Иисус Навин 8 глава

Книга Иисуса Навина
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Господь сказал Иисусу: не бойся и не ужасайся; возьми с собою весь народ, способный к войне, и, встав, пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского и народ его, город его и землю его;
2 сделай с Гаем и царём его то же, что сделал ты с Иерихоном и царём его, только добычу его и скот его разделите себе; сделай засаду позади города.
3 Иисус и весь народ, способный к войне, встал, чтобы идти к Гаю, и выбрал Иисус тридцать тысяч человек храбрых и послал их ночью,
4 и дал им приказание и сказал: смотрите, вы будете составлять засаду у города позади города; не отходите далеко от города и будьте все готовы;
5 а я и весь народ, который со мною, подойдём к городу; и когда жители Гая выступят против нас, как и прежде, то мы побежим от них;
6 они пойдут за нами, так что мы отвлечём их от города; ибо они скажут: «бегут от нас, как и прежде»; когда мы побежим от них,
7 тогда вы встаньте из засады и завладейте городом, и Господь, Бог ваш, предаст его в руки ваши;
8 когда возьмёте город, зажгите город огнём, по слову Господню сделайте; смотрите, я повелеваю вам.
9 Таким образом, послал их Иисус, и они пошли в засаду и засели между Вефилем и между Гаем, с западной стороны Гая; а Иисус в ту ночь ночевал среди народа.
10 Встав рано поутру, Иисус осмотрел народ, и пошёл он и старейшины Израилевы впереди народа к Гаю;
11 и весь народ, способный к войне, который был с ним, пошёл, приблизился и подошёл к городу,
12 и поставил стан с северной стороны Гая, а между ним и Гаем была долина. Потом взял он около пяти тысяч человек и посадил их в засаде между Вефилем и Гаем, с западной стороны города.
13 И народ расположил весь стан, который был с северной стороны города, так, что задняя часть была с западной стороны города. И пришёл Иисус в ту ночь на средину долины.
14 Когда увидел это царь Гайский, тотчас с жителями города, встав рано, выступил против Израиля на сражение, он и весь народ его, на назначенное место пред равниною; а он не знал, что для него есть засада позади города.
15 Иисус и весь Израиль, будто поражённые ими, побежали к пустыне;
16 а они кликнули весь народ, который был в городе, чтобы преследовать их, и, преследуя Иисуса, отдалились от города;
17 в Гае и Вефиле не осталось ни одного человека, который не погнался бы за Израилем; и город свой они оставили отворённым, преследуя Израиля.
18 Тогда Господь сказал Иисусу: простри копьё, которое в руке твоей, к Гаю, ибо Я предам его в руки твои. Иисус простёр копьё, которое было в его руке, к городу.
19 Сидевшие в засаде тотчас встали с места своего и побежали, как скоро он простёр руку свою, вошли в город и взяли его и тотчас зажгли город огнём.
20 Жители Гая, оглянувшись назад, увидели, что дым от города восходил к небу. И не было для них места, куда бы бежать — ни туда, ни сюда; ибо народ, бежавший к пустыне, обратился на преследователей.
21 Иисус и весь Израиль, увидев, что сидевшие в засаде взяли город, и дым от города восходил к небу, возвратились и стали поражать жителей Гая;
22 а те из города вышли навстречу им, так что они находились в середине между Израильтянами, из которых одни были с той стороны, а другие с другой; так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего;
23 а царя Гайского взяли живого и привели его к Иисусу.
24 Когда Израильтяне перебили всех жителей Гая на поле, в пустыне, куда они преследовали их, и когда все они до последнего пали от острия меча, тогда все Израильтяне обратились к Гаю и поразили его остриём меча.
25 Падших в тот день мужей и жён, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч.
26 Иисус не опускал руки своей, которую простёр с копьём, доколе не предал заклятию всех жителей Гая;
27 только скот и добычу города сего сыны Израиля разделили между собою, по слову Господа, которое Господь сказал Иисусу.
28 И сожёг Иисус Гай, и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня;
29 а царя Гайского повесил на дереве, и был он на дереве до вечера; по захождении же солнца приказал Иисус, и сняли труп его с дерева, и бросили его у ворот городских, и набросали над ним большую груду камней, которая уцелела даже до сего дня.
30 Тогда Иисус устроил жертвенник Господу, Богу Израилеву, на горе Гевал,
31 как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чём написано в книге закона Моисеева, — жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нём всесожжение Господу и совершили жертвы мирные.
32 И написал Иисус там на камнях список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми.
33 Весь Израиль, старейшины его и надзиратели его, и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев.
34 И потом прочитал Иисус все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона;
35 из всего, что Моисей заповедал Иисусу, не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и жёнами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них.

