Данная глава описывает плачевное опустошение, нанесенное Иудее нашествием саранчи и гусениц. Одни полагают, что пророк говорит об этом, как о грядущем событии, и заранее предостерегает о нем, как обычно пророки предупреждали о приближающихся судах. Другие полагают, что именно в то время свирепствовал суд, и задача пророка была воздействовать на народ и пробудить его к покаянию.

I. Об этом наказании говорится как о событии, не имеющем прецедента ранее (ст. 1−7).

II. Все люди, которых коснулось данное бедствие, призваны оплакивать его (ст. 8−13).

III. При этом им велено взирать на Бога и смиряться перед Ним (ст. 14−20).

Стихи 1−7. Некоторые иудеи бездумно полагают, что данный пророк Иоиль был сыном Самуила (1Цар 8:2); но один раввин очень разумно обращает внимание и показывает, почему в данном месте Самуил назван Вафуилом. Данный Иоиль служил намного позднее. Он говорит о печальном и суровом наказании, которое в то время постигло или должно было постигнуть Иудею за ее грехи. Обратите внимание:

I. Сила данного наказания выражена двумя сравнениями:

(1) Подобного события еще не было в истории и не сохранилось в памяти кого-либо из живущих (ст. 2). Пророк взывает к старцам, которые могли бы помнить давно минувшие события; более того, все жители земли призваны засвидетельствовать, если могут вспомнить нечто подобное. Пусть пойдут далее возможностей человеческой памяти и вникнут в наблюдения отцов своих (Иов 8:8), и они не найдут описания события, которое было бы похоже на это. Отметьте: кто превзошел своих предшественников во грехе, тот должен справедливо быть готов, что на него обрушатся более суровые наказания, чем те, с которыми пришлось столкнуться их предшественникам.

(2) Этот суд будут помнить грядущие поколения (ст. 3): «Передайте об этом детям вашим; пусть знают, какие мрачные знаки гнева Божьего обрушились на вас, чтобы они приняли предостережения и научились послушанию на примере ваших страданий, ибо все это также было предназначено для их предостережения. Более того, дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети — следующему роду, пусть говорят им об этом не только как о странном событии, которое послужило темой для разговора (как описываются необычные происшествия в наших альманахах: столько-то времени прошло после эпидемии и пожара, столько-то — после великих морозов и сильного урагана), а пусть расскажут о нем, чтобы научить своих детей благоговеть перед Богом и Его судами, научить трепетать перед Ним». Отметьте: мы должны передать потомкам летопись о судах Божьих, равно как и о Его милостях.

II. На сам суд; это вторжение в Иудею огромной армии. Многие древние и современные толкователи полагают, что здесь идет речь об армиях людей — вооруженных силах Ассирии, которые под предводительством Сеннахирима взяли все укрепленные города Иудеи, а затем, несомненно, опустошили страну и уничтожили все, что было произведено в ней; более того, некоторые полагают, что четыре вида животных, перечисленных здесь (ст. 4), подразумевают четыре монархии, которые, в свою очередь, угнетали еврейский народ, уничтожая тех, кому удалось избежать ярости предыдущих притеснителей. Многие иудейские толкователи считают, что это метафорическое выражение предупреждает о приближении врагов, их многочисленности и о том, какое разорение они нанесут. Подобным образом халдейский пересказчик упоминает этих четырех животных (ст. 4), а потом (гл. 2, ст. 25) вместо них употребляет слова народы, нации, языки, властелины и мстительные царства. Но, похоже, лучше понимать это выражение в буквальном смысле и полагать, что здесь говорится об армиях насекомых, напавших на землю и пожравших ее плоды. Саранча выступала в роли одной из казней египетских. О ней сказано: «...прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой» (Исх 10:14) — ни такой, как в Египте, ни такой, как данная саранча в Иудее — ни такой по размеру, как та, в Египте, ни такой по количеству и причиненному ею злу, как эта, в Иудее. Казнь саранчой в Египте длилась всего лишь несколько дней, а эта, похоже, продолжалась в течение четырех лет (как думают некоторые), так как упомянуты четыре вида насекомых (ст. 4), которые сменяли друг друга и уничтожали то, что осталось от предыдущих. Но другие полагают, что все это произошло в течение одного года. История Ветхого Завета не говорит, когда это произошло, но мы уверены, что ни одно слово Божье не останется неисполненным; и хотя здесь, в основном, говорится об опустошении земли насекомыми, тем не менее это выражено такими словами, которые очень подходят для описания опустошения страны иноземным врагом, напавшим на нее, ибо если народ не смирился и не изменился после незначительных судов, в результате которых была опустошена земля, то Бог пошлет более значительные, которые уничтожат ее жителей; а через описание этих событий им велено принять это предостережение. Если один народ не подчинит их, то придет другой, чтобы уничтожить. Обратите внимание:

