Деяния 7 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Толкование Далласской семинарии

Русского Библейского Центра

1 Архиерей спросил: «Это что, правда?».
2 Стефан сказал: «Слушайте, мужи братья и отцы! Это было перед переселением нашего отца Авраама в Харран. В Месопотамии явился ему в сиянии славы Бог
3 И сказал: “Уходи из своей страны и из родного дома. Иди в страну, какую укажу.”
4 Тогда он из Халдейской земли ушел и поселился в Харране. Оттуда, после смерти его отца, Бог переселил его на землю, где вы сейчас живете.
5 В тот раз Он не выделил ему ни пяди этой земли, зато обещал закрепить ее за ним в потомстве. И это при тогдашней бездетности Авраама.
6 Бог сказал Аврааму, что его потомки будут жить пришельцами не на своей земле и целых четыреста лет будут оставаться рабами и горемыками.
7 “Над народом, который их поработит, совершу суд, — сказал Бог. — Потом они оттуда уйдут и будут поклоняться Мне на этом Месте.”
8 Бог заключил с Авраамом договор с условием обрезания. Авраам был отцом Исаака. На восьмой день Авраам обрезал сына. Исаак был отцом Иакова, а Иаков — отцом двенадцати патриархов.
9 Патриархи позавидовали Иосифу, продали его в Египет. Но с ним был Бог.
10 Он избавил Иосифа от всех бед, даровал ему способность мудрым решением расположить к себе царя — египетского фараона. Фараон сделал его правителем над Египтом и всем своим домом.
11 А потом случилась большая беда: весь Египет и Ханаан охватил голод. Наши отцы лишились пропитания.
12 Тогда, прослышав, что в Египте еще есть хлеб, Иаков в первый раз послал туда своих сыновей.
13 Со вторым их приходом Иосиф открылся братьям, и род Иосифа стал известен фараону.
14 Иосиф послал за своим отцом Иаковом и вызвал всю родню — семьдесят пять душ.
15 Иаков перебрался в Египет. И он сам, и все наши отцы там и умерли.
16 Их перевезли в Сихем и похоронили в гробнице, которую Авраам за серебро купил в Сихеме у сынов Хамора.
17 Обещание, данное Богом Аврааму, еще не исполнилось. Время шло, наш народ в Египте рос и приумножался,
18 Пока там не сел на царство новый царь. Этот не знал Иосифа
19 И коварно обошелся с нашим родом. Он был до того жесток, что заставлял наших отцов бросать младенцев, чтобы они не могли выжить.
20 В ту пору и родился Моисей. Он был прекрасен перед Богом. До трех месяцев его кормили в доме отца.
21 Его то, брошенного, и подобрала дочь фараона и выпестовала как родного сына.
22 Моисей овладел всей египетской мудростью и отличался талантом в слове и деле.
23 Он был сорока лет от роду, когда на сердце ему легла забота о своих соплеменниках, сынах Израиля.
24 Один из них на его глазах был зверски избит египтянином. Моисей вступился и в отместку убил обидчика.
25 Он думал, что братья поймут, что его рукой Бог посылает им спасение. Нет, не поняли.
26 На другой день подрались уже свои. Он хотел их помирить и сказал: “Вы братья. Не обижайте друг друга.”
27 Но тот, кто затеял драку, оттолкнул Моисея и сказал: “Кто дал тебе право распоряжаться и судить нас?
28 На, убей меня, как вчера убил египтянина!”
29 Из-за того, что это было сказано, Моисею пришлось бежать. Он нашел приют в чужой мадианской земле. Там родились у него два сына.
