К Евреям 12 глава

Послание к Евреям
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Все эти великие люди являются для нас примером того, что означает истинная вера. И подобно им, с терпением и упорством, мы преодолеем дистанцию, избавившись от всего, что замедляет наш бег, а также и от греха, который зачастую сбивает нас с ног.
2 Не отводите своего взора от Иисуса, Который ведёт нас за Собой в нашей вере и делает её совершенной. Ради радости, ожидавшей Его, Иисус принял смерть на кресте, презрев позор распятия, и теперь занял Своё место по правую руку от престола Бога.
3 Подумайте о Христе, Который вытерпел такое поругание со стороны грешников ради того, чтобы вы не ослабели духом.
4 В вашей борьбе с грехом вам ещё не приходилось сражаться насмерть.
5 Возможно, вы забыли слово ободрения, обращённое к вам как к сыновьям: «Сын мой, не относись с лёгкостью к строгости Господа и не падай духом, когда Он упрекает тебя.
6 Потому что Господь взыскивает строго с тех, кого любит, и наказывает того, кого принимает в сыновья».
7 Терпите же невзгоды как наказание Божье. Они доказывают, что Бог обращается с вами как с сыновьями, потому что какого же сына не наказывает отец?
8 Если вас не наказывают, как наказывают сыновей, то вы, — незаконные дети, а не истинные сыновья.
9 Кроме того, у всех нас были отцы по плоти, которые наказывали нас, и мы относились к ним с уважением. Разве мы не должны проявить ещё большее послушание нашему духовному Отцу?
10 Наши отцы по плоти недолго наказывали нас по своему разумению, Он же наказывает ради нашего блага, чтобы мы приобщились к Его святости.
11 Мы не любим, когда нас наказывают, нам это больно, но позже те, кто были научены наказаниями, пожинают мирную жатву праведной жизни.
12 Вы ослабели. Так снова наберитесь сил!
13 Живите праведно, чтобы спастись и чтобы ваша слабость не заставила вас утратить веру.
14 Старайтесь жить в мире со всеми, старайтесь жить без греха, потому что без святости никто не увидит Господа.
15 Смотрите, чтобы никто не оказался без благодати Божьей и не уподобился горькому корню, который может погубить многих.
16 Смотрите, чтобы никто из вас не стал развратником или безбожником, подобно Исаву, продавшим за одну похлёбку своё первородство.
17 После этого, как вы знаете, Исав хотел получить благословение отца и, хотя он и молил его об этом со слезами, отец отказал ему, так как Исав не мог изменить содеянного.
18 В отличие от израильского народа, вы пришли не к горе, к которой можно прикоснуться, которая пышет огнём и укрыта гнетущим мраком и бурей,
19 не к звуку трубы или голоса, произносящего слова, голоса, заставляющего слышащих его молить, чтобы больше никакие слова к ним не были обращены.
20 Потому что они не хотели слышать эту заповедь:
«Если что-нибудь, пусть даже животное, коснётся этой горы, оно будет побито камнями».
21 И в самом деле, это было такое устрашающее зрелище, что Моисей сказал:
«Я трепещу от страха».
22 Вы же пришли к горе Сион, к городу живого Бога, небесному Иерусалиму. Вы пришли к тысячам и тысячам Ангелов, собравшимся вместе в радости.
23 Вы пришли к церкви сыновей перворождённых, чьи имена записаны на небесах. Вы пришли к Богу, Судье всех людей, и к духам праведников, достигших совершенства.
24 Вы пришли к Иисусу, Который принёс новое соглашение от Бога Его народу, и к пролитой крови, которая говорит о лучшем, нежели кровь Авеля.
25 Смотрите же, не отказывайтесь слушать, когда говорит Бог. Если те израильтяне, которые отказались слушать Его, когда Он предупреждал их на земле, не спаслись, то тем более и нам не спастись, если отвернёмся от Него, слыша предупреждение с небес.
26 Когда Бог говорил в первый раз, то от Его голоса сотрясалась земля, теперь же Он даёт такое обещание:
«Ещё раз Я сотрясу землю и поколеблю также и небо».
27 Слова «ещё раз» показывают, что всё сотворённое будет уничтожено, так как его можно поколебать, чтобы осталось только непоколебимое.
28 Итак, получая царство, которое нельзя поколебать, будем же благодарны, чтобы благодарностью этой почитать Бога так, как Ему угодно, — с благоговением и страхом,
29 потому что наш Бог может уничтожить нас словно всепоглощающий огонь.

