Софония 1 глава » Софония 1:12 — толкование отцов церкви.

Толкование на Софония 1:12

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Софония 1:12 / Соф 1:12

Софония 1 стих 12 — синодальный текст:
И будет в то время: Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своем: «не делает Господь ни добра, ни зла».

Кирилл Александрийский (376−444)

И будет в той день, изыщу Иерусалима со светильником, и отмщу на мужи нерадящия о стражбах своих: глаголющыя в сердцах своих: не имать блага сотворити Господь, ниже имать озлобити

Что имели соделать враги, руководимые необузданной яростью против пленных, то Бог относит к собственному Своему лицу, не в том смысле, что Сам Он будет совершителем столь постыдных дел, но, напротив, в том, что Он, по требованию правды, попустит совершиться над нечестивыми последствиям Своего гнева. Истинно, поэтому, то, что прикровенно сказал Соломон в притчах: «не без правды бо простираются мрежи пернатым. Сии бо убийству приобщающеся сокровищствуют себе злая» (Притч 1, 17−18). Между тем, как бы они могли избежать наказания и отмщения, избравши вместо добродетели зло, они возбуждают против самих себя гнев (божественный), и, по суду людей правильно рассуждающих, подвергают свои души добровольной погибели. Итак, обыскивается «Иерусалим со светильником». Нечто подобное пришлось испытать Иудеям от Римлян именно тогда, когда Иерусалим был взят Веспасианом и Титом. Римляне, как рассказывает Иосиф (Флавий), весьма подробно и трогательно изобразивший Иудеев, после поражений во время битв и после погибели неисчислимого множества людей в городе, со светильником отыскивали скрывающихся в пещерах и подземельях и, выводя на свет, жестоко и безжалостно умерщвляли их. Говорит, что отомстит им, как нерадиво относящимся к «стражбам своим», то есть, или к законам, назначенным к исполнению при известном случае, которые они нечестиво нарушали, ни во что считая сохранение их; или в частности «стражбами» называет уставы священнические, так как от них требовалось точное исполнение узаконений касательно облачений и подобающего священнику внешнего вида, и жертв, которые неодинаковым способом приносились на жертвеннике. Разнообразие в этом каждый может узнать из Писаний Моисеевых. Но у них нет никакого попечения о стражбах, так как они дошли до такого пустословия и безрассудства, что, вероятно, думали и дерзали говорить, что Бог всяческих не обращает никакого внимания на нас и до такой степени пренебрегает земными предметами, что ни добрых не одобряет и не дает им наград в возмездие за их добродетель, ни на грешников не гневается и не посылает на них наказаний, равносильных их нечестивым делам Это, я думаю, и означают слова: «не имать блага сотворити Господь, ниже имать озлобити». Итак, есть только случай, и ничего другого, о чем так много говорят. Но это учение до такой степени постыдно и ужасно, что даже и самим эллинским мудрецам не нравилось, и изобретателя его называли безбожным. Это был Эпикур, один из прославленных у них за мудрость. Итак, следует сказать, что «пред очима Божиима суть путие мужа, вся же течения его назирает» (Притч 5:21; Иов 31:4) и удостаивает наград делателей добродетели, а грешника делает ненавистным и воздает «каждому по делам его», по написанному (Мф 26:27). Поэтому нам следует ходить путями правыми и держаться стези, угодной Владыке всех Богу, и таким образом живя сообразно с законом и проводя поистине превосходный образ жизни, приобретать милость и благоволение у Владыки всяческих, и, отвращаясь от зла, не допускать Его гнева против нас, а грехи, совершенные вследствие лености и нерадения, исправлять покаянием.

Источник: Толкование на пророка Софонию.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

И будет в то время: Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своем: «не делает Господь ни добра, ни зла»

Во время и в день плена Иерусалима, или Вавилонянами, или Римлянами (ибо он оставил закон Господень и нечестиво поступил против Господа Создателя Своего) исследует Господь со светильником все тайны Иерусалима, и не потерпит, чтобы кто либо ускользнул неотомщенным.

Будем читать рассказы Иосифа, и там найдем описание того, что даже из помойных ям, пещер, звериных берлог и могильных углублений извлекали князей, царей, людей знатных и жрецов, которые под влиянием страха смерти скрывались в этих местах. И будет посещение Мое, говорит, против полагающихся на тела свои и на силы свои, которые в поносном смысле (διασυρτικῶς) он называет подонками, — или грехами, в которых почти погрязли те, которые, отстраняя Промысл, говорили, что Бог не есть виновник ни добра, ни зла, т. е. не воздает ни добра людям добрым, ни зла — злым, а все управляется волею счастья и носится неопределенною случайностью. — А во время окончания мира, — так как и оно называется днем Господа, — исследует Господь Иерусалим, т, е. Церковь Свою со светильником, и направит мщение Свое против людей небрежных, которые не хотели соблюсти стражи своей, т. е. презрели повеления Господни, и, кроме того, утверждая, что они грешат разумно, произносив хуления в сердцах своих, будто делать добро нисколько не полезно, а делать зло нисколько не вредно, потому что Бог якобы не установил ни награды за добродетель, ни наказаний за злодеяния. Иерусалим же (прежде называвшийся Иевус, т. е. попранный), или Церковь, которая некогда была попираема язычниками, и была игралищем демонов, правильно назван Иевус; а после того, как в ней начал обитать мир Божий, и в мире стало место ее, приложено [к ней] было имя Иерусалим. Итак, — об этом мы уже часто прежде говорили, — вследствие того, что в самое последнее время с умножением беззаконий, охладеет любовь и свет солнца отступит от Иерусалима будет такое опустошение, что даже избранные Божии едва спасутся (Мф 24:22−25): тогда Господь при свете Слова Своего и Разума исследует в Иерусалиме все пороки и выставит их на вид, и даже за каждое слово праздное будет суд и наказание, но не против грешников (ибо и грех может получить прощение), а против небрежных людей, о которых говорится у Аввакума: О насмешники! Внимательно смотрите и наблюдайте (Авв 1:5) и в другом месте: «Почему Ты не обращаешь взора на презирающих?» и затем: «Кто же высокомерен и насмешлив, муж гордый» и проч. Мщение будет против тех, которые не сохранили стражи, на которой поставлены от Господа и говорят в сердцах своих: «Не сделает Господь добра, не сделает и зла», не в том смысле, что Господь делает зло, а в том, что злом кажется наказание тому, кто его претерпевает. В противном случае злым окажется и нож врача, обрезающий раны и удаляющий загнившую плоть. Злым будет и отец, наказывающий сына, чтобы исправить его от пороков; злым будет и наставник, укрощающий ученика, чтобы воспитать его: Ибо всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, но печалью; а потом уже оно подает плод мира тем, которые были научены чрез него (Евр 12:11).

Источник: Толкование на пророка Софонию.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.