Библия » Мэтью Генри Толкование Мэтью Генри

Софония 1 Софония 1 глава

После заглавия книги (ст. 1) в данной главе приводятся:

(I) Угрозы об опустошении Иудеи и Иерусалима. Они будут полностью уничтожены халдеями (ст. 2−4).

(II) Обвинение иудеям в их чудовищных грехах, которые спровоцировали Бога навлечь на них это опустошение (ст. 5−6). Пророк продолжает говорить об этом до конца главы, описывая им суды, которые обрушатся на них (чтобы они смогли предотвратить их или приготовиться к ним), и грехи, которые уничтожают их, чтобы они смогли осудить себя и оправдать Бога в Его действиях, направленных против них.

1. Они должны хранить свой мир, ибо сильно согрешили (ст. 7−9).

2. Но они будут рыдать, потому что на них обрушится великое горе. День Господень близок, и это будет ужасный день (ст. 10−18). Это честное и своевременное предостережение о приближающемся плене Бог адресует иудеям, но они ожесточили свою шею, что сделало их уничтожение неизбежным.

Стихи 1−6. В данных стихах представлено:

I. Заглавная страница этой книги (ст. 1), из которой мы узнаем, (1) какой властью обладал ее автор и кто дал ему эту власть. Эта власть ему была дана небесами, а не людьми: это слово Господне.

(2) Кто был инструментом для передачи его Церкви. Его имя Софония, что означает служитель Господа, ибо Бог открывает тайны рабам Своим, пророкам. Родословная других пророков, с описанием которых мы сталкивались, не шла дальше их отцов, за исключением Захарии, у которого также назван его дед. У Софонии же перечисляются четыре поколения, и представителем последнего является Езекия; следует отметить, что в оригинале стоит то же имя, что у царя Иудеи (4Цар 18:1), и, возможно, это ссылка именно на него. Если так, то наш пророк, являясь потомком этого благочестивого правителя и имея происхождение от царской семьи, обладая благодатью, мог лучше других обличать в безрассудстве царских детей, что он и делает в ст. 8.

(3) Когда пророчествовал данный пророк: во дни Иосии, царя Иудейского, который был благочестивым царем, хорошо царствовал, в двенадцатый год своего царствования энергично начал и провел реформацию, в результате которой были уничтожены идолы и идолопоклонство. Из заглавия неясно, пророчествовал ли Софония в начале его правления; если так, то мы можем предположить, что его пророчество оказало значительное и благоприятное влияние на эту реформацию. Когда он как Божий посланник обличал идолопоклонников Иерусалима, то Иосия как наместник Бога уничтожал их; обычно реформация успешно проходит и благополучно завершается, если гражданские власти и служители исполняют свои обязанности и содействуют ей. Если же Софония пророчествовал в конце его правления, то мы с печалью видим, как порочные люди вновь обращаются к прежним грехам. Кажется, что идолопоклонство, уничтоженное Иосией, вновь вернулось, когда пыл реформации начал понемногу угасать и истощаться. Что хорошего могут сделать наилучшие реформаторы для людей, которые отказываются изменяться, словно стремятся к собственной гибели?

II. Краткое изложение или содержание данной книги. Ее основное утверждение звучит так: Иуду и Иерусалим за их грехи скоро постигнет полное опустошение. Автор начинает книгу без подготовки, без вводной части или оправдания (ст. 2): «Все истреблю с лица земли, говорит Господь». Приближается гибель, полное истребление от Всевышнего. Это сказал Тот, Кто может исполнить и исполнит Свое слово: «Все истреблю с лица земли, Я соберу все с лица земли (в некоторых переводах), Я возьму обратно все благословения, которые давал, так как они злоупотребляли ими и поэтому лишились их». Это истребление, совершить которое Бог принял решение, лишит их (1) низших тварей: «Истреблю скот, истреблю птиц небесных и рыб морских (ст. 3), как во время потопа, когда истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли (Быт 7:23)». Твари были созданы для пользы человека, и поэтому когда он начал использовать их неправильно, так что тварь покорилась суете, то Бог продемонстрировал Свое великое негодование, вызванное грехом человека, сделавшего их сопричастниками Его наказания. Эти выражения фигуральные и обозначают всеобщее опустошение. Даже те, кто летает высоко, как птицы небесные, и считает, что пребывает за пределами достижимости руки врага, даже те, кто прячется очень глубоко, как рыбы морские, и думает, что его не увидит глаз врага, даже таковые станут его добычей и будут полностью истреблены.

