В первых трех главах данной книги пророку в виде знамений и образов явлены мысли Бога, а через него — и народу; далее они передаются в виде разговора. В данной главе приводится (I) общее название всей книги (ст. 1).
(II) Некоторые отдельные наставления, которые ему велено передать народу Божьему.
1. Он должен обличить их во грехе, ибо они предались распутству и удаляются от Бога, заключая браки с блудницами (ст. 2−3).
2. Он должен предсказать гибель, которая приближается к ним за этот грех, давая определенные имена их сыновьям, которые должны символизировать, что Бог отказывается от них и оставляет (ст. 4−6, 8−9).
3. Он должен сказать утешительные слова в адрес царства Иудеи, сохранившего чистое поклонение Богу, и заверить их в спасении от Господа (ст. 7).
4. Он должен известить о великой милости, которую Бог хранит для Израиля и Иуды в последние дни (ст. 10−11), ибо в этом пророчестве многие драгоценные обетования о милости переплетаются с угрозами о гневе.
Стих 1. 1. Здесь приводится имя и фамилия пророка, которые он, как и другие пророки, поставил в начале своего пророчества для удовлетворения всех, кто собирается проверить, действительно ли от Бога то, что он пишет; он прилагает к этому свою руку как к тому, что он будет защищать. Его имя Осия (то же самое, что в оригинале Иисус) означает спаситель, ибо пророки — верные служители — были орудием спасения для народа Божьего; они помогли спасти от смерти многие души, спасая их от греха. Его фамилия — Бен-Беерия, или сын Беерия. Как сейчас, так и в то время одни получали свои фамилии согласно местности, как, например, Михей Морасфитянин, Наум Елкосеянин; другие — по имени своих родителей, как Иоиль, сын Вафуила, и в данном месте Осия, сын Беерия. Возможно, они проводили это различие в случае, когда их родители были выдающимися личностями и такая фамилия была бы честью для них; но совершенно беспочвенным является мнение иудеев о том, что в тех случаях, когда указан отец пророка, он также был пророком. Беерия означает колодец, что может напомнить нам об источнике жизни и живой воды, откуда черпают и должны постоянно черпать пророки.
2. Здесь также подтверждаются его полномочия и его поручение: слово Господне было к Осии. Оно было обращено к нему, обладало силой и действенностью; оно было явлено ему как реальная вещь, а не собственный плод фантазии и воображения — так, как Бог в то время открывал Себя Своим слугам пророкам. То, что он говорил и писал, делалось под божественным вдохновением; он говорил словом Господним, как сказал св. Павел о том, что получил только через откровение (1Фес 4:15). Именно поэтому данная книга всегда принималась среди канонических книг Ветхого Завета; это подтверждается тем, что она часто цитируется в Новом Завете (Мф 2:15; Мф 9:13; Мф 12:7; Рим 9:25−26; 1Пет 2:10). Ибо слово Господне пребывает вовеки.
3. Здесь отдельно указывается время, на протяжении которого он проповедовал — во дни Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского. Приводится только эта общая дата его пророчества, но нет даты, указывающей на время написания какой-либо его части, как ранее в пророчествах Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила или в следующих пророчествах — Аггея и Захарии. Назван только один царь Израиля, хотя в течение этого времени их было намного больше, ибо, упомянув царей Иуды, не было необходимости называть других; и так как все они были нечестивыми, то он не получал удовольствия от их перечисления и не хотел тем самым чтить их. Из приведенного здесь описания нескольких царствований, в течение которых Осия проповедовал (и, похоже, слово Господа в той или иной степени приходило к нему на протяжении всех этих царствований), следует, (1) что он пророчествовал долгое время; он начал, когда был очень молод, что дало ему преимущество в силе и энергичности, и продолжал свое служение, пока не стал очень стар, что дало ему преимущество в опытности и авторитете. Для него было честью так долго оставаться задействованным в таком хорошем деле, а для его народа было великой милостью иметь такого служителя, который очень хорошо знал их ситуацию и, естественно, переживал о нем — человека, к которому они давно привыкли и который в связи с этим был особенно полезен для них. Но, насколько мне известно, он смог сделать не много хорошего для них, ибо, чем дольше они радовались его присутствию, тем меньше уважали его; вначале они презрительно отнеслись к нему из-за его молодости, а потом — из-за его возраста.
