Заключительные слова предыдущей главы дают некую надежду, что Бог и Его Израиль, несмотря на их грехи и Его гнев, смогут вновь благополучно быть вместе, что они будут искать и найдут Его. Данная глава продолжает ту же тему, и некоторые присоединяют ее начало к концу предыдущей главы: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «Пойдем и возвратимся к Господу!»» Но Бог вновь жалуется на порочность этого народа, ибо хотя некоторые покаялись и изменились, но большинство продолжало упорствовать. Обратите внимание^

(I) На их решимость вернуться к Богу и на сопутствующие этому утешения, которыми они ободряют себя (ст. 1−3).

(II) На непостоянство в своем исповедании и обещания покаяться многих из них и, как следствие, на суровые методы, которыми Бог обращается с ними (ст. 4−5).

(III) На завет, заключенный Богом с ними, и на Его ожидания от них (ст. 6); на нарушение ими этого завета и неоправданные ожидания (ст. 7−11).

Стихи 1−3. Эти стихи можно воспринимать то ли как слова пророка, призывающего к покаянию, то ли как слова людей, обращенные друг к другу, призывающие и ободряющие искать Господа и смириться перед Ним в надежде обрести с Ним мир. Бог сказал: «В скорби своей они будут искать Меня»; и теперь пророк и его друзья, благочестивые люди, будут бороться, пока железо горячо, и начнут с обличений, которые, похоже, испытывали их ближние. Отметьте: кто хочет вернуться к Богу, тот должен делать все возможное, чтобы призвать и ободрить других вернуться к Нему. Обратите внимание:

I. Что же они хотят сделать: «Пойдем и возвратимся к Господу (ст. 1). Давайте больше не будем обращаться к ассирийцам и посылать к царю Иареву; хватит. Давайте оставим идолопоклонство, возвратимся к Господу и начнем поклоняться Ему, давайте уповать на Него, а не на творения». Отметьте: отступившие от Господа должны прилагать усилия, чтобы вернуться к Нему. А те, кто по примеру других ушел от Него, привлекая друг друга ко греху, должны по примеру других вернуться к Нему, что воздаст славу Богу и послужит для взаимного назидания.

II. Каких побуждений и ободрений они придерживаются, воодушевляя друг друга к этому: «Давайте вернемся к Тому, Кто уязвил и поразил. Мы уязвлены, и именно Он уязвил нас; мы поражены, и Он поразил нас, поэтому давайте вернемся к Нему, ибо за наше отступничество Он уязвлял и поражал нас во гневе, и нам не стоит надеяться, что Он примирится с нами, пока мы не вернемся к Нему. Он поражал нас для того, чтобы в нас была совершена работа и мы вернулись к Нему, и Его рука вновь протянется против нас, если народ не обращается к Биющему его (Ис 9:12−13)». Отметьте: размышления о судах Божьих, обрушившихся на нас и нашу землю, особенно когда это суды неистовые, должны побудить нас вернуться к Богу с помощью покаяния, молитвы и реформации.

2. На их ожидания Божьего благоволения: «Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет раны наши, как искусный хирург нежной рукой перевязывает переломанную кость или кровоточащую рану». Отметьте: то же Божье провидение, которое поражает Его народ, оживляет его, и тот же Дух Божий, который обличает святых, утешает их; то, что вначале было Духом рабства, позднее стало Духом усыновления. Это — признание силы Бога (Он может исцелить, как бы сильно мы ни были уязвлены) и Его милосердия (Он сделает это); более того, Он уязвил именно для того, чтобы исцелить. Некоторые считают, что это указывает на возвращение иудеев из Вавилона, когда они взыскали Господа и присоединились к Нему, ожидая Его милостивого возвращения к ним. Отметьте: для поддержки наших привязанностей и ободрения к покаянию нам очень полезно поддерживать в себе хорошие мысли о Боге, Его планах и намерениях относительно нас. И Божья милость, которую они ожидают, описана в нескольких примерах:

(1) Они надеются, что избавление из бедствий будет подобно жизни после смерти (ст. 2): «Оживит нас через два дня (т.е. вскоре, через день или два); в третий день, когда ожидается, что мертвое тело подвергнется гниению, начнет разлагаться и будет погребено вне пределов нашего видения; тогда Он восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его; мы с утешением будем видеть Его лицо, и это оживит нас. Хотя Он оставляет на время, но вечною милостью помилует нас». Отметьте: народ Божий может быть не только уязвляем и поражаем, но стать мертвым и какое-то время оставаться таким, но так будет не всегда и там лежать они будут недолго; Бог очень скоро оживит их, а заверения в этом должны ободрять их вернуться и быть верными Ему. Но, похоже, это также является ссылкой на более отдаленное время — воскресение Иисуса Христа, а время, ограниченное двумя днями и третьим днем, может быть прообразом воскресения Христа на третий день, что Он совершил по Писанию — согласно этому Писанию, ибо все пророки свидетельствовали о Христовых страданиях и последующей за ними славе. Давайте же увидим и восхитимся мудростью и благостью Бога, Который так расположил слова пророка, что, когда он предсказывает избавление Церкви из бедствий, он в то же время указывает на спасение, совершенное Христом, прообразом и плодами которого были остальные избавления; и хотя, возможно, они не осознавали тайну, присутствующую в их словах, но теперь, когда они исполнились по букве, то воскресение Христа является подтверждением нашей веры в то, что Он — именно Тот, Который должен прийти, и нам не нужно ожидать другого. Пророчество о воскресении Христа очень уместно выражено словами «Он восставит нас, и мы будем жить», ибо Христос воскрес как первенец, а мы воскреснем с Ним и будем жить через Него; Он воскрес для нашего оправдания, и все верующие, по словам Писания, воскреснут со Христом (см. Ис 26:19). В то время это было утешением для Церкви и заверением в том, что Бог восставит их из низкого положения, ибо когда настанет полнота времени, то Он воскресит Своего Сына из мертвых, и Он станет жизнью и славой Его народа. Отметьте: вера в воскресение Христа является великой поддержкой для страдающих христиан, и она дает значительное ободрение раскаявшимся вернувшимся грешникам, ибо Он сказал: «Я живу, и вы будете жить».

(2) Тогда они улучшат свои знания о Боге (ст. 3): «Итак познаем, будем стремиться познать Господа». Когда Бог возвратится с милостью к Своему народу, желая помиловать его, тогда Он в качестве залога и плода Своего благоволения даст им больше знаний о Себе: земля будет наполнена ведением (Ис 11:9); и умножится ведение (Дан 12:4); все сами будут знать Бога (Иер 31:34). Познаем, будем стремиться познать Господа — это можно воспринять как плод воскресения Христа и жизнь, которую будем иметь в Боге перед Его лицом: мы не только будем иметь лучшие средства познания, но и благодать, чтобы улучшать знание с помощью этих средств. Отметьте: когда Бог желает милости для народа, тогда Он дает ему сердце, чтобы знать Его (Иер 24:7). Кто воскрес со Христом, тому дается дух мудрости и откровения. И если мы понимаем нашу жизнь перед Его лицом так, как излагает халдейский парафраз, говоря о дне воскресения из мертвых, то далее вполне уместно следует: «...итак познаем, будем стремиться познать Господа», ибо в тот день мы увидим Его совершенного, но постоянно будем возрастать в познании. Или, если воспринимать слова так, как написано в английском переводе: «Если будем стремиться познать...», то в данных стихах [1] обещано драгоценное благословение: мы познаем Господа, когда возвратимся к Богу, кто придет к Богу, тот познает Его. Когда мы желаем жить перед лицом Его, тогда Он дает нам возможность познать Его, ибо жизнь вечная — познавать Бога (Ин 17:3).