(1) Что за насекомые посланы против них — гусеницы, саранча, черви и жуки (ст. 4). Сейчас мы не можем описать, чем они отличались друг от друга; все они были маленькими и презренными; человек мог легко раздавить их ногой или пальцем. Но когда они приходили огромными стаями или роями, то становились грозной силой и съедали все перед собой. Отметьте: Бог — Господь воинств, все творения в Его власти, и когда Ему угодно, Он может смирить и уничтожить гордый и непокорный народ с помощью маленьких и самых презренных творений. Сказано, что человек — червь, но из всего сказанного следует, что он — менее чем червь, ибо когда Богу угодно, то черви оказываются для него слишком сильным противником: они опустошают его страну, съедают все, ради чего Он трудился, уничтожают запасы пищи и истребляют имущество могущественного народа. Чем слабее орудия, которые Бог задействует, тем больше возвеличивается Его сила.

(2) С какой яростью и силой они пришли. В данном месте они названы народом (ст. 6), так как объединены в одно целое и действуют согласованно, словно по общему плану; ибо хотя у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно (Притч 30:27), и здесь об этом упоминается как о примере их мудрости. Мудро поступают те, которые, являясь слабыми поодиночке, объединяются и действуют сообща. Они сильны, ибо бесчисленны. Пылинка на весах легка и ее легко сдуть, а гора пылинок обладает большим весом; так и червь мало что может сделать (хотя один червь смог уничтожить растение Ионы), но большое количество червей может творить чудеса. Сказано, что они имеют зубы львиные — зубы великого льва, ибо наносят ими огромные опустошения. Отметьте: саранча становится подобной львам, когда выходит армиями по божественному поручению. В Книге Откровение мы читаем о саранче, вышедшей из бездны, у которой зубы были, как у львов (Откр 9:8).

(3) Какое зло они совершат. Они съедят все, что окажется на их пути (ст. 4); то, что останется от одних, сожрут другие; они уничтожат не только траву и хлеб, но и деревья (ст. 7): «Опустошил он виноградную лозу». Насекомые съедают листья, которые должны быть прикрытием для плодов, пока они созревают, и поэтому они тоже погибают и становятся ни на что непригодны. Они съедают кору смоковницы и таким образом убивают ее. Тогда не расцветает смоковница и нет плода на виноградных лозах.

III. На призыв к пьяницам оплакивать этот суд (ст. 5): «Пробудитесь, пьяницы, и плачьте». Эти слова подразумевают, (1) что они значительно пострадают от этого бедствия. Оно коснется их самой болезненной стороны: виноградный сок (новое вино в англ. пер.), который они любят больше всего, будет отнят от уст ваших. Отметьте: Бог поступает справедливо, лишая нас тех утешений, которыми мы злоупотребляем, которые приводят к роскоши и пресыщению, отнимая хлеб и вино, приготовленные для Ваала, ставшие пищей и топливом для низменных похотей. Для таковых суды подобного вида являются самыми суровыми. Чем больше люди считают себя счастливыми, потакая чувствам, тем более угнетающими будут для них временные страдания. Кто пьет воду, тому безразлично, что виноградная лоза опустошена; они могут так же хорошо обходиться без нее, как и раньше; это вообще не было бедой для назореев. Но пьющие вино будут плакать и рыдать. Чем больше удовольствий нам необходимо для удовлетворения, тем больше мы подвергаем себя бедам и огорчениям.

