Библия » Мэтью Генри Толкование Мэтью Генри

2-е Петра 1 2-е послание Петра 1 глава

В этой главе содержится:

I. Введение, или предисловие, предваряющее и подготавливающее путь к тому, что намеревался, главным образом, сказать апостол, ст. 1−4.

II. Призыв преуспевать и совершенствоваться во всех христианских добродетелях, ст. 5−7.

III. Чтобы придать особую убедительность своему призыву и заставить их искренно и серьезно подчиниться ему, он добавляет:

1. Описание того огромного преимущества, которого они достигнут при этом, ст. 8−11.

2. Обещание самой лучшей помощи, какую апостол способен оказать им в этом добром деле, ст. 12−15.

3. Заявление о непреложной истинности и божественном происхождении Христова Евангелия, в благодати которого он призывает их твердо стоять и возрастать, ст. 16−21.

Стихи 1−4. Апостол Петр, побуждаемый Духом Святым вторично написать обращенным в христианскую веру иудеям, начинает второе послание с введения, где упоминаются те же самые люди и высказываются пожелания тех же благословений, что и в предисловии к первому; однако во всех трех частях введения есть некоторые дополнения, или изменения, которые необходимо отметить.

I. Здесь дается описание лица, написавшего это послание: его имя — Симон, а также Петр; его звание — раб, а также Апостол. Поскольку имя Петр упоминается в обоих посланиях, то, вероятно, оно было в большем употреблении и, можно предположить, больше нравилось апостолу, потому что было дано ему Самим Господом, после того как он исповедал Иисуса Христом, Сыном Бога живого, и само это имя означало и запечатлевало эту истину как фундаментальную, как камень, на котором все должны строить. Однако в этом послании упоминается также имя Симон, упущенное в первом послании, чтобы полное пренебрежение этим именем, данным апостолу при обрезании, не заставило обращенных иудеев, чтущих закон, подозревать Петра в том, что он не признает и презирает обрезание. Он называет себя здесь рабом (а не только апостолом) Иисуса Христа; ему нельзя отказать в том, чтобы похвалиться этим вместе с Давидом, Пс 117:16. Служение Христу — это путь к наивысшей славе, Ин 12:26. Сам Христос — Царь Царей и Господь господствующих, и Он сделает всех Своих рабов царями и священниками Богу, Откр 1:6. Как велика честь быть рабом такого Господина! Это то, чего мы не можем стыдиться, не согрешая при этом. Хвалиться тем, что являешься рабом Христа, весьма подобает тому, кто побуждает других служить Христу и быть верными в этом служении.

II. Характеристика людей, которым написано послание. В предыдущем послании они представлены как избранные по предведению Бога Отца, а в этом — как принявшие драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа, ибо вера, упоминаемая здесь, сильно отличается от ложной веры еретиков, притворной веры лицемеров и бесплодной веры формальных христиан, как бы ортодоксальны они ни были. Это вера избранных Божиих (Тит 1:1), произведенная Духом Божиим в момент эффективного призыва. Заметьте:

1. Истинная, спасающая вера — это драгоценный дар, и не только потому, что она очень необычна и редка, среди огромного количества христиан крайне мало истинных верующих (Мф 22:14), но и потому, что истинная вера превосходна и для имеющих ее несет огромную пользу и великое преимущество. Праведный верою жив будет, истинно божественной духовной жизнью, вера обеспечивает для этой превосходной жизни все необходимые средства и утешения; вера идет к Христу и покупает вино и молоко (Ис 55:1), представляющие собой пищу для новой твари; вера покупает и приносит в дом испытанное золото, небесное сокровище, что обогащает; вера принимает и облекается в белоснежные одежды, царские одежды, покрывающие наготу и служащие украшением, Откр 3:18. Заметим:

2. Вера одинаково драгоценна и в рядовом христианине, и в апостоле, в том и другом она производит одни и те же драгоценные действия. Вера соединяет со Христом слабого верующего так же реально, как и сильного, и очищает сердце одного так же, как и сердце другого, каждый истинно верующий оправдывается перед Богом верой, причем от всех грехов, Деян 13:39. В ком бы ни пребывала эта вера, она держится одного и того же драгоценного Спасителя и обращается к одним и тем же драгоценным обетованиям.

3. Эта драгоценная вера получается от Бога. Это дар, произведенный Духом Святым от Бога, Который воскресил Иисуса Христа из мертвых.

4. Эта вера драгоценна благодаря праведности Христа и получаем мы ее тоже по правде Его. Достаточная праведность Христа и Его послушание придают вере всю ее драгоценность и все ее значение; праведность такой Личности не может не быть бесконечно ценной для тех, кто верой получает ее. Ибо:

(1) Иисус Христос есть Бог, больше того, Он есть наш Бог. Он истинный Бог, вечно Сущий, произведший эту праведность, поэтому она должна быть бесконечно ценной.

