Библия » Толкование Мэтью Генри

Титу 1 глава

Толкование Мэтью Генри на послание к Титу

← 4 Тит 1 MGC 2

В этой главе мы имеем:

I. Предисловие к посланию, содержащее указание, от кого и кому оно направлено, приветствие апостола и его молитву за Тита с пожеланием ему всех благословений, ст. 1-4.

II. Введение в само послание с указанием цели, с какой Тит был оставлен на Крите, ст. 5.

III. Как должна осуществляться эта цель в отношении достойных и недостойных служителей, ст. 6-16.

Стихи 1-4. I. Автор послания. Павел, языческое имя, принятое апостолом язычников, Деян 13:9,46,47. Служители используют даже незначительные вещи, могущие содействовать успеху их дела. После того как иудеи отвергли Евангелие, а язычники стали принимать его, мы нигде больше не встречаемся с апостолом под его иудейским именем Савл, но только под римским – Павел. Раб Божий Апостол же Иисуса Христа... Этими словами он описывает свои отношения с Богом и Иисусом Христом и свое положение: ...раб Божий... не в общем смысле, как человек или христианин, но как служитель, служащий Богу в благовествовании Сына Его, Рим 1:9. Это высокая честь. Слава ангелов состоит в том, что они являются служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение, Евр 1:14. Павел описывается как особый, как начальствующий служитель, он есть Апостол Иисуса Христа, то есть тот, кто видел Господа, был призван и послан на служение непосредственно Им Самим и от Него лично принял учение свое. Заметьте: самые уважаемые в церкви служители всего лишь рабы. (В этом вступлении к посланию заключено много благоговения и поклонения.) Апостолы Иисуса Христа, призванные провозглашать и распространять Его учение, были в то же время рабами Божиими; они не проповедовали ничего такого, что не соответствовало бы истинам и обязанностям, открытым в естественной религии. Христианство, которое они несли миру, призвано было объяснить и подтвердить законы Божий, заложенные в природном естестве человека, и добавить к ним то, что было необходимо для него в его падшем и развращенном состоянии. Поэтому апостолы Иисуса Христа были рабами Божиими, по вере избранных Божиих. Их учение согласуется с верой всех избранных Божиих, какие существовали от начала мира, и предназначено для распространения этой веры. Заметьте: существуют избранные Божий (1Пет 1:2), в них Дух Святой производит драгоценную Божию веру, присущую всем тем, кто избран к вечной жизни (2Фес 2:13,14): Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим... Вера-это первый принцип освящения. ...и познанию истины, относящейся к благочестию. Евангелие – это истина, великая, несомненная и спасающая (Кол 1:5), истинное слово благовествования. Божественная вера покоится не на ошибочных рассуждениях и предположениях, но на безошибочном слове, на самой истине, относящейся к благочестию. По этому признаку следует испытывать как учения, так и духов, от Бога они или нет. Все нечистое, несовместимое с истинным благочестием и практической религией, не может исходить от Бога. Вся евангельская истина относится к благочестию, учит благоговению перед Богом и воспитывает душу в страхе Божием, в послушании Ему. Эту истину надо не только знать, но и признавать; ее следует держаться и на словах, и в практической жизни, Фил 2:15,16. Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению, Рим 10:10. Кто хранит истину, но не имеет праведности, тот не познал ее и не уверовал в нее как должно. Привести людей к такому познанию и к такой вере, к признанию и исповеданию истины о благочестии – вот в чем состоит великая задача евангельских служителей, даже самого высшего ранга; они должны ставить своей главной целью произвести веру в человеке и утвердить его в ней. В надежде вечной жизни... ст. 2. Это другая цель Евангелия – произвести в сердцах людей наряду с верой и надежду; отвратить их умы и сердца от этого мира и направить их к небесному, горнему миру. Вера и благочестие ведут к вечной жизни и дают хорошо обоснованную надежду на нее, ибо обещал ее неизменный в слове Бог. Это делает честь Богу, что Он не может солгать или обмануть, и это составляет утешение верующих, что их наследие гарантировано им Его верными обетованиями. Но как понимать, что вечную жизнь Бог обещал прежде вековых времен? Отвечаю: Под этим обещанием некоторые понимают определение Божие: Он от вечности предопределил жизнь вечную, и это предопределение было, так сказать, обетованием в зародыше. Или, как говорят некоторые, это относится к обетованию, что было дано прежде вековых времен, то есть много веков тому назад в неявном виде, Быт 3:15. Здесь отмечается непреложность и древность обетования о вечной жизни, данного святым. Бог, Кому невозможно солгать, дал его прежде создания мира. Как замечательна евангельская весть, представляющая собой предмет такого древнего обетования! Как мы должны ценить ее и как должны быть благодарны за наше преимущество перед теми, кто был прежде нас! Блаженны очи ваши, что видят, и уши ваши, что слышат! Он не только обещал ее издревле (ст. 3), но в свое время явил Свое слово в проповеди, то есть обетование, которое в древности было таким завуалированным, теперь, в свое время (в предназначенное заранее время), Он открыл более ясно, в виде проповеди; поэтому неудивительно, что пренебрежение Евангелием так строго наказывается. То, что некоторые называют безумием проповеди, таким образом возвеличивается. Вера от слышания, а слышание от слова Божия, от проповеди слова. Вверенной мне... Служитель – это доверенное лицо, никто не может пользоваться этой честью, кроме тех, кто предназначен к ней, а предназначенные и избранные к служению должны проповедовать слово (1Кор 9:16): ...горе мне, если не благовествую. Не проповедующие служители – это не последователи апостолов. По повелению Спасителя нашего Бога. Проповедь – это служение, назначенное Богом как Спасителем. Поэтому пусть никто не успокаивается на чисто человеческом призвании, не имея Божьего; Он дает способность к служению и склонность к нему, сообщает ему Свой авторитет и предоставляет возможности для его осуществления.

