Библия » Мэтью Генри Толкование Мэтью Генри

Иеремия 1 Иеремия 1 глава

В данной главе сообщается:

(I) Общее заглавие, или название, данной книги и время, в течение которого продолжалось публичное служение Иеремии (ст. 1−3).

(II) О призвании Иеремии к пророческому служению, ответ на его скромное возражение и о предоставлении ему широких полномочий для исполнения служения (ст. 4−10).

(III) О видении жезла миндального дерева и кипящего котла, символизирующего надвигающееся разрушение Иерусалима халдеями (ст. 11−16).

(IV) О воодушевлении пророка на бесстрашное продолжение дела и о заверении в Божьем присутствии с ним (ст. 17−19). Таким образом Иеремия был поставлен на служение Тем, Кто будет верно его в нем поддерживать.

Стихи 1−3. Здесь у нас достаточно информации, чтобы составить представление о родословии пророка и хронологии его пророчества.

1. Сообщается, из какой семьи происходит Иеремия. Он сын Хелкиин, но, предположительно, не того Хелкии, который был первосвященником во время Иосии (потому что в таком случае именно это бы и упоминалось вместо «из священников в Анафофе»), а другого человека с таким же именем. Иеремия означает «воздвигнутый Господом». И о Христе сказано как о пророке, которого Господь Бог наш воздвиг нам (Втор 18:15, 18). Он был из священников и поэтому, как священник, был поставлен и облечен властью учить народ; но к этому назначению и власти Бог добавил еще и чрезвычайные полномочия пророка. Священником был также Иезекииль. Так Богу было угодно поддержать честь священства в то время, когда ее, к несчастью, запятнали грехи священников и последовавшие за ними Божьи суды. Иеремия был одним из священников в Анафофе, городе священников, расположенном приблизительно в трех милях от Иерусалима. Там находилось загородное поместье Авиафара (3Цар 2:26).

2. У нас есть общие сведения о времени пророчеств Иеремии, знание которых необходимо для их понимания.

(1) Иеремия начал пророчествовать в тринадцатый год царствования Иосии (ст. 2). На двенадцатом году своего правления Иосия начал дело преобразования и принялся со всем усердием очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и литых кумиров (2Пар 34:3). И тогда весьма своевременно был воздвигнут этот молодой пророк, чтобы содействовать царю и воодушевлять его в добром начинании. Именно в то время к Иеремии было слово Господне, которое заключалось не только в передаче поручения и полномочий пророка, но и в откровении истин, о которых ему предстояло проповедовать. Благосклонность и защита со стороны таких благочестивых правителей, как Иосия, служит ободрением для духовных служителей, равно как и ободрением для царей служит огромная помощь в любом добром деле преобразования со стороны таких верных и ревностных служителей, как Иеремия, их советы, воодушевление и активное участие в работе. Итак, можно было бы предположить, что при объединении усилий такого правителя и такого пророка (как в похожем случае, Езд 5:1−2), причем столь юных, следовало бы достичь полного и стабильного преобразования, которое предотвратило бы крах Церкви и государства, однако все вышло наоборот. Мы находим, что на восемнадцатом году правления Иосии сохранилось весьма много пережитков идолопоклонства, от которых так и не очистились; ибо что могут сделать наилучшие государи и пророки для предотвращения разорения народа, который не желает преобразовываться? И поэтому, несмотря на время преобразования, Иеремия продолжал предсказывать грядущие на иудеев сокрушительные суды; ибо нет для любого народа симптома более грозного, нежели не принесшие плода попытки преобразования. Иосия и Иеремия могли бы исцелить людей, но те не пожелали исцеляться.

(2) Иеремия продолжал пророчествовать в правление Иоакима и Седекии, каждый из которых царствовал по одиннадцать лет. Пророчествовал до переселения Иерусалима (ст. 3) важного события, которое он так часто предсказывал. Продолжал пророчествовать и после этого (Иер 40:1). Однако здесь подсчеты заканчиваются, потому что исполнились многие из его предсказаний; и между тринадцатым годом Иосии и пленением как раз прошло сорок лет. Доктор Лайтфут отмечает, что сколько лет Моисей провел с израильтянами в пустыне, будучи их учителем, пока они не вошли в свою землю, столько же лет Иеремия был им учителем в своей земле, прежде чем они вошли в пустыню язычников; и богослов приходит к выводу, что именно потому на последних сорока годах беззакония Иуды (которое нес на себе Иезекииль в течение сорока дней, день за год) поставлена особая метка, что все это время среди них был пророчествовавший им Иеремия, что весьма усугубило их вину в нераскаянности. Бог в лице этого пророка терпел поведение иудеев, их плохое поведение, на протяжении сорока лет и в конце концов в гневе Своем поклялся, что они не останутся в Его покое.