(2) Что ему пришлось пройти через разные условия. Некоторые из этих царей были очень хорошими и, похоже, поощряли и ободряли его; другие были очень плохими и (можно предположить) были им недовольны и препятствовали ему; но он оставался таким же. Божьи служители должны быть готовы пройти через славу и бесчестье, порицание и похвалу и в любой ситуации принимать решение крепко держаться своей непорочности и усердно совершать свое дело.
(3) Что он начал пророчествовать, когда суды Божьи были далеко и Бог непосредственным образом боролся с этим греховным народом: с теми, кто попал в руки Господа до того, как был передан в руки людей, ибо во дни его современников Озии и Иеровоама произошло ужасное землетрясение, упомянутое в Книгах Захарии (Зах 14:5) и Амоса (Ам 1:1). Затем было нашествие саранчи (Иоиль 1:2−4; Ам 7:1; Ос 4:3). Жезл Божий посылается, чтобы усилить слово Божье, а слово Божье — чтобы пояснить действие жезла, тем не менее они не добиваются успеха, пока Бог Своим Духом не открывает ухо для наставления и обучения.
(4) Что он начал пророчествовать в Израиле во время, когда царство процветало и преуспевало; так было во время царствования Иеровоама второго, о чем мы читаем в 4Цар 14:25: «Он восстановил пределы Израиля. и Бог спас их его рукою»: тем не менее тогда же Осия смело говорит им об их грехах и предсказывает их уничтожение. Людям, стоящим на греховных путях, нельзя льстить только потому, что они процветают, а даже в такой ситуации их нужно честно обличить и четко сказать, что процветание не защитит их и не будет длительным, если они будут упорствовать в своих беззакониях.
Стихи 2−7. Слова «Начало слова Господня к Осии» можно отнести (1) к славному сонму пророков, которые восстали приблизительно в то время. Тогда жили и пророчествовали Иоиль, Амос, Михей, Иона, Авдии и Исаия, но Осия был первым из них, кто предсказал уничтожение Израиля, поэтому начато слова Господня было к Осии. В истории, рассказывающей об этом, где упоминается имя Иеровоама (4Цар 14:27), говорится, что тогда еще не восхотел Господь искоренить имя Израильтян, но вскоре Он сказал, что хочет этого, и Осия был тем человеком, который начал говорить об этом. Ему было сложнее, чем другим, ибо он был первым, кто должен донести это неприятное послание, и лишь позднее появились другие, помогавшие ему в этом.
(2) Или к пророчествам Осии. Это было первое послание Бога для этого народа, которое должно было сказать им, что они были родом лукавым и прелюбодейным. Возможно, он хотел, чтобы его избавили от такого резкого обращения с ними, пока он не приобретет авторитет, хорошую репутацию и их привязанность. Но нет, он должен начать с этого, чтобы они знали, чего ожидать от пророка Господнего. Более того, он должен не только проповедовать, но и записать свое пророчество, опубликовать и оставить в качестве документа, свидетельствующего против них.
I. Пророк должен, словно в зеркале, показать их грех, показать, что он чрезмерно греховен и ненавистен. Пророку велено взять себе жену блудницу и детей блуда (ст. 2). Так он и сделал (ст. 3). Он женился на женщине плохой репутации — Гомеры. дочери Дивлаима. Она не была замужем или взята при прелюбодеянии, ибо в таком случае ее нужно было предать смерти, а вела постыдный образ жизни, оставаясь незамужней. Женитьба на такой женщине не была malum in se — злом самим по себе, а поступком malum per accidens — которому присуще зло: не благоразумным, пристойным или выгодным поступком и поэтому запрещенным для священников: заключение такого брака принесло бы несчастье пророку (в качестве проклятия Амасии грозили, что его жена будет блудницей, Ам 7:17), но не было грехом, раз Бог повелел сделать это ради святой цели. Более того, если ему так было велено, то это был его долг и он должен был уповать на Бога в вопросе своей репутации. Но большинство толкователей полагают, что это было сделано в видении, или что это всего лишь притча — таков был способ обучения, чаще всего используемый древними, особенно пророками: то, что думали о других, они прикладывали к себе в прообразах, как сказал св. Павел (1Кор 4:6, англ. пер.). Он должен взять в жены блудницу и иметь от нее детей, которых каждый подозревал бы, что они дети блуда и зачаты в