II. Лицо, кому адресовано послание и кто описывается:

1. По имени: Тит, то есть язычник, грек по национальности, и тем не менее призванный как к вере, так и к служению. Благодать Божия свободна и могущественна. Какое достоинство или какая подготовка могли быть у человека язычника, как по происхождению, так и по воспитанию?

2. По его духовному родству с апостолом: Мой истинный (или мой подлинный) сын, не по естественному рождению, а по сверхъестественному духовному возрождению. Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием, 1Кор 4:15. Служители являются духовными отцами тех, кто обратился через них к Богу, поэтому они привязаны к ним и нежно заботятся о них и должны пользоваться в ответ взаимной любовью. «Моему истинному сыну по общей вере, по вере, общей для всех возрожденных, какую ты действительно имеешь и проявляешь ее в своей жизни». Это было сказано с той целью, чтобы отличить Тита от лицемеров и лжеучителей и рекомендовать его критянам как достойного их уважения, как представляющего живой портрет самого апостола в вере, жизни и учении. Апостол посылает этому дорогому для него сыну Титу III. Приветствие и возносит за него молитву, желая ему всяческих благословений: ...благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа...

1. Благодать – это незаслуженное благоволение Божие к нам. Милость – плод этого благоволения, проявляемый в прощении наших грехов и освобождении нас от всех последствий его как в этой, так и в будущей жизни. И мир, положительный результат и плод милости. Мир с Богом во Христе, Который есть наш мир, мир с другими и с самим собой, внешний и внутренний мир, включающий все блага, что делают нас блаженными как в этой жизни, так и в вечности. Заметьте: благодать есть источник всех наших благословений. Милость, мир и всяческие блага изливаются из этого источника. Войди в Божие благоволение, и все будет хорошо; ибо 2. Благословения, какие желает Титу Павел, исходят от Бога Отца, источника всякого добра. Всякое благословение и всякое утешение приходят к нам от Бога как от Отца. Он есть Отец всех как сотворивший их, а святых- как усыновивший и возродивший их. И Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Он есть путь и средство сообщения и передачи. Все исходит от Отца через Сына, Который есть Господь вселенной и наследник всего, а также наш Господь, Искупитель и Глава, объединяющий Свои члены и управляющий ими. Все подчинено Ему, и мы держимся Его как Главы и обязаны подчиняться Ему и слушаться Его. Он также есть Иисус и Христос, помазанный Спаситель, и в частности наш Спаситель, верующих в Него, освобождающий нас от греха и ада и ведущий к небесам и блаженству.

Таково вступление к посланию, затем следует введение в содержание его через указание цели пребывания Тита на Крите.

Стих 5. Здесь дается объяснение этой цели.

I. В общих чертах: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное... В этом заключалась задача благовестников (к которым принадлежал и Тит) – поливать насажденное апостолами (1Кор 3:6), продвигать и завершать начатое ими. Тит должен был довершить недоконченное, на что у самого апостола не хватило времени, из-за краткости его пребывания на Крите. Отметьте:

1. Великое усердие апостола в деле евангелизации: заложив основание в одном месте, он спешил к другому. Он был должником и эллинам, и варварам и старался распространять Евангелие среди них, насколько мог.