Стихи 4−10. В данных стихах говорится:

I. О раннем назначении Иеремии на служение пророка, о чем Бог уведомляет его и приводит основание для столь раннего начала (ст. 4−5). И было к нему слово Господне, с убедительным заверением, что слово это от Господа, а не какой-то обман; и Бог сказал ему, что:

(1) Пророком для (или против) народов поставил его, в первую очередь против иудейского народа, который теперь между народами числился, потому что научился их делам и участвовал с ними в идолослужении, в противном случае он бы между народами не числился (Чис 23:9). Тем не менее Иеремия поставлен пророком не только для иудеев, но и для соседних народов, которым ему предстояло послать узы и ярмо (Иер 27:2−3) и которых надлежало напоить из чаши гнева Господня (Иер 25:17). В своих писаниях он остается пророком для народов (в числе остальных и для нашего), чтобы сказать им, каких судов национального масштаба им следует ждать за грехи национального масштаба. Народам было бы полезно почитать Иеремию своим пророком и внимать его предостережениям, адресованным им.

(2) Еще до рождения Господь Своей вечной волей предназначил ему быть пророком. Пусть Иеремия знает, что Давший ему это поручение дал ему и жизнь, образовал его во чреве и вывел из утробы, поэтому является его полноправным владельцем и может использовать, как Ему угодно; и это поручение дано Иеремии в соответствии с Божьим намерением, которое Бог замыслил о нем еще до рождения: «Я познал тебя... Я освятил тебя», то есть: «Я определил, что ты должен стать пророком, и отделил тебя для этого служения». Таким же образом и Св. Павел говорит о себе, что Господь избрал его от утробы матери, чтобы он стал христианином и апостолом (Гал 1:15). Примите во внимание:

[1] Великий Творец знает, как Он будет использовать каждого человека еще до его создания. Все сделал Господь ради Себя и из одного и того же куска глины делает один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого, как Ему угодно (Рим 9:21).

[2] Что Господь предназначил человеку, к тому Он его и призовет, потому что Божьи намерения невозможно расстроить. Богу известны все Его дела заранее, Его ведение непогрешимо, а намерения неизменны.

[3] В особом ведении Господа о Своих пророках и служителях заключена определенная цель и провидение; предназначение к служению результат особого размышления, и к чему служители предназначены, к тому они и созданы пригодными: «Я познал тебя... Я освятил тебя». Господь готовит им участь и образует их для таковой, когда приступает к формированию духа человека внутри него. Propheta nascitur, non fit — врожденное дарование, а не образование делает пророка.

II. О скромном возражении Иеремии против этого почетного предложения (ст. 6). Хотя Бог и уготовил ему это служение, для него стало новостью, совершенной неожиданностью услышать, что ему предстоит быть пророком для народов. Мы не знаем, что Бог замыслил для нас, зато Сам Господь знает. Следовало бы предположить, что Иеремия ухватится за предложение, как за выгодное повышение, ибо таким оно и было, а тот возражает, считая его делом, к которому он не готов: «О Господи Боже! Я не умею говорить перед великими людьми и множеством народа, как надлежит пророку, не умею говорить красиво и бегло, не могу излагать словами, как должно излагать Божьи послания; я не умею говорить с властью и не вправе надеяться, что мне будут внимать, ибо я еще молод, и мою юность будут презирать». Следует заметить: нам подобает бояться не испортить дело, когда Господь призывает нас к какому-либо служению, чтобы оно не пострадало от нашей немощи или неподготовленности; нам также подобает иметь о себе невысокое мнение и сомневаться в собственной достаточности. Молодые люди должны учитывать свою молодость и, подобно Елиую, опасаться выйти за рамки допустимого в их возрасте.

