Иисус Навин 8 глава

Книга Иисуса Навина
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 Господь сказал Иисусу: не бойся и не ужасайся; возьми с собою весь народ, способный к войне, и, встав, пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского и народ его, город его и землю его;
2 сделай с Гаем и царём его то же, что сделал ты с Иерихоном и царём его, только добычу его и скот его разделите себе; сделай засаду позади города.
3 Иисус и весь народ, способный к войне, встал, чтобы идти к Гаю, и выбрал Иисус тридцать тысяч человек храбрых и послал их ночью,
4 и дал им приказание и сказал: смотрите, вы будете составлять засаду у города позади города; не отходите далеко от города и будьте все готовы;
5 а я и весь народ, который со мною, подойдём к городу; и когда жители Гая выступят против нас, как и прежде, то мы побежим от них;
6 они пойдут за нами, так что мы отвлечём их от города; ибо они скажут: «бегут от нас, как и прежде»; когда мы побежим от них,
7 тогда вы встаньте из засады и завладейте городом, и Господь, Бог ваш, предаст его в руки ваши;
8 когда возьмёте город, зажгите город огнём, по слову Господню сделайте; смотрите, я повелеваю вам.
9 Таким образом, послал их Иисус, и они пошли в засаду и засели между Вефилем и между Гаем, с западной стороны Гая; а Иисус в ту ночь ночевал среди народа.
10 Встав рано поутру, Иисус осмотрел народ, и пошёл он и старейшины Израилевы впереди народа к Гаю;
11 и весь народ, способный к войне, который был с ним, пошёл, приблизился и подошёл к городу,
12 и поставил стан с северной стороны Гая, а между ним и Гаем была долина. Потом взял он около пяти тысяч человек и посадил их в засаде между Вефилем и Гаем, с западной стороны города.
13 И народ расположил весь стан, который был с северной стороны города, так, что задняя часть была с западной стороны города. И пришёл Иисус в ту ночь на средину долины.
14 Когда увидел это царь Гайский, тотчас с жителями города, встав рано, выступил против Израиля на сражение, он и весь народ его, на назначенное место пред равниною; а он не знал, что для него есть засада позади города.
15 Иисус и весь Израиль, будто поражённые ими, побежали к пустыне;
16 а они кликнули весь народ, который был в городе, чтобы преследовать их, и, преследуя Иисуса, отдалились от города;
17 в Гае и Вефиле не осталось ни одного человека, который не погнался бы за Израилем; и город свой они оставили отворённым, преследуя Израиля.
18 Тогда Господь сказал Иисусу: простри копьё, которое в руке твоей, к Гаю, ибо Я предам его в руки твои. Иисус простёр копьё, которое было в его руке, к городу.
19 Сидевшие в засаде тотчас встали с места своего и побежали, как скоро он простёр руку свою, вошли в город и взяли его и тотчас зажгли город огнём.
20 Жители Гая, оглянувшись назад, увидели, что дым от города восходил к небу. И не было для них места, куда бы бежать — ни туда, ни сюда; ибо народ, бежавший к пустыне, обратился на преследователей.
21 Иисус и весь Израиль, увидев, что сидевшие в засаде взяли город, и дым от города восходил к небу, возвратились и стали поражать жителей Гая;
22 а те из города вышли навстречу им, так что они находились в середине между Израильтянами, из которых одни были с той стороны, а другие с другой; так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего;
23 а царя Гайского взяли живого и привели его к Иисусу.
24 Когда Израильтяне перебили всех жителей Гая на поле, в пустыне, куда они преследовали их, и когда все они до последнего пали от острия меча, тогда все Израильтяне обратились к Гаю и поразили его остриём меча.
25 Падших в тот день мужей и жён, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч.
26 Иисус не опускал руки своей, которую простёр с копьём, доколе не предал заклятию всех жителей Гая;
27 только скот и добычу города сего сыны Израиля разделили между собою, по слову Господа, которое Господь сказал Иисусу.
28 И сожёг Иисус Гай, и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня;
29 а царя Гайского повесил на дереве, и был он на дереве до вечера; по захождении же солнца приказал Иисус, и сняли труп его с дерева, и бросили его у ворот городских, и набросали над ним большую груду камней, которая уцелела даже до сего дня.
30 Тогда Иисус устроил жертвенник Господу, Богу Израилеву, на горе Гевал,
31 как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чём написано в книге закона Моисеева, — жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нём всесожжение Господу и совершили жертвы мирные.
32 И написал Иисус там на камнях список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми.
33 Весь Израиль, старейшины его и надзиратели его, и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев.
34 И потом прочитал Иисус все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона;
35 из всего, что Моисей заповедал Иисусу, не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и жёнами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них.

Толкования Августина

Стих 1

Из того, что Господь приказал Иисусу Навину сделать засаду позади города (4 и дал им приказание и сказал: смотрите, вы будете составлять засаду у города позади города; не отходите далеко от города и будьте все готовы; Нав 8:4) — то есть спрятать воинов в засаде против врага, — мы можем понять что такая военная хитрость не без должного основания используется праведниками, ведущими справедливую войну. Так, праведный муж, если он желает начать войну, должен думать главным образом о том, справедлива ли война, которую он собирается начать, или же нет. Ибо не каждому по праву полагается начинать военные действия. Когда же справедливая война им уже начата, то не имеет никакого значения для законности войны, достигнута ли победа в открытом бою или хитростью.

Справедливые войны обычно определяются как те, которые ведутся в качестве акта возмездия за причиненный ущерб в том случае, если противная сторона, то есть какой-то народ или государство, пренебрегает должным наказанием своим гражданам за несправедливо причиненный другой стороне ущерб, либо пренебрегает своим долгом возместить нанесенный неправомерными действиями убыток другой стороне.

Однако же, несомненно, к справедливым относится и тот род войны, которая ведется самим Господом Богом, ибо при Нем нет места злу, беззаконию и несправедливости, и Он ведает, что причинит каждому из человеков. В войне последнего рода о предводителе войска или также о самом народе скорее следует судить не как о зачинщике войны, а лишь как об исполнителе [высшей воли]. Иисус Навин послал тридцать тысяч человек храбрых завладеть городом Гай... Теперь нам следует рассмотреть, должно ли всякую попытку обмана считать за ложь, и если это так, то может ли ложь быть праведной, когда достойный обмана был обманут. Но даже если этот вид лжи не найден праведным, нам всё же следует отнести то, что обнаружил данный случай с засадой, к истине, но уже в некотором ином приближении.

Источник: Вопросы на Семикнижие. Пятикнижие Моисея с добавлением Книг Иисуса Навина и Судей; Сl. 0270, 6.10.252.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.