Деяния 27 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.
2 Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники.
3 На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием.
4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров,
5 и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.
6 Там сотник нашёл Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него.
7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.
8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.
9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал,
10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.
11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.
12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.
13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.
14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.
15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.
16 И, набежав на один островок, называемый Клавдой, мы едва могли удержать лодку.
17 Подняв её, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.
18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз,
19 а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.
20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звёзд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.
21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.
22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.
23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь
24 и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою».
25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.
26 Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.
27 В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле,
28 и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.
29 Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня.
30 Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа,
31 Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.
32 Тогда воины отсекли верёвки у лодки, и она упала.
33 Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаётесь без пищи, не вкушая ничего.
34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадёт волос с головы.
35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.
36 Тогда все ободрились и также приняли пищу.
37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.
38 Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.
39 Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблём.
40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу.
41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.
42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал.
43 Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю,
44 прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.

Толкование Далласской семинарии

4. ЗАТОЧЕНИЕ ПАВЛА В РИМЕ (главы 27−28)

а. Путешествие по морю (глава 27)

Почему Лука так подробно описывает путешествие Павла из Кесарии в Рим? Ответить на это непросто.

1) Это могло быть лишь средством привлечь особое внимание к пути апостола в Рим и к его появлению там. Как авторы Евангелии особенно тщательно и подробно описывали приближение Господа к Иерусалиму и Его последние дни там, чтобы в свете их подчеркнуть значение происшедшего в этом городе — смерть Его и воскресение, так и Лука стремится высшей точкой своего повествования в книге Деяний Апостолов сделать провозглашение вести о Царстве язычникам в столице Римской империи.

2) Может быть, Луку привлекла параллель древних эпических сказаний, весьма распространенных в его время, которые, как правило, включали в себя тему морских бурь и кораблекрушений. Но содействовало ли это цели в его повествовании? Едва ли.

3) А, может быть, Луку привлекла иная параллель — с пророком Ионой и бурей, которую он пережил (Ин 1:14−15)? После того, как этот пророк был чудесным образом спасен, он явился с проповедью в большой столичный город, населенный язычниками. Как будто бы сравнение с Павлом напрашивается.

4) Целью этого повествования было показать, что апостола Павла в его служении направляла Божия рука, и Он подавал ему защиту свыше. Ведь это было Божией волей, чтобы Павел пришел с Благовестием в Рим.

5) Намерением Луки было подчеркнуть первенствующую роль Павла как апостола, а, значит, и то, что Божий план принял с известного момента иную ориентацию — на язычников (почему и становится Божиим человеком «номер один» апостол язычников Павел). С этим согласуется роль Павла в повествовании: он выступает как человек, которому подчиняются даже стихийные силы; и такое драматическое обстоятельство, как кораблекрушение, «не выходит из-под его контроля».

6) Некоторые склонны видеть в описании этого морского путешествия известную аллегорию. В Ветхом Завете море — образ враждебных сил; вот и здесь оно будто бы символизирует сопротивление этих сил распространению Благой Вести. Но приостановить путь Благовестия не дано никому: оно достигнет своей цели. В аллегорическом этом толковании видится, однако, сильная натянутость. Ответ на вопрос, поставленный в начале этого раздела, следует, пожалуй, искать в сочетании ответов 1, 3, 4, 5, хотя утверждать это с уверенностью трудно.

Деян 27:1. Что это были за другие узники — спутники Павла до Рима, и сколько их было, не сказано. Как не сказано, почему их тоже везли в столицу. Сотник… Юлий, который станет одним из главных персонажей этого повествования, принадлежал к Августову (т. е. Императорскому; этот почетный титул присваивался некоторым воинским соединениям) полку. Местоимение нам в начале этого стиха свидетельствует, что Лука сопровождал апостола в этом плавании.