(2) Что они останутся бесчувственными и глупыми, испытывая на себе знаки Божьего недовольства; поэтому здесь их призывают пробудиться и плакать. Кто не пробудится от слова Божьего и не избавится от уверенности, тот пробудится от Его жезла; кто не испугается судов, находящихся на расстоянии, тот сам будет поражен ими; и когда они соберутся вкусить запретный плод, то запрет другой природы встанет между чашей и устами и будет отнято вино от уст их.

Стихи 8−13. Данный суд, который затронет всех людей, здесь описан весьма плачевным; он не только лишит пьяниц их наслаждений (если бы это было наихудшим, то пусть приходил бы), но и лишит других людей необходимой пищи; поэтому таковых призывают рыдать (ст. 8), как девица оплакивает смерть своего возлюбленного, с которым она обручилась и фактически стала его женой, но не успела выйти за него замуж, или как оплакивает смерть мужа молодая женщина, недавно вышедшая замуж, у которой муж юности ее, ее молодой муж, или муж, за которого она вышла замуж, когда была молода, внезапно отнят смертью. Между новобрачными, которые молоды и женились по любви, которые приятны и соответствуют друг другу, обычно присутствует большая любовь и, следовательно, великая скорбь, если кто-то из них уходит. Такой же плач будет стоять из-за потери хлеба и вина. Отметьте: чем больше мы привязаны к своим утешениям, получаемым от творений, тем труднее нам расстаться с ними. (Посмотрите параллельное место, Ис 32:10−12). Здесь приводится два вида людей, которые будут оплакивать данное опустошение: земледельцы и священники.

I. Пусть земледельцы и виноградари рыдают (ст. 11). Пусть постыдятся беспокойства и усилий, которые они прилагали к своим виноградникам, ибо весь их труд окажется напрасным и они не получат никакой прибыли от них. Своими глазами они увидят, как плод их трудов будет пожираем, и не смогут ничего спасти. Отметьте: те, которые стараются только о пище тленной, рано или поздно постыдятся своих усилий. Когда виноградари увидят свои виноградники лишенными листьев и плодов, а виноградную лозу высохшей до такой степени, что нечего надеяться получить от нее что-то, чем они могли бы расплатиться за аренду и содержать свои семьи, то выразят свою чрезмерную скорбь рыданиями. В данном месте опустошение описано очень детально: «Опустошено поле (ст. 10); все, что оно произвело, поглощено; сетует земля, почва имеет печальный вид и смотрится уныло; все обитатели земли плачут из-за своих потерь и боятся погибнуть от голода (Ис 24:4; Иер 4:28). Хлеб — главный продукт питания — истреблен, новое вино (виноградный сок в рус. пер.), которое обычно относилось в подвал и пополняло запасы старого, высохло. Они краснеют от стыда, что обещали так уверенно то, что сейчас не могут исполнить. Олива завяла или уменьшилась, так как (полагает халдейский парафраз) она ослабела». Люди не благодарили Бога (как должно) за хлеб, который укрепляет сердце человека, за вино, которое веселит сердце, и елей, от которого блистает лицо (Пс 113:14−15); и поэтому им справедливо придется оплакивать потерю и испытывать нужду в продуктах, производимых землей, которые Бог давал то ли из-за необходимости, то ли для удовольствия. То же повторяется в ст. 11−12: они будут оплакивать и нуждаться в пшенице и ячмене — основных злаках, из которых в то время делали хлеб (из пшеницы делали хлеб для богатых, а из ячменя — для бедных), так что эта беда постигнет и богатых и бедных. Будут уничтожены деревья; не только виноградная лоза и смоковница (как ранее в ст. 7), которые были необходимы и приносили значительную помощь, но также и другие деревья, приносившие радость, — гранатовое дерево, пальма и яблоня: все дерева в поле, равно как деревья в саду, строевой лес и фруктовые деревья. Вкратце, погибла жатва в поле (ст. 11), а из-за этого веселье у сынов человеческих исчезло (ст. 12). Радость жатвы, которая обычно выражала великую всеобщую радость, исчезла и превратилась в стыд и плач. Отметьте: гибель урожая высушивает радость сынов человеческих. Кто своим счастьем считает чувственные наслаждения, тот теряет всю свою радость, когда лишается их или каким-то образом ему мешают наслаждаться ими; в то время как дети Божьи, смотрящие на чувственные удовольствия со святым безразличием и презрением, знающие, как важно сделать Бога наслаждением своего сердца, смогут возрадоваться в Нем как в Боге своего спасения даже тогда, когда смоковница не расцветет; тогда духовная радость не исчезнет, а расцветет более чем когда-либо (Авв 3:17−18). Давайте посмотрим, (1) какими недолговечными и зыбкими являются утешения, доставляемые творениями. Мы не можем быть уверенными в их продолжительности. В данной ситуации небеса давали дождь в свое время, земля давала свою силу, и когда приблизилось время жатвы, то у людей не было оснований сомневаться, что они получат богатый урожай; но именно тогда на них напали враги, о которых они не подозревали, и опустошили поля, хотя не огнем и мечом. Мы поступим мудро, если не будем полагать своим сокровищем то, что подвержено многим неприятным случайностям.