Новой Женевской Библии

8:1 не бойся и не ужасайся. Ср. 7:5. Призыв сохранять веру (1:6, 9 и ком.), основанную на обетованиях Божиих, является характерным примером милости Господа (ср. Быт 15:1). Он служит подтверждением того, что гнев Господень на Израиль прошел.

к Гаю. См. 7:2 и ком.

предаю. Букв.: «дал». Обетование из 1:2−3 применено к Гаю.

8:2 что сделал ты с Иерихоном. См. ком. к 6:16; 6:20.

только. Предав Иерихон «под заклятие», Господь сделал исключение для Раав и ее близких (6:16). Теперь же Он Своей суверенной волей делает новое исключение, отдав добычу израильским воинам.

8:3 тридцать тысяч. См. ком. к 4:13.

8:5 как и прежде. См. 7:5.

8:12 пяти тысяч. Вероятно, существовало два разных отряда — численностью в пять тысяч и тридцать тысяч человек (ст. 3), — каждому из которых было назначено свое место для засады.

8:14 равниною. Долина реки Иордан.

8:15 к пустыне. Имеется в виду невозделанная земля к востоку от Гая, а не пустыня за долиной Иордана (ст. 24).

8:17 Вефиле. См. 12:9, 16.

8:18 копье. Ср. Исх 14:16; Исх 17:9.

8:26 предал заклятию. См. 6:16−17 и ком.

8:28−29 до сего дня. См. ком. к 4:9.

8:29 повесил на дереве. Эта казнь знаменовала Божие проклятие (Втор 21:22−23; Гал 3:13).

8:30−35 Первый этап завоевания Ханаана (6:1 — 8:35) завершился собранием народа у горы Гевал и горы Гаризим, и Иисус Навин прочитал «все слова закона, благословение и проклятие» (ст. 34). Теперь завет становится основой всей жизни Израиля (ст. 33), осененной словом Божиим (ст. 34).

8:30 жертвенник. Если жертвенник, воздвигнутый Авраамом, символизировал надежду обрести землю обетованную (Быт 12:7), то жертвенник Иисуса Навина олицетворял исполнение этого обетования.

на горе Гевал. Гора к северу от Сихема, где Авраам получил обетование («потомству твоему отдам Я землю сию», Быт 12:7) и где построил жертвенник Господу.

8:31 заповедал. См. Втор 27:5−6.

Моисей, раб Господень. См. ком. к 1:1.

в книге закона Моисеева. См. ком. к 1:8; Втор 27:5 (ср. Исх 20:25).

камней цельных. Такие камни означали, что жертвенник принадлежит Господу (Исх 20:25).

всесожжение. См. Лев, гл. 1.

жертвы мирные. См. Лев, гл. 3.

8:32 на камнях. Это могли быть камни жертвенника (см. Втор 27:1−8).

с закона Моисеева ... пред сынами Израилевыми. Т.е. для всеобщего прочтения (см. 1:8 и ком.).

8:33 Весь Израиль. Весь народ, включая также «пришельцев», подобно Раав (6:24).

ковчег завета. См. 3:3; 4:16; 7:6 и ком. В центре собрания Израиля находится символ завета с Богом, благодаря которому они являются народом Божиим и в соответствии с которым получили землю.

благословлять народ Израилев. Хотя прозвучат и благословения, и проклятия (ст. 34), благословение, а не проклятие является целью промысла Божия (ср. Быт 12:1−3, где в понятие благословения входят все блага, которые Бог обещал Аврааму; см. 14:13; 22:6).

8:34 благословение и проклятие. Обетования Божии уже стали сбываться: в гл. 6 и 8:1−29 говорится о завоевании Ханаана, а в гл. 7 — об осуждении впавшего в грех Израиля (см. Втор, гл. 27; 28).

8:35 всем собранием Израиля. Т.е. перед всем израильским народом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.