Библия » Толкование Мэтью Генри

Захария 1 глава

← 2 Зах 1 MGC 2

В данной главе после вступления (ст. 1) звучит:

(I) побуждающий призыв к греховным людям покаяться в их грехах и вернуться к Богу (ст. 2-6).

(II) Великое ободрение надеяться на милость (1) благодаря видению о лошадях (ст. 7-11),

(2) благодаря молитве ангела об Иерусалиме и ответу на эту молитву (ст. 12-17),

(3) благодаря видению о четырех плотниках, которые были задействованы в отпиливании четырех рогов, разбросавших Иудею и Иерусалим (ст. 18-21).

Стихи 1-6. В данных стихах:

I. Приводится основание служения Захарии; он был поставлен на это служение божественной властью: «Было слово Господне к Захарии». Он принял божественное поручение быть устами Божьими для народа, а также наставление, что говорить. Он принял от Господа то, что должен был передать . Было слово Господне к Захарии; оно пришло, сопровождаемое подтверждением и демонстрацией Духа, как реальная вещь, а не фантазия. Для подтверждения этого в данных стихах нам представлено:

(1) время, когда слово Господне впервые пришло к нему, или когда к нему пришло следующее за этим слово. Это был второй год Дария. До периода пленения пророки датировали свои писания годами правления царей Иудеи и Израиля, а во время плена – годами царствования царей Персии, подданными которых они являлись. Такую печальную перемену в их обстоятельствах произвел грех. Зоровавель не решился датировать гражданские события годами своего правления, и в вопросах подобного рода пророки, как и следует, соблюдали обычаи своего времени и, не сомневаясь, отсчитывали время годами царствования языческих царей, как Даниил (Дан 7:1; 8:1).Захария произнес свою первую проповедь в восьмом месяце второго года Дария, а Аггей свою – в шестом месяце того же года (Агг 1:1). Люди с готовностью повиновались слову Господнему из уст Аггея, и Бог благословил их еще одним пророком, ибо имеющему и правильно использующему одно, будет дано больше.

(2) Имя и семья пророка, к которому пришло слово Господне. Его звали Захария, он был сыном Варахиина, сыном Адда и пророком, как Аггей, которого называли пророком (Агг 1:1), ибо хотя в давние времена был один пророк Адда (2Пар 12:15), но у нас нет оснований полагать, что Захария был его потомком или был назван им. Образованный г-н Пэмбл (Pernble) твердо придерживается мнения, что данный Захария, сын Варахиина, является тем самым пророком, который, по словам нашего Спасителя, был убит между храмом а жертвенником, возможно, много лет спустя после восстановления храма (Мат 23:35), и что наш Спаситель не имел в виду (как чаще всего полагают) Захарию, сына Иодая, ибо тогда почему Иодая назвали Варахиином? Он полагает, что манера, в которой Христос описывает это событие, убеждает нас так думать, ибо, перечисляя невинную кровь, пролитую иудеями, Он начинает с Авеля, а заканчивает последними днями святых пророков, в то время как после Захарии, сына Иодая, много пророков и праведных людей было предано ими смерти. Правда, что ни в какой истории не упоминается, каким образом был убит этот Захария, но Иосиф Флавий мог старательно скрывать этот позор своего народа. Возможно, то, что Захария говорил в своих пророчествах о Христе – о том, что он будет продан, ранен в доме друзей и об избитом пастыре, – касалось его самого, и в этом он стал прообразом Христа. Возможно, подвергнувшись атакам со стороны своих преследователей, он скрылся в святилище, находящемся во дворе священников (некоторые думают, что он сам был священником) и таким образом был убит между притвором и жертвенником.

II. Описаны первые плоды служения Захарии. Вначале он проповедовал простые и практические истины и лишь затем приступил к видениям и откровениям и начал провозглашать свои пророческие речи, ибо лучше начинать с простого. Прежде чем опубликовать обетования о милости, он опубликовал призывы к» покаянию, ибо именно так нужно .готовить путь Господу. Вначале нужно проповедовать закон, а потом – Евангелие.