(2) Насколько важно, чтобы мы жили, постоянно уповая на Бога и Его провидение, ибо наших рук нам недостаточно. Когда мы видим полное зерно в колосе, то уверены, что соберем хороший урожай, но даже если принесем его домой, то Бог может развеять его; более того, если Он не благословит его, то мы, скорее всего, не получим ожидаемой прибыли.

(3) Какую разрушительную работу совершает грех: рай превратился в пустыню, а плодородная земля, самая плодородная земля, — в солончатую, за нечестие живущих на ней.

II. Пусть священники, Божьи служители, рыдают, ибо бедствие значительно заденет и их: «Препояшьтесь вретищем» (ст. 13). Более того, ст. 9 говорит: «Плачут священники». Обратите внимание, священники названы служителями алтаря (так как это место их служения) и служителями Господа Бога моего, говорит пророк), ибо, посещая жертвенник, они служили Ему, совершали труд и почитали Его. Отметьте: кто занят служением святынями, тот является Божьим служителем и пребывает в Божьем присутствии. Служители жертвенника обычно радовались пред Господом и много времени посвящали пению, но теперь им придется плакать и рыдать, ибо прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем (ст. 9). То же говорится в ст. 13: «Не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния». «Господь особым образом является вашим Богом; вы ближе Ему, чем остальные израильтяне, и поэтому ожидалось, что вы более других будете переживать о том, что препятствует служению в Его святилище». Подразумевается, (1) что народ Божий, получая в свое время плоды земли, отдает Господу Его часть, а также приносит приношения для жертвенника и десятину тем, кто служит у жертвенника. Отметьте: люди могут быстро наполнить чашу своего беззакония и в то же время сохранять обычный ход внешних религиозных обрядов.

(2) Что когда хлеб и вино исчезли, то хлебные приношения и возлияния также прекратились; это было самое суровое бедствие. Отметьте: когда какое-либо государственное бедствие препятствует ходу религии, то этот факт, в той или иной степени, следует оплакивать, особенно священникам, служителям Господним. Когда бедность приводит к угасанию благочестия и пренебрежению божественными постановлениями, особенно когда из-за нее угасает религия, то это безусловно является суровым наказанием. Когда голод свирепствует, то Бог не получает Свои жертвы и священники лишаются средств к существованию. Поэтому плачьте, служители Господни.

Стихи 14−20. Мы видели, какое огромное количество слез было пролито из-за уничтожения плодов земли саранчой; и в данных стихах эти слезы поворачиваются в правильное русло, ведущее к покаянию и смирению перед Богом. Наказание было очень суровым, и теперь они готовы признать в нем руку Божью, Его могучую руку, и смириться под нею.

I. В результате назначен общий пост. Священникам велено объявить его; они должны не только скорбеть сами, но и призывать других скорбеть: «Назначьте пост; отделите от своих мирских трудов время для религиозных обрядов, чтобы выразить раскаяние и проявить набожность». Отметьте: когда обрушиваются суды государственного масштаба, тогда весь народ должен смириться, ибо через них Господь призывает плакать и сетовать. Со всеми признаками стыда и позора необходимо исповедовать грех и оплакать его, необходимо признать праведность Бога и просить Его о благоволении. Посмотрите, что должен совершить народ в такое время.

1. Для этой цели должен быть начначен определенный день — день воздержания (написано на полях), когда люди воздерживаются от своих обычных занятий и всех телесных развлечений, чтобы более полно посвятить себя служению Богу.

