К Евреям 12 глава

К Евреям
Слово Жизни → Толкование Далласской семинарии

Слово Жизни

1 Нас окружает целое облако свидетелей! Поэтому давайте сбросим с себя все, что мешает нам бежать, и грех, легко запутывающий нас в свои сети, и будем терпеливо преодолевать отмеренную нам дистанцию.
2 Будем неотрывно смотреть на Иисуса. Он начало и конец нашей веры. Он ради будущей радости претерпел крестную смерть, унижение и позор и теперь сидит по правую сторону Божьего престола.
3 Подумайте о Нем, испытавшем такую вражду со стороны грешников, это поможет вам не терять присутствия духа и не ослабевать.
4 Вам еще не приходилось сражаться с грехом до крови.
5 Вы забыли слова ободрения, обращенные к вам как к сыновьям: "Сын мой, не пренебрегай тем, что Господь тебя воспитывает, не теряй присутствия духа, когда Он тебя порицает,
6 Господь воспитывает тех, кого Он любит, и бьет каждого, кого принимает как сына".
7 Страдания, которые вы терпите, — это часть вашего воспитания. Бог относится к вам как к сыновьям. Разве есть такой сын, которого бы отец не воспитывал?
8 Если вы не прошли воспитания, которое достается всем, то вы незаконные дети, а не подлинные сыновья.
9 У нас у всех были земные отцы, которые воспитывали нас, и мы уважали их. Насколько же больше мы должны быть послушны Отцу духов, ведь это послушание дает нам жизнь!
10 Наши отцы воспитывают нас некоторое время и как им кажется правильным, но Бог воспитывает нас ради нашего блага, чтобы нам тоже стать участниками Его святости.
11 Любое воспитание кажется нам скорее причиняющим боль, чем несущим радость. Но позже тем, кто через него был научен, оно приносит урожай праведности и мира.
12 Поэтому укрепите опустившиеся руки и дрожащие колени.
13 Ходите прямо, чтобы тому, кто хромает, не сбиться с пути, а стать опять здоровым.
14 Старайтесь жить в мире со всеми людьми и быть святыми: без святости никто не увидит Господа.
15 Смотрите, чтобы никто из вас не был лишен Божьей благодати и чтобы не пророс среди вас никакой горький корень и не принес бы вреда.
16 Смотрите, чтобы никто из вас не предавался распутству и удалился от Бога так, как Исав, который за миску еды, продал свое право первородства.
17 Вы знаете, что потом он хотел получить благословение, но был отвергнут; он не смог изменить решение отца, хотя и просил об этом со слезами.
18 Вы подошли не к горе Синай, к которой можно притронуться и которая пылает огнем, не ко тьме, не к мраку и не к буре.
19 Вы пришли не на звук трубы и не на голос, говорящий такие слова, что слушающие просят о том, чтобы больше он не говорил им.
20 Тогда люди были не в силах вынести то, что им было повелено: "Если и животное прикоснется к этой горе, оно должно быть побито камнями".
21 Это была ужасная сцена, и даже Моисей сказал: "Я дрожу от страха".
22 Нет! Вы пришли к горе Сион, к городу живого Бога, к небесному Иерусалиму! Вы пришли к тысячам ангелов, собранным на радостное торжество.
23 Вы пришли в собрание первенцев, чьи имена записаны на небесах. Вы пришли к Богу, Судье всех людей, и к духам праведников, ставших совершенными.
24 Вы пришли к Иисусу, Посреднику в новом союзе, и к окропляющей крови, которая говорит лучше крови Aвеля.
25 Смотрите, не отвергайте того, кто к вам обращается. Если те, кто отказался слушать Его, говорящего на земле, не избежали своего наказания, то тем более не избежим его и мы, к которым Он обращается с небес.
26 Тогда Его голос потрясал землю, но сейчас Он обещает: "Я еще раз сотрясу землю, и не только землю, но и небеса".
27 Слова "еще раз" говорят о том, что все, что может быть сотрясено, все сотворенное, временное исчезнет, останется только то, что непоколебимо.
28 Таким образом, поскольку мы получили Царство, которое не может быть поколеблено, будем благодарны и в благоговении и страхе поклонимся Богу,
29 потому что наш Бог — это всепожирающий огонь.