2. Его верность и благоразумие. Он не нерадел о том месте, которое покидал, но оставлял там того, кто должен был возделывать молодые насаждения и завершить начатое им.

3. Его смирение. Он не пренебрегал помощью в своем труде, причем помощью от тех, кто был служителем не такого высокого ранга, как он сам, и не был так богато одарен, как он; ради успеха Евангелия и приобретения душ он прибегал к помощи других рук. Это хороший пример для служителей, побуждающий их к усердию и ревности, к верности и попечению о стаде, чтобы они заботились о духовном назидании и утешении детей Божиих. 4. Тит хотя и был по своему положению ниже апостола, однако он стоял выше обычных пасторов или пресвитеров, чьей обязанностью было заботиться о конкретной церкви; сфера деятельности Тита была выше – он поставлял пасторов там, где их не хватало, приводил все в первоначальный порядок и уходил в другие места для совершения такого же служения, если в этом была нужда. Тит был не просто служителем вселенской церкви, но вселенским служителем. Служители, подобные Титу, могли совершать свое служение в любом месте, куда бы ни приходили, и претендовать на содержание церкви. Где апостол мог действовать как апостол, там благовестник мог действовать как благовестник, ибо они делали дело Господне, как и апостолы, 1Кор 16:10. Здесь, на Крите, Тит был оставлен для определенной цели и на короткое время; Павел хотел, чтобы он быстро справился с поручением, ради которого был оставлен, и пришел к нему в Никополь, где апостол намеревался провести зиму; после этого Тит был отправлен в Коринф, был вместе с апостолом в Риме, а оттуда был послан в Далматию – это последнее, что мы читаем о нем в Священном Писании. Таким образом, из Писания не видно, чтобы он занимал пост местного пресвитера; он покинул Крит, и мы нигде не читаем, чтобы он возвращался туда еще раз. Но какою властью обладали Павел и Тит на Крите? Не посягали ли они на права гражданских властей? Никоим образом; они не вмешивались ни в чьи гражданские полномочия, Лук 12:14. Они совершали духовный труд путем убеждения и вразумления, не вмешиваясь в гражданские вопросы, не восстанавливая никого против гражданской власти и не подрывая ее авторитета, наоборот, содействуя ее укреплению. Под недоконченным Павел не имел в виду вопросы, находящиеся в ведении гражданских властей, но божественные и духовные установления, касавшиеся назначения служителей для духовных целей и получаемые от Христа как Царя и Главы церкви; для этого-то и был оставлен Тит. И заметим: нелегкое это дело – воздвигать церкви и доводить их до совершенства. Павел сам трудился здесь, и тем не менее что-то оставалось незавершенным; строительный материал лежит косо, его нужно отесать и подогнать, придать ему правильную форму, а когда все будет упорядочено, необходимо сохранить его в таком состоянии. Самые лучшие из людей подвержены падениям и выходу из строя. Служители должны противостоять этому, восстанавливать нарушенное и дополнять то, чего недостает. Таков, в общих чертах, был труд Тита на Крите.

II. Конкретно: ...и поставил по всем городам пресвитеров... Их следовало поставить там, где было достаточное количество христиан, что имело место в городах. Эти пресвитеры, или старейшины, должны были осуществлять обычное постоянное попечение о церквах, пасти их и управлять ими, а также выполнять все пастырские обязанности по отношению к церкви. Термин пресвитер (пастырь) иногда употребляется и в более широком смысле, относительно всех, выполняющих функции служителей в церкви, в этом смысле и апостолы были пресвитерами или пастырями, 1Пет 5:1; но здесь оно означает обычных пресвитеров, тех, что трудились в слове и учении и надзирали за церковью Господа. Слово пресвитер некоторые переводят термином священник, который по отношению к евангельским служителям не употребляется, кроме как в образном или символическом смысле, так как все дети Божий являются царями и священниками Богу, чтобы приносить духовные жертвы молитв, хвалы и благотворительности. Но в собственном смысле этого слова мы не имеем священников в век Евангелия, за исключением одного Христа, Первосвященника исповедания нашего (Евр 3:1), принесший Себя Самого в жертву Богу за нас и всегда живой, чтобы ходатайствовать за нас. Поэтому пресвитеры, о ком говорится здесь, это не священники в собственном смысле этого слова, приносящие жертвы, прообразные или реальные, но лишь евангельские служители, выполняющие установления Христа и пасущие церковь Божию, над которой Дух Святой поставил их блюстителями. Заметьте:

1. Церковь без постоянного служителя – это церковь в недовершенном состоянии.