(2) Он — Спаситель тех, кто верует, и как таковой осуществил послушание, поэтому оно является для них великим благом и преимуществом, так как Он, Поручитель и Спаситель, произвел праведность вместо них.

III. Апостольское благословение, в котором он желает им умножения и увеличения Божиего благоволения, успеха и роста дела благодати в них, чтобы мир с Богом и со своей совестью (чего не может быть без благодати) мог изобиловать в них. Это то же самое благословение, что и в первом послании, но здесь апостол добавляет следующее:

1. Рассуждение о том, каким путем и какими средствами умножается благодать и мир: чрез познание Бога и (Христа) Иисуса; это познание, или верование в единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, является великим средством для преуспевания в духовной жизни, иначе оно не могло бы быть путем к вечной жизни, Ин 17:3.

2. Основание, на котором апостол просит об умножении благодати, а христиане могут ожидать этого умножения. То, что мы уже получили, ободряет нас просить о большем: Тот, Кто начал дело благодати, будет совершать его до конца. Заметьте:

(1) Источник всех духовных благословений — божественная сила Иисуса Христа, Он не смог бы исполнить служение Посредника, если бы не был Богом и человеком.

(2) От Иисуса Христа исходит все, что имеет какое-то отношение к истинной духовной жизни, к жизни и силе благочестия, все, что оказывает влияние на них; в Нем обитает вся полнота, и только от Него мы получаем благодать на благодать (Ин 1:16), в том числе все необходимое для сохранения, умножения и совершенствования благодати и мира, названных здесь, как думают некоторые толкователи, благочестием и жизнью.

(3) Познание Бога и вера в Него — это каналы, по которым поступают к нам всякая духовная поддержка и всякое утешение; но в таком случае мы должны признать Бога инициатором нашего действительного призвания, ибо именно так Он здесь представлен: ...Призвавшего нас славою и благостию. Заметьте: Цель Бога в призвании и обращении людей — привести их к славе и благости, то есть к миру и благодати, как понимают некоторые. Однако многие предпочитают другой перевод, а именно: славою и благостию; в таком случае призвание представляется как дело славы и благости Бога, или державной (англ. славной. — Прим. переводчика) силы Его, Еф 1:19. Обращение грешника — это слава Божией силы, это та сила и слава Бога, какие можно увидеть и испытать в Его святилище, Пс 62:2; эту силу, или благость, должны превозносить все призванные из тьмы в чудный свет, 1Пет 2:9.

(4) В четвертом стихе апостол продолжает ободрять их веру и надежду в ожидании умножения благодати и мира, так как обетования Евангелия даруются нам теми же самыми славой и благостью, какими мы были призваны. Заметьте:

[1] Блага, даруемые обетованиями, чрезвычайно велики. Одно из подразумеваемых здесь благословений — прощение грехов; каждый, хотя бы отчасти познавший силу гнева Божиего, готов признать, как велико это благословение; это одно из тех обещанных благ, в излиянии коих возвеличивается сила Господня, Чис 14:17. Прощение многочисленных и отвратительных грехов (каждый из которых заслуживает Божиего гнева и проклятия, причем вечного) — это одно из чудес закона Его, Пс 118:18.

[2] Благословения, обетованные в Евангелии, — весьма драгоценны; насколько великим было обетование Ветхого Завета о Семени жены, то есть о Мессии (Евр 11:11), настолько же велико обетование Нового Завета о Духе Святом (Лк 24:49), как драгоценен должен быть Дух, оживляющий, просвещающий и освящающий!

[3] Принявшие обетования Евангелия соделались причастниками Божеского естества. Они обновились духом ума своего в познании по образу Божьему, в праведности и святости; их сердца представлены Богу, на служение Ему, они имеют Божий нрав и характер; закон — это служение смерти, и буква убивает, Евангелие же есть служение жизни, и Дух животворит тех, кто от природы мертв по преступлениям и грехам.

[4] Те, в ком Дух производит Божеское естество, освобождены от рабства тлению. Пережившие, по действию Духа благодати, обновление духа ума своего, введены в свободу детей Божиих, ибо растление похотью господствует в мире. Кто не от Отца, но от мира, тот находится во власти греха, мир лежит во зле, 1Ин 5:19. Грех господствует над людьми мира сего через их похоти; их желания влекут их к нему, и поэтому он управляет ими. То господство, которое грех имеет над нами, соответствует тому наслаждению, которое мы находим в нем.

Стихи 5−11. В этих стихах апостол приступает к главной цели своего послания побудить и обязать их к преуспеванию в благодати и святости, поскольку они уже получили драгоценную веру и соделались причастниками Божеского естества. Это очень хорошее начало, но не следует останавливаться на нем, как если бы уже было достигнуто совершенство. Апостол молился о том, чтобы благодать и мир умножались у них, теперь же он призывает их стремиться к получению большей благодати. Мы должны, когда представляется возможность, призывать тех, за кого молимся, и побуждать их использовать все подходящие средства для достижения того, о чем мы просим Бога для них; кто хочет иметь успех в благочестии, должен быть исключительно усердным и прилежным в своих усилиях. Если мы не приложим все старание, то нисколько не продвинемся в деле святости; ленивые в благочестии ничего в нем не достигнут, мы должны подвизаться, если хотим войти в тесные врата, Лк 13:24.

