Библия » Мэтью Генри Толкование Мэтью Генри

Захария 3 Захария 3 глава

Видения предыдущей главы заверяли в том, что гражданские интересы еврейского народа будут восстановлены, обетования о которых завершились во Христе. Видение данной главы касается положения Церкви и ее духовных интересов и заверяет в том, что они вновь будут в правильном положении; обетования об этом также взирают на Христа, Который является не только нашим единственным царем, но и первосвященником нашего исповедания, прообразом Которого был Иисус Навин. В данной главе представлено:

(I) Видение, касающееся Иисуса как представителя Церкви в свое время, описывающее неблагоприятные условия, при которых ему пришлось трудиться, а вместе с ним и народу; и его и их скорби были возмещены.

1. Ему препятствует сатана, но Христос оказывает помощь (ст. 1−2).

2. Он предстает в запятнанной одежде, но потом меняет ее (ст. 3−5).

3. Его заверяют в том, что он будет восстановлен в своем служении, если будет хорошо вести себя (ст. 6−7).

(II) Проповедь о Христе, Который здесь назван Отраслью; Он будет наделен всеми совершенствами, необходимыми для совершения Своей задачи, которую Он победоносно исполнит; именно благодаря Ему мы будем иметь прощение и мир (ст. 8−10).

Стихи 1−7. Мы уже встречались с Иисусом, который был главной движущей силой во время первого поселения Израиля в Ханаане, а здесь говорится о другом человеке, носящем такое же имя, который был чрезвычайно активным во время второго поселения Израиля после плена. Его имя также было Иисус, и оно означает Спаситель; оба они были прообразами Того, Кто должен был прийти — нашего Вождя и Первосвященника. Ангел, говоривший с Захарией, показал ему Иисуса, великого иерея. Возможно, пророк часто видел его и говорил с ним и между ними установились близкие доверительные отношения, но обычно он видел, как тот является перед людьми, а для того, чтобы узнать, как он предстоит пред Господом, это нужно было показать ему в видении; так и было сделано. В действительности люди являются такими, какими предстают перед Богом, а не какими являются в глазах мира. Он стоял пред Ангелом Господним, то есть перед Христом — Господом ангелов, Которому были подотчетны даже первосвященники Аароновой череды. Он стоял пред Ангелом Господним, чтобы исполнить свое служение и послужить Богу под присмотром ангелов. Он стоял, чтобы принять пророчество от имени Израиля, представителем которого он был как первосвященник. Когда мы предстаем перед Богом, то наша виновность и порочность больше всего огорчают нас. Мы виновны в совершенных нами грехах, они делают нас незащищенными для справедливости Бога; из-за силы греха, живущего в нас, мы становимся отвратительными для святости Бога; из-за этого весь Божий Израиль пребывает в опасности. Таким и предстает здесь Иисус, ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи (Евр 7:28). Что же касается нас, то мы имеем помощь Иисуса Христа, Который для нас является Богом праведности и освящения.

I. Иисуса обвиняют как преступника, но потом оправдывают.

1. Ему противостоит сильная оппозиция: сатана стоит по правую руку его, чтобы противодействовать ему и быть противником закона. Он стоит по его правую руку, как обвинитель или свидетель стоит по правую руку узника. Отметьте: дьявол является обвинителем наших братьев, который клевещет на них пред Богом нашим день и ночь (Откр 12:10). Некоторые думают, что первосвященник обвинялся в грехах, совершенных младшими по рангу священниками, которые взяли себе в жены женщин из других народов; в этом были виновны многие после возвращения из плена (Езд 9:1−2; Неем 13:28). Когда Бог решил восстановить священство, то сатана возразил, что среди священников было найдено много грехов, что делало их недостойными оказанной им чести. Своим безрассудством мы даем сатане преимущество против нас и вооружаем его поводом для порицания и обвинения; и если кто-то ошибается, особенно священники, то сатана обязательно усугубит ошибку и представит в наихудшем виде. Он стоял, чтобы противодействовать ему, то есть мешать служению, которое он совершал ради государственного блага. Он стоял по правую руку его — руку, совершающую действие, — чтобы огорчать и создавать трудности на его пути. Отметьте: когда мы стоит перед Богом, чтобы служить Ему, или вступаемся за Бога, чтобы послужить Его интересам, то должны быть готовы столкнуться со всеми видами противостояния, которые может изобрести коварство и злобность сатаны. Поэтому давайте противостанем тому, кто противодействует нам, и он убежит от нас.