III. О милостиво данном Богом заверении в том, что Он будет поддерживать Иеремию и вести его в служении.

1. Пусть Иеремия не ссылается на свою молодость, он все равно будет пророком: «Не говори больше: я молод (ст. 7). Верно, ты молод, но:

(1) У тебя есть Божье распоряжение, и твоя молодость не должна помешать тебе подчиниться ему. Иди ко всем, к кому пошлю тебя, и говори все, что повелю тебе». Следует заметить: несмотря на то что чувству собственной слабости и недостаточности надлежит побуждать нас выполнять свою работу со смирением, оно не должно отвлекать нас от дела, к которому призывает Господь. Бог рассердился даже на Моисея, когда тот приводил свои скромные оправдания (Исх 4:14).

(2) «С тобой будет Бог, и пусть твоя юность не мешает тебе полагаться на Его присутствие. Хотя ты и молод, Я дам тебе силы и ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, какими бы великими и многочисленными они ни были. И все, что повелю тебе, скажешь, потому что будет у тебя и рассудительность, и память, и красноречие, чтобы говорить надлежащим образом». Самуил, еще будучи ребенком, передал Илию весть от Бога. Следует заметить, что Бог, когда Ему угодно, делает детей пророками и устраивает хвалу из уст младенцев и грудных детей.

2. Пусть Иеремия не ссылается на то, что на своем пути встретит много врагов и сильное сопротивление, ибо его защитником будет Бог: «Не бойся их (ст. 8); хотя они и выглядят важными и своим видом думают тебя запугать и привести в замешательство, все же не бойся говорить с ними, более того, говорить им самые неприятные вещи. Ты говоришь от имени Царя царей, как Его уполномоченный, и таким образом сможешь осадить их. Хотя они и выглядят сердитыми, не бойся их недовольства и не тревожь себя мрачными мыслями о последствиях». Кому предстоит передать вести от Бога, тот не должен страшиться перед лицом людей (Иез 3:9). «У тебя есть основание быть смелым и спокойным, ибо Я с тобою, не только чтобы помогать тебе в работе, но и чтобы избавлять тебя от руки преследователей; и, если Бог за тебя, кто против тебя?» Если Бог не избавляет своих служителей от беды, Он все равно поддерживает их в беде. Г-н Гатакер сделал интересное наблюдение, что земные правители не имеют обыкновения сопровождать своих послов, тогда как Господь идет вместе с теми, кого посылает, и, действенно защищая их, пребывает с ними во всякое время и во всяком месте; именно этим они должны ободрять себя (Деян 18:10).

3. Пусть Иеремия не ссылается на то, что не умеет говорить, как следует, ибо Бог даст ему способность говорить.

(1) Говорить разумно, как подобает человеку, знакомому с Богом (ст. 9). Иеремия получает видение Божьей славы: простер Господь руку Свою и посредством ощутимого знамения пожаловал ему как раз столько дара языка, сколько необходимо, коснулся уст и этим прикосновением открыл его уста, чтобы они произнесли Богу хвалу, и этим же прикосновением вложил Свои слова в его уста, дабы тот, кого наделил способностями Давший уста человеку, был готов говорить в любое время и не испытывал недостатка в словах. Господь не только вложил в голову Иеремии знания, но и вложил слова в его уста; ибо это слова, которым учит Святой Дух (1Кор 2:13). Нужно передавать Божью весть собственными словами Господа, чтобы она передавалась точно: говори им Моими словами (Иез 3:4). Кто верно исполняет это, у того не будет недостатка в наставлениях при разных обстоятельствах, ибо Бог даст ему уста и мудрость в тот час (Мф 10:19).

(2) Говорить внушительно, как имеющий власть от Бога (ст. 10). Здесь Иеремии даются необычные полномочия: Я поставил тебя в сей день над народами и царствами. Звучит весьма величественно, тем не менее Иеремия остается бедным презренным священником; он поставлен над царствами не как государь, чтобы управлять ими мечом, но как пророк управлять силою Божьего слова. Кто же на этом основании желает доказать верховенство Папы Римского над царями и наличие у него полномочий низлагать их и лишать царства по своему усмотрению, тот должен доказать, что у Папы есть тот же экстраординарный дух пророчества, который был у Иеремии, в противном случае, как он может обладать властью, присущей пророку благодаря этому духу? Тем не менее власть, которую имел Иеремия (живший, несмотря на такую власть, в бедности и презрении, подвергаясь угнетению), вряд ли бы удовлетворила этих гордых людей. Иеремия был поставлен над народами, в первую очередь над иудейским народом, также и над другими, среди которых были и великие, не в угоду которым ему надлежало пророчествовать; он был поставлен над ними, но не с тем чтобы требовать от них дань и обогащаться за их счет, но чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать и вместе с тем созидать и насаждать.

