Деяния 26 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Агриппа сказал Павлу:
— Можешь говорить о себе.
Тогда Павел, протянув руку, стал защищаться:
2 — во всём, в чём обвиняют меня евреи, царь Агриппа, я считаю себя счастливым защищаться сегодня перед тобой,
3 тем более, что ты знаток всех еврейских обычаев и спорных мнений. Поэтому прошу выслушать меня терпеливо.
4 Жизнь мою с юности, которую я изначально проводил среди моего народа в Иерусалиме, знают все евреи,
5 зная обо мне издавна, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем, по строжайшему учению в нашем вероисповедании.
6 И теперь я стою перед судом за надежду на обещание, данное Богом нашим отцам,
7 исполнения которого надеются достичь наши двенадцать колен, усердно поклоняясь день и ночь. За эту надежду, царь, и обвиняют меня евреи.
8 Почему у вас считается невероятным, что Бог поднимает мёртвых?
9 Ведь я и сам думал, что мне многое сделать против имени Иисуса Назорея.
10 Что и делал в Иерусалиме: и многих святых я заключал в тюрьмы, получив власть от первосвященников, а когда расправлялись с ними — подавал камень.
11 И по всем синагогам, многократно истязая их, принуждал к богохульству и, в чрезмерной ярости против них, преследовал даже в чужих городах.
12 В это время, идя в Дамаск с властью и полномочием от первосвященников,
13 в полдень на дороге я увидел, царь, свет с неба, сильнее сияния солнца, засиявший вокруг меня и шедших со мной.
14 И когда все мы упали на землю, я услышал голос, говорящий мне на по-еврейски: «Савл, Савл, что ты Меня преследуешь? Трудно тебе брыкаться против рожна».
15 Я сказал: «Кто ты, Господин?» А Господин сказал: «Я Иисус, которого ты преследуешь.
16 Но поднимись и встань на ноги. Ибо Я явился тебе для того, чтобы избрать тебя служителем и свидетелем и того, что ты видел, и того, что открою тебе,
17 избавляя тебя от этого народа и от иноверцев, к которым Я посылаю тебя
18 открыть им глаза, обратить их от тьмы к свету и от власти Сатаны к Богу, и верой в Меня получить им прощение грехов и наследие среди освящённых».
19 Поэтому, царь Агриппа, я не стал непокорным небесному видению,
20 но сначала тем, кто в Дамаске и Иерусалиме, и по всей стране Иудейской, и иноверцам возвещал обращаться и возвращаться к Богу, совершая дела, достойные обращения.
21 Из-за этого евреи, схватив меня в храме, пытались убить.
22 Но, получив помощь от Бога, я до этого дня стою, свидетельствуя малому и великому, не говоря ничего, кроме того, о чём возвестили Пророки и Моисей, что должно это случиться:
23 Христу — пострадать и, воскреснув первому из мертвых, возвещать свет и этому народу и иноверцам.
24 Когда он так защищался, Фест громким голосом говорит:
— Ты безумствуешь, Павел! Большая ученость доводит тебя до безумия!
25 А Павел говорит:
— Я не безумствую, достопочтенный Фест, но возглашаю слова истины и здравого смысла.
26 Ибо знает об этом царь, которому безбоязненно говорю. Ведь я не верю, чтобы от него было скрыто что-либо из этого, ибо не в углу это происходило.
27 Веришь ли, цар Агриппа, Пророкам? Знаю, что веришь.
28 Но Агриппа Павлу:
— Ещё немного, и ты будешь убеждать меня сделаться христианином.
29 А Павел:
— Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все слушающие меня сегодня, стали такими как я, кроме этих цепей.
30 Встал царь и наместник и Вереника и сидевшие с ними,
31 и, отойдя, говорили между собой, что этот человек не делает ничего, заслуживающего смерти или тюрьмы.
32 И Агриппа сказал Фесту:
— Этого человека можно было бы освободить, если бы он не апеллировал к Цезарю.

Толкование Далласской семинарии

Деян 26:1. Получив позволение говорить, Павел обратился к Агриппе — не только с целью защитить себя, но и с тем, чтобы донести истину до сознания царя (стих 28). «Простертая рука» соответствовала, очевидно, ораторскому жесту того времени. Речь апостола можно разделить на несколько частей: 1) официальное обращение в адрес власть имущего (26:2−3), 2) о первой половине жизни Павла в иудаизме (стихи 4−8), 3) о ревностном противостоянии его Благовестию Христову (стихи 9−11), 4) о его обращении ко Христу и поручении свыше, полученном им (стихи 12−18), 5) о его служении (стихи 19−23), 6) словесный поединок Павла с Фестом и Агриппой (стих 24:29).

Деян 26:2−3. Лестные слова, которые требовались правилами этикета, были, впрочем, искренними со стороны Павла, ибо он знал, что Агриппа действительно образованный человек и, исповедуя иудаизм, хорошо разбирается во всех обычаях и спорных мнениях Иудеев. В отличие от Тертулла, обещавшего Феликсу изложить «это дело» вкратце (24:4), Павел дает понять, что его защитительная речь может и не быть краткой. Это выступление апостола — самое блестящее из всех записанных в книге Деяний Апостолов выступлений его в свою защиту (сравните 22:1−21; 23:1−8; 24:10−21; 25:8−11).