I. Здесь мы не можем не отметить, как апостол шаг за шагом прослеживает путь верующего.

1. Он должен обрести добродетель (под которой некоторые понимают праведность), а затем рассудительность, воздержание и терпение, которые, будучи связаны с добродетелью идут следом за ней; можно предположить, что апостол побуждает их стремиться к этим четырем главным добродетелям, или четырем элементам, как входящим в состав каждой добродетели или добродетельного поступка. Но если учесть то верное слово, которое должно постоянно подтверждаться, что уверовавшие в Бога должны стараться быть прилежными к добрым делам (Тит 3:8), то под добродетелью можно здесь понимать силу и мужество, так как без них верующий не может ни начать добрых дел, ни преуспевать и отличаться в них. Праведник должен быть смел, как лев (Притч 28:1), малодушные христиане, боящиеся исповедовать евангельское учение или практиковать евангельские обязанности, должны быть готовы к тому, что и Христос постыдится их в оный день. «Пусть ваши сердца не устрашаются в злой день, покажите себя храбрыми, противостоя всякой оппозиции и сопротивляясь всякому врагу — миру, плоти, сатане и даже смерти». Мы нуждаемся в этом мужестве как в настоящей жизни, так и в тот час, когда приблизимся к смерти.

2. К этой добродетели верующий должен добавить рассудительность, то есть благоразумие к мужеству; познание Божиего имени должно предшествовать нашей вере, Пс 8:10; мы не можем свидетельствовать о том, что воля Божия благая, угодная и совершенная, пока не познаем ее; существуют также определенные условия, которые необходимо знать и соблюдать при исполнении нашего христианского долга; надо использовать предписанные средства и наблюдать благоприятное время. Благоразумный христианин принимает во внимание, с кем он имеет дело, где и в какой компании находится. Каждый верующий должен стремиться к приобретению познания и мудрости, указывающих нам правильный метод и порядок при исполнении всех христианских обязанностей и пути, которыми мы должны исполнять их.

3. К рассудительности необходимо добавить воздержание. Мы должны быть трезвыми в нашей привязанности к земным благам и умеренными в пользовании ими; если у нас есть правильное понимание о материальных благах, то мы сознаем, что их ценность и полезность значительно ниже, чем духовных милостей. Телесные упражнения и телесные привилегии мало полезны и соответственно этому должны цениться и употребляться; Евангелие учит как воздержанию, так и целомудрию, Тит 2:12. Мы должны быть умеренными в своих желаниях и в пользовании благами естественной жизни, то есть пищей, питием, одеждой, сном, развлечениями и уважением в мире; неумеренное влечение к этим благам несовместимо с серьезным влечением к Богу и Христу; кто пользуется ими сверх должного, не может воздать должного ни Богу, ни человеку.

4. К воздержанию надо добавить терпение, которое должно иметь совершенное действие, так как иначе мы не сможем быть совершенными во всей полноте, без всякого недостатка, Иак 1:4; ибо мы рождены для страданий, и многими скорбями надлежит нам войти в Царство небесное, и именно скорби производят в нас терпение (Рим 5:3), то есть требуют упражнения в терпении и дают повод для возрастания в нем; благодаря терпению мы переносим все несчастья и печали спокойно и покорно, не ропща против Бога и не жалуясь на Него, но оправдывая Его во всех страданиях, какие Он посылает нам, признавая, что они значительно меньше того, что мы заслужили своими грехами, и веря, что они не больше того, в чем мы нуждаемся.

5. К терпению мы должны добавить благочестие; это то, что производится терпением, ибо от него происходит опытность, Рим 5:4. Когда христиане терпеливо переносят страдания, они на личном опыте достигают познания милости Небесного Отца, которую Он не отнимает от Своих детей, даже если посещает жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их (Пс 88:32−33), и тем самым приобретают сыновний страх и благоговейную любовь, в чем и заключается истинное благочестие.

6. К этому мы должны добавить братолюбие, нежную привязанность ко всем своим собратьям-христианам — детям того же самого Отца, слугам того же самого Господина, членам той же самой семьи, странникам, идущим в ту же самую страну, и наследникам того же самого наследия — почему мы должны любить их от чистого сердца как особенно близких и дорогих нам людей, общение с кем доставляет нам особое наслаждение, Пс 15:3.

7. Любовь. К той любви-наслаждению, какую мы испытываем к детям Божиим, надо добавить любовь-милосердие, то есть благорасположение к всему роду человеческому. Бог произвел от одной крови все народы, и все сыны человеческие — сопричастники одной человеческой природы, все одарены одними милостями и подвержены одним и тем же скорбям, поэтому хотя с духовной точки зрения христиане отличаются от тех, кто живет без Христа, тем не менее они должны сострадать им в их бедствиях, помогать им в их нуждах и содействовать их благополучию, как физическому, так и духовному, насколько это в их силах; таким образом все верующие во Христа докажут, что они — дети Бога, Который благ ко всем и особенно благ к Израилю.