2. В помощь ему создана победоносная защита (ст. 2). Господь (т.е. Господь Христос) сказал сатане: «Господь да запретит тебе». Отметьте: блаженство святых заключается в том, что Судья является их другом; их обвинитель является их покровителем и защитником и ходатаем за них; он несомненно спасет их.

(1) Сатану обуздывает Тот, Кто имеет власть, Кто победил его и много раз заставлял молчать. Обвинитель братьев, служителей и служений изгнан, его обвинения аннулированы, его предположения в их адрес, равно как и его предложения им самим, показаны злобными, несерьезными и надуманными. Господь да запретит тебе, сатана! Господь сказал (т.е. Господь наш Искупитель): «Господь да запретит тебе (т.е. Господь Творец)». Сила Бога задействована для того, чтобы сделать благодать Христа действенной. «Господь обуздал твою злобную ярость, отверг твое злобное обвинение и отмстил за враждебность по отношению к Своему рабу». Отметьте: Христос всегда готов решительно заступиться за тех, кто принадлежит Ему, когда сатана особо яростно выступает против них. Он не вступает с ним в дискуссию, а немедленно затворяет его уста резким требованием: «Господь да запретит тебе, сатана!» Это наилучший метод обращения с данным яростным врагом. Отойди от Меня, сатана!

(2) С сатаной вступают в спор. Он противодействует священнику, но пусть знает, что его противление будет [1] бесплодным; бесполезно пытаться причинить какое-либо зло Иерусалиму, ибо Господь избрал его и город пребудет благодаря Его выбору. Бог видит все, что противодействует народу Божьему; Он предвидел это, когда избрал его, поэтому теперь невозможно склонить его отказаться от него; Он знал наихудших представителей народа, когда избрал его, но Его избрание будет успешным.

[2] Неблагоразумным, ибо не головня ли он, исторгнутая из огня? Таким был Иисус, и священство, и народ, представителем которого он был, Христос не мог сказать, за что их можно было бы славить, но мог назвать, за что им можно посочувствовать. Отметьте: Христос готов поступить наилучшим образом со Своим народом и обращает внимание на все, что может послужить оправданием их слабостей — настолько Он далек от того, чтобы отмечать любую их ошибку. Совсем недавно они были в огне; неудивительно, что они черны, обожжены и пахнут дымом, но поэтому их стоит оправдать, а не обвинять. От людей, которые только что были пленниками в Вавилоне, можно ожидать лишь того, что они предстанут презренными и ничтожными. Они только что были избавлены от больших страданий, так неужели сатана настолько жесток, что желает опять ввергнуть их в страдания? Они были чудесным образом исторгнуты из огня, чтобы Бог прославился ими, так неужели теперь Он откажется и оставит их? Нет, Он не затушит дымящийся лен и дымящиеся угли огня, ибо выхватил головни из огня и собирается использовать их. Отметьте: трудное избавление от непосредственной опасности является блаженным предзнаменованием и сильным основанием для поразительных милостей. Обращенная душа — это головня, исторгнутая из огня благодаря чуду свободной благодати, и поэтому она не будет оставлена, чтобы стать добычей сатаны.

II. Иисус предстал как человек оскверненный, но он очищен, ибо представляет Израиль Божий, который весь — как нечистая вещь, пока весь народ не омоется и не освятится во имя Господа Иисуса и Духом нашего Бога. Здесь отметьте:

(1) Нечистоту, в которой предстал Иисус (ст. 3). Он одет был не только в грубую, но и в запятнанную одежду, которая совсем не соответствует высокому положению и святости его служения. Согласно закону Моисея, одежды первосвященника служили для славы и благолепия (Исх 28:2). Но одежда Иисуса была его позором и порицанием, тем не менее в ней он стоял перед Ангелом Господним. Он не имел чистой и дорогой одежды, чтобы в ней совершать служение и исполнять обязанности, сопутствующие своему сану. Это подразумевает не только то, что священники были бедными и к ним относились с презрением, но и то, что много беззакония прилепилось к святыням. Возвратившиеся иудеи были сильно поглощены своими бедами, считая, что им не нужно сожалеть о своих грехах; они не осознавали, что их грехи были великим препятствием для осуществления среди них Божьей работы; они полагали, что раз оставили идолопоклонство, то их нельзя обвинять в беззаконии. Но Бог показал, что они совершали много ошибок, которые тормозили продвижение к ним Божьих милостей, Против них сражались духовные враги, которые были более опасны, чем соседние народы. Халдейский парафраз говорит: «Двое сыновей Иисуса взяли себе жен, которых по закону священники не могли иметь»; и мы читаем, что именно так и было (Езд 10:18). Нет сомнений в том, что священники совершали и другие ошибки (Мал 2:1). Тем не менее Иисусу было позволено стоять перед Ангелом. Хотя его дети не поступали, как должно, но из-за этого завет священства не был расторгнут. Отметьте: Христос терпеливо относится к Своему народу, чьи сердца правы перед Ним, и допускает их к общению с собой, несмотря на их многочисленные слабости.

(2) Предприняты меры для его очищения. Христос дал приказ сопровождавшим его ангелам, готовым исполнить Его повеление, чтобы они представили его в лучшем положении. Иисус представил себя пред Господом в запятнанных одеждах как объект, достойный сожаления, и Христос милостиво посмотрел на него с состраданием, а не с негодованием, что вполне справедливо мог сделать. Христос гнушался запятнанной одежды Иисуса, но не прогнал его, а приказал ее унести. Подобным образом Бог Своей благодатью поступает с теми, кого избрал быть Своими священниками; Он разделяет их с их грехами и тем самым не дает грехам отделять их от Бога; Он примиряется с грешником, но не с грехом. В данной ситуации Он совершает для Иисуса два дела, символизирующих двойную работу божественной благодати, свершаемую для верующих:

[1] С него сняли запятнанную одежду (ст. 4). Значение этого действия раскрывается в словах, сказанных Христом; Он говорит их как власть имеющий: «Я снял с тебя вину твою». Только прощающая милость может снять вину, ее зловоние и пятно, дав мир совести; ее сила сокрушается обновляющей благодатью. Когда Бог прощает наши грехи, то снимает с нас вину, чтобы она не выступила против нас и не осудила; Он удаляет наши беззакония, как далеко восток от запада. Когда Он освящает природу, то дает нам возможность свергнуть ветхого человека, выбросить запятнанные одежды наших порочных привязанностей и похотей как вещи, которые нам больше не понадобятся, которые мы больше никогда не наденем и не выйдем в них. Подобным образом Христос отмыл от грехов своих Кровию Своею тех, кого соделал нашему Богу царями и священниками (Откр 1:5−6). Мы либо должны быть омыты от осквернений греха, либо, как оскверненные, будем исключены из священства (Езд 6:2).

[2] Его одели в новую одежду, ему не нужно стыдиться не только его запятнанной одежды, но и своей наготы: «Я облекаю тебя в одежды торжественные». Иисус не имел своей чистой одежды, а Христос обеспечил его ею, ибо Он не мог позволить, чтобы священство, учрежденное согласно Его постановлению, потерпело крушение, было презираемо людьми и неприемлемо для Бога. Его одежду сменили на богатое и дорогое облачение, которое надевают в торжественных случаях. Теперь Иисус предстанет не отталкивающим, как раньше, а привлекательным. Кто служит святынями, тот должен не только прекратить совершать злые дела, но и научиться делать добро. Бог сделает их мудрыми и смиренными, усердными и верными, примером во всех добрых делах; только тогда Иисус был одет в торжественную одежду. Подобным образом те, которых Христос делает духовными священниками, облачены в незапятнанную одежду Его праведности и в ней предстают перед Богом, имея в себе благодати духа, которые украшают их. Праведность святых, вмененная и привитая, является красивой одеждой, чистой и белой, в которую облачается невеста, жена Агнца (Откр 19:8).

III. Иисус оказался в опасности лишиться своего служения, но вместо этого он восстановлен и утвержден в нем. Не только его грехи прощены, но он также обеспечен благодатью, достаточной для него, и, как rectus in curia — оправданный в суде, восстановлен в своих прежних почестях и доверии.

