Деяния 22 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 — Мужи братия и отцы! выслушайте сейчас мое оправдание перед вами.
2 И услышав, что он обратился по-еврейски, они ещё больше утихли. Он сказал:
3 — Я еврей, рожденный в Киликийском Тарсе, воспитанный в этом городе у ног Гамалиила, наставленный во всей строгости отеческого Закона, ревнитель Бога, как все вы сегодня.
4 И я преследовал этот Путь до смерти, связывая и отдавая в тюрьмы и мужчин, и женщин,
5 как и первосвященник свидетельствует обо мне, и весь совет старейшин, от которых я и получил письма к братьям и пошёл в Дамаск привести тех, кто там, связанными в Иерусалим, для наказания.
6 И когда я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня внезапно вокруг меня засиял яркий свет с неба.
7 Я упал на землю и услышал голос, говорящий мне: «Савл, Савл! Зачем преследуешь Меня?»
8 Я отвечал: «Кто ты, Господин?» Он сказал: «Я Иисус Назорей, Которого ты преследуешь».
9 А те, кто были со мной видели свет, но голоса Говорящего не слышали.
10 Тогда я сказал: «Что мне делать, Господин?» А Господь сказал мне: «Встав, иди в Дамаск, и там тебе расскажут обо всё, что тебе предназначение сделать».
11 И так как от сияния того света я ничего не видел, то бывшие со мной привели меня за руку в Дамаск.
12 И некий Анания, человек набожный по Закону, имеющий доброе свидетельство от всех живущих там евреев,
13 пришёл ко мне и, подойдя, сказал: «Брат Савл, прозри!». И я сразу прозрел.
14 Он же сказал: «Бог наших отцов предназначил тебя познать Его волю и увидеть Праведного и услышать голос из Его уст,
15 потому что ты будешь Его свидетелем пред всеми людьми о том, что видел и слышал.
16 И теперь, что медлишь? Встав, омойся и смой твои грехи, призвав Его имя Его».
17 Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в Храме, пришёл в забытье,
18 и увидел Его, говорящего мне: «Поспеши и выйди скорей из Иерусалима, потому что твоего свидетельства обо Мне не примут».
19 Я сказал: «Господь, они знают, что я бросал в тюрьму и избивал в синагогах верящих в тебя,
20 и когда проливалась кровь Стефана, Твоего свидетеля, сам стоял рядом и одобрял и сторожил одежды убивавших его».
21 И Он сказал мне: «Иди, потому что Я пошлю тебя далеко к иноверцам».
22 И они слушали его до этого слова, а потом возвысили голос, говоря:
— Долой с земли такого, ибо он не должен жить!
23 И пока они кричали, и подбрасывали одежды и поднимали пыль в воздух,
24 трибун велел ввести его в казарму, приказав бичевать, чтобы выпытать: по какой причине так кричали против него?
25 Но когда его растянули ремнями, Павел сказал стоявшему рядом сотнику:
— Разрешается ли вам бичевать человека, если он римлянин и не осуждён?
26 Услышав это, сотник пошёл и сообщил трибуну, говоря:
— Ты что собрался делать? Ведь этот человек — римлянин!
27 Тогда трибун, подойдя к нему, сказал:
— Скажи мне, ты — римлянин?
Он сказал:
— Да.
28 Трибун ответил:
— Я приобрёл это гражданство за большие деньги.
Павел же сказал:
— А я в нём родился.
29 Тогда сразу отступили те, кто хотел его пытать. А трибун, испугался, осознав, что он римлянин и что сковал его.
30 И назавтра, желая достоверно узнать, в чём его обвиняют евреи, освободил его и приказал собраться первосвященникам и всему Синедриону. И, приведя Павла, поставил его перед ними.

Толкование Далласской семинарии

Деян 22:1. К своим соплеменникам Павел обратился с теми же словами, что некогда Стефан (7:2): братия и отцы! Очевидно сказанное тогда Стефаном и его мученическая смерть врезались в память и сознание Павла! (8:1).

Деян 22:2. И когда народ, стоявший внизу, услышал из его уст речь на их родном языке, то окончательно успокоился. Несомненно, им понравилось, что еврей из рассеяния, как этот Павел, арамейским языком владел так же свободно, как и греческим.

Деян 22:3−9. Сколько именно времени воспитывался и учился Павел в Иерусалиме (сравните 26:4), не известно. Одним из его наставников был Гамалиил, пользовавшийся в народе особыми уважением и любовью (5:34).

Апостол ясно дает понять тем, кто теперь слушали его в молчании, что воспитывался в строгой приверженности закону, а христианство (сие учение) было для него совершенно неприемлемым. Так что лишь сила свыше могла дать толчок к столь глубинному его преображению. И он рассказывает о том, как оно совершилось (22:6−9; сравните 9:1−6).

Деян 22:10−11. Ответ ему Господа в передаче Павла: там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать (сравните 9:6) — предопределил будущее его служение, которое объяснено ему было в Дамаске Ананией (22:14−15).

Деян 22:12−13. Апостол обращался к толпе как иудей к иудеям, и это видно из характеристики им Анании как мужа благочестивого по закону, одобряемого всеми Иудеями, живущими в Дамаске. В Деян 9 об Анании не говорится. Обращение его к Савлу как к брату (сравните 22:5) свидетельствовало, что дамаскские иудеи считали иерусалимских своими «братьями».