II. Мы должны обладать всеми вышеупомянутыми добродетелями, а иначе не будем пригодными для всякого доброго дела — ни для исполнения заповедей первой и второй скрижали, ни для активного и пассивного послушания, ни для служения, требующего подражания Богу, ни для служения, где требуется лишь быть послушными Ему. Поэтому, чтобы побудить нас к усердному и неустанному стремлению к этим добродетелям, апостол показывает, какие преимущества обретают все, кто успешно трудится и достигает того, что они в них есть и умножаются, ст. 8−11. Эти преимущества представлены:

1. В общих чертах, ст. 8. Те, у кого это есть, не останутся без успеха и плода. Учитывая особенности языка Святого Духа, мы должны понимать под этими словами значительно больше, чем они выражают, ибо, когда об Ахазе, самом негодном и дерзком царе иудейском, говорится, что он не делал угодного в очах Господа (4Цар 16:2), мы должны понимать эти слова в том смысле, что он совершал самые отвратительные и мерзкие дела, как показывает дальнейшее повествование о его жизни. Так и здесь, если говорится, что наличие и умножение всех христианских добродетелей не оставит нас без успеха и плода, то под этим следует понимать, что они сделают нас очень ревностными, живыми, активными и энергичными в практической христианской жизни и исключительно плодотворными в делах праведности. Таковые приносят много славы Богу через принесение большого плода среди людей, они плодовиты в познании Господа нашего Иисуса Христа, признают Его своим Господом и доказывают изобилием плодов в порученном Им деле, что являются Его слугами. Это является неизбежным следствием добавления одной добродетели к другой, ибо когда в сердце присутствуют все христианские добродетели, они друг друга совершенствуют и усиливают, ободряют и поддерживают; таким образом они все растут и умножаются (как говорит апостол в начале ст. 8), а везде, где изобилует благодать, будут изобиловать и добрые дела. Как желательно такое состояние, апостол показывает в ст. 9. Он описывает жалкое состояние тех, у кого отсутствуют эти животворящие и плодоносящие добродетели, ибо кто не имеет вышеупомянутых добродетелей (хотя и притязает на них, или ему кажется, что он имеет их) или не развивает и не умножает их, тот слеп, то есть слеп к духовным и небесным вещам, как вытекает из следующих слов: Он не может видеть отдаленное (в англ. переводе. — Прим. переводчика). Этот настоящий злой мир он может видеть и страстно любит его, но совершенно не в состоянии узреть грядущего мира, так чтобы полюбить его духовные преимущества и небесные благословения. Кто видит превосходство христианской веры, тот должен усердно стремиться к приобретению добродетелей, совершенно необходимых для достижения славы, чести и бессмертия; но там, где нет этих добродетелей и нет стремления к ним, люди не способны видеть вещей, находящихся, в действительности, лишь на крайне малом расстоянии, хотя им кажется, что они очень удалены, потому что они сами далеко отложили их от себя; как жалок тот, кто так слеп в отношении великих, внушающих благоговейный страх вещей иного мира, кто не может видеть реальности и определенности, величия и близости славных наград, какие Бог дарует праведникам, и страшного наказания, какому Он подвергнет нечестивых! Но этим еще не исчерпывается несчастье тех, кто не показывает в вере добродетель, в добродетели рассудительность и т. д. Они не способны видеть не только то, что впереди, но и то, что позади них, их память ненадежна и неспособна хранить прошлое, так же как их близорукость не позволяет им различать будущее; они забыли, что были крещены, что на них была возложена обязанность быть святыми сердцем и свято жить, а также и даны средства для этого. Крещением мы вовлекаемся в святую борьбу против греха и торжественно обязуемся сражаться с плотью, миром и диаволом. Чаще вспоминайте и серьезно размышляйте о своем торжественном обещании принадлежать Господу, о дарованных вам преимуществах и поощрениях, чтобы вы могли отложить всякую нечистоту плоти и духа.

2. Апостол описывает два конкретных преимущества, вытекающих из усердия в деле благочестия или сопутствующих ему: твердое, устойчивое положение в благодати и свободный вход в славу. Он приходит к этому, возвращаясь к своему предыдущему увещанию и излагая его другими словами, ибо выраженное в ст. 5 словами: прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, и далее, в ст. 10 выражается следующим образом: ...Старайтесь делать твердым ваше звание и избрание... Здесь можно заметить:

(1) Долг верующих — делать твердым свое звание и избрание, то есть уяснить для самих себя, что они избраны Богом.

(2) Чтобы быть уверенным в своем вечном избрании, надо доказать действительность своего призвания; никто не может заглянуть в книгу вечных советов и определений Божиих, но поскольку сказано, что кого Бог предопределил, того и призвал, то, убедившись в действительности своего призвания, мы можем сделать заключение о нашем избрании к спасению.