2. Должен быть объявлен пост — религиозное воздержание от пищи и питья, помимо необходимого. Царь Ниневии назначил пост, в течение которого ничего не ели (Иона 3:7). Тем самым мы признаем себя недостойными хлеба насущного и заслуживающими того, чтобы полностью лишиться его; мы наказываем и умерщвляем тело, которое побудило ко греху, и поддерживаем его в состоянии, готовом служить душе, когда она служит Богу, и благодаря желаниям, требующим пищу, стимулируются желания души к тому, что лучше жизни и всех ее благ. Это было своевременно именно тогда, когда Бог лишил их хлеба и вина, ибо тем самым они приспособились к страданиям, которые были им посланы. Когда Бог говорит: «Назначьте пост», то самое время сказать: «Мы будем поститься».

3. Должно быть объявлено торжественное собрание. Старцы и народ, все жители страны сей, представители гражданских властей и подчиненные должны собраться вместе, чтобы почтить Бога своим гражданским смирением, чтобы еще больше покрыть себя позором и тем самым побудить и ободрить себя и других в тот день к исполнению религиозного долга. Все были виновны в государственном грехе, всех коснулось государственное бедствие, и поэтому все должны объединиться, исповедуя покаяние.

4. Они должны собраться в храме — в доме Господа Бога вашего, ибо он был домом молитвы и там они могли надеяться встретиться с Богом; это было то место, которое избрал Бог, чтобы там пребывало имя Его, там они могли надеяться добиться успеха, ибо он был прообразом Христа и Его посредничества. Так они становились участниками молитвы Соломона о том, чтобы Бог принял все просьбы, возносимые в этом доме или в его направлении, в которой подробно излагалась их нынешняя ситуация (3Цар 8:37): «Будет ли саранча, червь...»

5. Они должны освятить (в англ. пер.) этот пост, провести его в религиозной манере, с искренним благоговением. Чего стоит пост, если он не освящен?

6. Они должны взывать к Господу. Именно Ему они должны жаловаться и возносить свои молитвы. Когда мы взываем в страданиях, то должны взывать к Господу, это и есть пост для Господа (Зах 7:5).

II. Некоторые размышления должны побудить их возвестить этот пост и строго соблюдать его.

1. Бог начал бороться с ними. Это время взывать к Господу, ибо день Господень близок (ст. 15). Здесь имеется в виду то ли продолжительность и последствия нынешнего суда, который в то время обрушился на них, то ли некие великие суды, преддверием которых был нынешний. Как бы ни было, но именно этот вопрос они должны сделать сутью своего оплакивания: «О, какой день! Ибо день Господень близок». Взывайте к Господу, ибо (1) «день Его суда рядом; он близок; он не дремлет, а поэтому и вы не должны дремать. Это время поститься и молиться, ибо у вас осталось совсем немного времени, чтобы обратиться».

(2) Он будет очень ужасным; нет возможности избежать и противостоять ему: он идет как разрушительная сила от Всемогущего (см. Ис 13:6). Это не наказание, а истребление, и оно пришло не от руки слабого творения, а от Всемогущего, а кто знает (более того, кто не знает) силу гнева Его? А к кому еще мы должны ходить со своими воплями, как не к Тому, Чьего суда опасаемся? От Него невозможно убежать, а только к Нему; спастись от истребления Всемогущего можно, лишь подчинившись и взывая к Нему; это означает — прибегнуть к Его защите, чтобы заключить мир с Ним (Ис 27:5).

2. Они уже испытывали на себе знаки Его недовольства. Настало время поститься и молиться, ибо их бедствие было велико (ст. 16).

(1) Пусть заглянут в свои дома и увидят, что там нет такого изобилия, как раньше. Кто раньше имел богатый стол, тот теперь должен ограничивать себя: «Не перед нашими ли глазами отнимается пища?» Если люди не видят, когда Бог возносит Свою руку, то они увидят, когда она опустится на них. Разве пища не отнималась перед нашими глазами много раз? Так давайте трудиться ради той духовной пищи, которая сокрыта от наших глаз и не может быть отнята у нас.