[1] Он должен попытаться преобразовать эти народы, искоренить, разорить и погубить идолопоклонство и другие, присущие им виды нечестия, полностью уничтожить давно укоренившиеся порочные привычки и традиции, разрушить царство греха, чтобы можно было созидать и насаждать у них религию и добродетель. Ибо для введения и утверждения доброго необходимо сначала устранить злое.

[2] Должен сказать, что добро или худо им будет в зависимости от того, захотят ли они преобразовываться. Должен предложить им жизнь и добро или смерть и зло, согласно заявлению Бога о том, к каким методам Он прибегает в отношении царств и народов (Иер 18:9−10). Должен заверить упорствующих в своем нечестии, что они будут искоренены и погублены, а покаявшихся что их ждет созидание и насаждение. Иеремия был уполномочен прочитать народам приговор, который утвердит и приведет в исполнение Бог (Ис 44:26), поступая в соответствии со Своим словом; поэтому и говорится, что совершится Его словом. И говорится так, чтобы, с одной стороны, показать, сколь верно пророческое слово, оно непременно исполнится, как если бы уже совершилось, и, с другой стороны, облечь честью служение пророка, придать ему истинного величия, чтобы люди не презирали пророков и не позорили самих себя. И все же более почетным выглядит служение благовестия, в котором Христос официально наделил Своих апостолов властью прощать и оставлять грехи (Ин 20:23), связывать и разрешать (Мф 18:18).

Стихи 11−19. I. Здесь Бог в видении показывает Иеремии главное поручение, которое тому предстоит выполнить, а именно предсказать разрушение Иудеи и Иерусалима халдеями за грехи, особенно за идолопоклонство. Господь представил поручение сначала в таком виде, чтобы произвести на пророка впечатление, которое тот хранил бы в сердце и переживал всякий раз при общении с народом.

1. Господь сообщает Иеремии, что народ быстро созревает к погибели, и погибель стремительно несется навстречу ему. Бог, ответив на возражение пророка о том, что он молод, приступает к посвящению его в пророческое знание и язык; и, пообещав, что наделит Иеремию способностью говорить народу вразумительно, здесь Господь учит его понимать сказанное Им Самим; ибо у пророков, кроме языка, должны быть и глаза, чтобы они видели так же хорошо, как и говорили. Поэтому Бог спрашивает: «Что видишь ты, Иеремия? Посмотри вокруг и наблюдай». И вскоре пророк понял, что ему было представлено: «Вижу жезл, означающий скорбь и наказание, нависший над нами исправительный жезл, причем жезл миндального дерева, одного из тех, которые расцветают весной самыми первыми, быстро выбрасывая почки и цветы, когда другие деревья едва пробуждаются». Миндаль, по словам Плиния, цветет в январе, а к марту на нем уже созревают плоды, поэтому на иврите называется шакед — скороспелое дерево. Мы не знаем, видел ли Иеремия жезл с набухшими почками (как думают одни) или сухим, без листьев и цветов (по мнению других), тем не менее он узнал, что жезл был из миндального дерева, подобно жезлу Аарона. Бог же объяснил видение следующими словами: ты верно видишь (ст. 12). Господь похвалил пророка за наблюдательность и сообразительность, ибо тот быстро распознал жезл миндального дерева (хотя это было первое данное ему видение), значит, по складу своего ума был способен к различению. Пророкам нужны зоркие глаза; удостоятся похвалы хорошо видящие, а не только красиво говорящие. «Ты увидел скороспелое дерево, которое символизирует, что Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось». Иеремия будет пророчествовать о событиях, исполнение которых увидит еще при жизни. Объяснение этому находим у Иезекииля: «Жезл вырос, гордость разрослась. Восстает сила на жезл нечестия (Иез 7:10−11). Мера нечестия Иерусалима наполняется весьма быстро; и, как будто разрушение слишком долго дремало, его решили разбудить и поторопить, поэтому и Я поспешу исполнить изреченное Мною против них».

