Евангелист начинает с отчета о происхождении Христа и Его рождении, о Его предках, и о том, как Он вошел в этот мир, чтобы показать, что Он воистину был обещанным Мессией, ибо пророками было предсказано, что Он будет сыном Давидовым и родится от Девы. Все это ясно доказывается в данном отчете, включающем в себя:
I. Его родословную от Авраама, которая содержит сорок два поколения, три по четырнадцать, ст. 1−17.
II. Описание обстоятельств Его рождения, настолько полное, насколько это необходимо для доказательства того, что Он был рожден от Девы, ст. 18−25. Итак, жизнь нашего благословенного Спасителя описывается систематически, по порядку, как и должна описываться история жизни ради более ясного представления содержащегося в ней примера.
Стихи 1−17. Относительно родословной нашего Спасителя отметим:
I. Ее название. Родословие Иисуса Христа, перечень Его предков по плоти, или повествование о Его происхождении. Это Βίβλος Γενέσεως — книга Бытие. Ветхий Завет начинается с книги о происхождении мира, и в этом его слава, что он начинается таким образом, но слава Нового Завета превосходит славу Ветхого в том, что он начинается с книги о происхождении Того, Кто сотворил мир. Происхождение Христа как Бога — из начала, от дней вечных (Мих 5:2), и никто ничего не может сказать об этом происхождении, но как человек, Он был послан Богом, когда пришла полнота времени, родился от жены; именно об этом происхождении говорится здесь.
II. Главная цель родословия. Родословие Христа не бесцельно и не бесполезно; оно не похоже на родословные великих людей, которые составляются обычно из тщеславных побуждений. Stemmata, quid faciunt? — Какая польза от древних родословных? Родословие Христа подобно тем генеалогиям, которые приводятся как свидетельство для подтверждения прав и для доказательства притязаний на права; его цель — доказать, что наш Господь Иисус есть сын Давида и сын Авраама, то есть произошел из того народа и из той семьи, откуда и должен был произойти Мессия. Авраам и Давид, каждый в свое время, были удостоены великого доверия — им были даны обетования о Мессии. Обетование о благословении было дано Аврааму и его семени, а о царствовании — Давиду и его семени. Тот, кто хочет иметь долю во Христе как в сыне Авраама, в Котором благословятся все племена земные, должен быть верным Ему, а чтобы иметь долю в Нем как в Сыне Давида, Который будет править всеми народами земли, он должен быть верноподданным Его. Аврааму было обещано, что Христос произойдет от него (Быт 12:3; Быт 22:18), и Давиду было обещано то же самое (2Цар 7:12; Пс 88:4; Пс 131:12), поэтому если не будет доказано, что Христос — Сын Давида и Сын Авраама, то мы не можем принять Его как Мессию. Именно это доказывается здесь подлинными записями. Иудеи очень тщательно сохраняли свои родословные, и в этом был промысел Божий: благодаря этому могло быть выяснено, что Мессия происходил от их отцов. После прихода Мессии иудейский народ был так рассеян и перемешан, что едва ли кто-то в мире мог законно доказать свое происхождение от Авраама, а происхождение от Аарона или Давида совершенно точно никто не мог доказать; поэтому следовало либо отказаться от первосвященнического и царского титула, как навсегда потерянного, либо доверить его нашему Господу Иисусу. В родословии Христос, прежде всего, назван сын Давидов, потому что среди иудеев Его так называли и под этим именем ожидали Его. Те, кто признавал Его как Христа, тоже называли Его Сын Давидов, Мф 15:22; Мф 20:31; Мф 21:15. Поэтому евангелист старается показать, что Он не только сын Давидов, но именно тот сын Давидов, о котором сказано: «Владычество на раменах Его». И что Он не просто сын Авраама, но именно тот сын Авраама, который должен стать отцом многих народов. Называя Христа сыном Давида и сыном Авраама, евангелист показывает этим, что Бог верен Своим обетованиям и исполняет всякое слово, которое изрек, хотя:
1. Исполнение его может задерживаться. Когда Бог обещал Аврааму сына, которому надлежало стать великим благословением всего мира, Авраам, возможно, ожидал, что это будет его непосредственный сын, но оказалось, что от этого сына его отделяли сорок два поколения и приблизительно две тысячи лет. Бог может предсказывать Свои дела задолго до их исполнения, и иногда Он долго не исполняет обещанного.
Примечание: задержка обетованных милостей упражняет нас в терпении, но не может поколебать Божьего обетования.
