пошел, возложил на него руки в том доме и сказал: «Брат Саул! Господь Иисус, явившийся тебе по дороге сюда, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа».
18 И сразу словно завеса спала с глаз Савла, он прозрел и, собравшись с силами, принял крещение.
19 Поев, он от пищи окреп. С учениками в Дамаске Савл оставался несколько дней.
20 В синагогах он начал сразу говорить об Иисусе, что это — Божий Сын.
21 Его слушали с удивлением и говорили: «Не тот ли это самый, что житья не давал в Иерусалиме тем, кто призывает Иисуса? Да и сюда он пришел таких вязать и вести прямо к первосвященникам, разве нет?».
22 Между тем Савл набирал силу. Иудеи в Дамаске совершенно терялись от его доводов в пользу того, что Иисус — это Христос.
23 Дни шли за днями, и иудеи сговорились убить его.
24 Савлу стал известен их замысел: днем и ночью они подстерегали его у ворот, чтобы убить.
25 Но ученики взяли и ночью в корзине спустили его по другую сторону стены.
26 По прибытии в Иерусалим Савл пытался сойтись с учениками, но они боялись его, не верили, что он тоже ученик.
27 Тогда Варнава сам привел его к апостолам и рассказал о том, как довелось Савлу в пути увидеть Господа и услышать слово Господне и как потом в Дамаске он смело говорил об Иисусе.
28 Савл стал своим в Иерусалиме. Он появлялся то тут то там и смело говорил о Господе.
29 С эллинистами у него вышел спор, и они задумали его убить.
30 Узнав об этом, братья проводили его в Кесарию и оттуда переправили в Тарс.
31 Между тем церковь повсюду в Иудее, Галилее и Самарии обретала покой, силу, пребывала в страхе Господнем и, утешаясь Святым Духом, росла.
32 Случилось, что обходя города, Петр пришел также к святым Божьим людям в Лидду.
33 Там он натолкнулся на человека по имени Эней, паралитика, восемь лет не встававшего с тюфяка.
34 Петр сказал ему: «Эней! Тебя исцеляет Иисус Христос. Встань и собери постель». И тот сразу встал.
35 Все очевидцы — жители Лидды и Сарона — обратились к Господу.
36 В Яффе была ученица по имени Тавита, что значит Дорка, или Газель. Она совершила много добрых дел и была щедра на милостыню.
37 И случилось в те дни, что она заболела и умерла. Обмыв, положили ее в светелке.
38 Лидда — соседний с Яффой город. Ученики узнали, что там появился Петр и послали за ним двух человек просить, чтобы «незамедлительно шел к нам».
39 Петр тут же и пошел с ними. И только он пришел — его проводили в светелку. Вдовы, плача, окружили его, стали показывать сорочки и платья, которые, бывало, шила там с ними Дорка.
40 По его просьбе все вышли. Петр пал на колени. После молитвы он повернулся к телу девушки и сказал: «Тавита! Встань!». Ученица открыла глаза, увидела Петра и села.
41 Он подал ей руку и помог встать. Пришли на его зов вдовы, весь общинный сбор, и он подвел ее к ним, живую.
42 Об этом стало известно во всей Яффе, и многие поверили в Господа.
43 Потом Петр еще долгое время гостил в Яффе у Симона кожевника.

Толкование Далласской семинарии

1. ОБРАЩЕНИЕ САВЛА (9:1−19а)

а. Господь говорит к Савлу (9:1−9)

Деян 9:1а. Еще в этом стихе связывает его с 8:3. Чем далее за пределы Иерусалима распространялось Благовестие, тем ожесточеннее преследовал Церковь Савл.

Деян 9:1б−2. И так велика была ненависть Савла к последователям Христа, что он пришел к первосвященику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам. Дамаск не был под контролем Иудеи, Галилеи или Десятиградия. Какое же право имел первосвященник давать указания синагогам в Дамаске? Обычно на это отвечают, что Рим шел навстречу просьбам иерусалимского первосвященника об экстрадикции того или иного лица. Но, может быть, дело было в другом. В то время Дамаск находился, как представляется, под управлением царя Ареты IV (2Кор 11:32). Желая завоевать расположение у настроенных против римлян иудеев, Арета, который сам ненавидел римлян, рад был оказать «любезность» первосвященнику.

