2 Коринфянам 11 глава

Второе послание Коринфянам
Cовременный перевод WBTC → Новый Библейский Комментарий

Cовременный перевод WBTC

1 Я хотел бы, чтобы вы снизошли к моей неразумности. Да, прошу вас, будьте снисходительны ко мне!
2 Ибо я вас ревную, и ревность эта от Бога. Ибо я обещал вас в супружество одному Человеку — Христу и хочу, чтобы вы предстали перед Ним, словно непорочная девственница.
3 Но я боюсь, что, подобно тому, как змей своею хитростью искусил Еву, ваши умы поддадутся совращению, и вы отклонитесь от безоглядной верности и непорочности, которые положены Христу.
4 Ибо вы с готовностью снисходите к любому, кто придёт к вам и станет проповедовать не того Иисуса, Кого мы проповедовали, и принимаете дух и Евангелие, которые полностью отличаются от Духа и Евангелия, полученных от нас. В таком случае, вы должны быть снисходительны ко мне!
5 Ибо я считаю себя ничуть не ниже этих ваших "сверх-апостолов".
6 Быть может, я ограничен в своём красноречии, но не в своих познаниях! Наоборот! И это мы вам во всём доказали.
7 Разве согрешил я, унизившись ради того, чтобы вы были вознесены, когда проповедовал вам благую весть, не беря платы.
8 Я отягощал другие церкви, взимая с них плату, ради того, чтобы служить вам.
9 И когда, находясь среди вас, я нуждался в чём-то, мы не обременяли никого, ибо братья, пришедшие из Македонии, пеклись о нуждах моих, и я всячески остерегался, чтобы не быть вам в тягость, и впредь остерегаться буду!
10 Истиной Христовой клянусь, не перестану я похваляться этим в Ахаии.
11 По какой причине? Потому ли, что не любил я вас? Богу известно, как люблю я вас!
12 Но я и впредь буду продолжать поступать так же, чтобы не дать тем, другим "апостолам", никакого повода похваляться и говорить, что они ровня нам.
13 Ибо люди эти — лжеапостолы. Они обманщики в своих трудах и пытаются выдать себя за Апостолов Христовых.
14 И это неудивительно, ибо сам сатана рядится в одежды посланца Божьего.
15 И неудивительно, потому что его слуги рядятся в одежды слуг праведности. Но, в конце концов, они получат то, что заслужили по делам своим.
16 Я повторяю: пусть никто не считает меня глупцом. Но если вы думаете обо мне так, то принимайте меня, каков я есть, чтобы я мог хоть немного похвалиться.
17 То, что говорю, я говорю не от Господа, а просто хвастаюсь с уверенностью глупца.
18 Раз многие хвастаются своею жизнью в миру,
19 то и я тоже буду хвастаться. Ибо вы разумные, охотно снисходите к тем глупцам со всем терпением.
20 Ибо вы снисходительны к тем, кто порабощает вас, кто пользуется вами, кто расставляет вам ловушки, кто возносит себя перед вами, и бьёт вас по лицу.
21 К стыду своему, я должен сказать, что по сравнению с вами мы слабы духом! Но во всём остальном, если кто-то иной смел (говорю я по глупости своей),
22 то и я смел в такой же степени. Эти люди иудеи?
23 Я тоже. Они израильтяне? Я тоже. Они потомки Авраама? Я тоже. Они слуги Христовы? В безумии говорю: я ещё более ревностный слуга Христов, чем они. Я трудился ещё самоотверженнее, в тюрьму попадал чаще, чем они, меня жестоко избивали, я многократно был близок к смерти.
24 Пять раз получал я по тридцать девять плетей от иудеев,
25 трижды избивали меня палками. Однажды меня забросали камнями, трижды я терпел кораблекрушение и провёл на воде целый день и целую ночь.
26 Множество путешествий я совершил по опасным рекам, в опасности от разбойников, в опасности от своих же сородичей, в опасности от неиудеев, среди опасностей в городах и в селениях, и на море, и среди тех, кто только принимает личину собратьев.
27 Я проводил время в трудах и изнурении, обходился много раз без сна, голодал и томился жаждой, обходился без пищи многократно и не имел одежды.
28 Не говоря уже обо всех остальных делах, я отягощён был заботами обо всех церквах.
29 Кто слаб, с кем бы и я не был слаб? Кто согрешил, за кого бы и я не мучился этим же грехом?
30 Если я должен хвалиться, то буду хвалиться тем, что показывает слабость мою.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса, благословенного вовеки, свидетель тому, что не лгу я.
32 Когда был я в Дамаске, правитель царя Ареты стерёг у ворот Дамаска, чтобы схватить меня, но меня спустили в корзине через бойницу в городской стене, и так я избежал его рук.