Толкование Далласской семинарии

Б. Последнее предупреждение (глава 12)

Изложенные им главные доводы и доказательства автор завершает последними в послании наставлением и предупреждением. В обычной для него манере нравоучительная часть вытекает у него из предшествующей ей «объяснительной». За рассмотрением жизни по вере следует еще один призыв к стойкости.

1. ВВОДНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ (12:1−2)

Евр 12:1−2. Жизнь по вере достаточно и убедительно «удостоверяется» облаком свидетелей из Ветхого Завета. А, значит, и современным верующим следует с терпением (сравните 10:32, 36; 12:2−3, 7) проходить предлежащее им поприще, отвергнув все, что мешает им в этом, и прежде всего запинающий их грех (по-гречески скорее — «грех, служащий ловушкой»). При этом высшим образцом для подражания остается для них Иисус (сколь привлекательным ни выглядел бы любой из ветхозаветных персонажей).

Ведь Иисус — начальник и совершитель нашей веры. «Начальником» Он назван тут в том смысле, что первым пошел тем путем веры, следовать которым надлежит христианам. «Свершителем» же (т. е. достигшим совершенства) Иисус назван потому, что с триумфом прошел этот путь до конца. Он взирал при этом на предлежавшую Ему радость (намек на нее содержится в 1:9, где подразумевается обретение Им вечного престола). И верующим, которым предстоит разделить эту радость, тоже надлежит взирать на нее.

После того, как Иисус претерпел крест пренебрегши посрамление, Он воссел одесную престола Божия (сравните 1:3; 8:1; 10:12), предвещая тем последнюю и окончательную победу — Свою и верующих в Него (сравните 1:13−14).

2. НАПОМИНАНИЕ О ТОМ, ЧТО ДЕЛА НЕ ТАК СКВЕРНЫ, КАК КАЖУТСЯ (12:3−11)

Ничего нет естественнее для человека, как преувеличивать суровость своих испытаний. Но автор послания не хотел бы, чтобы это происходило с его читателями.

Евр 12:3−4. Если они подумают об Иисусе, Претерпевшем такое… поругание от грешников, то непременно укрепятся духом. В конце-концов, в отличие от Него, они еще не пролили крови, сражаясь против греха (здесь, вероятно, подразумевается — «против грешных людей», противостоявших им, и едва ли — против собственного греха, которому им следовало всячески сопротивляться, держась своего христианского исповедания веры).

Евр 12:5−8. Автор упрекает читателей, что забыли слова утешения, предлагаемого им, которое содержится в Притч 3:11−12. В этих стихах наказание Господне рассматривается как свидетельство Его любви. Так что им не следовало унывать, терпя наказание, удостоверяющее их сыновство. Ибо оно — средство подготовить их к «славе многих сынов» (сравните 2:10 и толкование на этот стих). Все дети Божии подлежат наказанию от Него; фраза которое всем обще по-гречески звучит как «наказание, причастниками которого являются все» (сравните с «метохои» — «участники», «причастники» в 1:9; 3:1, 14; 6:4).

Говоря об остающихся без наказания как о незаконных детях, автор, возможно, имел в виду не устоявших в вере христиан, которые вследствие этого будут лишены наследия (или награды). (В римском обществе «незаконный ребенок» не имел права наследования.) Такие христиане, подразумевает автор, подлежат не наказанию в дисциплинарных целях — ради получения ими награды в Тысячелетнем царстве, а суровому осуждению.

Евр 12:9−11. Автор прибегает к аналогии с земными родителями, которых мы боялись (в значении «уважали»), меж тем как они наказывали, руководствуясь своими представлениями о благе ребенка на многие дни его жизни. Ссылаясь на это, автор побуждает читателей тем более покориться Отцу духов, чтобы пожать в вечности, имея участие в святости Его; ибо, будучи научены чрез наказание, христиане в жизни будущей обретут мир и радость.

3. ПРИЗЫВ К ДУХОВНОМУ ОБНОВЛЕНИЮ (12:12−17)

Евр 12:12−13. Автор чувствовал тенденцию к духовному ослаблению в среде своих читателей и в свете изложенных им истин побуждал их к преодолению ее. Если они станут ходить прямо ногами, укрепляясь в праведности, то и самые слабые среди них (хромлющее) «не совратятся», а исправятся.