«В Дамаск к синагогам» говорит и о том, что христианство все еще тесно было связано с иудаизмом (в Иак 2:2 словом «собрание» переведено греческое слово «синагоген», т. е. «синагога»). Тот факт, что христианское учение проникло уже и в Дамаск, свидетельствует о быстром его распространении.

Деян 9:3−4. Савл не только услышал голос Господа Иисуса, но и увидел Его (9:17, 27; 22:14; 26:16; 1Кор 9:1; 1Кор 15:8). Хотя прямо о том, что Савл видел Христа, не говорится, это подразумевается во фразе: внезапно осиял его свет с неба. Для последующего апостольства Павла то обстоятельство, что он видел воскресшего Господа, сыграло решающую роль (1Кор 9:1).

Особого значения исполнен вопрос: что ты гонишь Меня? (сравните 9:5), так как из него следует, что Христос соединяет Себя со Своей Церковью. Это «Меня», прозвучавшее из уст Господа, впервые дало Савлу проникнуть в то, что означает учение христиан об их пребывании во Христе. (Вот почему, когда Анания лгал Петру, он лгал Святому Духу; 5:3.) Для Луки, как и для Павла, Христос есть Голова тела, которым является Церковь.

Деян 9:5. Некоторые полагают, что кири («Господи») в вопросе Савла: кто Ты, Господи? имело значение «Господин». Это возможно, поскольку кири в таком значении употреблялось (например, Мф 13:27; Мф 27:63; Ин 14:11; Деян 10:4). И все-таки настолько сверхъестественной выглядит вся эта сцена, что в контексте ее едва ли правильно было бы придавать кири чисто человеческий смысл. Хотя Савл, для которого случившееся явилось полной неожиданностью, не узнал в тот же миг в Говорившем к нему Иисуса, он не мог не понять и того, что к нему обращалось Существо Сверхъестественное.

А в следующий момент Иисус и Сам сказал Савлу о Себе: Я Иисус (сравните 9:17). «Рожон» — длинный острый кол, поставленный в наклонном положении. Идти против рожна — выражение, которое в ранних греческих манускриптах встречается не здесь, а только в Деян 26:14 — соответствовало народному образу препятствия, практически непреодолимого; опасного, рискованного дела.

Деян 9:6. Отвечая на вопрос, в ужасе заданный Савлом: Господи! что повелишь мне делать? — Иисус повелел ему: иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Это не означало, как думают некоторые, что Анания (стих 10) преподал Савлу учение об оправдании. О том, что ему предстоит возвещать Благую Весть, и делать это ценой страдания (стихи 15−16; 22:10, 15; 26:16−20), Савлу было сказано Самим Господом на дороге в Дамаск; и Он же открыл ему там истину об оправдании по вере, как это явствует из Деян 26:18 (сравните Гал 1:11−12).

Деян 9:7. Бросается в глаза расхождение между стих 7 и 22:9. В 9:7 Лукой записано, что люди… шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а в 22:9 евангелист говорит, что они «голоса Говорившего… не слышали». Но это «расхождение» объясняется тем, что при переводе на русский язык не было учтено падежное управление глагола «слышать» в греческом тексте, которое меняло его значение; в оригинале говорится не «слышать», а «слышать, разумея», что передано в англ. тексте Библии: спутники Савла «слышали голос, но не понимали значения того, что он произносил».

Деян 9:8. Если «жалом во плоти» (толкование на 2Кор 2:17), которым до конца жизни мучился апостол Павел, была болезнь глаз, то так она начиналась. В любом случае разителен контраст между Савлом в 9:1 и 9:8. Там это был решительно шагавший человек, готовый хватать и бросать в темницы христиан, а здесь он уподобился беспомощному ребенку, которого повели… в Дамаск… за руку. Великой силы исполнены проявления Божией благодати, будь-то в чудных избавлениях или в действиях на первый взгляд катастрофического характера.

Деян 9:9. Три дня полной слепоты, поста и молитвы (стих 11) были для Савла временем ожидания того, что Бог обещал сообщить ему (стих 6).