прелюбодеянии, хотя и рождены в браке, так как чаще всего живущие распутно до брака ведут не лучший образ жизни в замужестве. «И вот, — говорит Бог, — этот народ для Меня такое же бесчестие, скорбь и досада, что жена блудница и дети блуда будут для тебя, ибо сильно блудодействует земля сия». Во всех ситуациях они поступают нечестиво и отступили от Господа, но особенно они обвиняются в идолопоклонстве, которое является блудом. Воздавая славу, которая должна принадлежать только Богу, любому другому творению, они оскорбляют Бога, как оскорбляет мужа жена, обнимающая другого. Особенно оскорбительно, когда так поступают исповедующие религию и заключившие завет с Богом: тем самым они нарушают брачный договор. Это отвратительный и мерзкий грех, и он, как и всякий другой грех, одурманивает разум и завладевает сердцем. Идолопоклонство — великий блуд, хуже любого другого: он уводит людей от Господа, перед Которым у нас большие обязательства, чем у любой жены перед своим мужем. Земля блудодействует; в идолопоклонстве виновны не отдельные люди в каких-то местах, а им осквернена вся земля: этот грех стал государственным и болезнь, перешла в эпидемию. Насколько же омерзительно для пророка, святого мужа, иметь жену блудницу и детей блуда, похожих на нее! Каким испытанием это будет для его терпения, и если она будет упорствовать, то что еще ему останется, как не дать ей развод! И разве не более оскорбительно для святого Бога иметь такой же народ, который называется Его именем и имеет место в Его доме? Как же велико Его терпение к ним! Он вполне справедливо может отказаться от него! Похоже, он должен был жениться на Гомери, дочери Дивланма, которая в то время, скорее всего, была известной блудницей. Израильская земля была похожа на Гомерь, дочь Дивлаима. Гомерь означает порочность, а Дивяаим — две лепешки или пласты смокв. Это означает, что Израиль был близок к гибели, и ее причиной была их любовь к роскоши и чувственным наслаждениям. Они были похожи на худые смоквы, непригодные в пищу, — такими плохими они были. Эти слова подразумевают, что грех — это порождение изобилия, а погибель — результат злоупотребления изобилием. Некоторые придают такой смысл повелению, данному здесь пророку: «Иди и возьми себе жену блудницу ибо если начнешь искать честную и скромную женщину, то не найдешь ни одной на всей земле, ибо весь проживающий на ней народ предался блуду, который обычно сопутствует идолопоклонству».
II. Пророк должен показать, словно в зеркале, их гибель, и он делает это, давая определенные имена детям, рожденным в прелюбодеянии, ибо как похоть, зачав, рождает грех, так и сделанный грех рождает смерть.
1. Он предсказывает падение царской семьи в имени, данном своему первому ребенку, который оказался сыном: «Нареки имя ему Изреель» (ст. 4). Мы читаем, что пророк Исаия дал пророческие имена своим детям (Ис 7:3), так поступил и этот пророк. Изреель означает семя Бога (таковыми они должны быть), но оно также означает рассеянные Божии; они будут как овцы в горах, не имеющие пастырей. Не называй их Израиль, что означает владычество, ибо они потеряли славу этого имени, а называй их Изреель, что означает рассеяние, ибо удалившиеся от Бога будут бесконечно блуждать. До сих пор они были рассеянными как потерявшиеся, а теперь пусть будут рассеяны как шелуха. Изреель был одним из городов царей Израиля; это был красивый город, расположенный в прекрасной долине, и со ссылкой на этот город ребенок назван Изреелем, ибо еще немного пройдет — и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, от которого происходил нынешний царь Иеровоам. Дом Ииуя был поражаем за грехи Ииуя, ибо Бог часто возлагает беззакония людей на их детей и наказывает их. Под царством дома Израилева можно понимать либо нынешнюю царскую семью, то есть семью Ииуя, которой Бог быстро положил конец (ибо сын Иеровоама, Захария, царствовал всего лишь шесть месяцев и был последним из рода Ииуя), либо все царство в общем, которое оставалось порочным и нечестивым и которому был положен конец во времена правления Осии около семидесяти лет спустя; но для Бога это немного. Отметьте: ни помпезность царей, ни сила царств не защитят людей от Божьих разрушительных судов, если они продолжают противиться Ему.