Новый Библейский Комментарий

11:1−6 Доверчивость коринфян

Ст. 1, 2а Предвосхищая свою мысль в 11:16 — 12:13, Павел говорит: О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию Он объясняет, что именно «ревность Божия», которую он испытывает по отношению к своим читателям, заставляет его поступать так.

Ст. 2б,3 Он использует метафору из области обручения и брака и рассматривает себя слугой Божьим, через которого его обращенные были обручены с Христом, и он чувствует себя обязанным представить их Христу непорочными, т. е. гарантировать их истинную посвященность и верность Господу до Его пришествия. Но Павел опасается, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и [их] умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Змей соблазнил Еву не в сексуальном смысле, как предполагается в некоторых раввинистических текстах, но скорее заронил в ней сомнение по поводу истинности сказанного Богом. История с Евой ярко живописует ту опасность, с которой столкнулись коринфяне, т. е. они могли в мыслях отклониться от истины.

Ст. 4 Павел четко разъясняет природу прельщения, которого он опасается: готовность коринфян воспринять другого Иисуса, иного Духа и иное благовестие — не то, что они получили через его проповедь. Павел не говорит, в чем же заключается это отличие. Однако мы знаем, что оппоненты высоко ценили проявление силы и власти, а потому, возможно, пытались призвать коринфян принять Иисуса, дух и Благую весть, в которых нет места слабости, уничижению, страданию и смерти. Павел проповедовал распятого Христа как Господа, а такое Евангелие разительно отличалось от их представлений.

Ст. 5, 6 Павел переносит акцент с заботы о коринфянах на личную защиту, утверждая, что он не ниже высших Апостолов (иронический намек на своих оппонентов). Даже если он, в отличие от них, не искусный оратор, он обладает знаниями (тайной Евангелия, которое его оппоненты не смогли понять должным образом), которые стремится сделать достоянием своих читателей (вероятно, это относится к его служению, когда он наставлял коринфян во время своего первого посещения Коринфа, а также к его наставлениям в других посланиях).

11:7−15 Почему Павел отказывается от материальной поддержки

Ст. 7−12 Павел зарабатывал на пропитание собственным трудом, а также пользовался материальной поддержкой других церквей. Все это позволяло ему отказаться от предлагавшегося ему содержания со стороны коринфян. Однако такая позиция Павла вызвала двустороннюю критику. Во-первых, коринфяне считали, что недостойно апостола заниматься «рабским» трудом; Во-вторых, вероятно, были обижены тем, что он отказался принять их помощь, особенно когда он принял ее от македонских верующих в период своего служения в Коринфе. Оппоненты Павла могли представить это как свидетельство нелюбви Павла к коринфянам. Павел же призывает в свидетели Бога, что любит их. Вместе с тем, он и в дальнейшем будет поступать так, потому что не хочет дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы. Оппоненты Павла хотели укрепить свои позиции в Коринфе, осуществляя служение на тех же условиях, что и Павел. Однако в одной важной области эти условия отличались: они хотели получить денежное вознаграждение. Если бы они действительно были апостолами, то им не пришлось бы заботиться о своем особом статусе, потому что большинство апостолов получали денежное вознаграждение (ср.: 1Кор 9:7−14). По-видимому, оппоненты Павла не только получали вознаграждение, но и настоятельно требовали его (ср.: 11:20), а потому были особенно чувствительны к сравнениям не в свою пользу, как в случае с Павлом. Если наше христианское служение сегодня должно вызывать доверие, то нам следует действовать честно в финансовых делах. Евангелие может быть опорочено, если его вестники проявят алчность, стремясь получить большой доход.