б. Искреннее раскаяние Савла (9:10−19а)

Деян 9:10−14. Посредством видения Бог наставил Ананию, не имевшего к тому охоты, идти к Савлу, чтобы восстановить ему зрение. В видении же Господь и Савла предупредил о том, что Анания явится к нему на улицу… Прямую, в дом Иуды, где Савл остановился. Прямая улица была одной из двух параллельных улиц Дамаска, ведших от западной стены города к восточной его стене. Заметим, что здесь (в стихе 11) — первая ссылка на место рождения Савла, город Тарс (карту; сравните толкование на стих 30).

Интересно и то, что именно в книге Деяний Апостолов верующие впервые названы святыми (стих 13). Церковь с самого начала составляли «отделенные» (греческое слово «хагиоис»; в Рим 1:1 оно передано как «избранный к благовестию», а в Еф 1:1 и в Флп 1:1 — как «святые»). Из Деян 9:14 следует, что весть о приходе Савла в Дамаск с тем, чтобы преследовать верующих, опередила его, и Анания боялся Савла.

Деян 9:15. Но Господь заверил Ананию, что Савл есть Его избранный сосуд, чтобы возвещать имя Его пред народами и царями и сынами Израилевыми. Под «народами» здесь понимаются «языческие народы». Савлу предстояло сделаться Павлом, апостолом для необрезанных (Рим 11:13; Гал 2:2, 7−8; Еф 3:8), включая их «царей», т. е. правителей (о правителе Феликсе в Деян 24:1−23); о правителе Порции Фесте в 24:27 — 25:12, о царе Ироде Агриппе II в 25:13 — 26:32; не исключается, что Павел говорил и императору Нерону; 25:11). И, конечно же, апостол Павел служил и «сынам Израилевым» (9:20; 13:5, 14; 14:1; 17:2, 10, 17:18:4, 19; 19:8; 26:17−20; Рим 1:16). Не поразительно ли, что тот, кто безжалостно преследовал христиан, сделался столь ревностным благовестником, горячим и неутомимым свидетелем Христовым!

Деян 9:16. Частично исполнение этих слов Христа видим в перечислении Павлом его невзгод в 2Кор 11:23−27. Трижды в трех стихах (разговор Анании с Господом) встречается слово имя — в ассоциации с Самим Христом (стих 14:16; сравните 3:16).

Деян 9:17. Брат Савл — сколь утешительно должны были прозвучать эти слова для Савла! Насколько об этом можно судить из записанного в Новом Завете, Анания был первым, кто обратился к Савлу по христиански. Более подробно о том, что говорил Анания Савлу, записано в 22:14−16. Страх и недоверие к Савлу сменились у Анании любовью к нему, потому что так повелел Господь. Возложив на него руки, Анания засвидетельствовал о равенстве между собой и Савлом. Святым Духом Савл несомненно исполнился сразу же после своего обращения (сравните 4:8, 31; Еф 5:18).

Деян 9:18. При исцелении от слепоты как бы чешуя отпала от глаз Савла. Как и в двух случаях, записанных в книге Деяний Апостолов до этого, за обращением последовало крещение в воде (8:12, 38). После рассказа об этом событии Анания исчезает со страниц книги, и лишь в главе 22, где Павел в очередной раз пересказывает случившееся с ним, об Анании упоминается.

Деян 9:19а. Потрясение, пережитое им на дороге в Дамаск, а затем три дня без пищи и пития, крайне ослабили организм Савла. Однако и до принятия пищи он укрепился благодаря встрече с Ананией, последовавшему исцелению, исполнению Духом Святым и водному крещению.

2. НАЧАЛО КОНФЛИКТОВ С ИУДЕЯМИ (9:19Б-31)

а. Исповедание Савлом Христа (9:19б−22)

Деян 9:19б−26. Проведя лишь несколько дней с христианами Дамаска, Савл стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Проповедь иудеям в их синагогах была частью Павловой стратегии и в его миссионерских путешествиях (первое путешествие — 13:5, 14; 14:1; второе путешествие — 17:2, 10, 17; 18:4; третье путешествие — 18:19; 19:8). В 9:20 — единственный случай употребления в книге Деяний Апостолов фразы «Сын Божий». На дороге в Дамаск первым, что понял Савл, было именно это: Иисус есть Сын Божий.