(2) Каково основание для этого конфликта: «Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева» — кровь, которую Ииуй пролил у Изрееля, когда по поручению Бога и повинуясь Его повелению он полностью уничтожил дом Ахава, всех, кто был в союзе с ним и всех поклоняющихся Ваалу. Бог одобрил его действия (4Цар 10:30): «Ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих», но здесь Бог мстит за эту кровь дому Ииуеву, когда истекает время, в течение которого его семье было обещано царствование даже до четвертого поколения. Но как за один и тот же поступок можно награждать и наказывать? Очень справедливо: дело было очень хорошее: он приводил в исполнение справедливый приговор, вынесенный дому Ахава, и в этом плане оно было награждено; но Ииуй неправильно привел его в исполнение; совершая этот поступок, он стремился возвыситься, а не воздать славу Богу, и к Божьей справедливости добавил собственное негодование. Он делал это, испытывая злобу против грешников, а не отвращение ко греху, ибо поддерживал поклонение золотым тельцам и не старался ходить в законе Господа Бога (4Цар 10:31). И поэтому, когда мера беззаконий его дома наполнилась. Бог пришел, чтобы расквитаться с ними; первой статьей в этом списке (а раз она первая, то принята вместо всех остальных) была кровь дома Ахава, здесь названная кровью Изрееля. Подобным образом дом Ваасы был искоренен за то, что подражал дому Иеровоамову и убил его (3Цар 16:7, англ. пер.). Отметьте: кому вверено правосудие, тот должен следить за тем, чтобы поступать, руководствуясь правильным принципом и имея правильные намерения, и самим не жить в тех грехах, за которые наказывают других, дабы справедливые наказания, приведенные ими в исполнение, в другой день не приравнивались к убийству.
(3) Как далеко зайдет это противостояние; это будет не наказание, а истребление. Некоторые считают, что слова «Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева» означают, повторение того кровопролития, а не месть за него: «Я накажу дом Ииуя как наказал дом Ахава, так как Ииуй не принял предостережения, когда наказывались его предшественники, а продолжал идти путями идолопоклонства. А когда дом Ииуя будет истреблен, Я положу конец царству дома Израилева; Я начну расстраивать его дела, хотя сейчас он процветает». После смерти Захарии — последнего представителя дома Ииуя — царство десяти колен начало угасать и пришло в упадок. А для того, чтобы погубить его, ему угрожают (ст. 5): «Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель; силу воинов Израиля (в халдейском переводе)». Бог лишит их возможности защищать себя или противостоять своим врагам. А лук, оставшийся твердым и крепким в руке, подразумевает растущую силу. Равно как сокрушенный лук подразумевает угасание силы. Лук будет сокрушен в долине Изреелъ, где, возможно, хранилось оружие, или происходило какое-то сражение, в результате чего Израильское царство значительно ослабело. Отметьте: нет защиты от Божьего противостояния; когда Он выходит против народа, то вскоре их крепкие луки оказываются сокрушенными, а их твердыни — разрушенными. В долине Изреель они пролили кровь, за которую праведный Бог будет им мстить в том же месте; подобным образом отъявленных преступников вешали на цепях там, где они совершили преступление, за которое страдали, чтобы наказание соответствовало греху.
2. В имени, данном второму ребенку, он предсказывает, что Бог оставит весь народ. Это была дочь, а первенец был сыном; это подразумевает, что и сыновья и дочери извратили свои пути. Некоторые воспринимают это как символ того, что Израиль уподобился женщине и из-за этого стал слабым. «Нареки ей имя Лорухама — невозлюбленная (так оно переведено в Рим 9:25) или непомилованная (так оно переведено в 1Пет 2:10)». Такой приговор вынесен дому Израилеву. «Я уже не буду более миловать их». Это означает, что Бог оказал им великую милость, но они злоупотребляли Его милостями, и теперь Он больше не желает их миловать. Отметьте: кто оставляет милости ради ложной суеты, тот должен быть готов к тому, что милости оставят его, а он сам будет предоставлен ложным божествам (Иона 2:9). Грех отвращает Божьи милости даже от дома Израилева, от народа, исповедующего Его самого, чьи дела обстоят безусловно печально, если Бог больше не будет их миловать. И далее следует: «Я полностью сотру их (англ. пер.), полностью удалю их (в некоторых переводах), полностью искореню их». Отметьте: когда потоки милости останавливаются, тогда мы должны быть готовы к тому, что сосуды гнева будут открыты. Те, кого Бог больше не милует, будут выброшены, как примесь и отходы. Иногда слово «сотру» подразумевает «прощение греха», и некоторые так воспринимают эту фразу: «Я уже не буду более миловать их, хотя до сих пор прощал их». Хотя Бог долго терпел, но не будет терпеть вечно народ, не желающий изменяться. Или можно понимать так: «Я уже не буду более миловать их, чтобы прощать их» или (как написано на полях): «...чтобы Я всегда прощал их». Если отказано в прощающей милости, то не следует ожидать никакой другой милости, ибо именно она открывает двери для всех остальных. Некоторые считают, что эти слова несут утешение: «Я уже не буду более миловать их, пока в прощении не прощу их, то есть пока искупитель не придет на Сион, чтобы отвратить нечестие от Иакова». Халдеи читают так: «Но если они покаются, то, прощая, Я прощу их». Даже если величайшие грешники вовремя задумаются и обратятся, то обретут прощение у Бога.