[2] Описывается способ и средства для получения этого благословения. Мы должны стремиться познать Его. Мы должны ценить и считать знания о Боге наилучшим знанием; мы должны взывать и отыскивать его (Притч 2:3−4), должны искать и познавать мудрость (Притч 18:1, англ. пер.), расспрашивать об этом знании и прилагать усилия, чтобы улучшать его. И если мы исполняем предписанный долг, то у нас есть основания надеяться, что мы получим обещанную милость, все больше и больше будем познавать Бога и наконец станем совершенными в этом познании.

(3) Тогда они в изобилии будут иметь божественное утешение: «Как утренняя заря явление Его», то есть Он готов вернуть Свое благоволение, которого лишил нас, когда ушел и возвратился в Свое место. Его приход подготовлен и гарантирован, так же незыблем, как приход утренней зари после темной ночи; и мы ожидаем его, как поступают те, кто ожидает утренней зари после длинной ночи и уверен, что она придет в назначенное время и не подведет; свет Его лица будет приятен для нас, и он будет возрастать, пока не настанет день, как возрастает утренний свет. Он придет к нам и будет желанен для нас, как дождь, как дождь поздний и дождь ранний на землю (англ. пер.), который освежает ее и делает плодородной. Эти слова касаются более отдаленных времен, чем избавление из плена, и несомненно должны полностью осуществиться во Христе и евангельской благодати. Ветхозаветные святые стремились познать Его и ревностно ожидали искупления Иерусалима; и, наконец, явления божественной благодати в Нем, в Его пришествии в этот мир были для этой земли подобны [1] утренней заре, когда она пребывает в темноте, ибо Он пришел, как солнце правды, и в Нем посетил нас Восток свыше. Как утренняя заря — явление Его, ибо Он пришел в полноте времени; Иоанн Креститель был Его предтечей, более того, он сам был яркой утренней звездой.

[2] Дождю, когда она сухая. Он сойдет, как дождь на скошенный луг (Пс 71:6). В Нем благословений потоки сошли на этот мир, которые дают семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест (Ис 55:10). О благоволении Бога во Христе можно сказать как о царской милости, которая как облако с поздним дождем (Притч 16:15). Благодать Бога во Христе — это и ранний и поздний дождь, ибо благодаря ей начинается и совершается доброе дело и мы приносим плоды.

Стихи 4−11. В данных стихах Иуда и Ефрем обвиняются в двух злодеяниях, и обвиняются справедливо:

I. Они не были тверды в своем отношении к обличениям, а колебались, подобно бушующей воде (ст. 4−5). «Что сделаю тебе, Ефрем? Что сделаю тебе, Иуда!» Странное выражение. Разве может Безграничная Мудрость быть в недоумении и не знать, что делать? Разве может она быть в затруднении или вынуждена использовать новые средства? Ни в коем случае; здесь Бог говорит как человек, чтобы показать, насколько глупы и безрассудны они были и как справедливо Он обращался с ними. Пусть не жалуются на Него как на сурового и жестокого, когда Он уязвлял и поражал их, ибо что еще Он мог сделать? Как еще можно с ними обращаться? Бог испытал различные методы («Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?», Ис 5:4); Он очень не хотел, чтобы дело дошло до крайности, и увещевал Себя (как в Ос 11:8): «Как поступлю с тобою, Ефрем!» Бог делал им добро, но они не были достойны такого обращения: «Что сделаю тебе? Что еще Я могу сделать, как не изгнать тебя, раз не могу с честью спасти тебя?» Отметьте: Бог никогда не уничтожает грешников, пока не увидит, что с ними ничего нельзя поделать. Посмотрите, (1) как они вели себя по отношению к Богу: благочестие их, или милосердие, как утренний туман. Некоторые считают, что здесь речь идет об их милости к самим себе и своим душам, об их покаянии; безусловно, мы поступаем милостиво к самим себе, если каемся в грехах, но они отказывались оказывать себе такую милость, продолжали идти тем же путем и причиняли самое большое зло своим душам, как и раньше. Но скорее нужно полагать, что здесь речь идет об их благочестии и религиозности; то хорошее, что иногда проявлялось в них, скоро исчезало, как утренний туман и роса. Таким было благочестие в Израиле во времена Ииуя и в Иудее во времена Езекии и Иосии: оно быстро исчезало. Во время засухи утренний туман обещает дождь, а роса немного освежает землю, но облако рассеивается (лицемеры сравниваются с безводными облаками, Иуд 1:12), роса не впитывается в почву, а опять испаряется в воздухе, и земля так и остается высохшей. Что же Ему делать с ними? Должен ли Он принять их благочестие? Нет, ибо оно исчезает; factum non dicitur quod non perseverat — о том, что недолго пребывает, вряд ли можно сказать, что оно было. Отметьте: благочестие, которое подобно утреннему облаку и ранней росе, никогда не будет угодно Богу и не будет полезно для нас. Когда люди обещают и не исполняют, когда они хорошо начинают свой путь в религии, но не держатся его, когда они оставляют свою первую любовь и свои первые дела и, хотя не полностью оставляют религию, но становятся непостоянными, неуравновешенными и неустойчивыми в ней, тогда их благочестие как утренний туман и роса, скоро исчезающая.