Деян 27:2−3. Очевидно, корабль, на котором они вышли в море, был приписан к Адрамитскому порту, находившемуся восточнее-юго-восточнее Троады, в северо-западной части Малой Азии. Вероятно, судно совершало свое последнее (перед началом зимнего, штормового, сезона) плавание к порту приписки, и сотник Юлий думал где-то по пути нанять другой корабль, до Рима, либо, высадив узников близ Виа Эгнациа («Эгнатийская дорога»), доставить их к месту назначения по суше.

Аристарх… из Фессалоники, очевидно, сопровождал Павла в качестве помощника. Он оставался с ним во все время его заключения в Риме (Кол 4:10; Флм 1:24). Обращает на себя внимание тот факт, что у Павла были друзья в Сидоне, в первом же порту, где они пришвартовались, выйдя из Кесарии. С самого начала Лука говорит о человеколюбивом отношении Юлия к Павлу.

Деян 27:4−8. Изложенное в этих стихах свидетельствует о том, насколько трудным было плавание по Средиземному морю в направлении с востока на запад. Ветры преимущественно дули с запада и гнали корабли в восточном направлении, к Кипру; путь же вдоль юго-западного побережья Малой Азии и на восток от Крита был крайне трудным (по причине противных ветров). (Когда Павел плыл в противоположном направлении, путь его был более прямым; 21:1−3.) В Мирах Ликийских, портовом городе на южном побережьи Малой Азии, сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию.

Это был, как сказали бы теперь, «зерновоз» (27:38), достаточно большой, чтобы вместить 276 пассажиров (стих 37). Египет был житницей Рима. И корабли оттуда, груженные зерном, плыли обычно на север, в Малую Азию, а затем поворачивали на запад и шли по Средиземному морю, острова которого служили им местом необходимых стоянок, в частности, при непогоде.

На корабле, вышедшем из Мир Ликийских, апостол доплыл до острова Книд; оттуда судно повернуло в юго-западном направлении и с южной стороны острова Крит пришвартовалось у места, называемого Хорошие Пристани. Впоследствии Павел напишет Титу, чтобы назначил пресвитеров в церквах этого острова (Тит 1:5).

Деян 27:9−12. Здесь речь идет о посте Дня очищения, который приходился на конец сентября — начало октября; после этих дней погода в Средиземном море делается настолько неустойчивой, что плавание по нему было в те времена весьма опасным и прекращалось к началу ноября. Вероятно, Павел был включен в «корабельный совет», потому что был опытным путешественником (2Кор 11:25: «три раза я терпел кораблекрушения») и обладал природными свойствами руководителя.

Но, вопреки его мнению, сотник, который в конечном счете олицетворял на корабле главную власть (поскольку считалось, что зерновые суда находятся «на службе» у правительства), послушал совета… многих (включая кормчего и начальника корабля; стихи 11−12). Итак, они сочли за лучшее отправиться в Финик, к более удобной (защищенной от ветров выдающимися в море мысами) пристани Критской, где можно будет перезимовать. И корабль поплыл вдоль южного побережья Крита.

Деян 27:13−17. На смену обрадовавшему было моряков южному ветру налетел внезапный шквал (эвроклидон — северовосточный ветер) и помчал их в открытое море, прочь от Кипра (стих 15). Близость островка Клавды (лежавшего в сорока примерно километрах на юг от Крита) лишь увеличила грозившую кораблю опасность — по причине крупных мелей в тех местах. Волны так били корабль и обычно следовавшую за ним лодку, что ее с трудом удавалось удерживать.

Приняты были обычные в те времена меры для спасения корабля: он был обвязан вокруг бортов и под ними канатами и цепями. Боясь… не сесть на мель; имелась в виду громадная мель (вблизи африканского берега), называвшаяся Большим Сиртом. Чтобы корабль не так сильно ударило в этом случае, корабельщики прежде всего спустили парус, и теперь, беспомощные, носились по волнам.

Деян 27:18−26. Буря на море не стихала. Вначале с корабля стали выбрасывать груз, видимо, и снасти, а день спустя — и личные вещи пассажиров. Но столько дней подряд путешественники не видели ни солнца, ни звезд, что потеряли всякую надежду спастись. Очевидно, они долго не ели и потому, что съестные припасы были в значительной мере уничтожены или испорчены волнами, заливавшими корабль, и, не имея аппетита, как по причине морской болезни, так и от охватившего всех отчаяния (сравните стих 33).

