Евангелие от Матфея 1:1−17
1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Именно с этих слов начинается Новый Завет. Будем же читать их всегда с благоговением и относиться к ним с почтением, воспринимая книгу, лежащую перед нами, «не как слово человеческое, но как слово Божие», каждый стих которой написан по вдохновению Святого Духа (1Фес 2:13).
Будем же ежедневно благодарить Господа за то, что Он даровал нам Священное Писание, так как даже самый немудрый англичанин, читающий Библию, знает о вере больше, чем наимудрейший философ Древней Греции или Рима.
Не будем забывать также той меры ответственности, которую накладывает на нас содержание Библии. В последний день мы будем судимы в соответствии с нашей просвещенностью. Кому много дано, с того много и спросится.
Итак, давайте читать Библию с почтением и усердием, твердо решив для себя верить написанному и исполнять его. Более же всего хочу предупредить вас не читать ее без молитвы о водительстве Святого Духа в ее понимании. Ибо только Он может научить нас истине и сделать прочитанное полезным.
Новый Завет начинается с книги, повествующей о жизни, смерти и воскресении нашего Господа Иисуса Христа. Никакая другая книга Писания не может сравниться по важности с этой, и никакое другое жизнеописание Господа не является более полным, чем Евангелие от Матфея. Четыре Евангелия повествуют нам о жизни Иисуса Христа и о Его смерти. Четыре раза мы прочитываем бесценный рассказ о Его делах и внимаем Его словам. Сколь благодарны мы должны быть за этот дар знания о том, что Иисус есть жизнь вечная, что верить во Христа — значит иметь мир с Богом, что следовать за Ним — значит быть истинным христианином, что быть со Христом — значит быть самим небом! Воистину, благой вестью невозможно пресытиться.
В самом начале Евангелия от Матфея мы встречаем длинный список имен. Шестнадцать стихов содержат родословие Иисуса Христа от Адама до Давида и от Давида до семьи, в которой родился Иисус. Только не подумайте, что эти шестнадцать стихов бессмысленны. В творении нет ничего, что бы не имело смысла. И никчемные болотные топи, и населяющая их мошкара — все в замысле Бога играет свою особую роль. В Библии тоже нет ничего лишнего. Каждое ее слово богодухновенно. Главы и стихи, которые могут показаться нам с первого взгляда просто нелепыми, на самом деле исполнены глубочайшего смысла. Муж, благоговейно подошедший к прочтению первых шестнадцати стихов Евангелия, непременно найдет в них полезные для себя уроки.
Первый урок, который мы можем извлечь из прочитанных стихов, заключается в том, что Бог всегда держит Свое слово. Он обещал, что в Аврааме благословятся «все племена земные» (Быт 12:3) и что из дома Давидова восстанет Спаситель (Ис 11:1). Из родословия мы узнаем, что Иисус действительно был сыном Давида и сыном Авраама. То, что Бог обещал, ныне сбылось. Легкомысленным людям и безбожникам стоит задуматься о своей жизни, ведь Бог держит Свое слово. Поэтому если они не покаются, то непременно погибнут. Но помнить о том, что Бог держит Свое слово, следует не только безбожникам, но и христианам, так как в этом источник их успокоения. Отец Небесный верен Своим обязательствам. Он сказал, что спасет всех верующих во Христа. А если Он сказал это, то обязательно исполнит. «Бог не человек, чтоб Ему лгать...»; «...Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (Числ 23:19; 2Тим 2:13).
Второй урок, который мы можем почерпнуть из описания родословия Иисуса Христа, состоит в том, что человеческое естество греховно и испорчено. Поучительно, что у многих верных Богу людей были нечестивые дети. Такие имена, как Ровоам, Иорам, Амон и Иехония, должны научить нас смирению. Их родители — великие сыны Божие, а сами они — нечестивцы. Благодать — не семейная реликвия. Для ее обретения не достаточно хорошего примера и доброго совета. Рожденные свыше «...ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1:13). Родители, молитесь денно и нощно, чтобы ваши дети родились от Духа.
И еще один урок мы можем извлечь из родословия Иисуса Христа: как велики милость и сострадание нашего Господа Иисуса Христа! Подумайте только, на какое уничижение пошел Он, чтобы родиться от женщины и сделаться «подобным человекам» (Флп 1:7), чья природа развращена и греховна. Некоторые из имен родословия ассоциируются с печальными и вызывающими стыд историями. О некоторых из них мы ничего не знаем, потому что нигде в Библии они больше не встречаются, но в конце этого перечня стоит имя Иисуса Христа. Он умалился несмотря на то, что Он — вечный Бог. Он стал человеком, чтобы приготовить спасение грешникам. «...Будучи богат, обнищал ради вас...» (2Кор 8:9).
Будем же почтительно относиться к родословию Иисуса Христа. Мы видим, что нет таких людей, которых не могли бы достичь благодать Иисуса и Его сострадание. Наши грехи могут быть неизмеримо больше грехов тех людей, которых упомянул Матфей, но они не могут затворить от нас вход на небеса, если мы покаемся и поверим благой вести.
Евангелие от Матфея 1:18−25
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
21 Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Две истины содержатся в этом отрывке. Они говорят нам о том, что Господь Иисус Христос принял человеческое естество и что рождение Его от девы Марии было сверхъестественным чудом.