1. В данных стихах он напоминает им о противостоянии; Бога их отцам (ст. 2): «Прогневался Господь на отцов ваших великим гневом, и: они ощутили, на себе знаки Его недовольства. Вы слушали это своими ушами, и ваши отцы рассказывали вам об этом; вы видели собственными глазами бедственные последствия всего этого. Бог уже долгое время борется с вами, и поэтому настало время вам подумать, как это остановить». Отметьте: суды Божьи, обрушившиеся на других, мы должны воспринимать как предостережения для нас, чтобы мы не шли их путями, как призыв к покаянию, чтобы мы могли обрубить наследственное проклятие и обратить его в благословение.

2. Он призывает их во имя Бога вернуться к Нему и заключить с Ним мир (ст. 3). Через пророка Бог говорит этому отступническому народу то же, что часто говорил через Своих слуг пророков: «Обратитесь ко Мне верой и покаянием, исполняйте свой долг и будьте послушны, и Я обращусь к вам с благоволением и милостью, миром и примирением». Пусть мятежники опять станут верными подданными, и они вновь окажутся под защитой государства и насладятся всеми привилегиями верных подданных. Пусть изменят Свой путь – и Бог изменит Свой (см. Мал 3:7). Здесь следует обратить внимание на то, что Бог трижды назван Господом Саваофом (Господом воинств): «Так говорит Господь Саваоф. Именно Он обращается к вам, и вы должны обратить внимание на Его слова». «Обратитесь ко Мне, – говорит Господь Саваоф (это подразумевает власть и необходимость повиноваться этой заповеди, – и Я обращусь к вам», – говорит Господь Саваоф; эти слова подразумевают аргументированность и ценность обетования, а следовательно, это не напрасное повторение. Отметьте: размышления о всемогущей силе Бога и Его неограниченном владычестве должны побудить и ободрить грешников покаяться и обратиться к Нему. Желательно, чтобы Господь Воинств был нашим другом и очень опасно иметь Его своим врагом.

3. Он предостерегает их не упорствовать в своей нераскаянности, как делали их отцы (ст. 4): «Не будьте такими, как отцы ваши». Вместо того чтобы ожесточаться на своих злых греховных путях, следуя примеру отцов, пусть лучше оставят их, испугавшись постигшего их наказания. Мы склонны руководствоваться предшествующим опытом, а хорошо или плохо мы руководствуемся, можно судить по тому, как используем этот опыт. Одни и те же примеры для одних являются благоуханием жизни к жизни, а для других – запахом смертоносным к смерти. Одни рассуждали так: «Разве можем мы быть мудрее наших отцов? Они никогда не прислушивались к пророкам, так почему мы должны быть внимательными к ним? Они издавали законы против них, так почему мы должны терпеть их?» Но в данных стихах их учат, как они должны рассуждать: "Наши отцы не слушали пророков, и за это. Бог был очень недоволен ими, поэтому давайте более внимательно прислушаемся к тому, что говорит Бог нам через Своих пророков". Пересмотрите прошлое и подумайте:

(1) Какое послание отправлял Бог через Своих пророков вашим отцам: «Бывшие пророки взывали к вашим отцам, взывали громко, не щадили ни себя, ни ваших отцов; они восклицали ревностно как люди, которые хотят быть услышанными; они говорили не от себя, а от имени Господа Саваофа, И вот какова суть ими сказанного, припев каждой песни и тема каждой проповеди: «Отвратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших», то же самое мы говорим вам сейчас. Согласитесь с нами и оставьте ваши грехи, примите решение никогда больше не возвращаться к ним. Скорая реформация – единственный путь предотвратить приближающуюся гибель. Отвратитесь немедленно от греха к Богу.

(2) Как мало внимания обратили ваши отцы на это послание: они не слушали и не были внимательны к их словам. «Они повернулись глухим ухом к этим призывам и не внимали Мне, – говорит Господь, – они не желали исправляться, не хотели руководствоваться словом, которое Я послал им; поэтому не говорите, что будете поступать, как ваши отцы, ибо они ошибались» (см. Иер 44:17). Отметьте: мы не должны следовать примеру наших дорогих отцов, если они не были дорогими чадами Божьими, если они не были обязательными и послушными Ему.

(3) Что стало с вашими отцами и пророками, которые проповедовали им? Все они умерли и ушли (ст. 5).

