Деяния 22 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Толкование Далласской семинарии

Русского Библейского Центра

1 «Мужи братья и отцы! Выслушайте мое перед вами оправдание».
2 Сообразив, что он говорит на еврейском, толпа притихла совсем. Павел продолжал:
3 «Я иудей, родился в Тарсе киликийском, а воспитан и наставлен здесь, в этом городе под дланью Гамалиэля со всей строгостью отеческого Закона. Я так же ревностно пекусь о Боге, как вот сейчас и вы сами.
4 Я насмерть истреблял Путь, мужчин и женщин в цепях гнал в тюрьму.
5 Архиерей и совет старейшин — свидетели, что я, с письмами от них к братьям, шел в Дамаск, чтобы таких оттуда в цепях вести в Иерусалим на мучения.
6 Но по дороге туда, перед самым Дамаском, около полудня вдруг полыхнул на меня молнией с неба ослепительный свет.
7 Я повалился наземь. И слышу голос. Голос говорил: “Саул, Саул! Зачем ты на Меня ополчился?”
8 Я отвечал: “Кто Ты, Господи?” Он сказал мне: “Я — Иисус Назарянин, на которого ты ополчился.”
9 Мои спутники видели сияние, но голос Того, кто говорил со мной, им не был внятен.
10 Тогда я спросил: “Господи! Что мне делать?” Господь сказал: “Сейчас иди в Дамаск. Там все тебе будет сказано. Сделаешь, что нужно сделать.”
11 Когда полыхнула молния, я перестал видеть, и мои спутники вели меня до Дамаска за руку.
12 Некто Анания, человек по слову Закона благочестивый и пользующийся признанием тамошних иудеев,
13 Пришел ко мне, встал передо мной и говорит: “Брат Саул! Смотри на меня!” — и я сразу увидел его.
14 Он сказал: “Бог наших отцов предназначил тебе узнать Его волю: увидеть Праведника и услышать сказанное Его устами.
15 Будешь Ему перед людьми свидетелем всего, что ты видел и слышал.
16 Что же теперь ты медлишь? Сейчас прими крещение и, призвав имя Господне, смой с себя грехи.”
17 Я вернулся в Иерусалим и, молясь в Храме, забылся.
18 И увидел Его. Он сказал мне: “Не жди, уходи из Иерусалима. Твоих речей здесь обо Мне не поймут.”
19 Я сказал: “Господи! Ведь им известно, что тех, кто верит в Тебя, я заточал в тюрьму и плетью бил в синагогах.
20 А когда лилась кровь Твоего свидетеля Стефана, я стоял рядом, оправдывал убийц и стерег их ризы.”
21 Он сказал мне: “Ступай. Неблизок твой путь. Пошлю тебя к язычникам”».
22 До сих пор они еще слушали его, но тут закричали: «Стереть его с лица земли! Жизни лишить!».
23 Пока они кричали, размахивали ризами и метали в воздух пыль,
24 Командир когорты велел вести его в крепость и бить плетью, допрашивать о причине такого против него бунта.
25 Но когда Павла растянули ремнями, он сказал стоявшему рядом центуриону: «Вам разве позволено римлянина бить плетью, к тому же и без суда?».
26 Центурион не оставил это без внимания, пошел и доложил командиру когорты: «Подумай, что ты собираешься делать. Этот человек — римлянин».
27 Командир когорты подошел и спрашивает Павла: «Ты что, римский гражданин? Говори!». Павел ответил: «Да».
28 Командир когорты говорит ему: «За это гражданство я заплатил звонкой монетой». Павел сказал: «А я и родился с ним».
29 И сразу отошли от него те, кто замахнулся было ударить. Командиру когорты тоже сделалось не по себе. Выходило, что Павел — римлянин, а он держит его в цепях.
30 На другой день, желая понять, к чему сводятся обвинения иудеев, он снял с него цепи и приказал собраться первосвященникам и всему синедриону. Доставили Павла, и командир вывел его вперед.

Толкование Далласской семинарии

Деян 22:1. К своим соплеменникам Павел обратился с теми же словами, что некогда Стефан (7:2): братия и отцы! Очевидно сказанное тогда Стефаном и его мученическая смерть врезались в память и сознание Павла! (8:1).

Деян 22:2. И когда народ, стоявший внизу, услышал из его уст речь на их родном языке, то окончательно успокоился. Несомненно, им понравилось, что еврей из рассеяния, как этот Павел, арамейским языком владел так же свободно, как и греческим.

Деян 22:3−9. Сколько именно времени воспитывался и учился Павел в Иерусалиме (сравните 26:4), не известно. Одним из его наставников был Гамалиил, пользовавшийся в народе особыми уважением и любовью (5:34).

Апостол ясно дает понять тем, кто теперь слушали его в молчании, что воспитывался в строгой приверженности закону, а христианство (сие учение) было для него совершенно неприемлемым. Так что лишь сила свыше могла дать толчок к столь глубинному его преображению. И он рассказывает о том, как оно совершилось (22:6−9; сравните 9:1−6).

Деян 22:10−11. Ответ ему Господа в передаче Павла: там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать (сравните 9:6) — предопределил будущее его служение, которое объяснено ему было в Дамаске Ананией (22:14−15).

Деян 22:12−13. Апостол обращался к толпе как иудей к иудеям, и это видно из характеристики им Анании как мужа благочестивого по закону, одобряемого всеми Иудеями, живущими в Дамаске. В Деян 9 об Анании не говорится. Обращение его к Савлу как к брату (сравните 22:5) свидетельствовало, что дамаскские иудеи считали иерусалимских своими «братьями».