III. Он должен показать им, что у Бога хранится милость для дома Иудина, хотя в то же время Он боролся с домом Израилевым (ст. 7): «Я дом Иудин помилую». Отметьте: хотя некоторые справедливо изгнаны за свое непослушание, но Бог всегда сохранит для себя остаток, который будет сосудами и монументами милости. Когда в одних прославлена божественная справедливость, то находятся другие, в которых прославлена свободная благодать. И хотя некоторые из-за неверия отламываются, но Бог будет иметь Церковь в этом мире до конца времен. Отвержение Израиля усугубится тем, что Бог помилует Иуду, а не их; а то, что Бог не откажется от Иуды, несмотря на то что они поступали нечестиво, как отказался от Израиля, также возвеличит милость Бога, оказанную Иуде: «Я дом Иудин помилую и спасу их». Отметьте: мы спасены только благодаря Божьей милости, а не каким-то своим личным заслугам.
1. Это, безусловно, касается временных спасений, которые Бог необычным образом совершил для Иуды, — милости, оказанные ему, а не Израилю. Когда Ассирийские армии разрушили Самарию и увели в плен десять колен, то обложили осадой Иерусалим, но Бог помиловал дом Иудин и спас их с помощью массового истребления в стане ассирийцев, совершенного ангелом за одну ночь. Тогда они непосредственно были спасены Господом Богом их, а не мечом или луком. Когда десять колен оставались в плену, а их землей владели другие, то они были полностью изгнаны, а Бог помиловал дам Иудин и спас их, а затем, по прошествии семидесяти лет, вернул их, но не воинствам и не силою, но Духом Господа Саваофа (Зах 4:б), «Я спасу их Господом, Богом их (англ. пер.), то есть Собой». Бог превознесется в Своей силе и возьмет дело в Свои руки. То спасение надежно, творцом которого является Бог, ибо если Он будет совершать, то никто не помешает Ему. И то спасение самое приемлемое, которое Он совершает Собой. Господь один вел его. Чем меньше от человека присутствует в спасении, тем больше в нем от Бога, тем ярче оно сияет и слаще на вкус. «Я спасу их в слове Господа (написано в халдейском переводе) ради Христа, вечного Слова, и Его силой. Я спасу их не луком, не мечем», то есть (1) они будут спасены, когда окажутся в таком упадке, что у них не будет ни лука, ни меча, чтобы защитить себя (Суд 5:8; 1Цар 13:22).
(2) Они будут спасены Господом, когда разуверятся в собственной силе и силе своего военного оружия (Пс 43:7).
(3) Они спасутся легко, ни лук, ни меч не побеспокоят их (ст. 7): «Я спасу их Господом Богом их». Называя Его их Богом. Он укоряет десять колен, которые отвергли Его и не принадлежали Ему. за что и Он отверг их. Это и было истинной причиной, почему Он хранил милость, отличительную милость, для дома Иудина и спас их: Он сделал это согласно завету, который заключил с ними как Господь Бог их, в качестве награды за их верность Ему, Его слову и поклонению Ему. Но:
2. Это также может быть ссылкой на спасение Иуды от идолопоклонства, что делало их достойными и готовило для других избавлении. Безусловно, это было спасение от Господа Бога их: оно было совершено только силой Его благодати и не могло быть совершено мечами или луками. Как раз в то время, когда пророчествовал Осия, царство Израиля было полностью сокрушено, а царство Иудеи чудесным образом реформировалось во время правления Езекии и поэтому было сохранено; в Вавилоне Бог вначале избавил их от идолопоклонства, а затем — от плена.
3. Некоторые считают, что это обетование взирает на великое спасение, которое при полноте времени будет совершено Господом Богом нашим, Иисусом Христом, пришедшим в мир, чтобы спасти людей от их грехов.