(2) Как Бог поступит с ними (ст. 5): «Посему, так как они были грубы и неправильной формы, Я вытесывал их через пророков (англ. пер.), как обрабатываются дерево или камень для использования; Я бил их словами уст Моих». То, что делали пророки, совершало слово Божье в их устах, которое никогда не было безрезультатным. Они считали, что оно убивает их, и были готовы признать, что пророки убивают их или проникают в самое сердце, когда честно поступают с ними.

[1] Пророки вытесывали их обличениями во грехе, стараясь отсечь от них преступления. Они были непостоянными в религии (ст. 4), и поэтому Бог решил исправить это. Сердце грешника представляет собой не только камень, а камень необработанный, и требуется приложить много усилий, чтобы придать ему форму; или оно представляет собой сучковатое дерево, которому нельзя придать прямоугольную форму, не совершив много трудной работы. Труд служителей заключается в том, чтобы высечь их, и через служителей Бог высекает их, ибо с суровым Он поступает сурово. Есть люди, которых служители должны обличать грубо; каждое слово должно ранить, даже если щепки летят в лицо труженику, даже если обличаемый бросает вызов и считает обличителя своим врагом, так как тот говорит ему правду; даже в такой ситуации он должен продолжать свою работу.

[2] Пророки убивали, угрожая им гневом и предсказывая, что те погибнут; так в адрес Езекии было сказано, что он уничтожил город, когда пророчествовал о его гибели (Иез 43:3). И Бог исполнил то, что было предсказано: «Я бил их Своими судами, согласно словам уст Моих». Отметьте: слово Божье убьет то ли грех, то ли грешника, являясь либо запахом живительным на жизнь, либо запахом смертоносным на смерть. Некоторые читают это место так: «Я высекал пророков и убивал и бил их словами уст Моих, то есть Я нанял их для служения ради блага людей, и это истощило их силы; они растратили себя и истощили свой дух, трудясь и посвятив себя этому опасному служению, что многим из них стоило жизни». Отметьте: служители являются инструментами, с помощью которых Бог совершает работу над людьми; и хотя над многими они трудятся напрасно, но Бог взыщет за износ своих инструментов.

[3] Тем самым оправдано самое суровое обращение Бога со Своим народом. Его пророки прилагали много усилий, трудясь над ними, увещевая их во грехе и предостерегая об опасности, но используемые средства не привели к желаемому результату; возможно, в то время они оказали на них хорошее влияние, но оно быстро прошло и исчезло, как утренний туман, и поэтому сейчас они не могут обвинять Бога в суровом обращении, раз Он навел на них те бедствия, которыми угрожал. Пророк обращается к Нему и признает: «Суд Твой, как восходящий свет (англ. пер.), несомненно, справедливый и праведный». Отметьте: хотя грешников не удается исправить благодаря усилиям священников, но Бог будет праведен в приговоре Своем и чист в суде Своем. (см. Мф 11:17−19).