(2) Сыновей человеческих: «Я истреблю людей, истреблю людей с лица земли. На земле не будет людей, и она станет необитаемой; Я истреблю не только Израиль, но и людей. Земля порадуется своим субботам. Я истреблю не только нечестивых людей, а всех людей, даже немногие благочестивые люди, находящиеся среди них, подвергнутся всеобщему бедствию. Хотя они не будут отделены от Бога, но будут истреблены с лица земли». Бог ссорится с Иудеей и Иерусалимом, городом и страной, к которым Он простер Свою руку — руку Своей силы и руку Своего гнева (ст. 4); а кто знает силу Его гнева? Кто не желает смириться под могущественной рукой Бога, тот будет смирен и повержен ею. Отметьте: рука Бога прострется даже против Иуды, где Бог ведом, и Иерусалима, где находится место Его обитания, если они будут непокорны и восстанут против Него.

(3) Всех нечестивых людей и всего, что послужило поводом для их нечестия (ст. 3): «Я истреблю соблазны вместе с нечестивыми, идолов и идолопоклонников, преступления вместе с преступниками». Иосия уничтожил эти камни преткновения и, насколько это было в его силах, очистил землю от монументов идолопоклонства в надежде, что идолопоклонства больше не будет, но нечестивые будут поступать нечестиво, и пес вернется к своей блевотине, и поэтому, раз по-другому от греха нельзя исцелиться, сами грешники будут истреблены и нечестивые вместе с соблазнами своего беззакония (Иез 14:3). Раз этого нельзя добиться с помощью меча справедливости, то это будет достигнуто с помощью меча войны. Посмотрите, что из себя представляют грешники, которые будут уничтожены.

[1] Это явные идолопоклонники, открыто признающиеся в своем идолопоклонстве и преданные ему. Остатки Ваала будут истреблены с места сего: истуканы Ваала и поклоняющиеся этим истуканам. Иосия истребил значительную часть Ваалов, а те, которые были спрятаны, чтобы их не увидел глаз, и достаточно дерзки, чтобы надеяться избежать руки его справедливости, будут истреблены Богом без остатка. Халдеи не пощадят ни одного из истуканов Ваала или поклоняющихся им. Имя жрецов-идопопоклонников будет истреблено, об этом событии в период реформации Иосии мы читаем в 4Царств 23:5: «Он низложил всех жрецов-идолопоклонников» (англ. пер.). Слово, используемое для обозначения жрецов-идолопоклонников — Chemarim, обозначает «черные люди», одни полагают, что их так называли из-за того, что они носили черную одежду, желая казаться более серьезными, другие — из-за того, что их лица были черными, так как они служили у жертвенников, или из-за огня, на котором они сжигали своих детей Молоху. Похоже, что они служили непосредственно Ваалу. Таковые будут истреблены вместе со священниками — прихожане вместе со своими служителями. Даже их имя будет истреблено; их обряды будут полностью отменены и забыты, или их будут вспоминать с отвращением. Помимо прочих идолопоклонников будут истреблены поклоняющиеся воинству небесному на кровлях своих (ст. 5): оправдывавшие свое идолопоклонство вместе с теми, кто не поклонялся истуканам — делам своих рук, но приносил жертвы и сжигал курения солнцу, луне и звездам непосредственно на крышах своего дома. Но Бог даст им понять, что Он — ревнивый Бог и не потерпит никакого соперничества; и, хотя некоторые считают, что это самый благовидный и правдоподобный вид идолопоклонства, тем не менее оно в такой же степени оскорбляет Его, ибо воздавать божественные почести звездам — то же самое, что воздавать их камню или дереву. Даже поклоняющиеся воинству небесному будут истреблены вместе с поклоняющимися тварям земным или адским демонам. Грех прелюбодеяния не менее греховен, чем веселье прелюбодея.