30 Прошло сорок лет. Однажды на пустынной горе Синай загорелась купина, и в ее огне он увидел ангела.
31 Моисея потрясло это видение. Он подошел, чтобы получше рассмотреть, и тут услышал голос Господа:
32 “Я Есмь — Бог твоих отцов, Бог Авраама, Исаака и Иакова.” Моисей не смел взглянуть и лишь трепетал.
33 Господь сказал ему: “Разуйся! Место, где ты стоишь — святая земля.
34 Я вижу горести Моего народа в Египте, слышу его стоны и пришел свыше избавить его. Собирайся. Пошлю тебя в Египет.”
35 Когда-то Моисея прогнали, сказав: “Кто дал тебе право распоряжаться и судить?” — а Бог, явив ему ангела в купине, послал его обратно главой и избавителем.
36 И Моисей сорок лет совершал дивные дела и чудеса, выводя народ из Египта через Красное море и пустыню.
37 Это он сказал сынам Израиля: “Пророка вам из ваших братьев поставит Бог, как поставил меня.”
38 Это с ним было собрание наших отцов в пустыне, когда ангел вещал ему на горе Синай. Это он принял Живые Слова и передал их нам.
39 С ним не захотели согласиться наши отцы и отринули его, обратились душой к Египту
40 И сказали Аарону: “Сделай нам богов, чтобы водили нас, потому что с этим Моисеем, который вывел нас из Египта, не знаем, что теперь стряслось.”
41 В те дни они изваяли быка, принесли жертву идолу и радовались, глядя на дело своих рук.
42 Бог отвернулся от них и допустил служение воинству небесных тел. Написано в Книге пророков: “Дом Израиля! Не Мне вы приносили заклания и жертвы целых сорок лет в пустыне.
43 Вы ухватились за скинию Молоха и звезду вашего бога Рефана, истуканов, которых вы изваяли, чтобы им поклоняться. Переселю вас за Вавилон.”
44 У наших отцов в пустыне была скиния свидетельства, исполненная по слову Того, кто говорил с Моисеем, видевшим образец.
45 Это наследственное достояние донесли наши отцы с Иисусом до земельных владений народов, изгнанных Богом от лица наших отцов. Так было до дней Давида,
46 Привлекшего на себя Божью приязнь. В молитвах он просил о хорошем месте для дома Иакова,
47 А построил Божий Дом уже Соломон.
48 Но Всевышний не в рукотворных храмах живет, о чем говорит пророк:
49 “Небо — престол Мой. Земля — подножие Моих ног. Какой дом построите вы Мне, — говорит Господь, — какое место Моего покоя?
50 Не Моя ли рука сотворила все это!”
51 Упрямцы с необрезанным сердцем и слухом! Вы всякий раз идете против Святого Духа. Куда ваши отцы, туда и вы за ними.
52 Кого из пророков не преследовали ваши отцы? Они убили тех, кто предрек пришествие Праведника. Его предателями и убийцами сделались уже вы сами.
53 С Законом вы не посчитались, хотя и получили его из рук ангелов».
54 Эти слова окончательно вывели их из себя, они заскрежетали зубами.
55 Стефан посмотрел в небо и от Святого Духа увидел Иисуса, стоящего по правую руку Бога в зареве Божьей славы.
56 Он сказал: «Вижу: небеса отворились и Сын человеческий стоит одесную Бога».
57 Они кричали изо всех сил и зажимали себе уши. Все как один они набросились на Стефана,
58 Вытолкали его за город и стали побивать камнями. Ризы с себя эти люди сложили у ног юноши по имени Савл.
59 Стефана побивали камнями, а он, взывая, сказал: «Господи Иисус! Прими дух мой».
60 Стоя на коленях, он громко крикнул: «Господи, не зачти им греха!». С этими словами он умер.