(3) Для достижения уверенности в своем звании и избрании требуется большое усердие и огромный труд, необходимо тщательно проверять самих себя, очень внимательно и строго исследовать действительно ли мы обращены, просвещены ли наши умы, обновились ли наши желания, изменились ли наши души, их наклонности и привязанности; чтобы достичь твердой уверенности в этом, необходимо величайшее старание, и без Божией помощи мы не можем ни получить этой уверенности, ни сохранить ее, как видно из Пс 118:23; Рим 8:16. «Но как бы ни был велик этот труд, не считайте его слишком большим, ибо в результате его вы приобретете великое преимущество:

[1] Этим вы удержите себя от падения в любое время, а также когда это особенно необходимо, и даже во времена искушений, грядущих на землю». Когда другие будут впадать в гнусные, позорные грехи, те, кто был усердным, смогут поступать осмотрительно и останутся на пути послушания своему долгу; и когда многие впадут в заблуждение, они сохранят себя здравыми в вере и будут держаться совершенного и полного соблюдения всей воли Божией.

[2] Те, кто усерден в деле благочестия, будут иметь свободный вход в вечную славу; в то время как некоторые из достигающих неба едва спасаются (1Пет 4:18), с великими трудностями, как из огня (1Кор 3:15), другие, возрастающие в благодати и изобилующие в добрых делах, свободно войдут в радость Господина своего, то есть в вечное Царство, где царит Христос и где они будут царствовать с Ним во веки веков.

Стихи 12−15. I. Преуспевание в благодати и святости и постоянство в этом так важны и обеспечивают такие преимущества, что заставляют апостола очень усердно исполнять труд служителя Христова, чтобы таким образом он мог побудить христиан и помочь им быть усердными в исполнении своих христианских обязанностей. Если служители пренебрегают своим делом, то едва ли они могут ожидать, что люди будут усердными в своих, поэтому Петр никогда не перестанет (то есть не пренебрежет своими обязанностями никогда, и нигде, и ни в какой части своего служения), но будет усердным во всем, и в деле напоминания также. В этом состоит задача самых лучших служителей, даже самих апостолов — они являются напоминающими о Господе, Ис 62:6. Они особенно обязаны напоминать Богу о Его обетованиях и обязательствах делать благо Своему народу; они являются напоминающими и для людей, должны напоминать им о Божиих заповедях, о доктринах и обязанностях христианства, чтобы они помнили заповеди Божии и исполняли их. Это и делает апостол, хотя некоторые могут считать, что в этом нет никакой нужды, так как они уже знают то, о чем он пишет, и утверждены в той истине, в которой он убеждает их. Заметьте:

1. Мы нуждаемся в напоминании о том, что нам уже известно, чтобы не забыть и чтобы совершенствовать свои знания, претворять их в жизнь.

2. Мы должны быть утверждены в истине, чтобы никакие ветры учения не могли поколебать нас, и особенно в настоящей истине, которую особенно необходимо знать в наши дни, так как она особенно содействует нашему миру и ей оказывается особенное противодействие в наше время. Великие доктрины Евангелия — что Иисус есть Христос, что Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, что верующие в Господа Иисуса Христа спасутся и что все верующие в Бога должны стараться быть прилежными к добрым делам — вот те истины, на которых настаивали апостолы в свое время и которые остаются верными и достойными всякого принятия во все времена христианской Церкви. Служители должны постоянно подтверждать их (Тит 3:8), а люди должны быть хорошо наставлены и утверждены в них, и после этого, несмотря на все их познания, они еще нуждаются в напоминании о том, что ими недостаточно ясно понято или во что они недостаточно твердо верят. Самые продвинутые христиане, пока они находятся в этом мире, не могут быть выше Божиих уставов или не иметь нужды в средствах, назначенных и предоставленных им Богом. И если люди нуждаются в учении и наставлении, пока они находятся в теле, то очень уместно и справедливо, чтобы служители, пока они находятся в своих храминах, поучали и наставляли их, напоминали им о тех истинах, которые они слышали раньше. Это хорошее средство возбудить их к усердному и энергичному следованию по пути евангельского послушания.

II. Предпринимая это дело, апостол говорит нам о том (ст. 14), что заставляет его быть ревностным в нем, а именно: сознание того, что он должен скоро, а не только определенно, оставить свою храмину. Заметьте:

1. Тело — это всего лишь храмина души. Это непрочное, подвижное строение, его опоры могут быть легко сдвинуты, а связи разрушены.

2. Эта храмина должна быть оставлена. Мы недолго пребываем в земном нашем доме. Как мы снимаем свои одежды на ночь и откладываем их в сторону, так, умирая, должны оставить свои тела, и они должны быть положены в могилу до наступления утра воскресения.