2. Господь сообщает Иеремии, откуда придет замышленное разрушение. И спрашивает его во второй раз: «Что видишь ты?», а видит Иеремия кипящий на огне котел (ст. 13), означающий великое смятение, охватившее Иудею и Иерусалим, похожее на кипящую воду и причиненное нашествием халдейского войска; нашествие подобно печи огненной (Пс 20:10), всех людей охватил жар, и они как бы испаряются, их становится все меньше и меньше, уже готовы выкипеть совсем, извергнуться из собственного города и страны, из огня да в полымя, от плохого к худшему. Существует мнение, что насмешники, говорившие: «Этот город котел, а мы мясо» (Иез 11:3), подразумевали данное пророчество. Итак, лицо, или отверстие, печи, или очага, на котором кипел котел, было со стороны севера, ибо оттуда надлежало прийти огню и топливу и довести котел до такого кипения. Вот как объясняется пророчество: от севера откроется бедствие (ст. 14). Оно издавна замышлено Божьей справедливостью, люди своим грехом уже давно заслужили его, однако до сих пор оно было сдерживаемо Божьим терпением, как бы хранимо внутри. Бедствие замыслили враги, но Господь сдерживал их; теперь же все ограничения будут устранены и бедствие прорвется (англ. пер., ст. 14); взору откроется ужасное зрелище нашествие врага будет подобно потопу. Беда примет всеобщий характер, она постигнет всех обитателей сей земли, от знатнейшего до ничтожнейшего, ибо все извратили пути свои. Смотрите, как эта буря поднимается от севера, откуда обычно приходит светлая погода (Иов 37:22). Когда Езекия и вавилонский царь дружили между собой, люди надеялись на множество благ со стороны севера, но получилось наоборот: от севера откроется бедствие. Подчас самые свирепые бури приходят именно оттуда, откуда ждали ясной погоды. Дальнейшее объяснение содержится в стихе 15, где мы должны принять во внимание:

(1) Сбор войска, которому надлежит напасть на Иудею и разорить ее: Я призову все племена царств северных, говорит Господь. Все северные монархи объединятся под началом Навуходоносора и выступят вместе с ним в поход. Они разрозненны, но Бог, в Чьей руке сердца всех людей, соберет их вместе; эти царства расположены далеко от Иудеи, но Бог, управляющий шествием всех людей, позовет их, и они придут, как бы далеко ни находились. Божьему призыву покорятся; кого Он позовет, тот придет. Когда Господу угодно совершить какую-либо работу, Он найдет орудия исполнения, даже если Ему придется послать за ними в самые удаленные уголки земли. И, чтобы войска, выведенные на поле боя, были достаточно многочисленными и сильными, Бог призовет на службу не просто царства северные, но все племена этих царств; ни один годный к военной службе человек не останется без дела.

(2) Продвижение этого войска. Командующие войсками разных стран займут позиции, чтобы осуществить осаду Иерусалима и других городов Иудеи. Там они поставят каждый престол свой, или займут место. Когда какой-либо город находится в осаде, тогда мы обычно говорим, что он окружен врагом. Одни разобьют лагерь при входе в ворота Иерусалима, другие вокруг всех стен его, чтобы отрезать и выход ищущим еду, и поступление пищи в город и таким образом заморить население голодом.

3. Господь четко говорит Иеремии, какая причина вызвала все эти суды: грех Иерусалима и городов иудейских. Я вынесу им приговор (возможно и такое чтение), или произнесу над ними суды Мои (приговор и суд) за все беззакония их (ст. 16); именно поэтому открывают шлюзы и впускают поток бедствий. Они оставили Бога, отказали Ему в своей преданности, воскуряли фимиам чужеземным богам, новым богам, чужим богам, всем лжебогам, самозванцам, узурпаторам (плодам собственного воображения) и поклонялись делам рук своих. Иеремия был молод и еще не повидал мир и, возможно, не представлял и не поверил бы, в каком отвратительном идолослужении были повинны сыны его народа; но Бог расскажет ему, чтобы он знал, против чего направлять свои обличения и чем обосновывать свои угрозы, чтобы пророку и самому удовлетвориться справедливостью приговора, который он будет выносить народу от Божьего имени.