Ст. 13−15 Павел обнажает истинный характер своих оппонентов: это лжеапостолы, лукавые делатели; они принимают вид Апостолов Христовых. Он добавляет, что их лукавство не вызывает удивления, потому что сам сатана принимает вид Ангела света... и служители его принимают вид служителей правды. Сатана редко осуществляет прямые атаки на церковь. Чаще всего он действует через своих пособников, которые, находясь в церкви под его контролем, способствуют выполнению его целей. То, чего опасался Павел, могло случиться и в Коринфе (ср.: 11:3, 4). О тех, кто ответственен за это, Павел говорит: ...конец их будет по делам их (т. е. они получат надлежащее воздаяние; ср.: 5:10).

11:16 — 12:13 «Неразумные речи»

Здесь Павел гордится своим иудейским происхождением, а также доставшимися на его долю (как апостола) суровыми испытаниями, видениями и своей деятельностью. Он знает, что такое человеческое хвастовство неразумно, но в сложившихся обстоятельствах, когда обращенные им в веру со всех сторон слышат хвастовство, Павел решил тоже немного похвалиться.

Ст. 16−19 Вначале Павел просит своих читателей, которые, вероятно, сочтут его неразумным, послушать и его хвастовство. При этом он вполне осознает, что скажет не в Господе, но как бы в неразумии; вместе с тем, он надеется, что коринфяне простят его похвальбу и говорит с долей иронии: ...вы, люди разумные, охотно терпите неразумных (намек на то, что они одновременно воспринимают хвастовство оппонентов Павла и гордятся своей мудростью).

Ст. 20 Подчеркивая их неразумие, а именно — тот факт, что они столь терпимо относятся к лжеапостолам, Павел добавляет: Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лице.

Ст. 21а Павел завершает эти рассуждения, используя иронию и по отношению к себе: К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. Коринфяне критиковали Павла за его слабость, как они считали (ср.: 10:10; 11:21). Теперь он возвращает им этот упрек и сообщает, что слишком слаб, чтобы играть в такую презренную игру в авторитаризм, которую позволяют себе лжеапостолы.

Ст. 21б,22 В предложении скажу по неразумию Павел утверждает, что он такой же еврей, как и лжеапостолы.

Ст. 23−29 Он заявляет, что служит Христу больше, чем они, потому что пострадал гораздо больше, нежели они. В подтверждение своих слов Павел перечисляет все, что ему пришлось пережить как апостолу, и эти испытания можно разделить на четыре группы: тюремные заключения, побои, близость к смерти и сопряженные с этим обстоятельства (23б-25); частые странствия с описанием опасностей, которые подстерегали его в пути (26); тяжкий труд и сопряженные с ним сложности (27); постоянная забота обо всех церквах (28, 29).

Ст. 30−32 В конце концов Павел пришел к выводу, что ему должно хвалиться своей немощью. Он вспоминает свой побег из Дамаска, что, вероятно, оставило неизгладимый след в его памяти. В отличие от испытаний, перечисленных в ст. 23б-29, которые можно рассматривать в «триумфалистском» ключе («все эти трудности я преодолел, чтобы выполнить свою миссию»), позорное бегство из Дамаска отнюдь не составляет предмета его гордости.

Рассматривая свидетельства своих слабости и уничижения, а не силы, Павел представляет себя истинным служителем Христа. Иисус сказал, что тех, кто последует за Ним, как и Его, ожидают страдания и преследования, и Павел вносит эту мысль в споры (которые продолжались в Коринфе) о том, что такое истинное апостольство. Павел не только подкрепляет при помощи этих доводов свои заявления, но и опровергает аргументы своих оппонентов.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.