[1] Отцы ваши – где они? Все это поколение сметено с лица земли, и их места никто не знает. Отметьте: когда мы думаем о своих предках, которые прошли через этот мир и покинули его до нас, то должны задумываться: «Где они?» Они жили здесь, в городах и деревнях, где мы живем, ходили по тем же улицам, жили в тех же домах, торговали в тех же магазинах и базарах, поклонялись Богу в тех же церквах. Но где они сейчас? Они где-то находятся; когда они умерли, то им не настал конец. Они в вечности, в мире духов, в неизменном мире, к которому мы быстро приближаемся. Где они? Те, которые жили и умерли в грехе, пребывают в мучениях, и мы предупреждены Моисеем и пророками, Христом и Его апостолами быть осторожными, чтобы не прийти в это место мучений (Лук 16:28,29). Те, которые жили и умерли во Христе, пребывают в раю; и если мы живем и умираем, как они, То скоро окажемся с ними в вечности.

[2] Да и пророки, – будут ли они вечно жить? Нет, они тоже ушли. Сокровище вложено в земные сосуды, а вода жизни – в земные кувшины, которые часто разбиваются и в конце попадают домой сокрушенными. Христос – пророк, живущий вечно, а все остальные пророки служили лишь в течение определенного времени. Отметьте: (служители – смертные люди и не живут вечно в этом мире, а поэтому они должны следить за собой и проповедовать соответственно, как те, которые вскоре будут вынуждены замолчать, не зная, какая из проповедей будет последней. И люди должны смотреть на них как на людей смертных и слушать их соответственным образом, как тех, с которыми на малое время есть свет, которые могут жить и трудиться, пока есть свет. О, если бы этим весомым размышлениям о том; что мы являемся смертными служителями, имеющими дело со смертными людьми, и при этом касаемся бессмертных душ и вечности, стоя на ее краю, было уделено должное внимание! Мы должны думать об ушедшие пророках, которые были прежде нас (Иер 28:8). Они были славой людей, засохли и опали, но слово Господне пребывает вовек (1Пет 1:24,25). Некоторые читают так: «Нынешние пророки живут ли вечно?», нет, Aггей и Захария недолго будут с вами, да и само пророчество скоро умолкнет. В ином мире и наши пророки, и мы будем жить вечно, и наша главная задача в этом мире должна заключаться в том, чтобы приготовить себя к нему.

(4) Каковы были последствия слова, которое Бог изрек для них через Своих пророков (ст. 6). Проповедники умерли, и слушатели умерли, но слово Бога не умерло; оно произвело действие, и ни одна его йота не осталась неисполненной. Как дождь и снег с неба, так и слово не возвращается тщетным (Ис 55:11). Он взывал к ним, и [1] они очень хорошо знали, что суды, которыми Бог угрожал, обрушились на их отцов. И им пришлось прочувствовать на себе то, чему они не верили и чего не боялись: «Определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, заповеди, вместе с наказаниями, которые Я поручил передать вам, разве не постигли отцов ваших?» Хотя Божьи пророки не могли навязать им свои обличения, но бедствия, которыми им угрожали, обрушились на них, и они не могли ни сбежать, ни оказаться вне пределов их достижимости. Слова Божьи завладели ими, подобно тому как судебный пристав арестовывает должника и приговаривает его к наказанию за нарушение норм права. Отметьте: неверие человека не может сделать угрозы Слова Божьего недейственными, ибо рано или поздно они исполнятся, если только не будут приняты предписанные меры, чтобы предотвратить наказание. Гнев Божий несомненно постигнет тех, на кого не действует Его власть, ибо когда Бог судит, то побеждает.

[2] Они сами не могут не признать, что слово Божье, возвещенное им, исполнилось в судах, обрушившихся на них, и при всем этом Он был праведен и не причинил им никакого вреда. Они обращались и говорили (они изменили свою точку зрения и признали, когда уже было слишком поздно предотвратить гибель своего народа): «Как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, то есть наказать нас за них, так и поступил с нами. Мы же должны признать, что Он справедлив в Своих поступках, и обвинять во всем только себя, но не возлагать вину за случившееся на Него» Sero sapuint Phryges – Будет поздно, когда фригийцы станут мудрыми. Эта запоздалая мудрость доказывает не только истинность Бога, но и безрассудство человека, который смотрит не далее того, что может увидеть. Их невозможно убедить вовремя сказать: «Бог будет так же благ, как и Его слово, ибо Он верен; Он поступит с нами соответственно нашим делам, ибо Он праведен». Но теперь, когда приговор приведен в исполнение, они достаточно четко увидят это; теперь тот, кого это коснулось, может отметить точное соответствие между нынешними провидениями и прежними их предсказаниями, которыми в то время пренебрегли – точное соответствие между нынешним наказанием и прежними грехами, в которых они упорствовали. Теперь они не смогут не сказать: «Праведен Господь» (Дан 9:11-13).