Толкование Далласской семинарии

Б. Последнее предупреждение (глава 12)

Изложенные им главные доводы и доказательства автор завершает последними в послании наставлением и предупреждением. В обычной для него манере нравоучительная часть вытекает у него из предшествующей ей «объяснительной». За рассмотрением жизни по вере следует еще один призыв к стойкости.

1. ВВОДНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ (12:1−2)

Евр 12:1−2. Жизнь по вере достаточно и убедительно «удостоверяется» облаком свидетелей из Ветхого Завета. А, значит, и современным верующим следует с терпением (сравните 10:32, 36; 12:2−3, 7) проходить предлежащее им поприще, отвергнув все, что мешает им в этом, и прежде всего запинающий их грех (по-гречески скорее — «грех, служащий ловушкой»). При этом высшим образцом для подражания остается для них Иисус (сколь привлекательным ни выглядел бы любой из ветхозаветных персонажей).

Ведь Иисус — начальник и совершитель нашей веры. «Начальником» Он назван тут в том смысле, что первым пошел тем путем веры, следовать которым надлежит христианам. «Свершителем» же (т. е. достигшим совершенства) Иисус назван потому, что с триумфом прошел этот путь до конца. Он взирал при этом на предлежавшую Ему радость (намек на нее содержится в 1:9, где подразумевается обретение Им вечного престола). И верующим, которым предстоит разделить эту радость, тоже надлежит взирать на нее.

После того, как Иисус претерпел крест пренебрегши посрамление, Он воссел одесную престола Божия (сравните 1:3; 8:1; 10:12), предвещая тем последнюю и окончательную победу — Свою и верующих в Него (сравните 1:13−14).

2. НАПОМИНАНИЕ О ТОМ, ЧТО ДЕЛА НЕ ТАК СКВЕРНЫ, КАК КАЖУТСЯ (12:3−11)

Ничего нет естественнее для человека, как преувеличивать суровость своих испытаний. Но автор послания не хотел бы, чтобы это происходило с его читателями.

Евр 12:3−4. Если они подумают об Иисусе, Претерпевшем такое… поругание от грешников, то непременно укрепятся духом. В конце-концов, в отличие от Него, они еще не пролили крови, сражаясь против греха (здесь, вероятно, подразумевается — «против грешных людей», противостоявших им, и едва ли — против собственного греха, которому им следовало всячески сопротивляться, держась своего христианского исповедания веры).

Евр 12:5−8. Автор упрекает читателей, что забыли слова утешения, предлагаемого им, которое содержится в Притч 3:11−12. В этих стихах наказание Господне рассматривается как свидетельство Его любви. Так что им не следовало унывать, терпя наказание, удостоверяющее их сыновство. Ибо оно — средство подготовить их к «славе многих сынов» (сравните 2:10 и толкование на этот стих). Все дети Божии подлежат наказанию от Него; фраза которое всем обще по-гречески звучит как «наказание, причастниками которого являются все» (сравните с «метохои» — «участники», «причастники» в 1:9; 3:1, 14; 6:4).

Говоря об остающихся без наказания как о незаконных детях, автор, возможно, имел в виду не устоявших в вере христиан, которые вследствие этого будут лишены наследия (или награды). (В римском обществе «незаконный ребенок» не имел права наследования.) Такие христиане, подразумевает автор, подлежат не наказанию в дисциплинарных целях — ради получения ими награды в Тысячелетнем царстве, а суровому осуждению.

Евр 12:9−11. Автор прибегает к аналогии с земными родителями, которых мы боялись (в значении «уважали»), меж тем как они наказывали, руководствуясь своими представлениями о благе ребенка на многие дни его жизни. Ссылаясь на это, автор побуждает читателей тем более покориться Отцу духов, чтобы пожать в вечности, имея участие в святости Его; ибо, будучи научены чрез наказание, христиане в жизни будущей обретут мир и радость.

3. ПРИЗЫВ К ДУХОВНОМУ ОБНОВЛЕНИЮ (12:12−17)

Евр 12:12−13. Автор чувствовал тенденцию к духовному ослаблению в среде своих читателей и в свете изложенных им истин побуждал их к преодолению ее. Если они станут ходить прямо ногами, укрепляясь в праведности, то и самые слабые среди них (хромлющее) «не совратятся», а исправятся.