2. Всякая надежда на исполнение слова Божьего может исчезнуть. Сын Давидов и сын Авраамов, Которому надлежало быть славой дома Отца Своего, родился, когда семя Авраама было народом униженным, находящимся под игом Рима, и когда дом Давида был погребен в неизвестности, ибо Христос должен был явиться как росток из сухой земли.
Примечание: Божье время для исполнения Его обетований приходит тогда, когда это исполнение более всего кажется невероятным.
III. Отдельные части родословия, приведенного по прямой линии от Авраама в соответствии с родословиями, записанными в начале книг Паралипоменон, в пользе которых мы здесь убеждаемся.
Мы можем заметить некоторые особенности этого родословия:
1. Предки Христа, имевшие братьев, обычно были младшими из них; таковым был сам Авраам, Иаков, Иуда, Давид, Нафан и Риса. Это показывает, что превосходство Христа происходило, не как у земных царей, от первородства Его предков, но от воли Бога, Который, согласно правилам Своего провидения, возносит смиренных и внушает менее совершенному оказывать большее попечение.
2. Из сыновей Иакова, кроме Иуды, от которого произошел Примиритель, упоминаются и братья его — Иаков родил Иуду и братьев его. Не делается никакого упоминания об Измаиле, сыне Авраама, и об Исаве, сыне Исаака, потому что они не были допущены в церковь, в то время как все дети Иакова включены в нее. Хотя они не были праотцами Христа, тем не менее были патриархами церкви (Деян 7:8), поэтому и упоминаются в родословии для ободрения двенадцати колен, находящихся в рассеянии, чтобы показать им, что они имеют часть во Христе и так же близки Ему, как и Иуда.
3. Фарес и Зара, сыновья-близнецы Иуды, оба вошли в родословную, хотя только Фарес был предком Иисуса, по той же причине, что и братья Иуды. Поэтому некоторые считают, что в рождении Фареса и Зары заключена некая аллегория: Зара первым вытащил свою руку, как первородный, но затем втянул ее назад, и таким образом Фарес обрел право первородства. Иудейская церковь, подобно Заре, первая протянула руку к первородству, но через свое неверие убрала ее; языческая церковь, подобно Фаресу, пробилась вперед и вышла с правом первородства. Таким образом, ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и тогда родится Зара — весь Израиль спасется, Рим 11:25−26.
4. В родословии упоминаются четыре женщины, и только эти четыре. Две из них были по происхождению язычницы, чуждые обществу Израильскому: Раав-хананеянка, которая к тому же еще была блудницей, и Руфь-моавитянка. Во Христе Иисусе нет ни еллина, ни иудея: те, которые были некогда чужими и пришельцами, становятся согражданами святым. Другие две женщины были прелюбодейками — Фамарь и Вирсавия. Это было еще одним признаком уничижения нашего Господа Иисуса: Он не только произошел от таких людей, но это особо упоминается в Его родословии, а не утаивается. Он взял на Себя подобие нашей плоти греховной (Рим 8:3), поэтому принимает даже великих грешников, после их покаяния, как самых близких родственников Своих.
Примечание: мы не должны укорять людей позорными грехами их предков, так как они в этом не виноваты, таков был удел лучших из людей, даже нашего Господа. То, что Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею, отмечено в генеалогии с той целью (говорит д-р Уитби, Whitby), чтобы показать, что грех Давида после его раскаяния не смог помешать исполнению обетования, данного ему, более того, именно через эту женщину угодно было Богу исполнить его.
5. Хотя в родословии приводятся имена многих царей, однако ни один из них, кроме Давида, не назван царем (ст. 6, Давид царь), ибо только с ним был заключен завет о Царстве и ему было дано обетование о Царстве Мессии, почему о Христе и сказано, что Он наследует престол Давида, отца Своего, Лк 1:32.
6. В родословной царей иудейских между Иорамом и Озией пропущены имена трех царей: Охозии, Иоаса и Амасии (ст. 8), поэтому слова Иорам родил Озию согласно правилам словоупотребления в еврейском языке означают, что Озия был прямым потомком Иорама. Подобным образом было сказано и Езекии, что сынов, которых он родит, возьмут в Вавилон, в то время как эти сыны родились через несколько поколений после него. Имена этих трех царей были упущены не по ошибке и не по забывчивости, но, вероятно, их не было в тех генеалогических списках, к которым обращались евангелисты и которые, тем не менее, считались подлинными. Некоторые объясняют этот факт следующим образом: поскольку Матфей решил сократить перечень прародителей Христа до сорока двух (три по четырнадцать), то в этой части родословной было необходимо исключить троих, и никто не подходил для этого лучше, чем непосредственные потомки проклятой Гофолии, которая ввела идолослужение Ахава в дом Давида, за что это семейство было проклято и беззаконие его подверглось наказанию до третьего и четвертого колена. Двое из них были отступниками, а на таковых Бог обычно ставит знак Своего неблаговоления уже в этом мире; у всех троих седина их была низведена в преисподнюю в крови.