3. Близость смерти делает апостола усердным в деле жизни. Господь Иисус открыл ему, что время его отшествия близко, и он стал еще более усердным и ревностным, так как время его было коротко. Он должен вскоре уйти от тех, кому писал, и поскольку он очень стремился, чтобы они не забыли преподанное им учение после его отшествия, то записывает свои наставления. Апостол был невысокого мнения об устных преданиях. Они не были подходящим средством для достижения той цели, какую преследовал он. Он хотел, чтобы они всегда помнили об этих вещах, не только хранили их в памяти, но и всегда приводили их на память. Боящиеся Господа помнят имя Его и рассуждают о Его благости. Таков путь распространения познания о Господе, и это было сердечным желанием апостола; тот, кто имеет написанное Слово Божие, способен это делать.

Стихи 16−18. Здесь излагается причина, по которой было дано, с таким усердием и с такой серьезностью, предыдущее наставление. Это не выдумки, или пустые россказни, а несомненная истина, имеющая громадное значение. Евангелие это не хитросплетенные басни. Это не слова какого-то одержимого и не вымыслы группы людей, стремящихся обмануть хитростью и лукавством. Спасение через Иисуса Христа — это чудный план Божий, самый превосходный замысел бесконечно мудрого Иеговы, именно Он задумал этот путь спасения грешников через Иисуса Христа, сила и пришествие Которого, составляющие сущность Евангелия, возвещались в проповедях апостола.

1. Проповедь Евангелия есть возвещение о силе Христа, о том, что Он способен спасти всех, приходящих через Него к Богу. Он есть могущественный Бог, поэтому может спасти как от вины греха, так и от скверны его.

2. Проповедь Евангелия является также возвещением о пришествии Христа. Тот, относительно Кого было дано сразу после грехопадения человека обетование, что при наступлении полноты времени Он родится от жены, ныне пришел во плоти; всякий, отвергающий это, есть антихрист (1Ин 4:3), вдохновляемый и водимый духом антихриста; истинные же апостолы и служители Христа, водимые и вдохновляемые Духом Святым, свидетельствуют, что Христос пришел согласно с тем обетованием, с верой в которое умерли все верующие Ветхого завета, Евр 11:39. Христос пришел во плоти. Поскольку те, кого Он намеревался спасти, были причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, чтобы пострадать в их плоти и вместо них и тем самым совершить искупление. Это пришествие Христа изложено в евангелии очень ясно и подробно, но в нем упоминается и о втором пришествии, о чем служители Евангелия также должны возвещать; Он придет во славе Своего Отца со всеми святыми ангелами Его, ибо Он предназначен быть Судией живых и мертвых. Он придет, чтобы судить мир по правде, согласно вечному Евангелию, и чтобы призвать нас к ответу за все, что мы сделали, живя в теле, доброе или злое.

3. И хотя один из тех негодяев, что называли себя преемниками Петра, богохульно назвал Христово Евангелие басней, тем не менее апостол Петр доказывает, что это самая великая реальность и несомненный факт, так как наш благословенный Спаситель во время Своего пребывания на земле хотя и принял образ раба и стал подобным человеку, иногда открывался как Бог, в частности Петру и двум сыновьям Зеведеевым, бывших очевидцами Его величия, когда Он преобразился перед ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. Петр, Иаков и Иоанн были очевидцами Его преображения и поэтому могли и должны были свидетельствовать, и их свидетельство, конечно, истинно, ибо они свидетельствуют о том, что видели своими глазами и, больше того, слышали своими ушами, так как кроме видимой славы, в которую Христос был облечен здесь, на земле, был внятный голос с неба. Заметьте здесь:

(1) О чем возвестил этот голос — «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Это самый прекрасный голос, когда-либо звучавший с неба; Бог благоволит к Христу, а в Нем — и к нам. Он есть обетованный Мессия, через Кого все верующие в Него будут приняты Богом и спасены.

(2) Это заявление было сделано Богом Отцом, и таким образом Он публично признал Своего Сына (даже в Его униженном положении, когда Он имел образ раба), больше того, объявил Его Своим возлюбленным Сыном, когда Он был в таком уничижении; униженное положение Христа не только не уменьшило любовь Отца к Нему, но, напротив, Его отдача Своей жизни послужила поводом для особой любви Отца, как сказано в Ин 10:17.

(3) Целью этого заявления было возвеличить Спасителя, когда Он был здесь, на земле: Он принял от Бога Отца честь и славу... Богу угодно было Его почтить. Как от нас Он требует прославлять Его Сына, исповедуя Его своим Спасителем, так и Сам Он прославляет нашего Спасителя, объявляя Его Своим Сыном.

(4) Этот голос был с неба, названного здесь велелепной славой, что еще больше увеличивает славу нашего благословенного Спасителя. Это заявление пришло от Бога — источника славы и с неба престола славы, где Бог пребывает в наивысшей славе.

