Деяния 22 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 — Мужи братия и отцы! выслушайте сейчас мое оправдание перед вами.
2 И услышав, что он обратился по-еврейски, они ещё больше утихли. Он сказал:
3 — Я еврей, рожденный в Киликийском Тарсе, воспитанный в этом городе у ног Гамалиила, наставленный во всей строгости отеческого Закона, ревнитель Бога, как все вы сегодня.
4 И я преследовал этот Путь до смерти, связывая и отдавая в тюрьмы и мужчин, и женщин,
5 как и первосвященник свидетельствует обо мне, и весь совет старейшин, от которых я и получил письма к братьям и пошёл в Дамаск привести тех, кто там, связанными в Иерусалим, для наказания.
6 И когда я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня внезапно вокруг меня засиял яркий свет с неба.
7 Я упал на землю и услышал голос, говорящий мне: «Савл, Савл! Зачем преследуешь Меня?»
8 Я отвечал: «Кто ты, Господин?» Он сказал: «Я Иисус Назорей, Которого ты преследуешь».
9 А те, кто были со мной видели свет, но голоса Говорящего не слышали.
10 Тогда я сказал: «Что мне делать, Господин?» А Господь сказал мне: «Встав, иди в Дамаск, и там тебе расскажут обо всё, что тебе предназначение сделать».
11 И так как от сияния того света я ничего не видел, то бывшие со мной привели меня за руку в Дамаск.
12 И некий Анания, человек набожный по Закону, имеющий доброе свидетельство от всех живущих там евреев,
13 пришёл ко мне и, подойдя, сказал: «Брат Савл, прозри!». И я сразу прозрел.
14 Он же сказал: «Бог наших отцов предназначил тебя познать Его волю и увидеть Праведного и услышать голос из Его уст,
15 потому что ты будешь Его свидетелем пред всеми людьми о том, что видел и слышал.
16 И теперь, что медлишь? Встав, омойся и смой твои грехи, призвав Его имя Его».
17 Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в Храме, пришёл в забытье,
18 и увидел Его, говорящего мне: «Поспеши и выйди скорей из Иерусалима, потому что твоего свидетельства обо Мне не примут».
19 Я сказал: «Господь, они знают, что я бросал в тюрьму и избивал в синагогах верящих в тебя,
20 и когда проливалась кровь Стефана, Твоего свидетеля, сам стоял рядом и одобрял и сторожил одежды убивавших его».
21 И Он сказал мне: «Иди, потому что Я пошлю тебя далеко к иноверцам».
22 И они слушали его до этого слова, а потом возвысили голос, говоря:
— Долой с земли такого, ибо он не должен жить!
23 И пока они кричали, и подбрасывали одежды и поднимали пыль в воздух,
24 трибун велел ввести его в казарму, приказав бичевать, чтобы выпытать: по какой причине так кричали против него?
25 Но когда его растянули ремнями, Павел сказал стоявшему рядом сотнику:
— Разрешается ли вам бичевать человека, если он римлянин и не осуждён?
26 Услышав это, сотник пошёл и сообщил трибуну, говоря:
— Ты что собрался делать? Ведь этот человек — римлянин!
27 Тогда трибун, подойдя к нему, сказал:
— Скажи мне, ты — римлянин?
Он сказал:
— Да.
28 Трибун ответил:
— Я приобрёл это гражданство за большие деньги.
Павел же сказал:
— А я в нём родился.
29 Тогда сразу отступили те, кто хотел его пытать. А трибун, испугался, осознав, что он римлянин и что сковал его.
30 И назавтра, желая достоверно узнать, в чём его обвиняют евреи, освободил его и приказал собраться первосвященникам и всему Синедриону. И, приведя Павла, поставил его перед ними.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 2 Когда же Павел заговорил с ними по-арамейски, толпа притихла еще больше. К этому времени иудеи диаспоры в массе своей не знали еврейского и арамейского языков, и, когда асийские возмутители порядка (21:27), говоря по-гречески, обвиняли Павла в антииудейских действиях, апостол отвечал им на арамейском (или еврейском) языке, что само по себе было началом опровержения их клеветы.

Ст. 3−4 Далее последовало торжественное заявление Павла, показывающее его иудейство большим и его связь с Иерусалимом более тесной, чем у паломников асийских. Характер аргументации Павла, конечно, живо напоминает нам доводы, которые апостол приводит в своих посланиях (см., особенно: Флп 3:4−6). Заявление Павла, что он человек воспитанный в сем городе, указывает на то, что он пришел в Иерусалим из Тарса уже в раннем возрасте (для объективной реконструкции ранних лет жизни Павла см.: Martin Hengel, The Pre-Christian Paul [SCM, 1991]). Гамалиия — знаменитейший иудейский раввин своего времени, последователь школы «Гиллеля», т. е. учения фарисеев либерального направления (см.: коммент. к 5:34).

Неистовость Павла, проявленная им когда-то во время гонений на последователей Христа, была причиной некоторых трудностей в его отношениях с ними (см.: коммент. к 9:26) и даже определенного смущения, о котором он говорит в своих посланиях (1Кор 15:9). Здесь же указание на нее обеспечивало крепкий тыл для его защиты. Апостол поясняет, что обратился к Христу помимо своей воли, и доказывает, что любой иудей, призванный Богом, не преминул бы поступить подобным образом.

Ст. 6−13 Рассказ о происшествии на Дамасской дороге лишь незначительно отличается от описания в 9:1−31.

Ст. 14−16 Здесь более полно показана роль Анании в этой истории (ср.: 9:17).

Ст. 16−21 Эта часть речи Павла известна только в данной версии. Павла удивляет заявление Господа (в видении) о том, что иудеи в Иерусалиме не примут его свидетельства о Нем; ему кажется, что, поскольку иудеи наслышаны о ревности, проявленной им прежде в преследовании христиан, то ныне, когда он сам стал христианином, его свидетельство покажется им убедительным. Однако Господь ответил: Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам.

Ст. 22 Этого иудеи выдержать уже не могли и с гневом прервали Павла, прежде чем он смог опровергнуть конкретные обвинения, касающиеся Трофима и Храма.

Ст. 23 Павел, римский гражданин. Ст. 23 Тысяченачальник вряд ли был доволен тем, что позволил Павлу говорить, поскольку толпа вновь пришла в неистовство, люди кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух.

Ст. 24−26 Павлу грозил допрос с бичеванием, но такого рода пытка была бы проявлением беззакония по отношению к римскому гражданину. Когда же Павел указал на данное обстоятельство своим палачам, их ответ был весьма удовлетворительным, и тысяченачальника вызвали снова.

Ст. 27−29 Последовавший разговор между тысяченачальником и апостолом произвел на первого большее впечатление, чем раньше. В эпоху, когда римское гражданство было унижено до того, что его можно было приобрести за деньги, Павел оказался римским гражданином по рождению (в отличие от самого тысяченачальника).

Ст. 29 Как и в предыдущем случае, когда Павел тоже упомянул о своем римском гражданстве, власть имущие встревожились (ср.: 16:37−40).

22:30 — 23:11 Павел перед синедрионом. Ст. 30 Но один лишь факт, что Павел являлся римским гражданином, не был достаточным основанием для его освобождения; тысяченачальнику все еще надлежало дознаться, в чем состояло существо обвинения. Поэтому был созван синедрион в полном составе и Павел должен был ответить на его вопросы. Мы не знаем, имел ли римский тысяченачальник законное право собирать синедрион, но в данном случае он действовал в интересах иудеев, поскольку им хотелось приговорить Павла, а для этого они нуждались в одобрении римских властей.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.