1. На него надет венец священства (ст. 5). Это было сделано в качестве исключения и по просьбе пророка. «И сказал: ”Возложите на голову его чистый кидар, в качестве особого знака его служения. Теперь, когда он чист, пусть выглядит величественным; пусть облачится во все одежды первосвященника”». Отметьте: когда Бог принимает решение восстановить или возродить религию, то побуждает пророков и народ молиться об этом, и делает это в ответ на их молитву. Захария молился, чтобы ангелам было велено возложить кидар на голову Иисуса, что они немедленно сделали, а также облекли его в одежду священников, ибо ни один муж не может взять себе эту славу, если только не был призван Богом. Ангел же Господень стоял рядом, как наблюдатель за работой, которую должны были совершить сотворенные ангелы. Он стоял рядом и радовался этому событию, присутствуя при исполнении данных Им повелений; Он и сейчас продолжает присутствовать со священством.

2. С ним обновлен завет священства, который назван Божьим заветом мира (Чис 25:12). Г-н Пэмбл называет его правом на служение, о котором здесь возвещено и которое передано ему при свидетелях (ст. 6−7). Ангел Господень, позаботившись о том, чтобы сделать его годным для служения (ибо всякого, кого Бог призывает к служению, Он либо находит годным для него, либо делает таковым), облекает его необходимыми полномочиями. Хотя он не стал священником с клятвою (эта честь хранилась для того, кто является священником по роду Мелхиседека, Евр 7:21), но так как был Его прообразом, то был торжественно введен в должность с определением условий, при которых он мог совершать это служение. Ангел Господень заявил Иисусу, что если он будет усердно исполнять обязанности, присущие его должности, то ему будут оказаны почести и он получит награду. Обратите внимание:

(1) каковы условия его вступления на эту должность. Пусть знает, что должен вести себя хорошо; он должен ходить путями Божьими, вести благочестивый образ жизни и быть святым во всех вопросах. Он должен ходить перед народом путями Божьих заповедей и быть предусмотрительным. Он также должен стоять на страже Божьей, тщательно исполнять все служения священства и следить за тем, чтобы нижестоящие священники благопристойно исполняли свои обязанности в определенном порядке. Он должен внимать себе и всему стаду (Деян 20:28). Отметьте: благочестивые служители должны быть хорошими христианами, но этого недостаточно; им оказано доверие, и на них возложены обязанности, которые они должны исполнять с максимальным усердием, чтобы могли с радостью дать отчет (1Тим 6:14).

(2) Какие привилегии ожидают нас и в чем он мог быть уверен при добросовестном несении своего служения. Право, позволяющее ему служить, гласит: «Quamdiu se bene gesserit — При хорошем поведении». Пусть исполняет свои обязанности, а Бог исполнит Свои.

[1] «Ты будешь судить Мой дом; ты будешь руководить делами храма, и священники ниже ранга будут в твоем подчинении». Отметьте: власть Церкви и руководителей Церкви не законодательная, а судебная. Первосвященник не может издавать новые законы для дома Божьего или вводить другие обряды для поклонения помимо тех, что учредил Бог; но он должен судить дом Божий, то есть следить, чтобы Божьи законы и постановления тщательно соблюдались, должен защищать и ободрять тех, кто соблюдает их, а также узнавать и наказывать нарушителей.

[2] «Ты будешь наблюдать за дворами Моими; ты будешь следить за тем, что происходит во всех дворах храма, поддерживать их в чистоте и порядке и следить, чтобы в них совершалось поклонение». Отметьте: служители являются управляющими Бога, и они должны хранить Его дворы, чтобы там воздавалась слава Тому, Кто является главным Господином, чтобы там соблюдался порядок и справедливость среди их обитателей.

[3] «Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь, среди этих ангелов, которые наблюдают и помогают в этом посвящении». Они будут находиться рядом, пока Иисус будет совершать дело Божье, они будут его стражей, или он будет в высшей степени почтен как ангел Божий (Гал 4:14). Служители названы ангелами (Откр 1:20). Кто ходит путями Божьими, о том можно сказать, что он ходит между ангелами, ибо таковые исполняют волю Бога, как ангелы исполняют ее на небесах, и являются их сослужителями (Откр 19:10). Некоторые считают, что это обетование о вечной жизни и о награде за его верность в будущем состоянии. Небеса — это не только дворец, в котором можно отдыхать, а рай, сад, в котором можно гулять; и там можно гулять среди ангелов, в этом прославленном и святом обществе (см. Иез 28:14).