Стихи 7-17. Мы приступаем к видениям и откровениям Господа, ибо такой способ Бог избрал, чтобы говорить через Захарию; Его цель – пробудить внимание народа, вселить в них смиренное благоговение – перед словом, а также .пробудить смиренный интерес к нему и больше сконцентрировать на нем их разум и память. Большая часть следующих видений, похоже, предназначена для утешения иудеев, только что вернувшихся из плена, и ободрения их продолжать строительство храма. Цель данного видения, которое является вступлением к остальным, – заверить иудеев в том,, что Бог заботится о них и что глаз Его провидения наблюдает за ними во благо им сейчас, в их нынешнем положении, когда они, похоже, оставлены и их ситуация отчаянная. Это видение датировано (ст. 7) двадцать четвертым днем одиннадцатого месяца, три месяца спустя после того, как пророк произнес эту проповедь (ст. 1) в которой призывал их к покаянию, основываясь на размышлениях о судах Божьих; Обнаружив, что его проповедь привела к хорошим результатам и что они вернулись к Богу и своему долгу, он подтверждает данные им ранее заверения в том, что Бог обратится к ним с милостью. Здесь обратите внимание:

I. Что увидел пророк и как он это пояснил.

1. Он увидел миртовую рощу, темную тенистую рощу, сокрытую прилегающими холмами так, что ее можно было увидеть, только оказавшись в ней. Это символизировало презренное, мрачное, уединенное и печальное положение иудейской Церкви в то время. Все соседние народы превосходили их, и они были погребены в безвестности; друзья, которых они имели, были сокрыты, и они сами не получали ни помощи, ни облегчения. Отметьте: Церковь не всегда была видимой, а иногда сокрытой, как жена в пустыне (Отк 12:6).

2. Он увидел мужа, возвышавшегося на рыжем коне и стоявшего посреди этой миртовой рощи. Этот муж был никем иным, как самим мужем Иисусом Христом – Тем, Который явился Иисусу Навину с обнаженным мечом в руке как вождь воинства Господня (Иисус Нав 5:13,14) и Иоанну – с луком и венцом (Отк 6:2). Хотя Церковь была в презренном положении, но в ней пребывал Христос. Она была спрятана холмами? Он был намного тщательнее сокрыт миртовой рощей, хотя и находился в ней, как в засаде, готовый своевременно выступить, чтобы помочь Своему народу и тем самым приятно удивить его. Сравните Ис 45:15: «Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев и Спаситель в то же время, Святый Израилев посреди них». Он ехал верхом на коне, как воин, как муж в спешке, Который по небесам принесся на помощь Своему народу (Втор 33:26). Он ехал на рыжем коне то ли естественного цвета, то ли окрашенном в красный цвет кровью, пролитой на войне; Тот же победоносный владыка явился в червленых ризах (Ис 63:1,2). Красный цвет очень яркий, означающий, что Он взревновал по Иерусалиму (ст. 14) и очень разгневан на его врагов. Христос по закону явился на красном коне; это символизировало ужас той диспенсации, когда Он был готов сражаться до крови. Но, по Евангелию, Он является на белом, коне (Отк 6:2 и вновь Отк 19:11); это означало, что теперь Он одержал победу и едет верхом на коне с ликованием, вывесив белый, а не кровавый флаг.

3. Он увидел, что всадника сопровождало стадо коней, готовое принимать и выполнять его приказы: «Позади него кони рыжие, пегие и белые – ангелы, сопровождавшие Господа Иисуса, задействованные Им для служения Своей Церкви: одни – чтобы вершить суд, другие – оказывать милость, третьи – для разных поручений». Отметьте: Царь Церкви имеет ангелов в Своем распоряжении не только для того, чтобы славить Его, но и чтобы служить на благо тем, кто Ему принадлежит.