Деян 22:14−15. Ссылка Павла на то, что он видел Христа — Праведника, весьма важна, потому что в этом — обоснование его апостольства (1Кор 9:1; 1Кор 15:8). «Праведником» назвал Христа и Стефан (Деян 7:52). В Деян 9:15 все люди, перед которыми Павлу предстояло свидетельствовать о Христе, возвещая им Его Благовестие, определены как «народы» (т. е. языческие народы), правители народов («цари») и иудеи («сыны Израилевы»).

Деян 22:16. Два вопроса возникают при прочтении этого стиха. Первый: когда Павел получил спасение — на дороге в Дамаск или в доме Иуды? Несколько соображений говорят в пользу того, что на дороге в Дамаск. 1) Благовестие он получил непосредственно из уст Иисуса Христа (Гал 1:11−12), а не позже, не от Анании. 2) Из 22:10 следует, что в Господа Павел уверовал тогда же, на дороге в Дамаск. 3) Духом Святым он исполнился прежде своего водного крещения (9:17−18). 4) Греческая грамматическая форма фразы призвав имя Господа свидетельствует о том, что выраженное в ней действие произошло одновременно или до действия, переданного основным глаголом («креститься»).

Вопрос второй. Что тогда означает фраза омой грехи твои? Не то ли, что спасение приходит в результате водного крещения? Судя по тому, что духовно Павел был уже очищен, эта фраза имеет чисто символическое значение. Водное крещение — это образ той работы, которую совершает Бог во внутреннем «я» человека, «омывая» его грех (сравните 1Кор 6:11; 1Пет 3:21).

Деян 22:17−18. Согласно 9:29−30 Павел покинул Иерусалим по совету братьев-христиан. Только здесь апостол говорит, что имел тогда и откровение свыше во время молитвы в храме (стихи 17−18): явившийся ему Господь тоже повелел ему выйти… из Иерусалима.

Деян 22:19−20. Возражение Павла Господу показывает: он думал, что на иудеев его, Павла, преображение произведет сильное впечатление — ведь это произошло с ним, который был известен тем, что беспощадно преследовал христиан (8:3; 9:2; 22:4−5; 26:11) и даже был соучастником убийства Стефана (7:58; 8:1).

Деян 22:21−22. Толпа слушала Павла — до того момента, как он сказал, что послан был Господом проповедовать язычникам. Это повергло иудеев в ярость. Не то, собственно, что один из них отправился проповедовать язычникам, — это ведь практиковалось в Израиле и прежде (Мф 23:15), а то, что Павел приравнивал народы, не имевшие закона Моисеева, к ним, иудеям (сравните Еф 2:11−22; Еф 3:2−6; Гал 3:28).

В контексте книги Деяний Апостолов эта сцена весьма важна, ибо свидетельствует: иерусалимские евреи бесповоротно отвергли Благовестие Христово и тем вынесли приговор самим себе. Пройдет менее 20 лет, и в 70 году по Р. Х. Иерусалим обращен будет в груду камней (Мф 24:1−2; Мф 21:41; Мф 22:7). Это, однако, не означает, что и в будущем Израиль не будет восстановлен (Рим 11:26).

Деян 22:23−24. Люди в толпе кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, выражая свое негодование. Тысяченачальник, не понимавший по-арамейски, не в состоянии был разобраться в том, что происходит, и с целью выяснить причину яростной реакции толпы, приказал бичевать Павла. Предстоявшее ему бичевание отличалось от телесного наказания, которое претерпел апостол в Филиппах и еще в двух случаях (2Кор 11:25; Деян 16:22−23), а также от тех «пяти раз… по сорока ударов без одного», которые он получил от иудеев (2Кор 11:24).

Римляне наносили удары истязуемым короткой плеткой, усеянной кусочками металла и костей, которая была прочно прикреплена к деревянной ручке. Подвергавшиеся такому наказанию нередко умирали или навсегда оставались калеками. Именно так истязуем был Христос (Мф 27:26), Который не в состоянии был после этого нести Свой крест.

Деян 22:25−27. Законом империи запрещено было бичевать Римского гражданина, тем более при недоказанности его вины. И Павел привлекает к этому обстоятельству внимание сотника. Офицер поспешил сообщить тысяченачальнику, что этот человек — Римский гражданин. Тому нелегко было поверить, что арестованный им иудей — объект столь непримиримой ненависти со стороны своих соплеменников — действительно обладает римским гражданством, которое он сам «приобрел за большие деньги» (стих 28).

Деян 22:28. В царствование императора Клавдия (41−54 гг. по Р. Х.; Таблицу римских императоров в толковании на Лк 2:1) римское гражданство можно было купить. Легко себе представить, как наживались правительственные чиновники, которые получили возможность торговать этой привилегией! Но в отличие от тысяченачальника, Павел родился в нем, т. е. гражданами Рима были уже его родители.

Деян 22:29. Поняв, что действительно едва не подверг бичеванию римского гражданина (в нарушение закона империи) тысяченачальник испугался, и тотчас отступили от Павла хотевшие пытать его. Каждый ли объявивший себя римским гражданином мог избежать бичевания? Вероятно. Но если бы открылось, что человек этот солгал, он мог быть казнен.

2) Перед синедрионом (22:30 — 23:10).

Деян 22:30. Тысяченачальник вполне осознал, что обвинения, выдвинутые против Павла его соплеменниками, носили чисто «внутренний характер», но никто лучше синедриона не мог разобраться, в чем именно его обвиняют. Если верховный суд иудеев признает этого узника невиновным, его можно будет отпустить, а если окажется, что обвинения — серьезны, — передать дело прокуратору (губернатору, поставленному Римом; 23:26−30). И Павел «поставлен» был перед синедрионом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.