II. Бог воодушевляет и побуждает Иеремию со всем усердием и серьезностью приступить к делу. Ему оказано большое доверие. Он послан от имени Бога в качестве вестника войны, чтобы объявить бой Его непокорным подданным; ибо Богу было угодно предупредить о Своих судах заранее, чтобы грешники пробудились и обратились к Нему с покаянием и таким образом отвратили бы Его гнев, а если не покаются, чтобы не было им извинения. Иеремии была вверена миссия с таким напутствием: «А ты препояшь чресла твои (ст. 17); освободись от всего неподобающего или мешающего тебе в этом служении и со всей готовностью и решимостью приступай к действиям, не дай сомнениям опутать тебя». Пророк должен проявить расторопность: встань и не теряй времени. Должен проявить деловитость: встань и скажи им, проповедуй во время и не во время. Должен проявить смелость: не малодушествуй пред ними об этом уже говорилось (ст. 8). Одним словом, должен проявить верность; таково требование к послам.

1. Должен быть верным в двух вещах:

(1) Говорить все, что велено: скажи им все, что Я повелю тебе (ст. 17). Нельзя пренебречь чем-либо, посчитав мелким, чуждым или недостойным упоминания; каждое слово Бога имеет вес. Пророк не должен ничего скрывать из опасения оскорбить кого-либо, не должен ничего изменять под предлогом придания более благообразного вида, но, ничего не добавляя и ничего не отнимая, возвещать всю волю Божию.

(2) Говорить всем, кому велено, причем не шептать где-нибудь в углу нескольким близким друзьям, которые хорошо воспримут, но выступить против царей Иуды, если те нечестивы, и свидетельствовать против грехов, в том числе против грехов князей его; ибо величайшие из людей не освобождаются от судов, исходящих от Божьей руки или из Божьих уст. Более того, пророк не должен щадить священников его; несмотря на то что Иеремия, будучи священником сам, заинтересован хранить честь служения, тем не менее ему не следует потакать им в грехах. Должен выступить и против народа земли сей, поскольку тот против Бога, хотя речь идет о его собственном народе.

2. Здесь приводятся две причины, почему надлежит поступать именно так:

(1) Потому что у пророка есть основание бояться Божьего гнева, если он допустит ошибку: «Не малодушествуй пред ними до такой степени, чтобы пренебречь своим служением или уклониться от своих обязанностей, чтобы Я не поразил тебя в глазах их, чтобы не предал тебя во власть твоей собственной робости». Кто печется о собственной репутации, спокойствии и безопасности больше, чем о деле и о долге, того Господь заслуженно предоставляет самому себе, чтобы своей трусостью навлек на себя позор. Более того, чтобы Я не посчитался с тобой за твое малодушие и не разбил на куски (существует и такое чтение). Поэтому пророк говорит Богу: Господи, не будь страшен для меня (Иер 17:17). Следует заметить, что страх Божий наилучшее противоядие от страха перед людьми. Давайте же всегда будем бояться оскорбить Господа, Который имеет власть по убиении ввергнуть в геенну, и тогда мы избежим опасности подвергнуться страху перед людьми, которые могут убить лишь тело (Лк 12:4−5; см. Неем 4:14). Лучше, чтобы все люди в мире были нам врагами, нежели один Бог.

(2) У пророка нет причины бояться гнева людей, если он хранит верность Господу; ибо Бог, которому он служит, защитит его и поддержит, так что людям не удастся лишить его мужества или отвлечь от дела, пока он не завершит свое свидетельство (ст. 18). Бог Своей властью сделал этого юного пророка, почти подростка, несокрушимым городом, укрепленным железными столбами и окруженным медной стеной; он внезапно выходит из укрытия и переходит в наступление на врагов с обличениями и угрозами и держит их в страхе. Они нападают на него со всех сторон; цари и князья давят на него своей властью, священники грозят ему осуждением от имени Церкви, народ земли сей направил на него свои стрелы клевету и горькие слова; но пророк выстоит и примет все спокойно, по-прежнему оставаясь для них уздою: они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою... чтобы избавлять тебя (ст. 19) от их рук; не превозмогут они и слова Божия, переданного через Иеремию, и не избавятся от него; слово овладеет ими, ибо против них выступит Бог, чтобы уничтожить. Следует заметить: если человек уверен, что с ним Бог (поскольку Господь с теми, кто с Ним), то ему не нужно и не следует бояться, кто бы против него ни выступал.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 1 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.