2. Там, где есть достаточное количество верующих, должен быть поставлен пресвитер; его пребывание в церкви должно соответствовать его назначению- для совершения святых... и созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, то есть пока наполнится число избранных Божиих и они составят одно тело Христово, когда все достигнут полного возраста и силы, той меры благодати, что дарована и предназначена им, Еф 4:12,13. Это труд, который будет совершаться до конца мира и для которого поэтому всегда будут необходимы те, что назначены выполнять его. Какой хвалы достоин Бог за установление этого служения! Какими благодарными должны быть те, что пользуются благословениями его! Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Вера происходит от слышания, и через слышание она сохраняется, поддерживается и плодоносит. Невежество и извращения, упадок добра и умножение зла происходят от недостатка служителей, способных учить и оживлять души. Ради этого Павел оставил Тита в Крите, чтобы он довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров. Но делать это он должен был не по своему собственному изволению или вкусу, но согласно указаниям апостола.

III. Правило, каким он должен руководствоваться: ...как я тебе приказывал, вероятно, в то время, когда он был с ним, в присутствии и других, кого он теперь, может быть, и имеет в виду, говоря это не столько ради самого Тита, сколько ради них, чтобы они могли с большей готовностью оказывать послушание Титу, зная и учитывая, что он действовал по поручению и при поддержке апостола, по его указаниям и от его имени. Как во времена действия закона все должно было делаться по образцу, показанному Моисею на горе, так и в век Евангелия все должно устраиваться и управляться согласно постановлениям Христа и Его главных служителей, безошибочно следовавших Его водительству. Человеческие традиции и измышления не должны вноситься в церковь Божию. Благоразумные распоряжения для осуществления назначенных Христом целей, согласованные с общими принципами Слова, могут и даже должны быть допускаемы. Но никакие изменения по существу веры и богослужений или порядка и дисциплины в церкви недопустимы. Если благовестник не может делать ничего, кроме того, что установлено, то тем более остальные. Церковь есть дом Божий, она принадлежит Ему, и Он назначает служителей и устанавливает порядки в ней, как Ему угодно. Слово как относится здесь к характеру и качествам тех пресвитеров, которых Тит должен был поставить: «Поставь по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал, таких, как я описал тебе раньше и собираюсь сейчас еще более подробно описать их», – что он и делает в следующих стихах, с шестого по девятый включительно.

Стихи 6-16. В этом отрывке апостол дает распоряжения относительно рукоположения, указывая, кого можно рукополагать, а кого нет.

I. О тех, кого Тит должен рукополагать. Указываются их качества и добродетели, имеющие отношение к их образу жизни и поведения (ст. 6-8), а также касающиеся их учения, ст. 9.

1. Качества, относящиеся к их образу жизни и поведения.

(1) В общих чертах: Если кто непорочен... (англ. безупречен. – Прим. переводчика);

безупречный– это не тот, кто совершенно лишен недостатков, таких не существует, ибо нет ни одного, кто жил и не грешил бы; это также и не тот, кто не заслуживает никакого порицания, – этого достичь исключительно трудно. Упрекали даже самого Христа и Его апостолов, хотя они этого не заслуживали. Под безупречным следует понимать того, кто имеет доброе свидетельство, даже от внешних.

(2) Более конкретно.