И тогда Павел, став посреди них, сначала укорил их, что не послушали его совета не отходить от Крита (стих 10), а потом призвал всех ободриться, сообщив о посетившем его видении. Не в первый раз уже Бог, Которому апостол служил, являлся ему в видениях, чтобы укрепить его дух (18:9−10; 23:11). Вспомним, что, явившись ему в Иерусалиме (23:11), Бог обещал Павлу не только безопасность в этом городе, но в конечном счете и безопасное путешествие в Рим. И вот теперь, через Своего Ангела, Он сказал Павлу, что тот предстанет пред судом кесаря. Дважды (стих 22, 25) призывал апостол 275 своих спутников, дарованных ему Богом, ободриться. Сам же он и в положении узника не поколебался в вере в Него (стих 25).

Деян 27:27−32. Адриатическим морем называли в те времена не только море между Италией и Грецией, но также к югу от Италии и Сицилии до о. Мальта. После бури, не стихавшей две недели, моряки стали догадываться, что приближаются к… земле. Вода, которую они вымеряли дважды (с помощью свинцового груза на веревке), становилась все мельче. И тогда, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, в ожидании дня. Павел предупредил сотника о попытке корабельщиков… бежать с корабля, и тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала в море. Всем на борту корабля оставалось теперь лишь уповать на Бога.

Деян 27:33−35. Не сомневаясь в том, что ни у кого из них не пропадет теперь волос с головы… Павел уговаривал всех принять пищу. И подал пример: взяв хлеб, он возблагодарил Бога пред всеми и, разломив, начал есть. Этот поступок, внешне напоминавший о вечере Господней, послужив насыщению апостола, явился и публичным свидетельством его о вере его в Бога и Отца Господа Иисуса.

Деян 27:36. Спало напряжение ожидания (стих 33), и спутники апостола также приняли пищу.

Деян 27:37−38. Если сопоставить этот корабль с тем, на котором некогда плыл, по его словам, в Италию историк Иосиф Флавий, то он был не из самых больших. На борту упоминаемого Флавием корабля было 600 пассажиров. Правда, на корабле, о котором рассказывается тут, был, помимо 276 пассажиров, и значительный груз пшеницы; теперь ее стали выкидывать в море, чтобы максимально облегчить злополучное судно: ведь лодки, чтобы добраться до берега, у них больше не было.

Деян 27:39−40. При свете дня путешественники, хоть и не узнали земли, увидев залив с отлогим берегом, решились… пристать туда. И поднявши якори… и развязавши рули (которые обычно связывались для защиты от напора волн, когда корабль был во власти ветров или стоял на якоре) и поднявши малый парус, чтобы не очень быстро плыть к незнакомому берегу, они пошли по морю.

Деян 27:41. И все-таки корабль врезался в песчаную мель; нос его увяз… а корма разбивалась силою волн (стих 22).

Деян 27:42−44. Воины поплатились бы собственной жизнью, если бы кто из узников… выплыв… убежал (сравните 12:19; 16:27), и потому они договорились было убить их, но этому воспрепятствовал сотник Юлий, желавший спасти Павла. Он понимал, что этот его пленник — человек необычный и достойный всяческого доверия. По всей видимости, на решении Юлия сказалось действие всесильного Бога, Чье предсказание в отношении спутников Павла (стих 24) и его самого, нужного Ему для служения в Риме, не могло не исполниться.

Под холодным дождем (28:2) пассажиры (воины и узники), а также члены команды, поплыли, кто умел, к берегу, а остальные стали добираться до него, цепляясь за обломки корабля. Так полностью осуществилось предсказанное апостолу Павлу в видении: корабль погиб (27:22); они были выброшены на остров (27:26), но никто из плывших на корабле не погиб (стих 22).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.