Толкование Далласской семинарии

Деян 7:1. Упоминаемым здесь первосвященником был, по всей вероятности, тот же Каиафа, который председательствовал на судах над Господом (Мф 26:57; Мк 14:54; Лк 22:53; Ин 18:13, 24; толкование на Деян 4:5−6).

2. РЕЧЬ СТЕФАНА В СИНЕДРИОНЕ (7:2−53)

Деян 7:2−53. Из записанных в книге Деяний Апостолов эта речь — самая длинная, что говорит о значении, которое придавал ей Лука. Греческий еврей Стефан всей жизнью своей и словами прокладывал путь Благовестию, выводя его в мир, лежащий за границами иудаизма. Но что конкретно из сказанного им в этой речи привело Стефана к гибели? Обвинений, выдвинутых против него, он, если и коснулся в ней, то косвенно; не защите себя посвятил он ее, а обзору истории Израиля и Божиих дел в ней — с одной целью: отстоять правоту христианства. Три главные мысли «красными нитями» проходят через эту смелую речь.

1. План Божий развивается и подвержен изменениям. Ибо в своих отношениях с родом человеческим и, в особенности, с Израилем Бог являет Себя как Начало творящее. Эту мысль Стефан раскрывает в пяти пунктах: а) Обетование Аврааму (стихи 2−8). Осуществляя Свой план относительно человеческой расы, Господь решает вывести Авраама, отца евреев, из Месопотамии в землю обетованную и дать ему 12 внуков, родоначальников будущих 12 колен Израильских, б) Пребывание Иосифа в Египте (стихи 9−16).

Переселение в Египет совершилось во исполнение Божиего предсказания, записанного здесь в стихах 6−7. Для потомков Иакова оно явилось событием, перевернувшим весь их жизненный уклад, в) Освобождение, пришедшее с Моисеем (стихи 17−43). Значительная часть речи Стефана посвящена Моисею и Исходу — еще одному определяющему аспекту израильской истории, г) Возведение скинии (стихи 44−46).

Сама конструкция скинии делала ее переносным сооружением, что, в свою очередь, свидетельствовало о временном ее характере. (Скинией свидетельства она была названа потому, что свидетельствовала о присутствии Бога среди иудеев.) д) Сооружение храма (стихи 47−50). Даже и храм предназначен был быть символом Божиего присутствия, а не действительным домом Бога. Деятельный Божий труд в народе израильском от Авраама до Соломона отмечен был творческим духом «нововведений» и перемен. Проводя эту мысль, Стефан стремился показать: если волей Божией Израиль знал на пути своей истории столько радикальных «перемен», как можно утверждать, что закон и храм — незыблемы и вечны?

2. Божии благословения отнюдь не ограничены землей Израиля и местом расположения храма.

Стефан привел четыре примера: а) Патриархи и вожди израильские были благословлены не в своей земле. Бог воззвал к Аврааму в Месопотамии и дал ему обетование прежде переселения его в Харран (стих 2). В Египте… Иосиф нашел благоволение у фараона, потому что Бог был с ним (стихи 9−10). В землю Мадиамскую…

Моисей был послан Богом (стихи 29−34). (Чтобы подчеркнуть, что Бог благословил Моисея в этой чужой земле, Стефан замечает, что там родилась от Моисея два сына.) б) Сам закон дан был евреям не в их земле, а в пустыне (стих 38). в) В пустыне же была возведена скиния. Скиния свидетельств была у отцов наших в пустыне, говорит Стефан (стих 44).

И они взяли ее с собой во владения народов, изгнанных Богом от лица их (стих 45). г) Из слов Стефана явствовало, что даже их храм не следовало «суживать» в его богословском значении. Как может он, в самом деле, быть местом обитания Божиего, когда в Писаниях прямо сказано: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих (стих 49; Ис 66:1).

3. Прошлое Израиля свидетельствует о его непрестанном противлении Божиим планам и людям, которых посылает Бог. И это — главная мысль в речи Стефана, как явствует из раздела, где она достигает своего апогея (Деян 7:51−53). Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы! Тема эта звучит на протяжении всей речи Стефана, получая раскрытие в ряде конкретных примеров:

а) Вместо того, чтобы из Месопотамии прямо идти в землю обетованную, Авраам на какое-то время остается в Харране (стихи 2−4).

б) Иосиф был продан братьями своими в рабство в Египет (стих 9).

в) Моисей был отвергнут израильтянами (стихи 23−29). Крайне важно в этой связи отметить, что как Иосиф, так и Моисей были приняты «своими» лишь со второго раза (стихи 13, 35−36). Параллель с Иисусом Христом, подразумевавшаяся тут Стефаном, едва ли не дошла до его слушателей.