[1] Его качества как семьянина. Что касается лично его, то он должен хранить супружескую чистоту: ...муж одной жены... Ни исповедание веры, ни призвание на служение не являются препятствием для вступления в супружескую жизнь. Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? (1Кор 9:5). Запрещение вступать в брак – это одно из лжеучений антихристовой церкви, 1Тим 4:3. Это не значит, что служители должны быть женаты; здесь не это имеется в виду; но что служитель должен иметь только одну жену, то есть не быть разведенным и женатым вторично (что было обычной практикой среди обрезанных, даже по ничтожным поводам), или иметь одновременно только одну жену, не быть двоеженцем. Это не значит, что он не может дважды жениться, но что, будучи женатым, он должен иметь только одну жену одновременно, а не две и не более, согласно греховным обычаям тех времен, которые основывались на искаженном подражании патриархам, что наш Господь отменил. Полигамия – это такой же грубый грех, как и связь с блудницей или наложницей. Что касается его детей: ...детей имеет верных... покорных и добрых, воспитанных в истинной христианской вере и живущих согласно ей, по крайней мере настолько, насколько это в родительских силах. Это большая честь для служителей, когда их дети верны и благочестивы, как подобает их христианскому званию. Не укоряемых в распутстве или непокорности, то есть не укоряемых в этом справедливо, на основании фактов и подаваемых ими поводов для укоризн, ибо и самого невинного человека можно ложно обвинить в распутстве и непокорности. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не давали повода к такому осуждению. Верные, покорные и воздержанные дети являются хорошим доказательством верности и усердия родителей, воспитавших и наставивших их. Верность в малом дает основание доверить большее – таков закон Божией церкви. Необходимость указанных качеств обосновывается характером пресвитерского служения (ст. 7): Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель... Те, которые выше назывались пресвитерами, или старейшинами, в этом стихе называются епископами. Таковыми они и были на самом деле, то есть не имели над собою никаких вышестоящих должностных лиц, прикрепленных к ним и постоянно осуществляющих свой контроль над ними. Как очевидно из текста, задача Тита на Крите была чисто эпизодического характера, и его задержка здесь была кратковременной, как прежде было отмечено. Поставив пресвитеров и утвердив их в их положении, он ушел оттуда, поручив все остальное этим пресвитерам, названным здесь епископами и домостроителями Божиими. Нигде на страницах Писания мы не читаем о том, что Тит оставил на Крите какого-нибудь своего преемника; именно этим пресвитерам, или епископам, он доверил все полномочия: пасти свои стада, управлять ими и надзирать над ними. Вот почему им надо было быть чистыми и добрыми по своему характеру, непорочными: ведь они являлись такими епископами и блюстителями стада, которые должны были подавать пример стаду, и такими Божиими домостроителями, что должны были заботиться о состоянии дома Его, обеспечивать и снабжать его всем необходимым. Как иначе могли бы они справиться со своей задачей в условиях преследований и постоянных препятствий их служению, в атмосфере недоверия и опасений со стороны душ, кого они должны были спасать?

[2] Личные качества пресвитера определяются, во-первых, с негативной стороны, то есть показывается, каким пресвитер, или епископ, не должен быть: ...не дерзок... Это запрещение общего характера, включающее в себя самомнение или надменное превозношение своим положением и способностями, упорство в своих собственных мнениях; себялюбие, ищущее своего и ставящее свое собственное я в центре всего; самонадеянность и самоуверенность, самоугождение и пренебрежение другими или полное игнорирование их. Быть дерзким – это значит быть гордым, упорным, упрямым, настаивающим на своей воле и на своих путях, или грубым подобно Навалу. Великой честью для служителя является его готовность спрашивать и принимать советы, считаться с мнениями и желаниями других, стараться для всех быть всем, чтобы приобрести хотя бы некоторых. Не гневлив – не из тех, кто скор на гнев, кто легко раздражается и воспламеняется гневом. Кто не может управлять собою, своими собственными бурными страстями, тот не годится для управления церковью. Служитель должен быть кротким и выдержанным, терпеливым ко всем. Не пьяница. Нет большего позора для служителя как быть пьяницей, любителем выпить, позволяющим себе в этом излишнюю свободу. Умеренное употребление вина в случае необходимости, как и любого другого дара Божьего, не противозаконно. Употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов, – советует Павел Тимофею в 1Тим 5:23. Но чрезмерное употребление вина позорно для всех, и особенно для служителей. Вино отнимает разум от человека и превращает его в животного. Здесь вполне уместно увещание апостола Павла: ...не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, Еф 5:18. Исполнение Духом никогда не может быть излишним, но в употреблении вина очень легко дойти до излишества, поэтому надо остерегаться, чтобы не дойти до этой грани. Не корыстолюбец, то есть не жадный до денег. Под этим следует понимать не то, что он отказывается от справедливого воздаяния за свой труд, от необходимого материального содержания, но что он не делает прибыль своей первой или главной целью, не руководствуется в своем служении низменными мирскими расчетами. Нет ничего более неподобающего для служителей, чем привязанность к земному, так как они сами должны помышлять о горнем и других побуждать к этому. Таковы негативные стороны характера епископа. Во-вторых, позитивные качества: епископ должен быть страннолюбив (ст. 8), в доказательство того, что он не предан корыстолюбию, но готов использовать имение свое для лучших целей, не богатеет для себя, удерживаясь от благодеяния другим. Принимать странников – это великое и необходимое служение любви; оно особенно было важно в те бедственные времена, когда дети Божий скитались в поисках убежища от преследований врагов или просто путешествовали с места на место и не имели пристанища, так как тогда не было таких гостиниц, как в наше время; когда среди них было много бедных, нуждавшихся в приюте. Тем, кто должен являть в себе образец добрых дел, весьма к лицу иметь дух гостеприимства и проявлять его в случае необходимости на практике, в меру своих возможностей. Любящий добро (англ. добрых людей. – Прим. переводчика): служители должны быть примером в том и в другом. Этим они докажут свое благочестие и подражание Богу и Господу Иисусу Христу: ...будем делать добро всем, а наипаче своим по вере – то есть святым, которые на земле, дивным Его, к которым должно быть все желание наше. Целомудрен, или благоразумен; это качество, необходимое служителю как в управлении церковью, так и в его личном поведении. Он должен быть мудрым домостроителем, не опрометчивым, нерассудительным или горячим, но владеющим своими страстями и настроениями. Справедлив – в том, что касается его гражданских обязанностей и деловых отношений, чтобы всякому воздавать должное. Благочестив – в том, что касается его отношений с Богом. Благочестивый – это тот, кто благоговеет перед Богом и поклоняется Ему, кто помышляет о духовном и о небесном. Воздержан; это слово происходит от слова, означающего власть, и подразумевает того кто владеет своими страстями и влечениями, кто может сдерживать и ограничивать себя даже в том, что является вполне законным, если это необходимо ради благих целей.