Деян 22:14−15. Ссылка Павла на то, что он видел Христа — Праведника, весьма важна, потому что в этом — обоснование его апостольства (1Кор 9:1; 1Кор 15:8). «Праведником» назвал Христа и Стефан (Деян 7:52). В Деян 9:15 все люди, перед которыми Павлу предстояло свидетельствовать о Христе, возвещая им Его Благовестие, определены как «народы» (т. е. языческие народы), правители народов («цари») и иудеи («сыны Израилевы»).

Деян 22:16. Два вопроса возникают при прочтении этого стиха. Первый: когда Павел получил спасение — на дороге в Дамаск или в доме Иуды? Несколько соображений говорят в пользу того, что на дороге в Дамаск. 1) Благовестие он получил непосредственно из уст Иисуса Христа (Гал 1:11−12), а не позже, не от Анании. 2) Из 22:10 следует, что в Господа Павел уверовал тогда же, на дороге в Дамаск. 3) Духом Святым он исполнился прежде своего водного крещения (9:17−18). 4) Греческая грамматическая форма фразы призвав имя Господа свидетельствует о том, что выраженное в ней действие произошло одновременно или до действия, переданного основным глаголом («креститься»).

Вопрос второй. Что тогда означает фраза омой грехи твои? Не то ли, что спасение приходит в результате водного крещения? Судя по тому, что духовно Павел был уже очищен, эта фраза имеет чисто символическое значение. Водное крещение — это образ той работы, которую совершает Бог во внутреннем «я» человека, «омывая» его грех (сравните 1Кор 6:11; 1Пет 3:21).

Деян 22:17−18. Согласно 9:29−30 Павел покинул Иерусалим по совету братьев-христиан. Только здесь апостол говорит, что имел тогда и откровение свыше во время молитвы в храме (стихи 17−18): явившийся ему Господь тоже повелел ему выйти… из Иерусалима.

Деян 22:19−20. Возражение Павла Господу показывает: он думал, что на иудеев его, Павла, преображение произведет сильное впечатление — ведь это произошло с ним, который был известен тем, что беспощадно преследовал христиан (8:3; 9:2; 22:4−5; 26:11) и даже был соучастником убийства Стефана (7:58; 8:1).

Деян 22:21−22. Толпа слушала Павла — до того момента, как он сказал, что послан был Господом проповедовать язычникам. Это повергло иудеев в ярость. Не то, собственно, что один из них отправился проповедовать язычникам, — это ведь практиковалось в Израиле и прежде (Мф 23:15), а то, что Павел приравнивал народы, не имевшие закона Моисеева, к ним, иудеям (сравните Еф 2:11−22; Еф 3:2−6; Гал 3:28).

В контексте книги Деяний Апостолов эта сцена весьма важна, ибо свидетельствует: иерусалимские евреи бесповоротно отвергли Благовестие Христово и тем вынесли приговор самим себе. Пройдет менее 20 лет, и в 70 году по Р. Х. Иерусалим обращен будет в груду камней (Мф 24:1−2; Мф 21:41; Мф 22:7). Это, однако, не означает, что и в будущем Израиль не будет восстановлен (Рим 11:26).

Деян 22:23−24. Люди в толпе кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, выражая свое негодование. Тысяченачальник, не понимавший по-арамейски, не в состоянии был разобраться в том, что происходит, и с целью выяснить причину яростной реакции толпы, приказал бичевать Павла. Предстоявшее ему бичевание отличалось от телесного наказания, которое претерпел апостол в Филиппах и еще в двух случаях (2Кор 11:25; Деян 16:22−23), а также от тех «пяти раз… по сорока ударов без одного», которые он получил от иудеев (2Кор 11:24).

Римляне наносили удары истязуемым короткой плеткой, усеянной кусочками металла и костей, которая была прочно прикреплена к деревянной ручке. Подвергавшиеся такому наказанию нередко умирали или навсегда оставались калеками. Именно так истязуем был Христос (Мф 27:26), Который не в состоянии был после этого нести Свой крест.

Деян 22:25−27. Законом империи запрещено было бичевать Римского гражданина, тем более при недоказанности его вины. И Павел привлекает к этому обстоятельству внимание сотника. Офицер поспешил сообщить тысяченачальнику, что этот человек — Римский гражданин. Тому нелегко было поверить, что арестованный им иудей — объект столь непримиримой ненависти со стороны своих соплеменников — действительно обладает римским гражданством, которое он сам «приобрел за большие деньги» (стих 28).

Деян 22:28. В царствование императора Клавдия (41−54 гг. по Р. Х.; Таблицу римских императоров в толковании на Лк 2:1) римское гражданство можно было купить. Легко себе представить, как наживались правительственные чиновники, которые получили возможность торговать этой привилегией! Но в отличие от тысяченачальника, Павел родился в нем, т. е. гражданами Рима были уже его родители.

Деян 22:29. Поняв, что действительно едва не подверг бичеванию римского гражданина (в нарушение закона империи) тысяченачальник испугался, и тотчас отступили от Павла хотевшие пытать его. Каждый ли объявивший себя римским гражданином мог избежать бичевания? Вероятно. Но если бы открылось, что человек этот солгал, он мог быть казнен.

2) Перед синедрионом (22:30 — 23:10).

Деян 22:30. Тысяченачальник вполне осознал, что обвинения, выдвинутые против Павла его соплеменниками, носили чисто «внутренний характер», но никто лучше синедриона не мог разобраться, в чем именно его обвиняют. Если верховный суд иудеев признает этого узника невиновным, его можно будет отпустить, а если окажется, что обвинения — серьезны, — передать дело прокуратору (губернатору, поставленному Римом; 23:26−30). И Павел «поставлен» был перед синедрионом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.