Деяния 27 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Толкование Далласской семинарии

Русского Библейского Центра

1 Когда было решено плыть нам в Италию, Павла и других узников передали центуриону из когорты императора. Центуриона звали Юлий.
2 Нас принял на борт адрамитский корабль, который следовал вдоль берегов Азии, и мы отплыли. С нами был македонец Аристарх из Фессалоники.
3 На другой день мы зашли в Сидон. Юлий без особых строгостей обходился с Павлом, позволил ему навестить друзей и предоставить себя их заботе.
4 Потом мы снялись оттуда и при встречном ветре шли под прикрытием Кипра.
5 Перейдя море у Киликии и Памфилии, мы прибыли в ликийские Миры.
6 Там центурион нашел александрийский корабль, направлявшийся в Италию, — этот корабль и взял нас на борт.
7 Много дней продолжалось медленное плаванье. Когда мы наконец кое-как добрались до Книда, ветер далее перестал нам благоприятствовать. До Салмоны мы шли под прикрытием Крита.
8 С трудом продвигаясь вдоль острова, мы пристали к берегу, называемому Тихие Гавани. Рядом был город Ласея.
9 Было потеряно много времени, путешествие становилось опасным, уже и пост завершился, и Павел, предостерегая,
10 Сказал: «Я ожидаю, что дальнейшее плаванье грозит большой бедой и ущербом не только грузу и кораблю, но и нашим жизням».
11 Однако центурион больше слушал капитана и хозяина корабля, чем Павла.
12 Гавань была мало приспособлена к зимовке, и, по мнению большинства, еще, пожалуй, можно было рискнуть выйти в море и дойти до Феникса, перезимовать там. (Это гавань на Крите с заходом с юго-запада и с северо запада).
13 Задул умеренный южный ветер, и, посчитав это за добрую примету, они выбрали якорь и поплыли вдоль прибрежной полосы Крита.
14 Но тут со стороны острова налетел ураганный ветер — эвраквилон, так его называют.
15 Корабль подхватило и понесло. Нам никак не удавалось держать его к ветру, и он сделался неуправляемым.
16 Мы проскочили мимо небольшого островка под названием Кавда и тут едва не упустили лодку.
17 Кое-как втащили ее на палубу. Укрепили канатами корабль. Из опасения сесть на Сиртову мель спустили плавучий якорь и легли в дрейф.
18 На другой день нас так сильно захлестывало, что пришлось выбрасывать груз.
19 На третий день своими руками отправили за борт такелаж.
20 Дни шли за днями, не было видно ни солнца, ни звезд, шторм не унимался, и мы оставили всякую надежду на спасение.
21 И уже давно мы ничего не ели. Тогда Павел, выйдя на середину, сказал: «Надо было послушаться меня и не уходить с Крита, чтобы не терпеть нам беды и таких убытков.
22 Примите мой совет на этот раз: держитесь. Ни одна душа не погибнет, а лишь корабль.
23 Ночью явился мне ангел от Бога, которому, по своей принадлежности Ему, я служу.
24 Он сказал мне: “Не бойся, Павел! Перед кесарем ты предстанешь. И вот еще что: Бог оставляет на тебя всех твоих спутников.”
25 Не падайте духом. Я полагаюсь на Бога. Как сказано мне, так и будет.
26 Нас обязательно выбросит на какой-нибудь остров».
27 Шла уже четырнадцатая ночь, как нас носило по Адриатике. Около полуночи моряки стали догадываться о приближении земли.
28 Замерили глубину: двадцать сажен. Немного погодя замерили снова: пятнадцать сажен.
29 Опасаясь наскочить на подводные камни, бросили с кормы четыре якоря и всеми силами стали ждать наступления дня.
30 Моряки задумали было бежать и стали спускать лодку, якобы с намерением бросить якоря с носа,
31 Но Павел сказал центуриону и солдатам: «Без них на этом корабле не спасетесь».
32 Тогда солдаты перерубили канаты, и лодку унесло в море.
33 Незадолго до рассвета Павел посоветовал всем поесть. Он сказал: «Уже четырнадцатый день вы из-за постоянной тревоги ничего не едите и изголодались.
34 Мой вам совет: поешьте. Это не повредит вашему спасению. Ни у кого из вас и волосу с головы не пропасть».
35 С этими словами он взял хлеб, с благодарением Богу разломил и начал есть.
36 У всех отлегло от сердца, и люди поели.
37 Всего на корабле нас было двести семьдесят шесть душ.
38 Когда закончили есть, начали для облегчения корабля выбрасывать в море пшеницу.
39 Утром смутно проглянула земля. Вскоре обозначился залив и пологий берег, до которого при удаче можно было довести корабль.
40 Обрубив якоря и бросив их в море, распутали рули, подняли по ветру малый парус и стали держать к берегу.
41 Корабль застрял на песчаной косе. Нос увяз в отмели, в корму ударили волны, и началось разрушение.
42 Солдаты решили было перебить узников, чтобы они, выплыв, не разбежались,
43 Но центурион, опасаясь за Павла, пресек их намерение. Он приказал всем, кто умеет держаться на воде, прыгать в воду и добираться до берега вплавь,
44 А остальным — на досках и прочих обломках корабля. Таким образом все благополучно достигли земли.