[2] Также будут истреблены те, кто думает, что им удастся примирить Бога и идолов, и протягивает руку и тому и другому, кто колеблется в выборе между Богом и Ваалом, поклоняется Иегове и Молоху и клянется обоими, или (лучше было бы прочитать) клянется Господом и царем своим. Они связывают себя клятвой и заветом служить Богу и идолам. Они имеют хорошее мнение о поклонении Богу Израиля: это религия их страны, которая уже долго соблюдается, и поэтому они ни в коем случае не откажутся от нее; но при этом они полагают, что их религия была бы значительно улучшена и украшена, если бы они присоединили ее к поклонению Молоху, ибо оно очень популярно в других странах и странники восхищаются ею: в этой религии присутствует много хорошего воображения и сильного огня. Они не могут всегда поклоняться Богу, видимого изображения Которого никогда не видели, и поэтому им нужен истукан. И что может быть лучше, чем истукан Молоха — царя? Они думают, что смогут действенно искупить свой грех, если будут клясться Молохом и согласно этой клятве сжигать своих детей в жертву этому идолу; если же им это не удастся, то они надеются искупить свой грех также поклонением Богу Израиля. Отметьте: кто собирается разделить свою привязанность и восхищение между Богом и идолами, тому не только не удастся приобрести благоволение Бога, но и участь такого человека будет хуже участи наихудших идолопоклонников, ибо какое общение может быть между светом и тьмою, Христом и дьяволом, Богом и мамоной? Женщина, забравшая ребенка, не возражает, чтобы разделили ребенка, ибо если сатана получит половину, то он завладеет всем, но истинная мать говорит: «Не делите его», ибо если Богу достанется половина, то Он откажется от нее. Не может длительное время быть сладкой вода, которая вытекает из источника горькой воды. Зачем же клянутся Господу те, которые клянутся Молохом?

[3] Также будут истреблены те, кто отступил от Бога, вместе с теми, кто никогда не отдавал себя Ему (ст. 6). «Я истреблю тех, (а) которые отступили от Господа, которые были хорошо наставлены и хорошо начали, посвятили Ему свои имена и начали поклоняться Ему, но затем уклонились, отошли и впали в идолопоклонство; таковые оставили добрые пути Бога, на которых они воспитывались, и стали презирать их. Бог обязательно взыщет с тех, кто оставил служение Ему, кто начал в Духе, а закончил плотью; Он поступит с ними как с предателями, которые не заслуживают милости, (б) Которые не искали Господа и не вопрошали о Нем. Таковые никогда не исповедовали религию и думали оправдаться этим; но они убедятся в том, что это не оправдает их; более того, их будут обвинять в этом; таковые являются беспечными атеистами, которые живут без Бога в мире, а поступающие так безусловно недостойны жить в мире благодаря Богу.

Стихи 7−13. В данных стихах пророк извещает Иудею и Иерусалим в том, что Бог собирается выступить против них и скоро встретится с ними; Его присутствие в качестве справедливого мстителя, Его день, как день Его суда, и Его гнев уже приблизились к ним (ст. 7). Кто не использует присутствие Господа рядом в качестве Отца, а грешит, несмотря на Его присутствие, тот должен быть готов встретиться с Ним в качестве Судьи, Который призовет его к отчету за пренебрежение Его благодатью. Грядет день Господень. День человеческий уже настал, когда люди имеют свободу делать то, что им нравится, а день Господень близок. Здесь он назван Его жертвенным закланием, ибо наказание самонадеянных грешников является жертвой для справедливости Бога, которая в определенной степени восстанавливает Его оскорбленную честь. Кто приносил жертвы иным богам, тот вполне справедливо стал жертвой истинного Бога. В день жертвоприношения совершалась массовая резня, и то же самое будет происходить в Иерусалиме; люди будут истребляться так же быстро, как агнцы для жертвенника; о них будут мало сожалеть, но при этом много радоваться: «Много будет пораженных Господом». В день жертвоприношения устраивались великие пиршества и вкушались жертвы; так и жители Иудеи и Иерусалима станут жертвами, которыми будут лакомиться их враги халдеи; их мстительность и совершаемое ими массовое убийство, их алчность и грабеж — это гости, которых Бог подготовил и пригласил прийти и насытиться. Обратите внимание:

I. Кем являются люди, отмеченные стать жертвой, которых коснется это бедствие и они будут наказаны в день воздаяния; кто будет призван к отчету.