Деян 9:21. Узнавая о поразительном изменении, происшедшем с Савлом, иудеи дивились, что вполне естественно. Употребленное тут греческое слово «екзистанто» скорее означает «были потрясены», в книге Деяний оно употреблено пять раз (2:7; 8:13; 9:21; 10:45; 12:16).

Деян 9:22. Теперь все свои богословские познания Савл употреблял на доказательство того, что Господь Иисус есть Христос (Мессия), чем приводил в замешательство Иудеев Дамаска.

6. Заговор против Савла (9:23−31)

1) В Дамаске.

Деян 9:23−25. Одна из тем книги Деяний Апостолов, здесь особо подчеркнутая, — это оппозиция религиозных вождей иудеев провозглашению Благой Вести. Из 2Кор 11:32 ясно, что они действовали, объединив свои усилия с усилиями «областного правителя» Ареты, но главными инициаторами в этом были все-таки иудеи. Ученики, зная про заговор против Савла, в корзине… спустили его вниз по стене (ведь враги Савла день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его). Воистину события приняли странный оборот.

Намереваясь не дать спуску христианам Дамаска, Савл вошел в этот город слепым, а «вышел» из него… в корзине! Потенциальный преследователь сам стал объектом преследования. «Ученики» (или последователи), о которых тут говорится, могли быть учениками Савла, и тогда это показывает, насколько успешным было его служение.

Рассказывая о Савле, Лука опускает такую подробность, как его пребывание в Аравии, о чем сам апостол Павел упоминает в Гал 1:17. Может быть, это имело место между событиями, описанными в стихе 22 и 23. Цель ухода Павла в Аравию — не известна. Он мог пойти туда с проповедью (хотя едва ли — ведь территория эта отнюдь не была густонаселенной, для апостола же, по крайней мере, впоследствии характерно было тяготение к густонаселенным центрам Римской метрополии). Вероятнее всего, он ушел в Аравию, чтобы в уединении размышлять и учиться.

2) В Иерусалиме (9:26−30).

Деян 9:26−28. Савл уходил из Иерусалима непримиримым врагом христианства, но волей Бога теперь он в этом самом городе проповедовал Христово благовестие. Однако верующие и здесь поначалу боялись его, не веря, что и он — последователь Христа. В Дамаске Савлу помог Анания. В Иерусалиме он обрел верного друга в лице Варнавы. Свое имя («сын утешения»; 4:36) этот человек вполне оправдал и по отношению к Савлу. На страницах книги Деяний Апостолов мы сталкиваемся с Варнавой еще в четырех случаях: а) 11:22−24; б) 11:30; 12:25; в) 13:1−2, 50; 14:12; г) 15:2, 12, 22, 25, 37.

В конце концов иерусалимские христиане, которых Варнава убедил в том, что Савлу действительно можно верить, приняли его в свою среду, и, живя в Иерусалиме, он смело проповедовал во имя Господа Иисуса.

Деян 9:29. Здесь под Еллинистами понимаются грекоязычные иудеи (но не принявшие Христа, в отличие от «Еллинистов» в 6:1). Савл говорил… и состязался с ними, продолжая дело «еллиниста» Стефана, и настолько озлобил их, что они покушались убить его.

Деян 9:30. Иерусалимские братия сочли за лучшее отправить Савла в Кесарию (морской порт, располагавшийся примерно в 100 км от Иерусалима), а оттуда отправили его в его родной город Тарс. Этот древний город, уже к тому времени насчитывавший более 4 000 лет, был одним из центров интеллектуальной жизни в Римской империи.

Передвижения Савла на основании Деян 9 и Гал 1:17 можно суммировать следующим образом:

1. Иерусалим (стихи 1−22)

2. Дамаск (стихи 3−22)

3. Аравия (Гал 1:17)

4. Дамаск (Деян 9:23−25; Гал 1:17; 2Кор 11:32−33)

5. Иерусалим (Деян 9:26−29; Гал 1:18−20)

6. Кесария (Деян 9:30)

7. Тарс (стих 30; Гал 1:21−24)

3) Заключение.