2. Относительно учения.

(1) Обязанность служителя: Держащийся истинного слова, согласного сучением... – строго держащийся учения Христова, слова благодати Его, точно соблюдающий полученные им наставления как в своей личной жизни веры, так и в обучении других. Заметим: [1] Слово Божие, данное нам в Священном Писании, есть истинное и непогрешимое слово; это слово Того, Кто есть Аминь, Свидетель верный и истинный, Того, Чей Дух руководил писавшими его. Святые Божий человеки изрекали его, будучи движимы Духом Святым. [2] Служители должны крепко держаться истинного слова в своих наставлениях и в своей жизни. Я веру сохранил – это было утешением для Павла, 2Тим 4:7. Я не упускал возвестить вам всю волю Божию – такова была его верность, Деян 20:27.

(2) Цель – чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать, убеждать и наставлять других в истинной вере и обличать мыслящих превратно. Как он сможет это делать, если сам будет неуверенным или неустойчивым, если не будет твердо держаться истинного слова и здравого учения, которое должен преподавать и на основании и посредством которого должен обличать противящихся истине? Мы имеем здесь краткое изложение великой задачи служителя – наставлять тех, кто хочет знать и исполнять свой долг, и обличать тех, кто противится. Причем то и другое он должен делать на основании здравого учения, то есть вразумляя с помощью доводов и свидетельств Священного Писания, являющихся непогрешимыми словами истины, которые могут и должны всех умиротворить и удовлетворить, привести все к полной ясности. Таковыми должны быть пресвитеры, поставляемые Титом.

II. Указания апостола относительно тех, кого Тит должен отвергать или избегать. Это люди совершенно противоположного характера; упоминание о них апостол делает с той целью, чтобы объяснить, почему он рекомендует проявлять такую тщательность при проверке характера служителей, почему они должны быть такими, и только такими, как он описал их. Причин для этого две – существование негодных учителей и их слушателей, ст. 1-16.

1. Негодные учители.

(1) Эти лжеучители описываются следующим образом. Они непокорные, то есть своевольные, жаждущие власти, упрямые и непослушные, они не хотят считаться с порядком в церкви и подчиняться ему, относятся нетерпимо к доброму руководству церкви и к здравому учению. Это пустословы и обманщики, воображающие себя мудрыми, но, в действительности, они безумны, поэтому и пустословы; они впадают в заблуждения и ошибки и усердно стараются затянуть в них других. Таковых было много, особенно из обрезанных, обращенных (согласно их притязаниям) из иудеев; они выступали за объединение иудаизма с христианством, делая из них нечистую смесь. Таковыми были лжеучители.