7. Некоторые отмечают, что в царской линии перемешаны хорошие и плохие цари, например (ст. 7−8): нечестивый Ровоам родил нечестивого Авию; нечестивый Авия родил благочестивого Асу; благочестивый Аса родил благочестивого Иосафата; благочестивый Иосафат родил нечестивого Иорама. Благодать не передается по крови, так же как и царствующий грех. Божья благодать является Его собственностью, и Он дает ее либо удерживает, как Ему угодно.
8. В родословии упоминается период вавилонского пленения, как замечательный отрезок израильской истории, ст. 11−12. Если учесть все обстоятельства, то это было чудо, что иудеи не потерялись в этом плену, как прочие народы. Пройдя через мертвое море язычества, они сохранили свою чистоту, потому что от них должен был произойти Христос по плоти. Не повреди ее, ибо в ней благословение, благословение благословений, Сам Христос, Ис 65:8−9. Он был конечной целью восстановления этого народа, ради Господа Бог воззрел светлым лицом Своим на опустошенное святилище, Дан 9:17.
9. Иосия, сказано, родил Иехонию и братьев его (ст. 11, англ. текст. — Прим. переводчика.); под Иехонией здесь подразумевается Иоаким, первенец Иосии. Когда же говорится (ст. 12), что Иехония родил Салафииля, то подразумевается сын Иоакима, который был уведен в Вавилон и там родил Салафииля (как считает д-р Уитби, Whitby). Сказанное относительно Иехонии, что этот человек записан лишенным детей (Иер 22:30), объясняется следующим образом: никто из этого семени не будет владычествовать. О Салафииле здесь сказано, что он родил Зоровавеля, тогда как Салафиил родил Федаию, а Федаия родил Зоровавеля, 1Пар 3:19; но, как и выше, внук в данном случае называется сыном. Федаия, вероятно, умер при жизни своего отца, поэтому Зоровавель назван сыном Салафииля.
10. Родословная завершается не Марией, матерью нашего Господа, но Иосифом, мужем Марии (ст. 16), так как у иудеев родословие всегда велось по мужской линии. Но Мария была из одного колена и из одного семейства с Иосифом, так что как по материнской линии, так и по линии предполагаемого отца Иисус был из дома Давидова. Однако причастность Христа к царственному достоинству устанавливается по Иосифу, хотя Он в действительности не имел с ним родственных отношений по плоти; это сделано с целью показать, что Царство Мессии созидается не на потомке Давида по плоти.
II. Центром, к которому сходились все эти линии, был Иисус, называемый Христос, ст. 16. Это тот, Кого так сильно желали и с таким нетерпением ожидали, о Ком думали патриархи, когда желали иметь детей, дабы обрести честь быть включенными в священную родословную. Благодарение Богу, что мы не находимся в таком неясном состоянии ожидания, в каком были они, но ясно видим то, что эти пророки и цари рассматривали как бы через тусклое стекло. И мы можем иметь, если только захотим, большую честь, чем те, кто был так честолюбив, ибо тот, кто творит волю Божью, находится в более почетном родстве со Христом, нежели Его родственники по плоти, Мф 12:50. Иисус назван Христос, то есть Помазанный, что по-еврейски означает Мессия. Его называют Христом Владыкой (Дан 9:25) и часто Помазанником Божьим, Пс 2:2. Таким Его и ожидали: Ты — Христос, Помазанник Божий? Помазание имели царь Давид (1Цар 16:13), а также священник Аарон (Лев 8:12), пророк Елисей (3Цар 19:16) и пророк Исаия, Ис 61:1. Христос был помазан на все эти служения и по этому зовется Помазанником — Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более всех соучастников Твоих. И все последователи Его называются по Его имени, которое как миро разлитое, — христиане, ибо они тоже приняли помазание.