II. Они не были верны завету, который Бог заключил с ними (ст. 6−7). Здесь обратите внимание:

1. Какой завет Бог заключил с ними и при каких условиях они могли обрести Его благоволение и быть приняты Им (ст. 6): «Я милости хочу, а не жертвы (т.е. больше, чем жертвы) и настаиваю на Боговедении более, чем на всесожжениях». В качестве милости здесь употребляется то же слово, что и в ст. 4, которое означает благочестие: cheses — благочестие, святость; оно употребляется для обозначения практической религии, это то же слово, которое в Новом Завете обозначает милосердие, преобладающую любовь к Богу и ближнему; и все это является результатом и вытекает из Боговедения — знаний о Боге — из того, Каким Он явил Себя в Своем слове, из твердой веры в то, что Он есть и ищущим Его воздает из благой любви к божественным истинам, водимой правым судом; и все это несомненно производит благочестивый образ жизни. Именно этого Бог требует согласно Своему завету, а не жертв и всесожжении. Это полностью поясняется в Иер 7:22−23: «Отцам вашим Я не говорил о всесожжении (это было самое незначительное из всего, что Я говорил им и на чем настаивал), но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего» (Мих 6:6−8). Любовь к Богу и своему ближнему больше всех всесожжений и жертв (Мк 12:33; Пс 50:18−19). Это не значит, что жертвы и приношения не требовались, что их не нужно было приносить и они не использовались, но когда они сопровождались милостью и Богопознанием, то были благоугодны, а без этого Бог не обращал на них внимания и презирал их (Ис 1:10−11). Возможно, это здесь упоминается, чтобы показать различия между Богом, Которого они оставили, и богами, к которыми они пошли. Истинный Бог стремился лишь к тому, чтобы они были благочестивыми людьми и вели благочестивый образ жизни для своего блага, а обряды Его почитания их жертвами были самым незначительным вопросом Его закона, в то время как ложные боги требовали только их; главное — чтобы их священники и жертвенники пиршествовали жертвами и приношениями, а люди пусть живут так, как они хотят. Какими же глупцами были те, кто оставил Бога, Который стремился дать Своим поклонникам новую природу, ради богов, которые стремились лишь к тому, чтобы сделать себе новое имя! Это также упомянуто, чтобы показать, что Бог противится им не из-за того, что они перестали приносить жертвы («не за жертвы твои Я буду укорять тебя», Пс 49:8), а потому что среди них не было ни истины, ни милосердия, ни Богопознания (Ос 4:1), чтобы научить нас, что основное, на что взирает Бог и чего требует, — это силы благочестия, а без нее вид благочестия бесполезен. Разумное благочестие в сердце и в жизни — одно, что нужно, а без него обряды поклонения, каким бы благовидными и дорогостоящими они ни были, бесполезны. Чтобы показать, что нравственным обязанностям нужно отдавать предпочтение перед ритуалами (если между ними возникает соперничество), наш Спаситель цитирует эти слова, чтобы оправдать Себя, когда ел с мытарями и грешниками, так как это совершалось из милосердия к душам человеческим, и исцелял в день субботний, так как это делалось из милосердия к телам людей, и ему нужно оказывать предпочтение по сравнению с церемонией обычного употребления пищи и правилами дня субботнего (Мф 9:13; Мф 12:7).

2. Как мало почтения этому завету они оказывали, хотя он был очень хорошо составлен и выгоду от него должны были получить они, а не Бог. Посмотрите, что из этого получилось:

(1) В общем, они разорвали отношения с Богом и оказались неверными; им были вверены блага, чтобы они хранили их, — драгоценные камни истины, милосердия и Богопознания в оправе жертвоприношений и всесожжений, — но они не оправдали оказанного им доверия, сохранили оправу, но отдали в залог драгоценные камни для утоления низменных похотей, и именно за это Бог справедливо ссорился с ними (ст. 7): «Они, подобно Адаму, нарушили завет — завет, который Бог заключил с ними»; они нарушили его условия и из-за этого лишились его привилегий. Отказываясь от милосердия и Богопознания, демонстрируя непослушание:

[1] Они оказались виновны в вероломстве и клятвопреступлении; они были подобны преступникам, нарушившим завет, которого торжественно обещали придерживаться, и этого было достаточно, чтобы весь мир стыдил их; поступающие так люди не заслуживают уважения и доверия, с ними не стоит иметь дело. «Там, — говорит Бог, — то есть в этом вопросе, они изменили Мне; они оказались вероломными, подлыми и лживыми детьми, в которых нет веры, хотя Я надеялся, что они будут детьми, которые не лгут».