г) От поклонения истинному Богу Израиль постоянно обращался к идолопоклонству (стихи 39−43). В этом грехе, особенно отвратительном в глазах иудеев апостольского века, конечно же, сказывалось упорное неверие Израиля. Именно за этот грех Бог наказал их изгнанием в Вавилон (стих 43).

д) Смысла и назначения храма, который возвел в своей земле, народ израильский не понял (стихи 48−50). Из слов Стефана ясно следует, что иудеи верили, будто храм — это земное жилище Бога, нечто вроде иудейской «горы Олимп». На деле же он был местом поклонения Богу и вознесения Ему молитв, а не «домом» Его (сравните стих 48 с 3Цар 8:23−53).

Три главные мысли в речи Стефана тесно связаны между собой. Поскольку Богом предусмотрен План в развитии и поскольку благословения Его не приурочены лишь к местонахождению храма, Израилю следует быть настороже, чтобы не стать «камнем преткновения» на путях осуществления Отцом Небесным Его намерений, как это неоднократно бывало в прошлом (стих 51). Между тем, они становятся этим «камнем», препятствуя Божией работе через Церковь и не желая признавать действия Его благословений за пределами Израиля. Сказанное Стефаном в конце его речи имело непосредственное отношение к тому, в чем его обвиняли (6:11−14).

Возникает хронологическая проблема в 7:6, где сказано, что Израиль будет в порабощении и притеснении лет четыреста. В Гал 3:17 Павел говорит о 430 годах, имея в виду период от получения обетования Авраамом (Быт 15:13−16) до заключения Синайского завета. Разница между 400 и 430 легко объяснима тем, что Стефан прибегал к округленным цифрам. Другое возможное объяснение: 400 лет составляли время фактического рабства, тогда как 430 — время от утверждения завета (Быт 39:9−15) до Исхода, совершившегося в 1446 г. до Р. Х.

Главная проблема, однако, в том, сколько времени пробыл Израиль в египетском рабстве. Если в Гал 3:17 подразумевается, что 430 лет прошло от данного Аврааму обетования (Быт 15) до Исхода, то время, проведенное Израилем в Египте составило бы 215 лет. Но если Деян 7:6 принимать так, как сказано, то рабство израильтян продолжалось 400 лет.

Может быть наилучшее решение проблемы в следующем: обетования были даны Аврааму, Исааку и Иакову (они — все трое — были преемниками Божиего обетования); из Быт 46:1−4 узнаем, что оно было подтверждено Иакову в Вирсавии, на его пути в Египет. От этого момента (когда Бог в последний раз дает обетование патриархам) до Исхода прошло 400 лет.

Другое из кажущихся противоречий у Стефана находим в 7:14. Он говорит о «семидесяти пяти душах» в семье Иакова, но в арамейском тексте как книга Бытия (Быт 46:27), так и книга Исхода (Исх 1:5), говорится о «семидесяти душах». В Септуагинте же и тут и там стоит «75». Считается, что Стефан, как грекоязычный иудей, пользовался Септуагинтой, и этим объясняется его «ошибка». Но чем объяснить это расхождение?

По всей видимости, тем, что соответствующий еврейский текст включает Иакова, Иосифа и двух сыновей его — Ефрема и Манассию (получается цифра 70), тогда как в Септуагинте Иаков и Иосиф опущены, зато включены семь внуков Иосифа (упоминаемые в 1Пар 7:14−15, 20−25). Это «совпадает» с Быт 46:8−26, где перечислено 66 имен, с опущением Иакова, Иосифа и двух сыновей Иосифа.

Еще одно видимое расхождение содержится в Деян 7:16. Из слов Стефана следует, что Иаков был погребен в Сихеме, тогда как в Ветхом Завете ясно говорится, что он и его жена Лия (а также родители его — Исаак и Ревекка и родители его отца — Авраам и Сарра) погребены были в пещере Махпела в земле Ханаанской (Быт 49:29 — 50:13).