(5) Этот голос был слышен, причем так, что Петр, Иаков и Иоанн поняли его. Они не только услышали звук (как другие люди, Ин 12:28−29), но и поняли смысл. Бог открывает уши и разумение Своих людей для понимания того, что касается их и им необходимо знать, в то время как другие, подобно спутникам Павла, только слышат звук слов (Деян 9:7), но не понимают их значения; поэтому и сказано, что они не слышали голоса Говорившего, Деян 22:9. Блаженны те, что не только слышат, но и понимают, верят истине и ощущают силу голоса с неба, как ощущал свидетельствующий об этом апостол; у нас есть все основания принимать его свидетельство, ибо кто может отказать в доверии тому, о чем говорится так обстоятельно, как делает это апостол, рассказывая о голосе с неба.

(6) Они услышали голос с неба на святой горе, где были вместе с Иисусом. Место, где Бог особым образом раскрывает Себя, становится святым, подобно той земле, где Бог явился Моисею (Исх 3:5), и горе, на которой был построен храм, Пс 86:2. Такие места святы относительно и должны считаться таковыми в течение времени, когда люди испытывают на самих себе особое присутствие и чудное воздействие святого и великого Бога, или, получив предупреждение из слова, с верою ожидают такого переживания.

Стихи 19−21. В этих стихах апостол излагает другой аргумент в пользу истинности и достоверности евангелия и отмечает, что он сильнее и убедительнее предыдущего и более неопровержимо доказывает, что учение о силе и пришествии Христа — не просто басня или человеческая выдумка, но мудрый и чудный план святого и великого Бога, предсказанный пророками Ветхого завета которые говорили и писали под водительством и по вдохновению Духа Божиего. Заметьте здесь:

I. Какая характеристика дается писаниям Ветхого Завета; они называются вернейшим пророческим словом.

1. Ветхий Завет есть пророческое возвещение о силе и пришествии, о божестве и воплощении нашего Спасителя. В нем предсказывается, что семя жены сотрет главу змея. Предсказывается Его сила, способная уничтожить диавола и разрушить его дела, и Его рождение от жены; великое и страшное ветхозаветное имя Бога, Иегова, означает (как считают некоторые) Он грядет; это имя Бога (Исх 3:14), переведенное многими как Я буду Грядущим и понятое таким образом, указывает на воплощение Бога ради искупления и спасения Его людей как на то, что грядет. Что же касается Нового Завета, то он представляет собой историческое осуществление пророчеств Ветхого Завета. Все пророки и закон прорекли до Иоанна, Мф 11:13. И евангелисты и апостолы писали историю того, что прежде было предметом пророчества. Исполнение Ветхого Завета Новым Заветом и соответствие Нового Завета Ветхому доказывают истинность того и другого. Читайте Ветхий Завет как пророчество о Христе, а Новый применяйте, с усердием и благодарностью, как наилучшее толкование Ветхого.

2. Ветхий Завет — это вернейшее пророческое слово. Таковым он был для иудеев, принимавших его как изречения Божии. Более поздние пророки подтверждали то, что было предсказано их предшественниками; пророчества были записаны по специальному повелению, сохранены благодаря особому покровительству и многие из них уже были исполнены чудным провидением Божиим. Поэтому для тех, кто постоянно принимал и читал Писания, они были более достоверными, чем повествование апостола о голосе с неба. Моисей и пророки более сильно убеждали, даже чем чудеса, Лк 16:31. Какая твердая и уверенная должна быть вера у нас, имеющих такое твердое и верное слово, на которое можно опираться! Все пророчества Ветхого Завета являются еще более верными и определенными для нас, располагающих историческим повествованием об их точнейшем и подробнейшем осуществлении.

II. Апостол поощряет нас к исследованию Писания. Он говорит: ...Вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, то есть прилагаете свои умственные способности, чтобы понять его смысл, и свои сердца, чтобы поверить в истину этого вернейшего слова, больше того, покоряетесь ему, чтобы быть преобразованными им. Слово есть тот образ учения, которому мы должны предать себя (Рим 6:17), тот образец ведения (Рим 2:20), по которому мы должны выверять свои помыслы и понятия, свои слова и свое исповедание, всю свою жизнь и все свое поведение. Если мы таким образом обращаемся к Слову Божиему, то хорошо делаем во всех отношениях — угождаем Богу и приносим пользу себе; в действительности, этим самым мы всего лишь воздаем то почтение к изречениям Божиим, которое обязаны воздавать. Но помимо этого, апостол дает совет, особенно полезный для тех, кто хочет следовать Писанию.

1. Они должны считать и употреблять Писание как светильник, посланный и поставленный Богом в мире, чтобы рассеивать тьму, покрывающую лицо всей земли. Слово — это светильник ноге для тех, кто правильно использует его; он показывает путь, по которому следует идти, и посредством его мы приходим к познанию пути жизни.

2. Они должны признать свое собственное невежество. Мир — это место заблуждений и невежества, поэтому естественно, что все люди в мире лишены познания, необходимого для достижения вечной жизни.

3. Только Слово Божие может умудрить человека во спасение, просветить его сердце. Естественные понятия о Боге недостаточны для падшего человека, который в лучшем случае имеет познание о Нем значительно меньшее, а нуждается в значительно большем, чем то, которое имел Адам в период своей невинности.