[2] При этом они поступали как люди ненадежные и лживые, в чьей природе (их порочной природе) заложено вероломство; всякий человек ложь, и они, подобно остальной части деградирующего человечества, уклонились (Пс 13:2−3). Они нарушили завет подобно людям (в англ. пер.), как язычники, нарушившие завет природы, как ничтожные люди (используемое здесь слово иногда означает люди низкого происхождения); они повели себя лживо как подлые люди, не имеющие понятия о чести.

[3] Так они пошли по стопам своих первых родителей: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет (можно и так прочитать); как он нарушил завет невинности, так и они нарушили завет благодати глупо и вероломно; там, в раю, он нарушил свои обязательства перед Богом, а здесь в Ханаане, другом раю, они нарушили свои обязательства. И своим вероломным поведением они, как и Адам, погубили себя и своих близких». Отметьте: грех тем хуже, чем больше в нем подобного преступлению Адама (Рим 5:14).

[4] Корнем всего этого были низкие мысли о Боге, Его власти и благоволении, ибо некоторые читают: «Они нарушили завет, словно он был от человека, словно это был завет с человеком, равным им по положению, словно заповеди завета были те же, что заповеди подобного им человека, и сопутствующая ему милость была не ценнее, чем милость человека. Нечто священное и обязывающее присутствует в завете, утвержденном человеком (Гал 3:15), но еще больше — в завете Бога, которому они оказали слишком мало почтения; и там, в этом завете, они изменили, дав красивое обещание, но не исполнив его. Измена Богу здесь названа изменой против Бога, ибо это и оскорбление, и противостояние. Дезертиры подобны предателям, и с ними будут обращаться одинаково; восставшее сердце — мятежное сердце.

(2) Здесь приводятся некоторые отдельные примеры их вероломства: «Там они изменили Мне, то есть в далее перечисленных местах».

[1] Посмотрите на другой берег Иордана, на страну, которая больше всего подвергалась атакам со стороны соседних народов и где в силу этого люди должны были стараться пребывать под божественной защитой; но именно там вы обнаружите примеры самых дерзких провокаций в адрес божественного Величия (ст. 8). Галаад, который принадлежал уделу Гада и половине колена Манассии, стал городом нечестивцев. Этот город промышлял нечестием; хотя Галаадом называлась местность, но все называли ее городом, ибо все люди объединились в одно общество мятежников, восставших против Бога. Или (как полагает большинство) здесь имеется в виду Рамоф в Галааде — один из трех городов-убежищ, расположенных по другую сторону от Иордана, и город левитов. Хотя его обитатели и принадлежали к святому колену, но были нечестивцами, замышлявшими и совершавшими беззаконие. Отметьте: очень плохо, когда город левитов становится городом нечестивцев, когда те, кто должен проповедовать благую доктрину, живет нечестиво. В частности, он был запятнан кровью, словно это был грех, в котором левиты были особым образом виновны. Обращают внимание, что в католических странах представители духовенства были самыми кровавыми преследователями. Или раз это был город-убежище, то он был запятнан кровью, ибо злоупотреблял вверенной ему властью судить убийц. За взятку они защищали тех, кто был виновен в преднамеренном убийстве и должен быть предан смерти, и отдавали мстителю за кровь тех, кто был виновен лишь в непредумышленном убийстве, если они были бедны и ничего не могли дать; оба эти пути были запятнаны кровью. Отметьте: кровь оскверняет землю, где она пролилась, если не было проведено расследование или воздано отмщение. Посмотрите, как наилучшими постановлениями, которые были так хорошо определены для поддержания баланса между справедливостью и милосердием, злоупотребляют и извращают в ущерб справедливости и милости.