Наконец, мы имеем родословие в обобщенном сокращенном виде (ст. 17), где оно поделено на три части, по четырнадцать родов в каждой, и каждая из них соответствует трем замечательным периодам истории израильского народа: первая — периоду становления дома Давидова, его утренней заре; вторая — периоду его расцвета, когда дом Давидов достигает зенита своей славы, а третья часть — периоду его постепенного упадка, когда он становится все менее и менее известным, пока наконец не умаляется до семьи бедного плотника. И вот тогда-то и воссиял из дома Давидова Христос — слава народа Его, Израиля.
Стихи 18−25. Тайной воплощения Христа должно восхищаться, а не стремиться проникнуть в нее. Если мы не можем знать ни путей Духа в формировании обыкновенных людей, ни того, как образуются кости во чреве беременной (Еккл 11:5), то тем более мы не можем понять, как благословенный Иисус был сформирован в чреве благословенной девы. Когда Давид восхищается тем, как он был созидаем втайне, как дивно был сотворен (Пс 118:14−17), то, возможно, он говорил в духе о Христовом воплощении. Матфей приводит некоторые обстоятельства рождения Иисуса, отсутствующие в Евангелии от Луки, хотя там оно более подробно описано.
I. Обручение Марии с Иосифом. Мария, мать нашего Господа, была обручена с Иосифом, то есть они еще не были женаты, но заключили брачный договор. Цель брачного договора торжественно объявляется словами de futur — на будущее: обещание, данное в договоре, выполняется, если Бог позволит. Во Втор 20:7 мы читаем о человеке, который обручился с женою и не взял ее. Христос родился не просто от девы, но от обрученной девы:
1. Чтобы тем самым возвысить брачные отношения как самые достойные из всех других в противоположность бесовскому учению, которое запрещает вступать в брак и предпочитает безбрачное состояние как более совершенное. Кто удостоился более высокой чести, как не обрученная Мария?
2. Чтобы спасти репутацию благословенной девы, которая иначе могла бы подвергнуться оскорблениям. Зачатие ее следовало защитить брачными узами и таким образом оправдать ее в глазах мира. Один из древних авторов говорит, что лучше, чтобы спрашивали: «Не сын ли Он плотника?», чем: «Не сын ли Он блудницы?»
3. Чтобы благословенная дева могла иметь руководителя юности своей, товарища в ее уединении и в путешествиях, разделяющего ее заботы и помогающего в ее нуждах. Некоторые считают, что Иосиф был к тому времени вдовцом и что братьями Христа (Мф 13:55) были дети Иосифа от его первой жены. Таково предположение многих древних авторов. Иосиф был праведным человеком, а Мария — добродетельной женщиной. Верующие не должны преклоняться под одно ярмо с неверными, но пусть благочестивые люди выбирают себе в супруги таких же благочестивых, если хотят иметь в своем браке утешение и Божье благословение. Мы можем также почерпнуть из этого примера урок, что вступать в брак надо обдуманно, а не с поспешностью; бракосочетанию должно предшествовать обручение. Лучше найти время для обдумывания, чем потом искать время для покаяния.
II. Ее беременность от обетованного семени: Прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве и что это воистину было от Духа Святого. Период времени между обручением и браком был таким продолжительным, что прежде наступления брачного торжества оказалось, что она имеет во чреве, хотя обручена была до зачатия. Вероятно, Иосиф узнал о беременности Марии уже после ее возвращения от кузины Елизаветы (Лк 1:56), где она пробыла три месяца, и она не отрицала этого факта.
Примечание: Если в ком-то родился Христос, то это обнаружится: окажется, что это дело Божье и что Он признает его. Мы можем представить себе, какое смущение испытывала благословенная Дева по этому поводу. Сама она знала о Божественном происхождении своей беременности, но как она могла другим доказать это? Она могла быть принята за блудницу.
Примечание: После больших успехов, во избежание превозношения ими, мы должны приготовиться к унижениям, упрекам, которые будут для нас как жало в плоть, более того, как меч, поражающий кости. Ни одна из дочерей Евы не была столь достойной девицей, как Дева Мария, и, тем не менее, ей грозило обвинение в одном из самых тяжких преступлений. Однако мы не видим, чтобы она мучилась от этого; сознавая свою невинность, она оставалась спокойной, предав дело свое Тому, Кто праведно судит.
Примечание: те, кто старается сохранить добрую совесть, могут смело доверить Богу сохранение своего доброго имени и рассчитывать на то, что Он не только выявит их непорочность, но и честь их будет, как солнце в полдень.