(2) Указание, как обращаться с ними (ст. 11): Каковым должно заграждать уста... не насильственным путем (Тит не имел на это власти, и это не евангельский метод), но путем опровержения и обличения, указывая им на их ошибки и не уступая им ни на час. В случае их упорства, приводящего к нарушению мира в церкви и развращению других церквей, должны применяться меры осуждения как последнее средство для исправления заблудившихся и для предотвращения вреда, какой может быть причинен многим другим. Заметьте: верные служители должны своевременно противостать обманщикам, чтобы их безумие обнаружилось пред всеми... чтобы они немного успели.

(3) Доводы, подтверждающие необходимость таких мер. [1] Пагубное влияние их заблуждений: ...они развращают целые дома, уча, чему не должно... (а именно: тому, что необходимо обрезание и соблюдение закона Моисеева и т. п.): они искажают Евангелие и развращают души человеческие, причем не только отдельные личности, но целые семейства. Апостолов совершенно несправедливо обвиняли как всесветных возмутителей; эти же лжеучители вполне справедливо заслуживали обвинения в совращении многих людей с пути истинной веры на путь погибели. Таковым должно заграждать уста, особенно учитывая то, [2] Какими низкими целями они руководствовались: они делали это из постыдной корысти, служа своим мирским интересам под прикрытием благочестия. Сребролюбие есть корень всех зол. Самое целесообразное – решительно противостать таковым, опровергая их учение и приводя их к посрамлению, на основании здравого учения и доводов Писания.

2. Их последователи, или слушатели; они описываются на основании свидетельства античного поэта.

(1) О свидетеле (ст. 12): Из них же самих один стихотворец сказал... то есть один из критян, не из иудеев. Это греческий поэт Эпименид, который, вероятно, хорошо знал критян и вряд ли стал бы клеветать на них. Из них же самих один стихотворец (англ. пророк. – Прим. переводчика). Они считали своих поэтов за пророков, изрекавших божественные истины. Эти пророки частенько обличали различные пороки своего народа, как например: Арат, Эпименид – у греков Гораций, Ювенал и Персии – у римлян. Они обнаруживали большое остроумие в своих обличениях.

(2) Его свидетельство: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Они были известны лукавством и лживостью, вошедшими даже в поговорку: быть критянином значит быть лжецом; они уподоблялись злым зверям за их коварный и жестокий нрав и назывались утробами ленивыми за леность и чувственность – они больше любят кушать, нежели работать и честным трудом обеспечивать себя. Заметьте: грубые пороки, считавшиеся позорными даже среди язычников, должны быть совершенно далеки от христиан: фальшь и ложь, гнусное коварство и жестокость, всякие скотские, грязные привычки, праздность и лень; они осуждаются даже светом естественной нравственности. За них осуждали критян их собственные поэты.

(3) Подтверждение апостолом свидетельства поэта (ст. 13): Свидетельство это справедливо. Апостол слишком часто встречался с примерами, доказывающими справедливость этой характеристики. Одни народы более склонны по своему характеру к определенным порокам, чем другие. О критянах слишком хорошо было известно, что они были именно такими, как здесь описаны, – ленивыми и злыми, лживыми и вероломными; апостол сам ручается за это.

(4) Наставление Титу, как следует вести себя с этими людьми: По сей причине обличай их строго... В своем послании к Тимофею Павел убеждал его с кротостью наставлять противников; здесь же он велит Титу обличать со строгостью. Причина этого различия может заключаться в различии характеров Тимофея и Тита. Тимофей, возможно, был более резким по характеру, склонным горячиться при обличениях, поэтому Павел призывает его наставлять с кротостью. Тит же, может быть, был более мягкого нрава, и поэтому апостол советует ему обличать строго. Скорее же всего причина была в разнице между характерами обличаемых ими: Тимофей имел дело с более благовоспитанными людьми и поэтому должен был с кротостью обличать их; Тит же трудился среди более грубого и некультурного народа. Их пороки были многочисленны и вульгарны, совершались бесстыдно и нагло, поэтому он должен был обращаться с ними соответственно. При обличении необходимо делать различие между грехами: одни грехи более грубы и отвратительны, чем другие; а также и между грешниками – некоторые из них более мягкого и покорного нрава, на них можно воздействовать добрым увещанием; к тому же они склонны впадать в уныние от чрезмерной строгости. Другие же более ожесточены и упорны, нуждаются в более резком обличении, чтобы вызвать у них чувство стыда и добиться их раскаяния. Требуется много мудрости, для того чтобы правильно обличать, с наибольшей пользой: И к одним будьте милостивы, с рассмотрением; а других страхом спасайте, исторгая из огня... Иуд. 22,23. Критяне, с их многочисленными и грубыми грехами и пороками, нуждались в строгом обличении. Однако, чтобы это повеление Павла не могло быть истолковано неверно,