Толкование Далласской семинарии

4. ЗАТОЧЕНИЕ ПАВЛА В РИМЕ (главы 27−28)

а. Путешествие по морю (глава 27)

Почему Лука так подробно описывает путешествие Павла из Кесарии в Рим? Ответить на это непросто.

1) Это могло быть лишь средством привлечь особое внимание к пути апостола в Рим и к его появлению там. Как авторы Евангелии особенно тщательно и подробно описывали приближение Господа к Иерусалиму и Его последние дни там, чтобы в свете их подчеркнуть значение происшедшего в этом городе — смерть Его и воскресение, так и Лука стремится высшей точкой своего повествования в книге Деяний Апостолов сделать провозглашение вести о Царстве язычникам в столице Римской империи.

2) Может быть, Луку привлекла параллель древних эпических сказаний, весьма распространенных в его время, которые, как правило, включали в себя тему морских бурь и кораблекрушений. Но содействовало ли это цели в его повествовании? Едва ли.

3) А, может быть, Луку привлекла иная параллель — с пророком Ионой и бурей, которую он пережил (Ин 1:14−15)? После того, как этот пророк был чудесным образом спасен, он явился с проповедью в большой столичный город, населенный язычниками. Как будто бы сравнение с Павлом напрашивается.

4) Целью этого повествования было показать, что апостола Павла в его служении направляла Божия рука, и Он подавал ему защиту свыше. Ведь это было Божией волей, чтобы Павел пришел с Благовестием в Рим.

5) Намерением Луки было подчеркнуть первенствующую роль Павла как апостола, а, значит, и то, что Божий план принял с известного момента иную ориентацию — на язычников (почему и становится Божиим человеком «номер один» апостол язычников Павел). С этим согласуется роль Павла в повествовании: он выступает как человек, которому подчиняются даже стихийные силы; и такое драматическое обстоятельство, как кораблекрушение, «не выходит из-под его контроля».

6) Некоторые склонны видеть в описании этого морского путешествия известную аллегорию. В Ветхом Завете море — образ враждебных сил; вот и здесь оно будто бы символизирует сопротивление этих сил распространению Благой Вести. Но приостановить путь Благовестия не дано никому: оно достигнет своей цели. В аллегорическом этом толковании видится, однако, сильная натянутость. Ответ на вопрос, поставленный в начале этого раздела, следует, пожалуй, искать в сочетании ответов 1, 3, 4, 5, хотя утверждать это с уверенностью трудно.

Деян 27:1. Что это были за другие узники — спутники Павла до Рима, и сколько их было, не сказано. Как не сказано, почему их тоже везли в столицу. Сотник… Юлий, который станет одним из главных персонажей этого повествования, принадлежал к Августову (т. е. Императорскому; этот почетный титул присваивался некоторым воинским соединениям) полку. Местоимение нам в начале этого стиха свидетельствует, что Лука сопровождал апостола в этом плавании.