4. Пророк спросил о значении этого видения. Помимо того, что он видел в видении, с ним в качестве инструктора разговаривал ангел; также было у Иезекииля (Иез 40:3) и Даниила (Дан 8:16). Захария спросил его (ст. 9): «Кто они, Господин мой? Похоже, ангелом, говорившим с ним, был Сам Христос – муж на рыжем коне, которого сопровождали остальные; и непосредственно к нему обращается Захария. Чтобы познать тайны царства небесного, мы должны обращаться с вопросом не к ангелам (они сами являются учащимися), а к самому Христу, Который единственный достоин взять книгу и снять с нее печати (Отк 5:9). Вопрос пророка подразумевает смиренное признание его собственного невежества и ревностное желание узнать истину. О, позволь мне узнать, кем они являются! Он желал этого не для удовлетворения собственного любопытства, а для того, чтобы обладать всем необходимым для утешения и ободрения народа Божьего в его нынешнем бедственном положении.

5. Он принял от ангела, говорившего с ним (ст. 9), и от мужа, который стоял между миртами (ст. 10), толкование этого видения. Отметьте: Иисус Христос готов наставить тех, кто смиренно желает познать истины Божьи. Он сразу ответил: «Я покажу тебе, кто они». Мы в долгу перед Христом за то знание о мире духов, которое имеем или можем иметь. Он получает объяснение: «Это те, которых Господь послал обойти землю; они – Его посланники, Его представители, назначенные (то же самое сказано о Его очах, 2Пар 16:9) обозреть, облететь или быстро обойти землю, чтобы посмотреть, что на ней сделано ради исполнения божественных повелений». Бог не нуждается в них, но Ему нравится использовать их, а мы нуждаемся в утешении, вытекающем из доктрины их управления.

II. Что пророк услышал, и какие при этом ему были даны инструкции. Вера приходит от слышания, и данным видением ему было что-то сказано.

1. Он услышал доклад или описание нынешнего состояния мира, представленный ангелами Христу (ст. 11). Они побывали повсюду, как стремительные гонцы, которые отправились быстро с царским повелением (Есф 3:15) и, вернувшись, предоставили такой отчет Ангелу, стоявшему между миртами (ибо сами ангелы подотчеты Господу Иисусу): «Обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна». Нас учат молиться, чтобы воля Божья исполнялась людьми на земле, как она исполняется ангелами на небесах; и здесь мы видим, насколько необходимо, чтобы мы молились об этом, ибо все обстоит совсем не так.

(1) На данном примере мы видим, что мир ангелов очень занят делами. Те, которые заняты служением у престола, не отдыхают ни днем ни ночью, прославляя Бога, ибо в этом заключается их служение; те, которые заняты служением в нижнем мире, не бездельничают и не теряют времени, а восходят и нисходят к Сыну Человеческому (Иоан 1:51), как в видении лестницы Иакова (Быт 28:12); они продолжают обходить землю. Таким же активным и усердным является сатана, причиняя зло (Иов 1:7). Для нас хорошо, что добрые ангелы побуждают себя к добрым делам, что здесь, на земле, мы имеем стражей, которые постоянно ищут возможность оказать нам услугу; мы также имеем противников, которые, как рыкающие львы, ходят, ища, кого поглотить. Хотя на этой земле ангелы сталкиваются со многими вещами, которые им неприятны, но, пока они исполняют поручение Бога, они, не колеблясь, обходят ее. Их собственная обитель, которая не нравилась тем, которые пали, будет нравиться им больше, когда они вернутся.

(2) Мы видим, что в данное время мир человеческий весьма беспечен: «Вся земля населена и спокойна, в то время как Церковь пребывает в беспокойстве, бросаемая бурею и безутешная». Те, которые не принадлежат Церкви, спокойны, и ее враги добиваются успеха. Халдеи и персы спокойны, в то время как бедные иудеи постоянно в тревоге; так же было, когда и царь и Аман сидели и пили, а город Сузы был в смятении. Сыны человеческие веселы и беспечны, но никто не скорбит о страданиях детей Божьих. Отметьте: печально думать о том, какой дух дремоты охватил практически все человечество, в какой глубокий сон ввергнут этот мир, который пребывает под гневом Бога и во власти сатаны и в то же время остается беззаботным и спокойным! Они наполняли землю и были спокойны (см. Лук 17:26 и далее).