(2) Пусть заглянут в дом Божий и там увидят результаты этого суда: веселье и радость отняты от дома Божьего. Отметьте: дом нашего Бога — подходящее место для радости и веселья; когда Давид подходил к жертвеннику Божию, то приходил к Богу радости и веселья; но когда радость и веселье отнимаются от дома Бога то ли из-за осквернения святынь, то ли из-за преследования святых, когда трезвое благочестие угасает и любовь становится холодной, тогда наступает время взывать к Господу, восклицать: «Увы!»

3. Пророк возвращается к описанию скорби и бедственного положения и касается некоторых деталей. Хлеб и скот были основным имуществом земледельцев, и теперь они лишились того и другого.

(1) Гусеницы сожрали хлеб (ст. 17). Житницы, которые раньше они наполняли зерном, теперь опустели, а кладовые разрушены, ибо не стало хлеба; владельцы считают, что не стоит тратиться на их починку, раз в них нечего положить не только сейчас, но и позднее, ибо истлели зерна под глыбами своими либо из-за избытка дождя, либо (что чаще всего случалось в Ханаане) из-за его недостатка, либо, возможно, какие-то насекомые под землей съели их. Когда один урожай пропадает, то земледелец надеется собрать его в следующий раз, но в данном случае они даже не надеются на это, ибо семена для посева так же плохи, как и урожай.

(2) Скот также погибает из-за недостатка травы (ст. 18): «Как стонет скот!» Пророк обращает внимание, чтобы этот факт поразил людей и они близко к сердцу приняли этот суд. Стон скота должен был смягчить их ожесточенные и нераскаявшиеся сердца. Стада волов, крупного скота, ходят уныло; более того, даже стада овец, которые неприхотливы и обычно довольствуются низкой травой, томятся. Посмотрите, как нижние твари страдают из-за наших согрешений и стонут под двойным бременем из-за того, что им приходится служить грехам человеческим, и из-за этого они подвержены проклятию Бога. Проклята земля за тебя.

III. Пророк побуждает их взывать к Богу, размышляя о примерах, данных им для этого.

1. Он сам подает пример (ст. 19): «К тебе, Господи, взываю!» Он не побуждает их делать то, что не решил делать сам; более того, он будет это делать независимо от того, будут они взывать или нет. Отметьте: если Божьим служителям не удается убедить и повлиять на других тайнами о гневе Божьем, то они сами должны быть взволнованы ими; если не могут побудить других взывать к Богу, то сами должны много молиться. Во время бедствия мы должны не только молиться, но и взывать, быть ревностными и настойчивыми в молитве; и наши слова всегда должны быть направлены к Богу, от Которого приходит истребление и должно прийти спасение. Взывать к Богу его побудили не столько личные страдания, сколько государственное бедствие: огонь пожрал злачные пастбища пустыни; похоже, здесь имеется в виду некий испепеляющий и обжигающий жар солнца, который был подобен пожару для плодов земли; он сжег все дотла. Отметьте: когда Бог произвел для суда огонь, то все, кто имеет часть на небесах, должны стараться взывать к Нему изо всех сил, умоляя о помощи (см. Чис 11:2; Ам 7:4−5).

2. Пример подают нижние твари: «Животные на поле не только стонут, но и взывают к Тебе (ст. 20). Они взывают к Твоей жалости соответственно своим возможностям; и хотя они неспособны разумно принять религию, но благодаря естественному инстинкту имеют некоторое упование на Бога». Даже если они стонут из-за бедствия, то Богу угодно воспринимать это, словно они взывают к Нему; тем более особенно благожелательный смысл Он придаст воздыханиям собственных детей, хотя иногда они настолько немощны, что не могут произнести их (Рим 8:26). Писание говорит, что твари взывают к Богу, львы просят у Бога пищу себе (Пс 113:21), равно как и птенцы ворона (Иов 38:41). В данном месте хищники жалуются на отсутствие воды (высохли потоки вод из-за чрезмерной жары) и травы (ибо огонь истребил пастбища пустыни). И чем лучше животных те, кто взывал к Богу лишь о хлебе и вине и жаловался лишь на отсутствие чувственных наслаждений? Тогда их воззвания к Богу в данных случаях должны постыдить за тупость тех, кто никогда не взывает к Богу.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иоиля, 1 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.