Евр 12:14. Мир со всеми людьми и личная святость — это то, к чему надо стремиться изо всех сил, так как без святости никто не увидит Господа. Поскольку грех не может находиться в Божием присутствии, христиане должны быть (и будут) безгрешными, когда увидят Спасителя (1Ин 3:2). Осознание этого побуждает к достижению святости уже здесь и в настоящее время. Но автор, кроме того, мог иметь в виду, что и теперь степень восприятия Бога зависит от «степени» святости верующего (сравните Мф 5:8).

Евр 12:15−17. Как неприятное напоминание-предостережение звучат слова автора о том, что может произойти в среде верующих: некто, лишившийся благодати Божией, уподобится горькому корню (образ взят из Втор 29:18, где ветхозаветный отступник назван «корнем, произращяющим яд и полынь»); появись такой человек между верующими, он может отравить их своим «ядом».

Нечестивец сравнивается с Исавом, братом Иакова, который за похлебку отказался от своего первородства. Подобные люди, предупреждает автор, в конце-концов горько пожалеют о своей глупости, ибо рискуют необратимо утратить данную им привилегию наследования, как это случилось с Исавом. Именно такой конец ожидает отступников от Христа.

4. СОБСТВЕННО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (ПОСЛЕДНЕЕ) — 12:18−29

Евр 12:18−21. Автор описывает то, что происходило у горы Синай, где в обстановке благоговения и ужаса Израилю был дан Ветхий Завет (Исх 19:9−23; Втор 9:8−19).

Евр 12:22−24. То, что сделалось реальностью для людей Нового Завета, то, к чему приступили они, впечатляет, однако, более, ибо все это — небесное. Не только Иерусалим, град Бога живого, но и существа, населяющие его, — как ангелы, так и люди.

Под выражением к торжествующему собору и Церкви первенцев может подразумеваться «собрание» тех, кто уже получили право наследования (поскольку в соответствии с законом Ветхого Завета «перворожденный» являлся «наследником номер один»). Таковые уже приблизились к небесным сферам, где обитают ангелы. Но, помимо всего, они «приступили» и к Судии всех Богу (некоторые и в самом деле могли выдержать тщательную проверку Им их жизней; это — духи праведников, достигших совершенства, — ср. 10:14; 11:40) — и к Ходатаю Нового завета Иисусу (сравните 8:6; 9:15), чья Кровь, пролитая во искупление, не об отмщении вопиет, подобно Авелевой, а обеспечивает приятие всех верующих нового Завета Богом.

Если читатели будут верно воспринимать все эти вещи, то благоговение охватит их, и они обретут еще большее стремление достичь тех высших привилегий, которые сулят им новый завет.

Евр 12:25. Контраст между двумя заветами представлен тут как контраст между предупреждением, исходящим с земли, и тем, что нисходит с небес. Если непокорившиеся ветхому завету не избежали наказания, то как могут надеяться избежать его «отвращающиеся» от нового завета (сравните 2:3)? Тут автор несомненно имел в виду «отвращающихся» от Того, Кто положил начало новому завету и теперь восседает «одесную (престола) величия на высоте» (1:3).

Евр 12:26−27. Божиим гласом, поколебавшим некогда лишь землю, будут в конце еще раз поколеблены не только земля, но и небо. В англ. переводе стих 27 звучит так: «Слова «еще раз» означают удаление того, что может быть поколеблено, т. е. всего сотворенного, — с тем, чтобы могло остаться то, что поколеблено быть не может». Это — ссылка на Агг 2:6; автор видел в этом стихе свидетельство о конечном «пересотворении» небес и земли, что произойдет после Тысячелетнего царства (сравните Евр 1:10−12). Сохранившееся после этого катаклизма будет вечным.

Евр 12:28−29. Нам, приемлющим царство непоколебимое, надлежит хранить благодать, источником которой является наш Первосвященник (4:14−16); и посредством этой благодати лучше (благоугодно) служить Богу, пребывая в своих новозаветных собраниях. Да не уклонимся от этого служения, совершаемого в благоговении и страхе, всегда памятуя о том, что Бог наш есть Огонь поядающий (сравните с 10:26−27), что верующий, который пренебрегает великой своей привилегией, сам навлекает на себя Божие возмездие.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.