Деян 26:4−8. Кратко, но убедительно, свидетельствует Павел о том, что от юности жил как истинный фарисей, в надежде на обетование, данное Богом Израилю (стихи 6−7; сравните 23:6; 24:15; 28:20). (Относительно жизни апостола в Иерусалиме толкование на 23:3.) Он уточняет, что эта надежда подразумевает воскрешение мертвых (стих 8). (Потому-то и цитировал Христос слова Моисея из Исх 3:6, чтобы показать истинность Своего учения о воскресении; Мф 22:32. Поскольку Иегова есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, люди — дабы получить обещанное Богом им — должны быть воскрешены. Да и все обетования, данные иудеям, требуют воскрешения их в грядущем Мессианском веке.)

Деян 26:9−11. Апостол говорит о том, что не только был ревностным приверженцем иудаизма, но и фанатичным преследователем христиан (8:3; 9:2; 22:4−5, 19). То, что Павел подавал… голос за убийство христиан, не свидетельствует, что он был членом синедриона. Он мог подразумевать, что вполне разделял чувства и решения членов верховного суда. Павел заключал сторонников нового учения в темницы, и, по его признанию, по всем синагогам… мучил их и принуждал хулить Иисуса…

Деян 26:12−18. Пересказывая историю своего обращения (сравните 9:1−19; 22:1−21), Павел и на этот раз сказал о свете, превосходившем солнечное сияние (сравните 22:6). Но в первый раз — о том, что голос с неба обратился к нему на Еврейском языке (по-арамейски), хотя прежде это тоже подразумевалось (уже из того, что «голос» назвал будущего апостола еврейским его именем; 9:4 и 22:7). Некоторые полагают, что фраза трудно тебе идти против рожна подразумевала, что Павел, преследуя христиан, терзался чувством вины и «шел против совести».

Однако правильнее понимать ее так, что преследование Церкви — дело тщетное и бесполезное. Образные слова апостола о назначении его миссии (стих 18) перекликаются с тем, как говорил о будущей работе Мессии пророк Исаия (Ис 35:5; Ис 42:7, 16; Ис 61:1). Как представитель Господа Иисуса Христа Павел делал, фигурально выражаясь, то, что однажды Христос станет делать на земле буквально.

В духовном плане Павел многих вывел из тьмы греха (Ин 3:19; 2Кор 4:4; Еф 4:18; Еф 5:8; Кол 1:13) к свету во Христе (Ин 12:36; 2Кор 4:6; Еф 5:8; Кол 1:12; 1Фес 5:5). И это спасло их от власти сатаны (Ин 8:44; Евр 2:14) и даровало прощение грехов (Деян 2:38; Деян 5:31; Деян 10:43; Деян 13:38; Еф 1:7; Кол 1:14), а также право на жребий с освященными (Кол 1:12), т. е. с теми, кто отделены для Бога через Его искупительную жертву (сравните 1Кор 1:30; Евр 10:10; Евр 13:12).

Деян 26:19−23. Сказанное апостолом в стихе 20 создает некоторую трудность. Вот его слова: (я проповедовал) сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской. Но в Послании к Галатам Павел писал, что церквам в Иудее он лично известен не был (Гал 1:22). Многие полагают, что первоначальный текст был в этом месте поврежден, и что в греческом оригинале стояло примерно следующее: «(проповедовал) в Дамаске, затем в Иерусалиме и по всей стране — как евреям, так и язычникам». Впрочем, поправка эта предположительна и необязательна.

Ведь Павел мог сказать о своем служении иудеям как бы в общем смысле, а затем сказать и о работе своей среди язычников. Мысль о служении тем и другим находим и в стихах 17−18. Очевидно, сказанное Павлом в стихе 20 следует воспринимать не в строгой хронологической последовательности, а именно как общий обзор его служения.

Сначала он проповедовал евреям, а потом — в согласии со словами Иисуса Христа в Деян 1:8 — язычникам. И те и другие нуждались в том, чтобы покаяться и обратиться к Богу. (Мысли апостолов о необходимости покаяния приводятся в книге Деяний Апостолов неоднократно; 2:38; 3:19; 5:31; 8:22; 11:18; 13:24; 17:30; 19:4; 20:21.) Обращаясь к Агриппе, Павел подчеркнул, что проповедовал лишь то, о чем пророки и Моисей говорили (26:22; сравните 24:14; 28:23), имея в виду смерть и воскресение Христа (Мессии).

Деян 26:24−29. У Феста с его греческим образованием и соответствующим видением мира, мысль о воскресении не укладывалась в голове (сравните 17:32), и потому он резко прервал Павла, которого, по его мнению, большая ученость довела до сумасшествия. Отвергнув реплику прокуратора, апостол прямо обратился к Агриппе, убежденный, что он достаточно осведомлен как о смерти и воскресении Христа, так и о зарождении Церкви, — ведь с одной стороны, все это не в углу (не втайне) происходило, а с другой — Агриппа достаточно хорошо разбирался в иудаизме, чтобы сопоставить происшедшее с неоднократно предсказанным пророками.

Прямо поставленным вопросом — Веришь ли, Агриппа, пророкам? — и уверенным ответом за него — знаю, что веришь, — он в сущности поставил царя в тупик. Если тот верит пророкам, то вынужден будет признать исполнение их пророчеств в Иисусе Христе. Царю ничего не оставалось, как попытаться в шутливой форме уйти от вопроса-ответа Павла.

Смысл как бы насмешливой реакции Агриппы, видимо, правильнее схвачен и передан в англ. переводе Библии, где он звучит так: «не слишком ли быстро думаешь ты сделать меня христианином?» Вполне серьезно Павел отвечает ему, что молил бы… Бога, быстро ли или не столь быстро (по-русски: мало ли, много ли), но дать и Агриппе, и всем слушающим его сделаться такими же, как он, Павел (т. е. христианами), только не оказаться при этом, подобно ему, в узах.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.