4. Когда свет слова посредством Духа Святого проникает в слепой разум и затемненное сознание, тогда рассветает духовный день и восходит утренняя звезда в сердце. Это просвещение погруженного во мрак ума подобно рассвету, что разливается и пронизывает собой всю душу, исправляет и развивает ее, пока не настанет совершенный день, Притч 4:18. Это есть рост познания; тот, кто просвещен таким образом, никогда не считает себя достаточно знающим пока не познает так, как познан сам. Обращаться к этому свету — долг каждого и служит интересам всех, и всякий, поступающий по правде, идет к этому свету, в то время как делающие зло держатся на расстоянии от него.

III. Апостол излагает то, что обязательно должно предшествовать нашему обращению к Писаниям и что принесет нам пользу от него, а именно: понимание того, что все пророчества имеют божественное происхождение. Апостол не только утверждает эту важную истину, но и доказывает ее. Заметьте:

1. Ни одно пророчество Священного Писания не может быть разрешено само собою (или согласно личному мнению какого-то человека, путем объяснения его собственным умом), но только путем откровения Божиих мыслей. В этом заключалась разница между пророками Господними и лжепророками этого мира. Пророки Божии ничего не говорили и ничего не делали сами от себя, как об этом очень выразительно сказал главный из них, Моисей (Чис 16:28): ...Не по своему произволу я делаю сие (то есть даю вам заповеди и установления). А лжепророки рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних говорят, Иер 23:16. Пророки и составители Писаний говорили и записывали мысли Божии, и хотя можно предположить, что, находясь под влиянием и водительством Святого Духа, они готовы были передать и записать их, однако это происходило потому, что Бог того хотел, чтобы они говорили и писали. Хотя Священное Писание не является выражением человеческих взглядов и мнений, но откровением Божиих мыслей и воли, тем не менее каждый человек должен исследовать и стараться понять его смысл и значение.

2. Каждый, обращающийся к вернейшему пророческому слову, должен знать и признавать эту важную истину о божественном происхождении Писаний (что их содержание — это мысли Божии, а не человеческие). То, что Писание — это слово Божие, является не только догмой христианской веры, но и предметом науки, или познания. Как любой человек не только верит, но уверенно знает, что именно тот человек является его другом, в ком он видит все характерные черты и признаки своего друга, так и христианин знает, что та книга является Словом Божиим, в которой он видит все признаки и черты Богодухновенной книги. В ней он вкушает поистине божественную сладость, ощущает божественную силу и созерцает божественную славу.

3. Божественность Писания должна быть известна и признана прежде всего, прежде чем люди смогут извлечь для себя пользу из него, прежде чем они будут обращаться к нему. Чтобы отвратить свои умы от всех других писаний и обратить их к Священному Писанию как единственно верному и непогрешимому правилу, необходимо быть совершенно убежденными в том, что оно Богодухновенно и содержит в себе то, что поистине является мыслью и волей Божией.

IV. Сознавая абсолютную необходимость того, чтобы люди были полностью убеждены в божественном происхождении Писания, апостол говорит о том (ст. 21), как составлялся Ветхий Завет, а именно:

1. Негативная сторона. Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой... Ничто из того, что записано и входит в состав различных частей Ветхого Завета, не является мнением человеческим, и ничто из записанного не вошло в канон Священного Писания по воле кого-либо из пророков или составителей его.

2. Позитивная сторона. Изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. Заметьте:

(1) Люди, трудившиеся над этой Книгой, которую мы принимаем как Слово Божие, были святые Божии человеки. Хотя Валаам и Каиафа и другие люди, лишенные святости, имели иногда дух пророчества, однако они не употреблялись для написания какой-либо части Священного Писания для пользования Церковью Божией. Все составители Священного Писания были святыми Божиими людьми.

(2) Эти святые люди были движимы Духом Святым, когда они передавали мысли и волю Бога. Дух Святой это высшая движущая сила, а святые люди — всего лишь орудия в Его руках.

[1] Святой Дух вдохновлял их и диктовал им то, что они должны были передать людям о замыслах Божиих.

[2] Он сильно воздействовал на них, заставлял говорить (и писать) то, что вкладывал в их уста.

[3] Он так мудро и заботливо помогал им и руководил ими при передаче порученного Им, что они были ограждены от малейшей ошибки в изложении Его откровений; поэтому сами слова Священного Писания должны рассматриваться как слова Святого Духа, и вся ясность и простота, вся мощь и сила, изящество и красота самих слов и выражений должны рассматриваться нами как полученные от Бога. Поэтому все, что вы находите в Писании, растворяйте верою, цените и почитайте вашу Библию как книгу, написанную святыми людьми, которых вдохновлял и двигал и которым помогал Дух Святой.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на 2-е послание Петра, 1 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

2-е Петра 1 глава в переводах:
2-е Петра 1 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.