2. Он услышал ходатайство Христа о Своей страдающей Церкви перед Своим Отцом (ст. 12). Ангелы описали положение дел в нижнем мире, но мы не читаем, чтобы ими была вознесена хоть какая-то молитва о возмещении скорбей. Нет, Ангел, стоявший между миртами, является великим Ходатаем. Услышав отчет ангелов, он сразу обратился к небесам и сказал: «Господи! Доколе Ты не умилосердишься над Своей Церковью?»

(1) Он ходатайствует о милости, как и в Пс 84:8: «Яви нам, Господи, милость Твою!» Отметьте: Божья милость является главным основанием для утешения Церкви; и мы можем надеяться обрести эту милость благодаря посредничеству Христа.

(2) Он жалуется на то, что эта милость откладывается: «Доколе Ты не умилосердишься!» Он знает, что милость Бога – от века и до века (Пс 89:2), но думает, что она уже долго откладывается.

(3) Объектами сострадания для божественной милости представлены: Иерусалим, святой город, и другие города Иудеи, лежащие в руинах, ибо Бог гневался вот уже семьдесят лет. Он упоминает семьдесят лет, так как этот период указан в божественных планах для продолжительности плена; так долго Бог гневался, и хотя теперь, по малом времени, даровано им помилование от Господа Бога нашего, чтобы дать им ожить немного (Ездр 9:8), но шрамы от семидесяти лет плена все еще оставались такими глубокими и болезненными, что божественный гнев на протяжении этих семидесяти лет оставался главной темой их песен. «Д-р Лайтфут полагает, что хотя семьдесят лет плена отсчитывают от четвертого года царствования Иоакима и заканчивают первым годом царствования Кира, но эти семьдесят лет следует отсчитывать от одиннадцатого года царствования Седекии, когда были сожжены Иерусалим и храм, приблизительно девятнадцать лет спустя после первого пленения, и заканчивать вторым годом царствования Дария Истаспа, по прошествии семнадцати лет после воззвания Кира, так как семьдесят лет, упомянутые в главе 5 (ст. 7), наступили примерно девятнадцать лет спустя; пленение подходило к концу так же, как и пришло – постепенно. «Господи, мы все еще под бременем семидесяти лет гнева, так не будешь лu гневаться на нас вечно?»

3. Он услышал положительный ответ на ходатайство Христа о Своей Церкви; это было убедительное ходатайство, благоприятное, ибо Отец всегда слышит Его (ст. 13): «Тогда в ответ Ангелу – этому ангелу завета – изрек Господь слова благие, обещая милость и избавление, исполняя то, что начал делать из милости к ним». Это были утешительные слова, предназначенные для Христа, Который печалился, видя страдания Церкви, утешительные для всех скорбящих с Сионом. Бог часто отвечает на молитвы словами благими, когда Он не приступает сразу к великим делам; и эти благие слова являются реальным ответом на молитву. Добрые слова людей не напитают тело (Иак 2:16), а благие слова Бога напитают веру, ибо для Него слова и дела – одно и то же, хотя у нас все обстоит по-другому.

4. Он услышал ответ, данный Ангелу и повторенный для него, вместе с поручением возвестить сынам его народа для утешения. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, Он показал рабу Своему Иоанну, и через него – церквам (Отк 1:1,4). Так все благие и утешительные слова Евангелия мм принимаем от Иисуса Христа, а Он принимает их от Отца в ответ на молитву о Своей Крови и Своих служителях, которые определены, чтобы проповедовать их всему миру. Теперь, когда Бог захотел сказать слова утешительные Иерусалиму, Захария стал гласом вопиющего в пустыне, возвещающим: «Приготовьте путь Господу». Голос говорит: «Возвещай, возвещай». Теперь пророки должны так же громко возвещать, показывая народу Божьему его утешение, как раньше показывали их грехи (Ис 40:2,3,6). И если он спрашивает: «Что должен я возвещать?», то в данных стихах его наставляют:

(1) что он должен возвещать гнев Божий, который хранится для врагов Иерусалима. Бог возревновал о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою (ст. 14). Он считает, что вред и оскорбления, нанесенные Его Церкви, в высшей степени публично унизили Его, хотя ранее благодаря им был найден в Своей Церкви. Земля была населена и спокойна (ст. 11), не шла на уступки и не демонстрировала никакого раскаяния, ибо все зло причинила Иерусалиму и была похожа на братьев Иосифа, которые, продав его, сели есть хлеб. Бог очень плохо воспринял это (ст. 15): «Я великим негодованием негодую на народы, живущие в покое, которых не волнуют страдания Церкви». Еще больше Он будет недоволен беспечными на Сионе (Ам 6:1), сыновьями Сиона, которые не сочувствовали ему в его скорбях. Но это еще не все: они не только не переживали о нем, но и были настроены против него: «Я мало прогневался на Свой народ и решил умеренно наказать его, но те, которые были задействованы в качестве инструментов, отбросили всякое сожаление и с величайшей яростью и злобностью усилили зло, преследуя тех, кого Бог поразил (Пс68:27), и обижая тех, кого Он беспокоил (см. Ис 47:6; 10:5; Иез 25:12,15). Отметьте: Бог недоволен теми, кто добавляет страданий страдающим справедливо, ибо в таком случае истинная гуманность – это лучшее божественное качество.

(2) Он должен возвестить о милости, которую Бог хранит для Иерусалима и городов Иудеи (ст. 16). Он должен возвещать: «Так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием. Я уходил во гневе, а сейчас возвращаюсь с – любовью. Еще провозгласи и скажи» (ст. 17). Там должно быть правило на правило, чтобы они получили утешение, как раньше делалось для их обличения. Господь Саваоф заверяет их,

[1] что теперь будет построен храм, который они начали. Хотя они и сталкиваются с большими огорчениями, но то хорошее дело, которое они начали, будет закончено; они будут иметь знаки Божьего присутствия, возможность общаться с Ним и поклоняться Ему, как раньше. Отметьте: безусловно, благой вестыо для любого места можно назвать известие о том, что Бог построит в нем Свой дом.

[2] Что Иерусалим вновь будет устроенный как город, слитый в одно, что раньше было его славой (Пс 111:3). Землемерная вервь протянется по Иерусалиму, чтобы восстановить его с максимальной точностью и единообразием.

[3] Что народ вновь станет многочисленным и богатым, хотя сейчас его численность уменьшается и он беднеет. Не только Иерусалим, но и другие города, которые ныне уменьшились и ослабели, переполнятся или расширятся; их пригороды протянутся очень далеко, и они будут основывать свои колонии; причиной этого будет их процветание (в англ. пер.): они будут такими перенаселенными и богатыми, что не будет хватать места и жители будут жаловаться: «Тесно для меня место» (Ис 49:20). Из-за своих бедствий они рассеялись по разным странам, а теперь причиной их рассеяния будет процветание. Пусть разливаются источники твои (Прит 5:16). Бог называет Своими города, которые подобным образом разрастутся; они будут благословлены Им, будут плодиться и размножаться и наполнять землю.

[4] Что все их нынешние печали не только будут возмещены, но и навсегда умолкнут благодаря божественному утешению: утешит Господь Сион. Хотя его беды и скорби могут долго длиться, но Бог хранит утешения для Сиона и всех скорбящих о нем.

[5] Все это будет результатом Божьего избирательного и предупреждающего благоволения: Он снова изберет Иерусалим, Он обновит Свой выбор, Свой завет и явит, что избрал Иерусалим. Как вначале Он сформировал из них народ, когда вывел их из Египта, так и теперь вновь сформирует, когда выведет из Вавилона, но не потому что они обладают какими-то достоинствами, а следуя собственному выбору (Втор 7:7,8). Иерусалим – город, который Он избрал, и Бог не откажется от него.

Стихи 18-21. Церковь может утешиться и ликовать на том основании, что если враг придет как река, со всей силой и яростью, то дуновение Господа прогонит его (Ис 59:19), и в данном видении (втором видении, полученном пророком) это иллюстрируется. Дух Божий занимает определенное положение и поднимает голову против грозной силы врагов Церкви.