Деян 27:2−3. Очевидно, корабль, на котором они вышли в море, был приписан к Адрамитскому порту, находившемуся восточнее-юго-восточнее Троады, в северо-западной части Малой Азии. Вероятно, судно совершало свое последнее (перед началом зимнего, штормового, сезона) плавание к порту приписки, и сотник Юлий думал где-то по пути нанять другой корабль, до Рима, либо, высадив узников близ Виа Эгнациа («Эгнатийская дорога»), доставить их к месту назначения по суше.

Аристарх… из Фессалоники, очевидно, сопровождал Павла в качестве помощника. Он оставался с ним во все время его заключения в Риме (Кол 4:10; Флм 1:24). Обращает на себя внимание тот факт, что у Павла были друзья в Сидоне, в первом же порту, где они пришвартовались, выйдя из Кесарии. С самого начала Лука говорит о человеколюбивом отношении Юлия к Павлу.

Деян 27:4−8. Изложенное в этих стихах свидетельствует о том, насколько трудным было плавание по Средиземному морю в направлении с востока на запад. Ветры преимущественно дули с запада и гнали корабли в восточном направлении, к Кипру; путь же вдоль юго-западного побережья Малой Азии и на восток от Крита был крайне трудным (по причине противных ветров). (Когда Павел плыл в противоположном направлении, путь его был более прямым; 21:1−3.) В Мирах Ликийских, портовом городе на южном побережьи Малой Азии, сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию.

Это был, как сказали бы теперь, «зерновоз» (27:38), достаточно большой, чтобы вместить 276 пассажиров (стих 37). Египет был житницей Рима. И корабли оттуда, груженные зерном, плыли обычно на север, в Малую Азию, а затем поворачивали на запад и шли по Средиземному морю, острова которого служили им местом необходимых стоянок, в частности, при непогоде.

На корабле, вышедшем из Мир Ликийских, апостол доплыл до острова Книд; оттуда судно повернуло в юго-западном направлении и с южной стороны острова Крит пришвартовалось у места, называемого Хорошие Пристани. Впоследствии Павел напишет Титу, чтобы назначил пресвитеров в церквах этого острова (Тит 1:5).

Деян 27:9−12. Здесь речь идет о посте Дня очищения, который приходился на конец сентября — начало октября; после этих дней погода в Средиземном море делается настолько неустойчивой, что плавание по нему было в те времена весьма опасным и прекращалось к началу ноября. Вероятно, Павел был включен в «корабельный совет», потому что был опытным путешественником (2Кор 11:25: «три раза я терпел кораблекрушения») и обладал природными свойствами руководителя.

Но, вопреки его мнению, сотник, который в конечном счете олицетворял на корабле главную власть (поскольку считалось, что зерновые суда находятся «на службе» у правительства), послушал совета… многих (включая кормчего и начальника корабля; стихи 11−12). Итак, они сочли за лучшее отправиться в Финик, к более удобной (защищенной от ветров выдающимися в море мысами) пристани Критской, где можно будет перезимовать. И корабль поплыл вдоль южного побережья Крита.

Деян 27:13−17. На смену обрадовавшему было моряков южному ветру налетел внезапный шквал (эвроклидон — северовосточный ветер) и помчал их в открытое море, прочь от Кипра (стих 15). Близость островка Клавды (лежавшего в сорока примерно километрах на юг от Крита) лишь увеличила грозившую кораблю опасность — по причине крупных мелей в тех местах. Волны так били корабль и обычно следовавшую за ним лодку, что ее с трудом удавалось удерживать.

Приняты были обычные в те времена меры для спасения корабля: он был обвязан вокруг бортов и под ними канатами и цепями. Боясь… не сесть на мель; имелась в виду громадная мель (вблизи африканского берега), называвшаяся Большим Сиртом. Чтобы корабль не так сильно ударило в этом случае, корабельщики прежде всего спустили парус, и теперь, беспомощные, носились по волнам.