III. Замешательство Иосифа и его забота о том, как ему поступить в данном положении. Легко представить, какой большой скорбью и каким разочарованием было для него обнаружить, что та, которую он уважал и ценил, оказалась под подозрением в таком гнусном грехе. Это Мария? Он начал думать: «Как можно обманываться в тех, кого считаешь лучшими из людей! Как можно разочароваться в том, от чего ожидаешь так много!» Ему не хотелось верить, что такое могло случиться с женщиной, в добродетельности которой он был так уверен; однако положение было слишком ужасным, чтобы его можно было извинить, и слишком очевидным, чтобы отрицать его. Какая борьба началась в его сердце между мужской ревностью, яростной и безжалостной, как смерть, с одной стороны, и любовью, которую он испытывал к Марии — с другой.
Примечание:
1. Какой крайней меры хотел избежать Иосиф. Он не хотел оглашать ее. Он мог бы это сделать, ибо обрученная девица, впавшая в блуд, должна была по закону быть побита камнями, Втор 22:23−24. Но он не хотел воспользоваться против нее законом; если она и виновна, то это никому неизвестно, пусть же и от него об этом никто не узнает. Как отличен был дух Иосифа от духа Иуды, который в аналогичной ситуации поспешно вынес суровый приговор: «Выведите ее, и пусть она будет сожжена» (Быт 38:24). Как хорошо, когда мы думаем так же, как думал в данном случае Иосиф! Если бы в наших суждениях и решениях было больше осмотрительности, то они были бы более снисходительными и милостивыми. Наказание, которому должна была подвергнуться Мария, здесь названо оглашением, что указывает на цель любого наказания — предостеречь остальных, in terrorem — чтобы все вокруг услышали и устрашились. Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным. Люди строгих правил осудили бы Иосифа за его мягкость, но здесь о нем говорится с похвалою: он не хотел оглашать ее именно потому, что был праведным человеком. Он был благочестивым, добрым человеком, поэтому был склонен миловать, как делает милостивый Бог, и прощать, как и сам получивший прощение. Закон проявлял милость в случае, когда обрученная отроковица была обесчещена в поле, допуская, что она кричала при этом (Втор 22:26), и ее не наказывали. Иосиф нашел те или иные милостивые объяснения случившегося и в этом он показал себя человеком праведным, так как заботился о добром имени того, кто никогда прежде ничем не запятнал его.
Примечание: Во многих случаях нам следует быть великодушными, снисходить к подозреваемым в каком-либо преступлении, надеясь на лучшее в отношении их и стараясь видеть лучшее в том, что кажется плохим с первого взгляда, в надежде на то, что и на самом деле все может оказаться лучше. Summum just summa injuria — Строгость закона бывает (иногда) высшей несправедливостью. Суд совести, смягчающий строгость закона, мы называем судом справедливости. Согрешившие, возможно, впали в грех (англ. оказались побежденными грехом. — Прим. переводчика.), поэтому их следует исправлять в духе кротости, а угрозы, если даже они справедливы, умерять.
2. Какое средство нашел Иосиф, чтобы избежать крайней меры. Он хотел тайно отпустить ее, то есть дать ей в руки разводное письмо при двух свидетелях и таким образом решить дело между собой. Будучи человеком праведным, то есть строго соблюдающим закон, он не хотел вступать с ней в брак и решил отпустить ее, но из сострадания к ней собирался сделать это тайно, насколько это было возможно. Отметим: необходимое осуждение согрешивших должно совершаться без шума. Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются. О Христе написано, что Он не воспрекословит и не возопиет. Христианская любовь и христианская рассудительность покрывают множество грехов, в том числе и великих, насколько это возможно без соучастия в них.
IV. Как Иосиф был выведен из этого затруднения вестником, посланным с небес, ст. 20−21. В то время как он помышлял об этом и не знал, что ему предпринять, Бог великодушно посылает ему Свое указание и успокаивает его. Отметим: кто хочет получить указание от Бога по какому-то вопросу, должен сам размышлять о нем и рассуждать; Бог руководит не бездумными, но мыслящими. Когда Иосиф, приложив все старания решить дело своим собственным умом, пришел в тупик, тогда Бог послал ему Свой совет. Отметим: Божья помощь приходит в то время, когда дети Его оказываются в замешательстве, в тупике; именно тогда Он посещает их Своим наставлением. Божьи утешения наиболее приятны для души, когда ее обуревает множество смущающих мыслей. Господь послал Иосифу Свое слово через Ангела Господня, вероятно, того же самого, который был послан Марии возвестить о зачатии, — через Ангела Гавриила. Итак, общение с небом посредством ангелов, которого удостаивались патриархи, но которое надолго прервалось, теперь начинает оживать, ибо, когда Первенец должен был быть введен во вселенную, ангелам велено было сопровождать Его. Насколько теперь Бог использует ангелов для того, чтобы выводить Своих людей невидимым путем из затруднительных положений, мы не можем сказать; но можем с уверенностью сказать, что все они являются служебными духами, посылаемыми для служения им. Ангел явился Иосифу во сне, когда тот спал, как и патриархам Бог говорил иногда во сне. Когда мы пребываем в самом спокойном и уравновешенном состоянии, тогда мы более всего способны к восприятию Божьих откровений. Дух веет над тихими водами. Этот сон сам в себе нес доказательство того, что он, несомненно, был от Бога, а не был плодом суетного воображения.