Стихи 8−10. Как обетования, данные Давиду, чье царство было прообразом царства Мессии, постепенно переходят в обетования о Мессии, так и обетования, данные в этих стихах непосредственно Иисусу, чье священство было тенью священства Христа, возносятся далеко в небеса и взирают на отдаленные времена — на Христа, но не только в общем, ибо Его священство происходило по линии священства Ааронова, а особенно на том основании, что оно возрождало блаженный метод общения между небом и землей, которое на долгое время было прервано из-за беззакония и плена Израиля. Христос, как и Иисус, является первосвященником грешников и страдальцев, чтобы ходатайствовать о тех, которые пребывали под гневом и виной. Иисус должен был понять священство Христа, так как вся добродетель его священства, его ценность и полезность Церкви зависели и происходили от священства Христа. Посмотрите:

I. Кому адресовано данное обетование о Христе (ст. 8): «Выслушай же, Иисус! Ты с удовольствием выслушал то, что касалось тебя, но вот, приближается Тот, Кто больше Иисуса. Теперь выслушай о Нем, ты и остальные священники, собратия твои, сидящие пред тобою, у твоих ног, как учащиеся, к которым ты должен относиться как к собратьям, ибо все вы — братья. Пусть первосвященник и все священники ниже рангом обратят внимание на эти слова, ибо они мужи знаменательные». Они поставлены для знамений, чтобы быть прообразами священства Христа. То, что в то время Бог сделал для Иисуса и его собратьев, было счастливым предзнаменованием обещанного пришествия Христа; и именно так это будет истолковано с приятным изумлением всеми, кто разумеет времена. Возможно, эти мужи считаются знаменательными из-за их своеобразия, ибо они восклицали, как люди странные, и не участвовали с другими в том же распутстве (1Пет 4:4), или из-за своих странных привязанностей и поразительного избавления от них, как написано в Пс 70:7: «Для многих я был как бы дивом». Они — мужи знаменательные; они изумляют самих себя, когда думают, каким счастливым стало теперь их положение. Народ Божий и Его служители во всех отношениях являются мужами изумительными. Первосвященник и его собратья в данных стихах предстают (как пророк и его дети, Ис 8:18) в качестве знамений, вызывающих изумление. Но люди перестанут ими изумляться, когда придет Мессия, ибо нарекут имя Ему: Чудный; подобным образом звезды меркнут при свете солнца.

II. Само по себе обетование, состоящее из нескольких частей, предназначено для утешения и ободрения Иисуса и его собратьев в великом деле строительства храма, которым они были заняты в то время. Если они будут взирать на Христа,, верить и уповать на обетования, касающиеся Его и Его царства, то это поможет им справиться со всеми трудностями, с которыми они столкнутся, совершая это и другие служения.

1. Мессия придет: «Вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Долгое время Он был сокрыт, но приближается полнота времени, когда Он придет в этот мир и родится среди Своего народа Израиля». Сам Бог решил привести Его, и поэтому, безусловно, Он признает Его и будет пребывать рядом с Ним. Он — раб Божий, занятый Его делом, послушный Его воле и всецело посвященный Его чести и славе. Он — отрасль; вот как Он назван: «Отрасль Господа» (Ис 4:2), «Отрасль от корня Иессеева» (Ис 11:1), «Отрасль праведная» (Иер 23:5). Его начало было незаметным, как начало нежного ростка, но со временем Он станет великим деревом и наполнит землю (Ис 53:2). Он — отрасль, с которой мы будем собирать все наши плоды.

2. Глаза многих будут устремлены на Него: «Он — тот камень, который положен перед Иисусом»; это ссылка на основание или краеугольный камень храма, который, возможно, закладывался с большой торжественностью в присутствии Иисуса. Христос — не только отрасль, с которой начинается дерево, но и основание, которое является началом здания; и когда Он придет, то на этом одном камне будет семь очей. На Него будут устремлены глаза Отца, Который заботится о Нем и защищает Его, особенно в страданиях; когда Он был похоронен в гробнице, как камни основания, которые сокрыты в земле, то глаза небес так и остались устремленными на Него, погребенного от человеческих глаз, но не от Божьих. Глаза всех пророков и святых Ветхого Завета были устремлены на этот один камень; Авраам радовался, видя день Христа; он увидел и возрадовался. Глаза всех верующих устремлены на Него; они смотрят на Него и спасаются; подобным образом глаза ужаленных израильтян были прикованы к медному змею. Некоторые полагают, что этот один камень имел семь очей, как колеса в видении Иезекииля, и считают, что это означает совершенство мудрости и познания, которыми обладал Иисус Христос ради блага Своей Церкви. Его глаза обозревают землю.