Стихи 8−11. В данных стихах приводится предсказание:
I. О временном отказе от Израиля, которое символизировалось именем, данным следующему ребенку Осии, рожденному его прелюбодейной женой (ст. 8−9). И мы еще раз должны обратить внимание, что все эти дети, чьи имена несли в себе зловещие знамения для Израиля, были детьми блуда (ст. 2) и родились от блудницы, на которой женился Осия; это подразумевало, что гибель Израиля была естественным результатом его греха. Если бы они первыми не восстали против Бога, то Он никогда не отказался бы от них; Бог никогда никого не оставляет, пока вначале не оставят Его. В этих стихах говорится (1) о рождении этого ребенка: «Откормивши грудью дочь, она зачала и родила сына». Обращается внимание на задержку в рождении этого ребенка, поэтому в данном имени присутствует определенное предсказание о полном отказе от них: это говорит о том, что Бог был терпелив к ним и не желал доходить до крайности. Некоторые полагают, что сам факт зачатия ею сына символизирует упорство народа в своих пороках: похоть продолжала зачинать и рождать грех. Они добавляли зло ко злу (так истолковывает это место халдейский парафраз), были старыми и упрямыми прелюбодеями.
(2) О данном ему имени: «Нареки ему имя Лоамми — не Мой народ». Когда им сказали, что Бог больше не будет их миловать, то они не обратили на это внимание, а поддерживали себя сознанием того, что были Божьим народом, которого Он не мог не миловать. Поэтому Бог выбивает из-под них эту опору и разрывает взаимоотношения: «Вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом», «Я не буду вашим (дословно): Я не будут иметь к вам никакого отношения и никаких дел; Я не буду вашим Царем, вашим Отцом, вашим покровителем и защитником». Мы замещаем эти слова фразой, которая включает все это: «Я не буду вашим Богом: Я не буду для вас тем, Кем Я был, и таким, каким вы ожидали. что Я буду для вас, — Таким. Каким Я был бы, если бы вы были близки мне». Обратите внимание: «Вы не Мой народ: вы не ведете себя так. как приличествует Моему народу; вы не соблюдаете Мои заповеди и не послушны Мне. каким должен быть Мой народ; вы не Мой народ, а народ, принадлежащий разным навозным божествам, и поэтому Я не признаю вас Своим народом, не буду защищать вас, давать вам права и требовать от вас, не буду освобождать вас от рук тех, кто захватил вас; пусть владеют вами; вы больше не Мои. Вы не хотели, чтобы я был вашим Богом, а оказывали почтение ложным богам, поэтому Я не буду Вашим Богом; Я не пользуюсь у вас авторитетом, и поэтому не стоит вам ожидать от Меня какой-либо выгоды». Отметьте: с нами заключен завет только благодаря Ему и Его благодати, ибо инициатива была с Его стороны: «Я буду им Богом, и тогда они будут Моим народом; мы любим Его, потому что Он прежде возлюбил нас». А вот в том, что мы исключены из завета, мы сами виновны из-за собственного безрассудства. Разрыв отношений произошел по вине человека: вы не Мой народ, и поэтому Я не буду вашим Богом. Если Бог кого-либо ненавидит, то потому что вначале возненавидели Его. Это исполнилось с Израилем, когда он был уведен в землю Ассирийскую, и его земля не знала его больше. Больше он не был Божьим народом, ибо потерял знания о Боге и не поклонялся Ему. Бог не посылал к нему пророков и не давал обетований, как поступал с двумя коленами в плену; более того, насколько мне известно, больше он не был вообще народом, ибо смешался с другими народами, куда был уведен, и утерялся среди них.
II. Об изменении и восстановлении Израиля при полноте времени. В данном месте, как и ранее, посреди гнева Бог вспоминает о милости; отказ не будет тотальным и окончательным (ст. 10−11): «Но будет число сынов Израилевых, как песок морской». Посмотрите, как рука, которая ранила, протягивается, чтобы исцелить, и как нежно Тот, Кто поразил, перевязывает раны. Хотя Бог послал горе через угрозы, но помилует по великой благости Своей и соберет вечной милостью. В данных стихах приводятся очень ценные обетования в адрес Израиля Божьего, которые могут быть полезны для нас сейчас.