1. Иосиф получает указание не уклоняться от намеченного брака. Ангел называет его Иосиф, сын Давидов, напоминая ему о его родстве с Давидом, чтобы подготовить к поразительному сообщению о его родстве с Мессией, Который, об этом знал каждый, должен был произойти от Давида. Бывает, что когда на простого человека вдруг сыплются великие почести, он не старается принять их, но готов упустить; поэтому этому бедному плотнику необходимо было напомнить о его высоком происхождении: «Цени себя, Иосиф, ты сын Давида, от которого идет родословие Мессии». Мы можем сказать о любом истинном верующем: «Не бойся, сын Авраама, ты дитя Божье; не забывай о своем высоком происхождении, о своем рождении свыше». Итак, мы читаем: «Не бойся принять Марию, жену свою». Иосиф, подозревая, что Мария забеременела в результате блуда, опасался принять ее, чтобы не навлечь на себя позор и грех. Нет, — говорит Господь, не бойся, дело обстоит не так. Может быть, Мария сказала ему, что она зачала от Духа Святого, или он мог услышать о том, как Елизавета назвала Марию матерью ее Господа, Лк 1:43; если так, то он мог бояться, что брак с женщиной, столь превосходившей его, будет надменностью с его стороны. Но каковы бы ни были причины его страха, он рассеялся при словах: Не бойся принять Марию, жену твою. Отметим: освободиться от страхов и получить разрешение своих сомнений, чтобы спокойно продолжать свое дело, — это великая милость.
2. Затем Иосиф получает сообщение относительно святого семени, которое обрученная ему жена имела в чреве своем. Ее зачатие имеет Божественное происхождение. Женившись на ней, он не только не подвергнется опасности осквернения, но, напротив, разделит с ней высочайшую честь. При этом отмечается два момента.
(1) Что она зачала от Духа Святого, то есть силою Духа Святого, а не естественным путем. Дух Святой, сотворивший мир, теперь сотворил Спасителя мира, уготовал тело Ему, как было обещано Ему, когда Он сказал: Вот, иду, Евр 10:5−7. На основании этого места в Гал 4:4 говорится, что Он родился от жены, и тем не менее является вторым Адамом, Который есть Господь с неба, 1Кор 15:47. Он есть Сын Божий, и в то же время Он настолько воспринял плоть Своей матери, что о Нем можно сказать, что Он есть плод чрева ее, Лк 1:42. Зарождение Христа должно было произойти отличным от обычного путем, чтобы, будучи причастником человеческой природы, Он мог избежать ее нечистоты, не быть зачатым в беззаконии. История повествует нам о том, что были женщины, тщетно претендовавшие на сверхъестественное зачатие от Божественной силы, например, мать Александра. Но никто, за исключением матери нашего Господа, не удостоился этой чести. Его имя Чудный во всех отношениях. Мы нигде не читаем о том, чтобы Дева Мария сама разглашала об оказанной ей чести, она все скрывала в сердце своем, потому Бог и послал ангела для свидетельства об этом. Тот, кто не ищет своей собственной славы, получит славу от Бога, она предназначена для смиренных.
(2) Что она родит Спасителя мира, ст. 21. Она родит Сына; каким будет этот сын, подразумевается:
[1] В имени, которое будет дано Ему: Наречешь Ему имя: Иисус, Спаситель. Иисус — это то же самое имя, что и Иешуа, только с измененным ради соответствия греческому языку окончанием. В Ветхом Завете упоминаются два человека с именем Иешуа: Иешуа, который был вождем израильского народа во время их первого поселения в Ханаане, и Иешуа, который был их первосвященником во время их второго поселения после плена, Зах 6:11−12. Христос есть наш Иешуа как Вождь нашего спасения и как Первосвященник исповедания нашего, и в том, и другом случае наш Спаситель — это Иешуа, Который должен был заменить Моисея и исполнить для нас то, что закон исполнить был не в силах, в чем он оказался слаб. Иешуа (Иисуса Навина) звали Осия, но Моисей добавил к этому имени первую часть имени Иегова, и получилось Иешуа, Чис 13:17; он подразумевал под этим, что Мессией, Который будет носить это имя, будет Сам Иегова. Именно поэтому Он принесет спасение всем людям до краев земли, и ни в ком другом спасения не будет.