Евр 12:14. Мир со всеми людьми и личная святость — это то, к чему надо стремиться изо всех сил, так как без святости никто не увидит Господа. Поскольку грех не может находиться в Божием присутствии, христиане должны быть (и будут) безгрешными, когда увидят Спасителя (1Ин 3:2). Осознание этого побуждает к достижению святости уже здесь и в настоящее время. Но автор, кроме того, мог иметь в виду, что и теперь степень восприятия Бога зависит от «степени» святости верующего (сравните Мф 5:8).

Евр 12:15−17. Как неприятное напоминание-предостережение звучат слова автора о том, что может произойти в среде верующих: некто, лишившийся благодати Божией, уподобится горькому корню (образ взят из Втор 29:18, где ветхозаветный отступник назван «корнем, произращяющим яд и полынь»); появись такой человек между верующими, он может отравить их своим «ядом».

Нечестивец сравнивается с Исавом, братом Иакова, который за похлебку отказался от своего первородства. Подобные люди, предупреждает автор, в конце-концов горько пожалеют о своей глупости, ибо рискуют необратимо утратить данную им привилегию наследования, как это случилось с Исавом. Именно такой конец ожидает отступников от Христа.

4. СОБСТВЕННО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (ПОСЛЕДНЕЕ) — 12:18−29

Евр 12:18−21. Автор описывает то, что происходило у горы Синай, где в обстановке благоговения и ужаса Израилю был дан Ветхий Завет (Исх 19:9−23; Втор 9:8−19).

Евр 12:22−24. То, что сделалось реальностью для людей Нового Завета, то, к чему приступили они, впечатляет, однако, более, ибо все это — небесное. Не только Иерусалим, град Бога живого, но и существа, населяющие его, — как ангелы, так и люди.

Под выражением к торжествующему собору и Церкви первенцев может подразумеваться «собрание» тех, кто уже получили право наследования (поскольку в соответствии с законом Ветхого Завета «перворожденный» являлся «наследником номер один»). Таковые уже приблизились к небесным сферам, где обитают ангелы. Но, помимо всего, они «приступили» и к Судии всех Богу (некоторые и в самом деле могли выдержать тщательную проверку Им их жизней; это — духи праведников, достигших совершенства, — ср. 10:14; 11:40) — и к Ходатаю Нового завета Иисусу (сравните 8:6; 9:15), чья Кровь, пролитая во искупление, не об отмщении вопиет, подобно Авелевой, а обеспечивает приятие всех верующих нового Завета Богом.

Если читатели будут верно воспринимать все эти вещи, то благоговение охватит их, и они обретут еще большее стремление достичь тех высших привилегий, которые сулят им новый завет.

Евр 12:25. Контраст между двумя заветами представлен тут как контраст между предупреждением, исходящим с земли, и тем, что нисходит с небес. Если непокорившиеся ветхому завету не избежали наказания, то как могут надеяться избежать его «отвращающиеся» от нового завета (сравните 2:3)? Тут автор несомненно имел в виду «отвращающихся» от Того, Кто положил начало новому завету и теперь восседает «одесную (престола) величия на высоте» (1:3).

Евр 12:26−27. Божиим гласом, поколебавшим некогда лишь землю, будут в конце еще раз поколеблены не только земля, но и небо. В англ. переводе стих 27 звучит так: «Слова «еще раз» означают удаление того, что может быть поколеблено, т. е. всего сотворенного, — с тем, чтобы могло остаться то, что поколеблено быть не может». Это — ссылка на Агг 2:6; автор видел в этом стихе свидетельство о конечном «пересотворении» небес и земли, что произойдет после Тысячелетнего царства (сравните Евр 1:10−12). Сохранившееся после этого катаклизма будет вечным.

Евр 12:28−29. Нам, приемлющим царство непоколебимое, надлежит хранить благодать, источником которой является наш Первосвященник (4:14−16); и посредством этой благодати лучше (благоугодно) служить Богу, пребывая в своих новозаветных собраниях. Да не уклонимся от этого служения, совершаемого в благоговении и страхе, всегда памятуя о том, что Бог наш есть Огонь поядающий (сравните с 10:26−27), что верующий, который пренебрегает великой своей привилегией, сам навлекает на себя Божие возмездие.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.