(5) Он указывает на цель обличения (ст. 14): ..дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины, то есть чтобы показали, что они действительно изменились, оставили злые нравы и обычаи, присущие природному естеству критян, и чтобы не держались иудейских преданий и предрассудков фарисеев, могущих склонить их к пренебрежению Евангелием, его здравым учением. Заметьте:

[1] Самые строгие обличения должны быть направлены к благу обличаемых, они должны исходить не от злобы, ненависти и зложелательства, но от любви; они должны не ублажать гордость, страсть или чувство злобы обличающего, но содействовать исправлению заблуждающегося и восстановлению виновного.

[2] Быть здравым в вере – это самое желательное и необходимое состояние. Это означает здоровье и силу души; это угодно Богу и несет утешение христианину, делает его способным постоянно и с радостью исполнять свой долг.

[3] Верный путь к достижению этого состояния отвращать свой слух от человеческих басен и фантазий (1Тим 1:4): И не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. А также 1Тим 4:7: Негодных же и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии. Человеческие изобретения и вымыслы в вопросе поклонения Богу противны истине и благочестию. Иудейские обряды и ритуалы были когда-то установлениями Божиими, но теперь, когда сущность их реализовалась и время их закончилось, они стали незаконными постановлениями людей, не только не согласующимися с истиной, но отвращающими от нее, от чистой евангельской истины, и от духовного поклонения, установленного Христом вместо служения по плоти, которое совершалось во времена закона.

[4] Отвращаться от истины, заменять Христа на Моисея, духовное поклонение евангельского века – на плотские постановления закона, или божественные постановления заменять человеческими, – это означает подвергать себя ужасному осуждению. О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине? [...] Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию? – так Павел обращается к галатам в Гал 3:1,3. Итак, показав, в чем состоит цель строгого обличения развращенных и порочных критян – чтобы они были здравыми в вере и не внимали иудейским басням и постановлениям людей, – в последних двух стихах (6) Павел обосновывает свои указания исходя из той свободы от постановлений закона, какую дает нам Евангелие, и из того вреда, какой приносит христианскому домостроительству дух иудаизма. Для добрых христиан, здравых в вере и поэтому очищенных, все чисто. Пища и питие и все, что было когда-то запрещено законом (а некоторыми еще соблюдалось), теперь потеряли всякие различия, теперь стало все чисто (законно и разрешено для употребления), а для оскверненных и неверных нет ничего чистого; вещи, законные и добрые сами по себе, от их злого употребления становятся греховными. Они высасывают яд из того, из чего другие извлекают сладость; поскольку их ум и совесть осквернены, то все, что они делают, также оскверняется. Жертва нечестивых – мерзость пред Господом... Прит 15:8.

Возражение. Но не являются ли эти иудействующие (как вы называете их) людьми религиозными, хорошо говорящими о Боге, о Христе и о праведной жизни, и заслуживают ли они столь сурового осуждения? Ответ: Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу, ст. 16. Многие, говорящие, что знают Бога, своей жизнью отрекаются от Него; их практическая жизнь противоречит их исповеданию. И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится пред лицом твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их, Иез 33:31. Будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу. Повелевая Титу строго обличать критян, апостол и сам обличает их необычайно сурово, характеризует их очень жесткими словами, но, несомненно, не более жесткими, чем те, каких они заслуживают или в каких нуждаются. Будучи гнусны – то есть заслуживающие отвращения со стороны Бога и всех добрых людей как нечто отталкивающее, противное. Непокорны – не поддающиеся убеждению, неверующие. Они многое делали, но не из послушания веры, не то, что им повелевалось. Неспособны ни к какому доброму делу – не умеют ничего делать правильно. Какое жалкое состояние лицемеров, имеющих только вид благочестия, но не силу его. Однако не будем спешить обвинять в этом других, лучше позаботимся о том, чтобы самим не оказаться таковыми, чтобы не было в ком из нас сердца лукавого и неверного, дабы нам не отступить от Бога живого, но чтобы нам быть чистыми и непреткновенными в день Христов, исполненными плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию, Фил 1:10,11.


← 4 Тит 1 MGC 2

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.