[2] В объяснении этого имени: Ибо Он спасет людей Своих от грехов их, не только иудейский народ (Он пришел к Своим, и Свои не приняли Его), но всех, кто был дан Ему по избранию Отца и кто сам отдал Ему свое сердце по собственному выбору. Он Царь, Который защищает Своих подданных и, подобно израильским судьям древности, совершает их спасение. Отметим: тех, кого Христос спасает, Он спасает от грехов их: от вины греха — Своею смертью, от власти греха — Духом Своей благодати. Спасая их от грехов, Он спасает их от гнева и проклятия и от всех мучений, как в этом веке, так и в будущем. Христос пришел спасти Свой народ не в их грехах, но от их грехов, дабы обрести для них не свободу грешить, а свободу от греха, избавить от всякого беззакония (Тит 2:14) и таким образом искупить их из людей (Откр 14:4) для Себя, отделенного от грешников. Те, кто оставляет свои грехи и отдается Христу как Его люди, имеют свою долю в Спасителе и в том великом спасении, которое Он совершил, Рим 11:26.
V. Исполнение Священного Писания во всем этом. Евангелист Матфей, писавший для иудеев, чаще, чем другие евангелисты, отмечает этот факт. Ветхозаветные пророчества нашли свое исполнение в нашем Господе Иисусе, из чего явствует, что Он был Тот, Кто должен был прийти, и что нам не следует ожидать другого, ибо именно о Нем свидетельствовали все пророки. В рождении Иисуса Христа исполнилось пророчество, данное Богом в качестве знамения царю Ахазу (Ис 7:14, Се, Дева во чреве примет...), в котором пророк, призывая народ Божий надеяться на обетованное избавление от нашествия Сеннахирима, направляет их взор вперед, к Мессии, Который должен был произойти от иудеев, из дома Давидова. Отсюда легко можно было заключить, что хотя этот народ и этот дом переживали бедствия, тем не менее ни тот, ни другой не могут быть оставлены на истребление, пока Бог сберегал для них такую честь и такое благословение. Избавления, совершенные Богом для ветхозаветной церкви, были прообразами великого спасения, совершенного Христом, и если Бог желает сделать нечто великое, то Он не потерпит неудачи в совершении чего-то менее значительного.
Приведенное евангелистом пророчество справедливо предваряется словом се, требующим внимания и восхищения, ибо здесь перед нами тайна благочестия, беспрекословно великая: Бог явился во плоти.
1. Знамение состояло в том, что Мессия родится от Девы. Дева зачнет, и посредством ее Он явится во плоти. Слово Almah — означает дева в самом строгом смысле этого слова, в каком Мария сама о себе засвидетельствовала: «Я мужа не знаю» (Лк 1:34); в противном случае не могло бы быть того чудесного знамения, указывающего на это. С самого начала, когда было сказано, что Мессия будет семенем жены, жены, но не мужа, подразумевалось, что Он родится от девы. Христос был рожден девой не только потому, что Его рождение должно было быть сверхъестественным, совершенно необыкновенным, но и потому, что оно должно было быть беспорочным, чистым, без всякого пятна греха. Христос должен был родиться не от царицы или королевы, так как Он явился не во славе или великолепии мира сего, но от девы, чтобы научить нас духовной чистоте, научить умирать для всех чувственных наслаждений и таким образом хранить себя неоскверненными от мира и плоти, дабы мы могли быть представлены Христу чистой девой.