Темы воплощения Христа и Его рождения от девы настолько глубоки, что объяснить их и охватить в полной мере невозможно. Не будем же пытаться объяснить то, что находится за гранью нашего понимания. Удовлетворимся смиренною верою, отвергая всяческие попытки рассуждать о том, чего нельзя понять. Для нас достаточно знать, что для Того, Кто сотворил мир, нет ничего невозможного. Будем же довольны тем, что записано в Апостольском символе веры: «Иисус Христос был зачат Святым Духом и рожден был Девой Марией».
Давайте обратим наше внимание на действия Иосифа, описанные в конце первой главы. Какой прекрасный пример святой мудрости! Иосиф, увидев проявление беззакония в той, с которой должен был сочетаться, разгневался. Однако эмоции не привели его к поспешным действиям. Он терпеливо ожидал развития событий. По всей вероятности, Иосиф принес в молитве свою нужду Богу. «...Верующий в него не постыдится» (Ис 28:16).
И терпение Иосифа было милостиво вознаграждено. Сам Бог развеял его сомнения. От Него Иосиф получил откровение, а получив, обрел успокоение от всех своих страхов. Как прекрасно дождаться ответа Всевышнего! Терпел ли неудачу тот, кто положился в сердечной молитве на Бога? «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч 3:6).
Теперь обратим внимание на два имени, данных нашему Господу. Первое — Иисус, оно относится к Его служению, второе — Еммануил, оно связано с естеством Христа. Оба имени представляют для нас интерес.
Имя Иисус значит «Спаситель». Оно дано Господу потому, что «Он спасет людей Своих от грехов их». Спасение людей — это особое служение Господа, Он спасает от вины греха, омывая грешников Своей искупительной кровью, Он спасает их от власти греха, поселяя в их сердца Духа, Который освящает. Христос избавляет людей от самого присутствия греха, забирая из мира в Свои обители. Он спасет их и от последствий греха, дав в последний день прославленные тела. Благословен и свят Христов народ! Он не спасен от печали, страданий и тяжести креста, но он спасен от грехов, от своей вины, он очищен кровью Христа. Ему уготована радостная встреча на небесах. Это спасение! Оставшийся же верным греху — не спасется.
Имя Иисус — знамя спасения для погрязших во грехах. Тот, Который есть Царь царей и Господь господствующих, мог бы взять Себе более величественный титул. Но Он не взял. Правители мира зачастую называют себя Великий, Завоеватель, Грозный и т. п.. Сын Божий довольствуется именем Спаситель, поэтому души, жаждущие спасения, могут с дерзновением приблизиться к Отцу через Христа. Служение Христа и Его благоволение состоит в том, чтобы являть милость. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:17).
Имя Иисус — благо для верующих. Оно дает им то, что не могут дать деньги, -внутренний покой. Оно дает мир душам и отдых сердцам.
Имя Еммануил в Библии встречается не часто. Но это не значит, что оно менее значимо, чем имя Иисус. В имени Еммануил отражено естество Господа как Богочеловека. «И Слово стало плотию». Оно означает «Бог с нами».
Однако нам следует помнить, что между двумя природами (божественной и человеческой) нашего Господа Иисуса Христа существует неразрывная связь. Это очень важно. В нашем сознании должно быть запечатлено, что наш Господь — совершенный человек и совершенный Бог. Утратив даже мельчайшую частицу этой истины, мы непременно впадем в ересь. Имя Еммануил говорит нам, что у Иисуса такая же человеческая природа, как и у нас, но Он не совершил греха, и несмотря на то, что Он такой же человек, как и мы, Он — Бог.
Читая Евангелия, мы находим, что наш Спаситель часто был голоден, жаждал и утомлялся. Он мог плакать, и стон срывался с Его уст, Он чувствовал боль, как и мы. За всем этим стоит человек Иисус Христос. Он принял наше естество, будучи рожденным от девы Марии.
Но в то же время на страницах евангелий мы встречаем Спасителя, Которому подвластны демоны и Которому служат ангелы; Спасителя, Который может творить чудеса и видеть все наши чувства и мысли; Спасителя, Который позволяет Своим ученикам называть Себя Богом и Который сказал, что «прежде нежели был Авраам, Я есмь». Таким образом, Христос предстает пред нами как «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5).
Если мы желаем иметь твердое основание для своей веры и надежды, то мы не должны забывать, что Спаситель был Богом. Он, в Чью искупительную кровь мы призваны верить, есть Всемогущий Бог. Вся власть на небе и на земле принадлежит лишь Ему, и никто не может вырвать нас из Его руки. Если мы истинно верующие в Иисуса Христа, то нам не о чем волноваться и нечего бояться.
Если нас постигнут испытания и страдания, то мы должны вспомнить, что Спаситель был человеком. Иисус Христос — человек, Который, будучи младенцем, находил успокоение у груди девы Марии. Иисус хорошо знает сердце человека, и наши немощи не безразличны Ему. Он сам на Себе испытал силу дьявольского искушения. Христос выдержал голод, пролил немало слез и превозмог боль, поэтому мы можем смело довериться Ему, возложив на Него все свои скорби. Спаситель не предаст. Перед Ним можно изливать сердце в молитве с полной уверенностью, что Сын Божий понимает Свой народ.
Пусть эти мысли поселятся в нашем сердце и овладеют разумом. Благословим Господа за первую главу Нового Завета, которая рассказывает нам о Том, Кто пришел спасти «людей Своих от грехов их». Но это не все, она говорит нам еще и о Еммануиле, о самом Боге и вместе с тем о Боге с нами. Бог явился во плоти, как и мы. Какая радостная весть! Это на самом деле — благая весть. Запомним же эти истины и напитаем ими наши сердца с благодарением.
Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 1 глава. Комментарии Джона Райла.
Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.