Деян 27:18−26. Буря на море не стихала. Вначале с корабля стали выбрасывать груз, видимо, и снасти, а день спустя — и личные вещи пассажиров. Но столько дней подряд путешественники не видели ни солнца, ни звезд, что потеряли всякую надежду спастись. Очевидно, они долго не ели и потому, что съестные припасы были в значительной мере уничтожены или испорчены волнами, заливавшими корабль, и, не имея аппетита, как по причине морской болезни, так и от охватившего всех отчаяния (сравните стих 33).

И тогда Павел, став посреди них, сначала укорил их, что не послушали его совета не отходить от Крита (стих 10), а потом призвал всех ободриться, сообщив о посетившем его видении. Не в первый раз уже Бог, Которому апостол служил, являлся ему в видениях, чтобы укрепить его дух (18:9−10; 23:11). Вспомним, что, явившись ему в Иерусалиме (23:11), Бог обещал Павлу не только безопасность в этом городе, но в конечном счете и безопасное путешествие в Рим. И вот теперь, через Своего Ангела, Он сказал Павлу, что тот предстанет пред судом кесаря. Дважды (стих 22, 25) призывал апостол 275 своих спутников, дарованных ему Богом, ободриться. Сам же он и в положении узника не поколебался в вере в Него (стих 25).

Деян 27:27−32. Адриатическим морем называли в те времена не только море между Италией и Грецией, но также к югу от Италии и Сицилии до о. Мальта. После бури, не стихавшей две недели, моряки стали догадываться, что приближаются к… земле. Вода, которую они вымеряли дважды (с помощью свинцового груза на веревке), становилась все мельче. И тогда, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, в ожидании дня. Павел предупредил сотника о попытке корабельщиков… бежать с корабля, и тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала в море. Всем на борту корабля оставалось теперь лишь уповать на Бога.

Деян 27:33−35. Не сомневаясь в том, что ни у кого из них не пропадет теперь волос с головы… Павел уговаривал всех принять пищу. И подал пример: взяв хлеб, он возблагодарил Бога пред всеми и, разломив, начал есть. Этот поступок, внешне напоминавший о вечере Господней, послужив насыщению апостола, явился и публичным свидетельством его о вере его в Бога и Отца Господа Иисуса.

Деян 27:36. Спало напряжение ожидания (стих 33), и спутники апостола также приняли пищу.

Деян 27:37−38. Если сопоставить этот корабль с тем, на котором некогда плыл, по его словам, в Италию историк Иосиф Флавий, то он был не из самых больших. На борту упоминаемого Флавием корабля было 600 пассажиров. Правда, на корабле, о котором рассказывается тут, был, помимо 276 пассажиров, и значительный груз пшеницы; теперь ее стали выкидывать в море, чтобы максимально облегчить злополучное судно: ведь лодки, чтобы добраться до берега, у них больше не было.

Деян 27:39−40. При свете дня путешественники, хоть и не узнали земли, увидев залив с отлогим берегом, решились… пристать туда. И поднявши якори… и развязавши рули (которые обычно связывались для защиты от напора волн, когда корабль был во власти ветров или стоял на якоре) и поднявши малый парус, чтобы не очень быстро плыть к незнакомому берегу, они пошли по морю.

Деян 27:41. И все-таки корабль врезался в песчаную мель; нос его увяз… а корма разбивалась силою волн (стих 22).

Деян 27:42−44. Воины поплатились бы собственной жизнью, если бы кто из узников… выплыв… убежал (сравните 12:19; 16:27), и потому они договорились было убить их, но этому воспрепятствовал сотник Юлий, желавший спасти Павла. Он понимал, что этот его пленник — человек необычный и достойный всяческого доверия. По всей видимости, на решении Юлия сказалось действие всесильного Бога, Чье предсказание в отношении спутников Павла (стих 24) и его самого, нужного Ему для служения в Риме, не могло не исполниться.

Под холодным дождем (28:2) пассажиры (воины и узники), а также члены команды, поплыли, кто умел, к берегу, а остальные стали добираться до него, цепляясь за обломки корабля. Так полностью осуществилось предсказанное апостолу Павлу в видении: корабль погиб (27:22); они были выброшены на остров (27:26), но никто из плывших на корабле не погиб (стих 22).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.