3. Сам Бог украсит Его и облечет честью: «Я вырежу на нем начертания его» — говорит Господь Саваоф. Строители отвергли этот камень как неровный и уродливый, а Бог решил сделать его гладким и отполировать, более того, выгравировать его так, чтобы он стал главою угла — самым красивым во всем здании. Христос был произведением Божьего искусства; и изобилие Его мудрости проявилось в изобретении способа нашего искупления, которое совершится после того, как будут выгравированы начертания. Этот камень — драгоценный камень, хотя он заложен в основании; а начертания, скорее, являются ссылкой на драгоценные камни на наперснике первосвященника, на котором были выгравированы имена колен, как на печати (Исх 28:21−22). На наперснике находились двенадцать камней, и они лежали пред Аароном, но, похоже, были утеряны, а перед Иисусом лежал один камень, стоивший их всех, и это был сам Христос. Этот драгоценный камень будет сиять, словно он имеет семь очей; в пророчествах, исходящих от наперсника суда, будет явлено совершенство мудрости и благоразумия. Бог выгравирует на нем начертания; Он вручит Христу всех Его избранных, и Он будет выступать в качестве их представителя и ходатая, как это делал первосвященник, когда приходил пред Господом с именами всех колен Израилевых, выгравированных на драгоценных камнях его наперсника. Когда Бог отдал остаток Христу, чтобы Он через благодать привел их к славе, то тогда выгравировал начертания на этом драгоценном камне.

4. Он изгладит грех: вину за грех и его владычество: «Я изглажу грех земли сей в один день». Когда имена Израиля были выгравированы на драгоценных камнях первосвященника, тогда он, по словам Писания, понес на себе недостатки приношений (Исх 28:38), ибо закон никогда не может сделать совершенными приходящих (Евр 10:1). Будучи прообразом Христа, он понес беззакония земли, но не мог удалить их; это мог сделать только Христос — благословенный Агнец Божий, Который взял на Себя грех мира; и Он сделал это в один день — в тот день, когда Он пострадал и умер; одной жертвой, принесенной в тот день, было совершено то, что невозможно было сделать с помощью жертв, принесенных веками ранее и на протяжении всех дней, когда каждый год совершалось искупление со времен Моисея и до Христа. Это согласуется с предсказанием ангела (Дан 9:24): «Он покроет преступление и запечатает грехи». Некоторые полагают, что начертания, которые Бог выгравирует на нем, символизируют раны и удары, нанесенные Его благословенному телу, которым Он подвергся за наши грехи и беззакония и которыми мы исцелились.

5. В результате все верующие будут довольны самими собой и иметь приятное общение друг с другом (ст. 10): «В тот день будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу, которые принесут наилучшие плоды и чьи листья также дадут освежающую тень для беседки. Когда грех снят, то (1) мы пожинаем драгоценную выгоду и привилегии нашего оправдания, более драгоценные, чем плоды винограда или смоковницы (Рим 5:1).

(2) Мы отдыхаем, имея приятное спокойствие, и не страшимся зла. Что может пугать нас, когда грех изглажен и ничто не может причинить нам вреда? Мы сидим под тенью Христа и наслаждаемся; здесь мы укрываемся от палящего жара проклятия закона. Мы живем так, как жил Израиль во время мирного царствования Соломона (3Цар 4:24−25), ибо Он князь мира.

(3) Мы должны приглашать других, чтобы они вместе с нами насладились этими привилегиями, приглашать друг друга прийти и сесть рядом под виноградом и смоковницей, чтобы поговорить и поделиться с ними плодами, которыми мы окружены. Евангельская благодать, которая сопровождается силой, делает человека дружелюбным; а кто имеет утешение от знакомства со Христом и общения через Него с Богом, тот будет стараться привлечь к этому других. Пойдем в дом Господень.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Захарии, 3 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.