I. В данных стихах представлены враги Церкви, дерзкие и смелые, грозящие погубить ее и истребить имя Израиля. Совсем недавно народ Божий подвергался нападкам: «Поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога» (ст. 18), значение которых объясняет ст. 19. Это роги, которые разбросали Иуду, Израиль и Иерусалим, то есть иудеев в городе и во всей стране, гак как они были Израилем Божьим. Они разметали их (в некоторых переводах), как яростные быки своими рогами разбрасывают добычу, на которую набросились. Они разбросали их так, что никто не мог поднять головы своей (ст. 21). Ни один человек не осмеливался показать свое лицо из страха перед ними, тем более оказать им какое-то сопротивление и поднять против них голову. Это роги, и данное слово подразумевает их высокое положение и владычество – роги превознесенные, – равно как их силу, власть и жестокость. Этих рогов четыре, и иудеи окружены ими со всех сторон; если они спасаются от одного рога, который толкает их, то натыкаются на другой. Мужи Иудеи и жители Иерусалима и многие из присоединившихся к ним приступили к строительству храма, но враги, противящиеся этому делу, со всех сторон притесняли их и отвлекали. Рехум, Шимшай и другие самаряне, противящиеся строительству храма, были этими рогами (Ездр 4:8). Ими были Санаваллат и Товия, Аравитяне и Аммонитяне, восставшие против строительства стены (Неемия 4:7). Отметьте: враги Церкви имеют рога и используют их, чтобы препятствовать всякому доброму делу. Великий враг новозаветной Церкви имеет семь голов и десять рогов (Отк 17:3), и поэтому те, которые стараются оказать какую-либо услугу Церкви, должны быть готовы к тому, что их будут притеснять.

II. Здесь говорится о друзьях Церкви, активных и господствующих. Пророк возвел глаза и увидел четыре рога, их вид был настолько угрожающим, что он начал сомневаться в безопасности всех благочестивых людей и успешности всякого доброго дела. Но Господь показал ему четырех рабочих, плотников или кузнецов, которым была дана сила сбить эти роги (ст. 20,21). Глазами разума мы видим врагов Церкви; это демонстрирует мир, куда бы мы ни посмотрели. Но глазами веры мы видим ее защищенной, несмотря ни на что. Это показывает нам Господь так же, как открыл глаза слуге пророка, чтобы тот увидел войско ангелов, окружившее его господина (4Цар 6:17). Обратите внимание: кем были те, кому должно было вступить в сражение, сокрушить роги язычников и сбить их.

1. Это были рабочие, плотники или кузнецы (ибо некоторые полагают, что именно их символизируют роги железные): люди, обладающие умением и способные сделать это, занимавшиеся подобным делом, разбиравшиеся в нем и имеющие необходимые инструменты. Отметьте: Бог призывает служить интересам Своей Церкви тех, кого считает пригодными для этого или делает таковыми. Если против Церкви выступают роги, которые символизируют силу и ярость диких животных, то появляются рабочие, которые символизируют мудрость и предвидение людей, выступающие на ее защиту, с помощью которых определяются способы управления самыми сильными животными, ибо всякое естество зверей укрощается и укрощено естеством человеческим (Иак 3:7).

2. Рабочих было четверо: сколько рогов, столько и рук, чтобы сбить их. Отметьте: с какой стороны ни угрожали бы Церкви, какая бы оппозиция ни противилась ее интересам, Бог найдет пути и средства, чтобы обуздать их силу и гнев, и обернет все к Своей славе. Некоторые полагают, что этими четырьмя рабочими были Зоровавель и Иисус, Ездра и Неемия, которые совершали дело Божье, несмотря на противоставшую им оппозицию. Эти рогатые звери ворвались в Божий виноградник, чтобы вытоптать его, но благочестивые гражданские власти и служители, поставленные Богом, хотя и не имели силы, чтобы сломать роги нечестивых (как это сделал Давид, Пс 74:6,11), но напугали и выгнали их. Отметьте: когда Бог намеревается совершить дело, то Он поставит служителей, которые сделают это, равно как и других, которые будут защищать и охранять их.


Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Захарии, 1 глава


← 2 Зах 1 MGC 2

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.