1. Некоторые считают, что эти обетования исполнились, когда евреи вернулись из Вавилонского плена и многие представители десяти колен присоединились к Иуде, воспользовавшись привилегией и получив свободу, которую возвестил Кир. Огромное количество израильтян вернулось на родину из различных стран, куда они были рассеяны; они назначили Зоровавеля главой и объединились в один народ, хотя ранее были двумя различными народами. И на родной земле, где Бог через Своих пророков отказался от них как от народа, не принадлежащего Ему, Он через Своих пророков признает их и заступится как за Своих детей; со всех частей страны они придут в храм, чтобы поклониться. И у нас есть основание думать, что, хотя это обетование ссылается на более отдаленное время, тем не менее оно было милостиво предназначено и использовано с благочестием для поддержания и утешения пленников в Вавилоне как обетование, дающее общую уверенность в том, что Бог хранит милость для них и их земли; этот народ не мог быть уничтожен, пока для него хранилось это благословение.
2. Некоторые полагают, что эти обетования не исполнятся (по крайней мере не во всей полноте), пока не произойдет всеобщее обращение евреев в последние дни, которые еще только ожидаются: пока огромное, поразительное число евреев, которые сейчас рассеянны, как морской песок, не придут к пониманию, не примут веру Христа и не присоединятся к евангельской Церкви. Тогда, но не ранее, Бог признает их как Свой народ, как Своих детей, даже в том случае, если они долго ощущали на себе зловещие признаки отречения. Иудейские толкователи полагают, что это обетование еще не исполнилось. Но:
3. Понятно, что это обетование исполнилось, когда утвердилось царство Христа благодаря проповеди Евангелия, когда к нему пришли евреи и язычники, ибо именно на эти слова ссылается св. Павел (Рим 9:25−26) и св. Петр, когда пишет евреям, находящимся в рассеянии (1Пет 2:10). Здесь Израиль — это евангельская Церковь, духовный Израиль (Гал 6:16), а все верующие, идущие шагами и наследующие благословение верного Авраама, который является отцом всех верующих, — евреи или язычники (Рим 4:11−12). А теперь давайте посмотрим, что же обещано этому Израилю.
(1) Что он значительно умножится, и количество его граждан будет расти; их будет так же много, как песка морского, которого нельзя ни измерить, ни исчислить. Хотя Израиль по плоти будет убывать и его останется немного, но духовный Израиль будет многочисленным и неисчислимым. Это обетование исполнилось, когда огромные толпы людей благодаря проповеди Евангелия были приведены ко Христу в первые века христианства и позднее; это были тысячи людей из каждого колена Израилева и из других народов, множество людей, которого никто не мог перечесть (Откр 7:4; Гал 4:27). И тогда данное Аврааму обетование, когда Бог назвал его отцом множества народов, полностью исполнилось (Быт 17:5; Быт 22:17). Некоторые обращают внимание, что здесь они сравниваются с песком морским не только из-за своей многочисленности, но как морской песок служит границей, сдерживающей воды, чтобы они не покрыли землю, так и израильтяне являются стеной, защищающей места, где они живут, от судов Божьих. Так Бог ничего не мог сделать против Содома, пока там оставался Лот.
(2) Что Бог обновит Свой завет с евангельским Израилем и создаст себе Церковь благодаря обширным и достаточным правам, подобно тем, посредством которых была создана ветхозаветная Церковь; более того, ее привилегии будут намного больше: «Там, где говорили им »Вы не Мой народ», вы будете вновь включены в завет и признаны Моим народом». Оставленным язычникам на своих местах и отвергнутым евреям на своих будет оказано благоволение, и они будут благословлены. Там, где их отцы были оставлены за неверие, дети будут приняты за их веру. Это — блаженное воскресение, когда народом Божьим станут те, кто вообще не был народом. Более того, его привилегии будут более обширными; теперь они станут не только народом Божьим, но и сынами Бога живого, независимо от того, были они по рождению евреями или язычниками. Израиль по закону был сыном Божьим, Его первенцем, но тогда они были подобны сынам, не достигшим возраста, а сейчас, во времена Евангелия, доросли до большего разумения и большей свободы (Гал 4:1−2). Отметьте:
[1] Все верующие обладают неизреченной привилегией иметь Бога, вечно живущего Бога, своим Отцом; они могут считать себя Его детьми благодаря благодати и усыновлению.
[2] Сыновство верующих будет признано; для их утешения и удовлетворения, более того, чтобы почтить их в глазах мира, им будет сказано: «Вы сыны Бога живого». Пусть святые не беспокоятся и пусть другие не относятся к ним с пренебрежением, ибо рано или поздно они будут объявлены сынами Бога и весь мир узнает об их превосходстве и высокой ценности для Бога.