1. Это царская семья; так как ее представители занимали высокое положение, то с них будет взыскано в первую очередь за их гордость, суету и претенциозность (ст. 8): «Я посещу князей и сыновей царя, которые подотчетны Богу; какое бы высокое положение они ни занимали, Он выше их». Они будут наказаны, а вместе с ними все, одевающиеся в одежду иноплеменников, которые из презрения к своей стране (где, вероятно, согласно обычаю, одевались очень просто, как и приличествовало потомкам Иакова — человека кроткого) предпочитали являться облаченными по моде других народов и демонстрировать их моду; тем самым они учились подражать тем, от кого, согласно повелению Бога, они должны были отличаться даже своей одеждой. Князья и сыновья царей считали для себя неприемлемым носить самодельную одежду, хотя Бог обеспечивал их виссоном и шелком (Иез 16:10). Они считали, что одежда для них должна быть привезена из других стран, и она удовлетворяла их только в том случае, если была далеко куплена и за нее было много заплачено. Даже младшим по чину вельможам нравилось подражать князьям и сыновьям царей. Гордость в облачении не нравится Богу и является симптомом вырождения народа.

2. Это вельможи, их домоправители и слуги; потом Бог взыщет с них (ст. 9): «Посещу в тот же день всех, кто перепрыгивает через порог». Несомненно, эту фразу было легко понять в то время; возможно, она символизировала посягательство на права ближнего. Врываясь в дома с помощью насилия, завладевая чужим имуществом, они перепрыгивали через порог — это все равно что сказать, что это их дом и они будут владеть им; все, на что они могли положить руки в этом доме, они делали своим, и таким образом наполняли дом своего господина имуществом, добытым с помощью насилия и обмана; при этом они также становились виновными. Им не поможет оправдание в том, что нечестно добытая прибыль предназначалась не для них, а для их господ и что они делали это по приказу, ибо наша обязанность хранить Божьи заповеди более важная и самая важная по сравнению с обязанностями служить интересам какого-либо господина на земле.

3. Это торговцы и богатые купцы; они следующими призваны к отчету. В их части города найдено беззаконие — среди жителей нижней части города Иерусалима, глубокой, как ступа (именно это обозначает данное слово); здесь жили серебряники и торговцы (Неем 3:32); теперь они будут истреблены (они сокрушены, закрыли свои магазины и стали банкротами); более того, в первую очередь захватчиками истреблены будут обремененные серебром из-за серебра, которым они владеют, ибо оно не только не защитит их, а подвергнет опасности и выдаст. Завоеватели в первую очередь охотились за богатыми людьми и уводили их, в то время как нищие спаслись. Или, возможно, здесь подразумевается всеобщее угасание торговли, что было предшествием всеобщего опустошения земли. Когда истребляются великие государственные деятели и банкиры становятся банкротами, то это является признаком угасания государства, ибо они не могут пасть сами по себе, а вместе с собой погубят многих.

4. Это все самонадеянные и беспечные люди, сыны наслаждений, ведущие праздный образ жизни; они следующими призваны к отчету (ст. 12); они прибыли со всех частей страны, чтобы завладеть своей частью в главном городе царства, где у них были бы личные жилища и они могли потакать себе в роскоши и безделье, но Бог найдет и накажет их: «В то время Я со светильником осмотрю Иерусалим и найду их, чтобы вывести и предать заслуженному наказанию». Эти слова подразумевают, что они скрываются, то ли стыдясь своего греха, то ли боясь наказания за него; когда повсеместно бушуют суды Божьи, то таковые надеются спастись, скрываясь и оставляя свой путь, но Бог осмотрит Иерусалим, как разыскивают замаскированного преступника, нашедшего приют у своих сообщников. Рука Божья разыщет всех Его врагов, где бы они ни скрывались, и накажет не только тайных идолопоклонников, но и тайных эпикурейцев и безбожников. Здесь описаны люди и признаки, согласно которым можно будет обнаружить этих людей, если сделать тщательное исследование.

(1) По своему характеру это люди, любящие чувственные наслаждения: «Они сидят на дрожжах своих, одурманенные своими наслаждениями, укрепляющие себя за счет богатства и беззакония; они самонадеянны и беспечны, и так как никаких перемен не происходит, то они никого не боятся, как Моав (Иер 48:11)». Они не были переливаемы из сосуда в сосуд, доставали вина и сикеры, изгоняли все мысли, говоря: «И завтра то же будет, что сегодня» (Ис 56:12). То, что они сидели на дрожжах своих, означает, что они заключились в туке своем (Пс 16:10).