[2] Посмотрите на тех, чья основная задача — служить святынями: они были такими же плохими, как наихудшие люди, и такими же порочными, как самые низкие люди. Таким было сборище священников (ст. 9); подобные служители появлялись не поодиночке в разных местах, позоря свою череду, а такой была вся череда: все священники добровольно шли одним путем, плечом к плечу (дословно); они делали друг друга еще хуже, еще дерзновеннее, яростнее и бесстыднее во грехе, более коварными и жестокими. Сборище священников говорило и делало тайно то, что ни один из них не осмелился бы сказать и сделать поодиночке. Сборище священников было подобно банде разбойников или грабителей, которые перерезали людям глотки, чтобы отобрать у них деньги. Во-первых, они были жестокими и кровожадными; они убивали тех, кого недолюбливали, или стоявших на их пути; ничто меньшее не могло удовлетворить их. Во-вторых, они были коварными. Они подстерегали человека, чтобы иметь хорошую возможность осуществить свои злобные, вредные планы. Подобным образом священники подстерегали Христа, чтобы схватить Его, говоря: «Только не в праздник». В-третьих, они во всем соглашались друг с другом как один человек: «Они убивают на пути: на дорогах, где путники должны чувствовать себя в безопасности»; там они убивают, побуждая и помогая друг другу. Посмотрите, насколько единогласны нечестивцы, совершая преступление; так не должны ли быть так же единогласны благочестивые люди, совершая добро? «Они убивают на пути в Сихем (написано на полях как имя собственное) тех, кто шел в Иерусалим (ибо Сихем лежал на пути к нему), чтобы поклониться». Или под словами «на пути в Сихем», как полагают некоторые, подразумевается, что так же их отец Левий со своим братом Симеоном с помощью обмана и жульничества умертвил жителей Сихема (Быт 34 гл.; другие же полагают, что они губили их души, вовлекая людей в грех. В-четвертых, для этого они использовали хитроумный план: «Они совершали мерзости»; это слово подразумевает нечестие, которое совершается после обдумывания, со злым умыслом, как говорим мы. Чем больше в грехе изобретательности и умысла, тем он хуже.

[3] Посмотрите на народ, осмотрите весь дом Израилев — все они похожи (ст. 10): «В доме Израиля Я вижу ужасное»; и как бы искусно зло ни изобреталось. Бог раскроет его, и раскроет его для них; и кто сможет отрицать то, что Сам Бог говорит и видит? Блудодеяние у Ефрема: телесный и духовный блуд; он слишком явно виден, чтобы его отрицать. Отметьте: грех, совершаемый грешниками, особенно грешниками дома Израилева, должен заставить их трепетать, ибо он ужасен; он поражает, угрожает и заставляет их краснеть, ибо им Израиль оскверняется и становится отвратительным в глазах Бога.

[4] Посмотрите на Иуду — и вы увидите, что он участвует в грехах Израиля (ст. 11): «И тебе, Иуда, назначена жатва; тебя накажут так же, как Ефрема: ты тоже созрел для гибели, приближается время, определенное для твоего уничтожения, когда оравшие нечестие и сеявшие зло будут пожинать его». Всеобщий суд сравнивается с жатвой (Мф 13:39), как и отдельные суды (Иоиль 3:13; Откр 14:15). «Я определил время, чтобы призвать тебя к ответу, когда Я возвращу плен народа Моего», то есть когда пленники Иуды, захваченные мужами Израиля, были возвращены, повинуясь повелению Бога, переданному им через пророка Одеда (2Пар 28:8−15). Когда Бог пощадил их, то назначил день жатвы, то есть решил рассчитаться с ними в другое время за все вместе. Отметьте: если мы неправильно используем защиту от нынешних судов, то тем самым храним себя для более суровых наказаний.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Осии, 6 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.