2. В этом знамении открывается истина, что Он есть Сын Божий и Посредник между Богом и человеком, ибо нарекут Ему имя Еммануил, то есть Он будет Еммануилом; когда говорится, что нарекут Ему имя, то это означает, что Он будет именно таким, Господом нашего оправдания. Имя Еммануил означает С нами Бог; это таинственное, но очень драгоценное имя, означающее, что воплощенный Бог находится среди нас, то есть что Он миролюбиво относится к нам, Он в мире с нами, вступает в завет с нами, принимает нас в общение с Собою. Народ иудейский имел в свое время Бога среди себя в прообразах и тенях, Бога, обитающего среди херувимов. Но никогда Он не обитал среди людей так, как тогда, когда Слово стало плотью, — это была благословенная Шекина. Какой счастливый шаг был предпринят к установлению мира и согласия между Богом и человеком, когда в личности Посредника соединились две природы! Благодаря этому Он стал превосходным арбитром, могущим положить Свою руку на них обоих, в силу Своего причастия как к тому, так и к другому естеству. В этом заключена самая глубокая тайна и самая щедрая милость, какие когда-либо были. Во свете природы мы видим Бога, Который над нами; во свете закона мы видим Бога, Который против нас. Но во свете Евангелия мы видим Его как Еммануила, то есть Бога, Который с нами, Бога, пребывающего в плоти, подобной нашей, и стоящего на нашей стороне, за наши интересы. Этим Искупитель доказал Свою любовь. С именем Еммануил мы можем сравнить имя, данное евангельской Церкви (Иез 48:35): Иегова Шамма — Господь там, Господь Саваоф с нами. Не будет неправильным сказать, что пророчество о том, что Он будет наречен Еммануилом, исполнилось, в отношении его целей и намерений и в наречении Его именем Иисус, ибо если бы Он не был Еммануилом — С Нами Бог, то не мог бы стать Иисусом — Спасителем. Спасение, которое Он свершил для нас, состоит в том, что Он соединил Бога с человеком. Такова была Его цель: привести Бога в общение с нами, что составляет наше величайшее блаженство, и привести нас в общение с Богом, что составляет наш величайший долг.
VI. Послушание Иосифа Божьему повелению, ст. 24. Встав от сна, Иосиф, будучи под впечатлением, произведенным на него сновидением, поступил, как повелел ему Ангел Господень, хотя это и противоречило его вчерашним настроениям и намерениям, и принял жену свою. Он сделал это быстро, без промедления, охотно, без пререканий, он не был непокорен небесному видению. Мы не можем теперь ожидать сверхъестественных указаний, но Бог может различными путями открывать Свои мысли человеку, когда он в сомнении: через действия Провидения, через суждения совести, через советы добрых друзей; мы должны принимать указания от Бога каждым из этих путей, при соответствии их общим принципам написанного Слова Божьего, на каждом шагу нашей жизни, особенно в моменты великих поворотов ее, таких, какой переживал в данном случае Иосиф, и тогда мы обнаружим, что исполнение Его повелений дает чувство безопасности и покоя.
VII. Исполнение Божьего обетования (ст. 25): Она родила Сына Своего первенца. Обстоятельства рождения Иисуса подробнее изложены в Лк 2 гл. Отметим: то, что зачато Духом Святым, никогда не окажется бесплодным, но обязательно родится в свое время. То, что от хотения плоти, от хотения мужа, часто не удается, но если в душе человека формируется Христос, то это Сам Бог начал благое дело, которое Сам и завершит; что зачато в благодати, несомненно, будет рождено во славе.
Далее евангелист отмечает, что:
1. Иосиф, хотя и сочетался браком с Марией, своей обрученной женой, держался на расстоянии от нее, пока она носила в своем чреве это Святое дитя: он не знал ее, как, наконец, она родила. Очень много было высказано мнений о том, что Мария навсегда оставалась девой; Иероним (Jerome) очень сердился на Гельвидия (Helvidius) за отрицание этого. Конечно, этого нельзя доказать на основании Священного Писания. Д-р Уитби (Whitby) склонен думать, что слова «и не знал ее, как, наконец, она родила» означают, что впоследствии, когда причина воздержания исчезла, он жил с нею согласно закону, Исх 21:10.
2. Христос был первенцем; Он мог быть так назван, согласно языку Священного Писания, даже если Его мать не имела после Него никаких других детей. В том, что Христос назван Ее первенцем, также заключена тайна, ибо Он — рожденный прежде (Первенец) всякой твари, то есть Наследник всего, и Он есть первородный между многими братьями, чтобы Ему во всем иметь первенство.
3. Он нарек Ему имя Иисус, повинуясь данному ему указанию. Поскольку Бог предназначил Ему быть Спасителем, что подразумевалось при наречении Ему имени Иисус, то мы должны принять Его как своего Спасителя и соответственно этому указанию называть Его Иисус, наш Спаситель.
Толкование Мэтью Генри на евангелие от Матфея, 1 глава. Толкование Мэтью Генри.
Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.