Среди погребенных в Сихеме не было Иакова, но были Иосиф и его братья. Вначале Иосиф был похоронен в Египте, но потом перезахоронен в Сихеме (Быт 50:26; Исх 13:19; Нав 24:32). Правда, в книге Иисуса Навина (24:32) говорится только о «костях Иосифа», но очевидно, что и братья его были погребены в Сихеме (хотя Иосиф Флавий оспаривает эту точку зрения).

Что же касается Деян 7:16, то сказанное в этом стихе относится только к «отцам нашим» (подразумеваются также Иосиф и его братья; 7:15), а не к Иакову. Фраза Стефана о гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова (стих 16), представляет еще одну проблему. Судя по книге Бытия (33:19), этот участок земли купил Иаков, а не Авраам. Объяснено это может быть в том смысле, что Авравм «купил эту землю» в лице своего внука Иакова.

Заметим, что благожелательное упоминание о Сихеме, главном городе самарян, не могло «понравиться» судьям Стефана. Но читателям Деяний Апостолов эта его ссылка на Самарию помогла сделать еще один шаг в правильном направлении, т. е. в осмыслении того факта, что Благой Вести суждено было выйти за пределы Израиля (Деян 8).

3. «АТАКА» НА СТЕФАНА (7:54 8:1а)

Деян 7:54−56. Реакцию религиозных властей на речь Стефана легко было бы предсказать: они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Но Стефана это не испугало, ибо он, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. Нам привычен образ Господа Иисуса, сидящего по правую руку Отца (Пс 109:1; Рим 8:34; Кол 3:1; Евр 1:3, 13; Евр 8:1; Евр 10:12; Евр 12:2; 1Пет 3:22). То, что Иисус стоял, возможно, означает, что Он поднялся навстречу Стефану. Деян 7:56 является кульминационным стихом в этой главе по ряду причин.

Прежде всего, в нем подтверждается то, что Христос сказал на суде перед лицом первосвященника (Мк 14:62). И так же, как тогда эти слова Его привели к обвинению в богохульстве, так теперь повторение их Стефаном вызвало яростную реакцию со стороны «религиозников». Далее. Термин Сын Человеческий исполнен тут особого значения.

В Новом Завете он употреблен здесь в последний раз, и это единственный раз, когда в Евангелиях или в Деяниях Апостолов он исходит не из уст Господа Иисуса. Это словосочетание — Сын Человеческий — впервые появляющееся в Дан 7:13−14, показывает, что Иисус есть Мессия. Оно явно эсхатологического характера. (дополнительные толкование на «Сына Человеческого» в Мк 8:31.) И последнее: в Деян 7:56 как бы «слились» два замечательных мессианских текста — Дан 7:13−14 и Пс 109:1. В первом из них подчеркнут вселенский характер правления Господа. Он — не просто один из иудейских правителей; Он — Спаситель мира.

В Пс 109:1 Мессия представлен как Сидящий по правую руку Отца. Этим подчеркиваются не только сила Иисуса Христа и занимаемое Им положение, но и признание Его Отцом как Ходатая (1Тим 2:5). Чем, в свою очередь, доказывается, что люди имеют иной доступ к Богу, помимо храма и священников.

Деян 7:57−58. Членам синедриона не потребовалось много времени, чтобы понять богословский смысл речи Стефана: Израиль виновен; закон имеет лишь временное значение; роль храма тоже преходяща. И, поняв это, они… единодушно устремилась на него, и, выведши за город, стали побивать его камнями. Ибо богохульство подлежало наказанию смертью (Лев 24:16).

Горькая ирония происходившего заключалась в том, что, согласно закону Моисееву, камнями должны были быть побиты еще их отцы, поклонявшиеся «Молоху» (Деян 7:43; сравните Лев 20:2). Юноша по имени Савл разделял чувства тех, кто побивали Стефана камнями. И те, кто совершали казнь, предварительно сложили свои одежды у ног… Савла, чтобы постерег их.

Деян 7:59−60. Со словами, обращенными к Господу, Стефан предал дух свой Ему. Еще за мгновение до этого он молился о врагах своих (сравните Лк 23:34, 46). …Почил — здесь относится к телу, но не к духу. (Об «умерших» — Ин 11:11; 1Фес 4:13, 15.)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.