Деян 9:31. Возможно, покою церквей на территории Иудеи, Галилеи и Самарии «способствовал» отъезд Савла, неприятие которого иудейскими религиозными вождями достигло высокой точки накала. Церковь все еще составляли евреи, полу-евреи (самаряне) и прозелиты, принявшие вначале иудаизм, а затем перешедшие в христианство. Но все говорило о готовности Церкви выйти за эти узкие пределы. Третьим из семи своих «сообщений об успехе» (т. е. о духовном и численном росте Церкви; сравните 2:47; 6:7; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30−31) Лука завершает этот раздел книги.

III. Свидетельство «до Предела земли» (9:32 — 28:31)

А. Достижение Церковью Антиохии (9:32 — 12:24)

I. ПЕТР ГОТОВИТСЯ К ПОВСЕМЕСТНОМУ ПРОВОЗГЛАШЕНИЮ БЛАГОВЕСТИЯ (9:32 — 10:48)

а. Петр в Лидде (9:32−35)

Деян 9:32−35. О Петре в последний раз упоминалось в 8:25, где они с Иоанном возвращаются в Иерусалим из Самарии. Теперь Петр ходил с проповедью по Иудее и, вот, пришел в Лидду. Лидда, упоминаемая в Новом Завете только здесь, соответствует современному Лоду; международный израильский аэропорт расположен чуть севернее этого города.

Позднее Петр много путешествовал, проповедуя, что, в частности, видно из перечисления им его адресатов в 1Пет 1:1. Еще прежде Петра обошел территории, прилегавшие к Кесарии, Филипп (Деян 8:40). Чудесное исцеление Петром паралитика Енея, который восемь… лет лежал… в расслаблении, многих привлекло ко Христу.

Дважды в Деяниях Апостолов Лука, говоря о спасении, употребляет выражение «обратиться к Господу» (9:35; 11:21) и схожее с ним — в 15:19. Благовестие достигало все большего числа людей, потому что в прибрежных районах, где ходили евангелисты, жило немало язычников. Сарон — плодородная равнина, тянущаяся вдоль палестинского побережья (примерно 15 километров в ширину и 70−80 в длину). На юго-восточном крае ее помещалась Лидда. Упоминаемое здесь чудо было Вторым исцелением Петром калеки (3:1−10).

б. Петр в Иоппии (9:36−43)

Деян 9:36−38. Пока Петр находился в Лидде, в Иоппии умерла добродетельная христианка (ученица), по имени Тавифа, что в переводе с арамейского означает «серна». Она известна была тем, что много помогала бедным (творила много милостынь). Лидда от Иоппии была километрах в 18, так что, прослышав, что Петр в Лидде, послали за ним двух человек с просьбой прийти. До сих пор (судя по записи в книге Деяний) в ранней Церкви не было случаев воскрешения мертвых, но, очевидно, вера христиан и их упование на Господа были так велики, что они надеялись: Господь через Петра воскресит Тавифу.

Деян 9:39−41. Петр пришел в Иоппию, в дом, где лежала усопшая. И, выслав из комнаты плачущих вдовиц и всех бывших там, преклонив колена, помолился, а затем приказал: Тавифа! встань (сравните Мк 5:41). И умершая ожила.

Деян 9:42−43. Это чудо, как и предшествовавшие ему, немало людей побудило уверовать в Господа (2:43, 47; 4:4; 5:12, 14; 8:6; 9:33−35). После совершения его Петр довольно долго пробыл… в Иоппии, у… Симона кожевника, дом которого находился у моря (10:6).

В этом разделе (9:32−43) отражена подготовка Петра свыше к предстоявшему ему обращению Корнилия. 1) Двумя замечательными чудесами подтвердил он, что служит истинному Богу, Который особо благословляет его. 2) Служение Петра происходило на территории, частично заселенной язычниками. 3) Примечательно и самое проживание его в доме кожевника. Ведь люди этой профессии считались церемониально нечистыми, т. к. находились в постоянном «контакте» со шкурами убитых животных, обрабатывая их (Лев 11:40).

е. Петр и Корнилий (глава 10)

Значение этого события видно уже из того, что Лука, рассказав о нем в Деян 10, возвращается к нему в следующей главе и, наконец, его же имеет в виду, в 15:6−9. Территориальное распространение Благой Вести, как отражено это в Деяниях Апостолов, свидетельствовало о том, что начали исполняться слова Иисуса, записанные в Мф 8:11 «Многие придут с востока и запада и возлягут… в Царстве Небесном».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.