(2) Соответственно своим представлениям они были атеистами, ибо не могли бы вести такой беспечный образ жизни, если бы не говорили в сердце своем: «Не делает Господь ни добра, ни зла», то есть Он вообще ничего не делает. Они отрицали то, что Он Своим провидением управляет миром: «Все добро и зло в мире совершается благодаря колесу фортуны, а не по повелению мудрого и всемогущего правителя». Они отрицали Его нравственное руководство: то, что Он распределяет награды и наказания: «Не делает Господь добра тем, кто служит Ему, и не делает зла тем, кто противится Ему, поэтому благодаря религии ничего нельзя приобрести, равно как и потерять из-за греха». Такое отношение было результатом их любви к чувственным наслаждениям; если бы они не были так сильно поглощены чувствами, то не оставались бы такими бесчувственными; они не были бы так глупы, если бы не отупляли себя любовью к удовольствиям. Это также было поводом для их похотливости; люди не делали бы богом свое чрево, если бы вначале не стали суетными и порочными в своем воображении, думая, что сотворивший их Бог такой же, как они. Бог накажет их, их конец — погибель (Флп 3:19).

II. Что это будет за истребление, которым Бог накажет этих грешников, и каким образом Он будет обращаться с ними.

1. Он заставит их молчать (ст. 7): «Умолкни пред лицом Господа Бога» Он заставит их молчать, Он поразит их немотой, ужасом и изумлением. Они будут безмолвствовать. Все их оправдания в грехе и возражения по поводу приговора будут отклонены, и в свою защиту они не смогут сказать ни слова.

2. Он принесет их в жертву, ибо это будет день жертвы Господней (ст. 8); Он предаст их в руки врагов и тем самым прославит Себя.

3. Он наполнит город и всю страну плачем (ст. 10): «И будет в тот день вопль у ворот рыбных, так названных потому, что они находились вблизи прудов, где разводилась рыба, или вблизи рыбного базара». Они принадлежали городу Давидову (2Пар 33:14; Неем 3:3); возможно, это те же самые ворота, которые назывались первыми воротами (Зах 14:10); если так, то это поясняет далее следующие слова:«... и рыдание у других (вторых) ворот, располагавшихся рядом с рыбными воротами». Сигнал тревоги пойдет по кругу вдоль стен Иерусалима и будет передаваться от ворот к воротам; будет наблюдаться великое разрушение на холмах и слышен могущественный шум, исходящий с гор, окружающих Иерусалим; это будут шумные восклицания победоносных захватчиков или плач трепещущих побежденных, или то и другое. Жители города, даже самых скрытых и безопасных его частей, будут рыдать (ст. 11) — таким глубоким будет их горе.

4. Они лишатся всего, что имеют; их имущество станет добычей врага (ст. 13): «И обратятся богатства их и дома их в добычу»; они станут богатой добычей; враги сровняют их дома с землей, они обратятся в запустение; те, которые построили новые дома, жить в них не будут оккупанты захватят и завладеют ими. Из виноградников, которые они насадят, вина они не будут пить; вместо того, чтобы использовать его для облегчения своих ослабших друзей, они расстанутся с ним, и оно будет оживлять врагов, сражающихся против них (Втор 28:30).

Стихи 14−18. Невозможно найти выражения, содержащие больше духа и жизни, слова, более подходящие, чтобы испугать и пробудить самонадеянный и беспечный народ, чем предостережение, приведенное в данных стихах для Иудеи и Иерусалима о приближающемся истреблении от рук халдеев. Их достаточно, чтобы заставить трепетать грешников на Сионе, ибо это великий день Господень, день, когда Он явит Себя, отомстив им. Это великий день Господень, образ судного дня, разновидность дня гибели, каковым представлено последние уничтожение Иерусалима римлянами в предсказании его нашим Спасителем (Мф 24:27).