[3] Когда они будут отмечены знаками Божьего благоволения в тех местах, где в течение долгого времени испытывали на себе знаки Его недовольства, то это значительно утешит и возвеличит их. Верующие язычники получат утешение, узнав, что им не нужно идти в Иерусалим, чтобы быть принятыми и признанными детьми Божьими; нет, они могут оставаться на своих местах — там же, даже если это самый удаленный уголок земли, где они жили вдалеке и где им было сказано: «Вы не Мой народ, а отделенный от него» (Ис 56:3, 6), даже там, не покидая свою страну и близких, они могут верой принять Дух усыновления у свидетельствующий их духу, что они — сыны Божьи.
(3) Что находящиеся в ссоре теперь опять счастливо объединятся (ст. 11): «И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе». Объединение Иуды и Израиля — двух царств, которые в то время ссорились, нападали и пожирали друг друга, — здесь упомянуто в качестве одного примера блаженного результата учреждения царства Христа в мире: те, которые враждовали друг с другом, обрели взаимопонимание и любовь друг к другу. Это буквально исполнилось, когда галилеяне, населявшие ту часть страны, которая принадлежала десяти коленам, и, возможно, в своем большинстве происходившие от них, искренне объединились с теми, которых называли иудеями (проживавшими в Иудее), следуя за Христом и принимая Его Евангелие; Его ученики были частично иудеями, частично галилеянами. Прежде всего светом Евангелия были благословлены земля Завулонова и земля Неффалимова (Мф 4:15); и хотя отношения между иудеями и галилеянами не были доброжелательными, но, уверовав во Христа, они с радостью объединились, и между ними больше не было прежней неприязни друг к другу. Более того, хотя самаритяне и иудеи испытывали большую враждебность друг ко другу, но когда и они уверовали, то во Христе обрели совершенное единомыслие (Деян 8:14). Так Иуда и Израиль собрались вместе; тем не менее это был лишь прообраз более славного единения между иудеями и язычниками, когда после смерти Христа разделяющая стена церемониального закона была свергнута. (См. Еф 2:14−16). Христос умер, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино (Ин 11:52; Еф 1:10).
(4) Что Иисус Христос будет центром единства для всего Божьего духовного Израиля; что они все согласятся и поставят себе одну главу, Которым может быть лишь Тот, Кого назначил Бог, — Христос. Отметьте: Иисус Христос — Глава Церкви; Он один Глава: не только глава руководства как политической единицы, но и глава, оказывающий жизненное воздействие на естественный организм. Верить во Христа — значит назначать Его для себя Главой, то есть соглашаться с Божьими повелениями, добровольно подчиняться Его руководству и водительству. И эта согласованность и общение между всеми благочестивыми христианами делает Его их Главой, и поэтому, хотя их много, но в Нем они — одно целое, равно как и друг с другом. Qui conveniunt in aliquo tertio inter se conveniunt — Те, которые согласны с третьим, согласны между собой.
(5) Что, назначив Христа своим главой, они выйдут из земли переселения; они придут (люди разных положений и из всех мест), чтобы объединиться с Церковью, как в еврейском государстве приходили со всех концов земли Израильской, чтобы поклониться там, куда восходят колена (Пс 111:4); и на это же ссылается пророчество о пополнении Церкви язычниками (Ис 2:3): «Придите, и взойдем на гору Господню». Эти слова подразумевают не локальное перемещение (ибо сказано, что они останутся на том же месте, ст. 10), а изменение образа их мышления — духовное восхождение ко Христу. «Они взойдут от земли», — можно и так прочитать, ибо отдавшие себя Христу, как Главе, перестают любить землю и ее блага и устремляются к горнему (Кол 3:1), ибо они не от мира (Ин 15:19), а имеют жительство на небесах. Они выйдут из земли, даже если это будет их родная земля; побуждаемые любовью, они выйдут из нее, чтобы следовать за Агнцем повсюду. Так толкует это место образованный д-р Поккок.
(6) Что когда все это исполнится, то настанет великий день Изрееля. Хотя велик день скорбей Изрееля (так некоторые понимают это место), тем не менее велик будет день славы Изрееля. Это будет день Израиля; настанет их день, хотя долгое время этот день принадлежал его врагам. Здесь Израиль назван Изреелем — семя Бога, святое семя (Ис 6:13), корень земли. Это семя сейчас посеяно в земле и погребено в почве, но велик будет день, когда созреет этот урожай. Велик был день Церкви, когда Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви; тогда Всемогущий совершал великие дела для нее.
Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Осии, 1 глава. Толкование Мэтью Генри.
Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.