I. Об этом дне Господнем здесь говорится как о событии очень близком. Это видение было не о далеком событии, как воображали те, которые день бедствия считали далеким. Кто взирал на него как на событие отдаленное, тот обманывал себя, ибо он близок и очень поспешает. Пророк поднимает тревогу как человек, который ревнует об этом и будит семью криком: «Огонь! Огонь!», когда опасность стоит у двери. Он взывает: «Он близок и очень поспешает, и поэтому это самое подходящее время, чтобы действовать и сделать все возможное ради собственной безопасности, пока еще не слишком поздно». Сумасшедшим можно назвать того, кто дремлет, хотя погибель его не дремлет, кто медлит, хотя она не медлит.

II. О нем здесь говорится как об ужасном дне. Сам голос дня Господнего, его звук, когда он приближается, будет настолько ужасен, что горько возопиет тогда самый храбрый; они будут кричать от страха, как дети. Один слух о нем будет внушать ужас. В последний великий день Господень храбрые мужи возопиют к скалам и горам, чтобы те укрыли их, но напрасно. Посмотрите, как патетически говорит пророк об этом приближающемся дне (ст. 15): «Это — день гнева, гнева Божьего, гнева совершенного, гнева во всей его ярости». Для грешников это будет день скорби и тесноты; они будут страдать, но не найдут способа облегчить свои страдания или помочь себе. Бедствия осужденных грешников обобщены (возможно, со ссылкой на этот факт) в понятии ярость и гнев Бога, которые являются причиной скорби и тесноты души грешника — их последствий (Рим 2:8−9). Это будет день скорби и тесноты для жителей, день опустошения и разорения для всей земли; плодородная земля превратится в пустыню. Это будет день тьмы и мрака; все будет выглядеть мрачным, не появится даже малейшего проблеска утешения и слабой надежды: все вокруг будет черным. Это будет день облака и мглы, не будет не только никакого ободрения, но все будет выглядеть угрожающим; плотные облака будут большими, наполненными бурями и грозами.

III. О нем говорится как о губительном дне (ст. 16−17). Он будет губительным (1) даже для самых укрепленных городов: «День трубы и бранного крика против укрепленных городов», он внезапно ворвется и поднимется против высоких башен, чтобы сокрушить их. Да и какие крепости и ограждения смогут устоять против гнева Божьего?

(2) Для людей (ст. 17): «Я стесню людей, самых сильных и отважных; их руки и сердца оробеют; они будут ходить, как слепые, и бесконечно блуждать, потому что согрешили против Господа». Отметьте: кто живет как нечестивец, тому справедливо придется ходить, как слепому, быть постоянно во тьме, пребывать в сомнениях и подвергаться опасности, не имея какого-либо водителя или утешения; и в конце он упадет в канаву. Так как они согрешили против Господа, то Он предаст их в руки жестоких врагов, которые прольют кровь их, как прах: обильно и без малейшего сожаления; и плоть их будет выброшена, как помет, на навозную кучу.

IV. Гибель, которую принесет этот день, будет неизбежной и всеобщей (ст. 18).

1. От него нельзя будет спастись за выкуп: «Ни серебро их, ни золото их, которое они с такой жадностью копили для дня бедствия или так расточительно тратили, чтобы заиметь друзей для такого дня, не может спасти их в день гнева Господа». Другой пророк позаимствовал эти слова со ссылкой на то же самое событие (Иез 7:19). Отметьте: не поможет богатство в день гнева (Притч 11:4). Более того, богатство подвергает людей гневу человеческому (Еккл 5:12), а злоупотребление им — гневу Божьему.

2. От него нельзя будет спастись бегством или спрятавшись, ибо огнем ревности Его пожрана будет вся та земля, и где же тогда можно будет найти место для укрытия? Посмотрите, что из себя представляет огонь ревности Бога и какой силой он обладает; он поглотит всю землю, И как же людям удастся устоять перед ним? Он совершит истребление, и притом внезапное, над всеми жителями земли; подобным образом земледелец, подготавливая землю для обработки, выкорчевывает все тернии и волчцы для огня. Отметьте: иногда суды Божьи совершают истребление, полное истребление, греховных народов; их уничтожение действенно совершается и заканчивается за короткое время. Поэтому пусть грешники не убаюкивают себя терпимостью Бога, ибо, когда мера их беззаконий наполнится, то Его гнев обрушится и уничтожит их; он совершит свое дело быстро и тщательно.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Софонии, 1 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.