Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Матфея 25 От Матфея 25 глава

Евангелие от Матфея 25:1−13

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху;
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных;
3 Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла;
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих;
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему».
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».
9 А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.
11 После приходят и прочие девы и говорят: «господи! господи! отвори нам».
12 Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас».
13 Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

В этой главе, как и в предыдущей, описываются пророчества нашего Господа на Елеонской горе. Очевидно, что все пророчества в ней относятся ко второму пришествию Христа и к концу мира.

Всю главу можно разделить на три большие части. В первой из них наш Господь, говоря о Своем пришествии, показывает на примере притчи о десяти девах, что надо бодрствовать и постоянно проверять свое сердце. Во второй части Иисус рассказывает притчу о талантах, показывая, что надо терпеть и быть верным. И в третьей части Он подводит всему этому итог, описывая великий день суда (этот отрывок по своей красоте и величию не знает себе равных во всем Новом Завете).

Притча о десяти девах содержит важные уроки, которые должны пробудить нас от спячки. Давайте же остановимся на них.

Во-первых, мы видим, что во второе пришествие Христа станет очевидно, что в Церкви рядом находились благочестивые и нечестивые люди.

Людей, исповедующих себя христианами, Иисус сравнивает с десятью девами, «которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху». У всех у них были светильники, но только пятеро из них имели сосуды с маслом, чтобы поддерживать огонь. Все девы утверждали, что стремятся к одной цели, но только пятеро из них были «мудрые», а остальные оказались неразумными. Видимая Церковь находится точно в таком же положении: все ее члены принимали крещение во имя Христа, но не все слышат Его голос и следуют за Ним; все они называют себя христианами и исповедуют христианскую веру, но не все имеют благодать Духа в сердце и не все являются теми, за кого себя выдают. Об этом говорят наши глаза, а Иисус говорит о том, что так будет и тогда, когда Он вернется. (Я думаю, стоит отметить, что некоторые комментаторы по-другому толкуют эту притчу. Они полагают, что все десять дев представляют истинных верующих и что пять неразумных дев — это те верующие, которые отпали, или верующие, которые во второе пришествие нашего Господа будут лишены определенных привилегий, но все же спасутся.)

Я не считаю, что такая точка зрения правильна. Мне кажется, что толковать этот отрывок подобным образом — значит не обращать внимания на то, как эта притча заканчивается, не учитывать контекст и противоречить многочисленным отрывкам Священного Писания.

Я думаю, что десять дев представляют две части видимой Церкви: обращенные люди и необращенные люди, лжехристиане и настоящие христиане, лицемеры и истинные верующие, неразумные строители и мудрые строители, хорошая рыба и плохая, живые и мертвые, пшеница и плевелы.

И такая точка зрения не нова. В целом ее придерживались многие комментаторы.

Обратите внимание на это описание: оно смиряет сердце. Несмотря на наши проповеди и молитвы, несмотря на наше учение и посещения больных, несмотря на нашу миссионерскую работу, многие в последний день окажутся мертвыми в своих преступлениях и грехах! Нечестие человека и отсутствие в нем веры — это тема, в которой все мы должны хорошо разобраться.

Во-вторых, мы видим, что второе пришествие Христа, когда бы оно ни произошло, будет неожиданностью. Эта истина прекрасно отражена в притче о десяти девах.

«В полночь», когда девы задремали и уснули, раздался крик: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему». То же самое произойдет и тогда, когда придет Иисус. Окажется, что человечество в большинстве своем не верит и не готово к Его приходу, а множество верующих в Него людей спят духовно. В деревне и в городе будут все так же работать; люди все так же будут уделять много времени и внимания политике, торговле, поиску удовольствий; богатые все так же будут жить в роскоши, а бедные плакать и жаловаться; в церквах все так же будет полно разделений, забот о мелочах; богословские споры будут все так же ожесточенно вестись; проповедники все так же будут призывать людей покаяться, а большинство сидящих в собрании все так же будут откладывать день своего обращения на потом. И посреди всего этого неожиданно появится наш Господь Иисус. Тогда, когда ни один человек не будет и думать о пришествии Господа, испуганный мир побросает свои заботы и предстанет перед законным Царем. Думать об этом страшно, но так написано и так будет. Один умирающий проповедник когда-то хорошо сказал: «Никто из нас не бодрствует больше, чем наполовину».

Еще мы видим, что, когда Господь придет вновь, изменять свое отношение к вере будет слишком поздно. Притча говорит нам, что, когда пришел жених, неразумные девы сказали мудрым: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». Но поскольку у мудрых не было лишнего масла, неразумные пошли покупать его сами. Когда же они вернулись, двери уже затворились и бесполезно было взывать: «Господи! Господи! отвори нам». Все эти слова — яркий образ того, что нас ждет. Не пробуйте же проверить это на собственном опыте, навечно погубив свою душу!

Придет день, и все люди изменят свое отношение к христианству, они убедятся в его истинности. Сегодня, и мы все это видим, большинство людей, исповедующих себя христианами, не заботятся о своей душе. Они не осознают, что они грешны; они не любят Христа и не пережили рождения свыше. Покаяние, вера, благодать, святость для них не больше чем слова, все это или не нравится им, или не заботит вовсе. Но однажды все изменится. Человеческий разум мгновенно поймет, что знание и убежденность в вере — это важно, что душа имеет большую ценность, что все нуждаются в Спасителе. Но уже будет слишком поздно! Слишком поздно будет покупать масло, когда вернется Господь. К сожалению, люди не смогут осознать своей ошибки, пока не наступит день, когда уже невозможно будет что-либо изменить.

Может быть, над вами насмехаются, преследуют, считают недалекими из-за вашей веры? Терпите и молитесь за своих преследователей: они не знают, что делают, но однажды они узнают. Вы еще услышите, как они признают, что вы были мудрыми, а они неразумными. Весь мир когда-то поймет, что святые Божии сделали правильный выбор.

И наконец эта притча говорит, что, когда Христос вернется, истинные христиане получат вознаграждение за все свои страдания ради Господа. В притче говорится, что, когда пришел жених, «готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились».

Только христиане будут готовы ко второму пришествию. Омытые искупительной кровью, одетые в одежды праведности, обновленные Духом, они смело встретят своего Господа и воссядут за брачным столом Агнца, чтобы остаться там навсегда. Истинно, тогда наступит блаженство, потому что верующие будут со своим Господом, с Тем, кто возлюбил их и отдал Свою жизнь за них; с Тем, кто примирился с ними и помогал в их земном пути, с Тем, кого они по-настоящему любили и за кем верно следовали на земле через страдания, со слезами. Истинно, тогда наступит блаженство.

Дверь в конце концов закроется и оставит за собой боли и печали, испорченный мир, дьявольские искушения, сомнения и страхи, закроется и больше никогда не откроется. Истинно, можно повторить опять, тогда наступит блаженство. Помните об этом и размышляйте, потому что все это истина. Верующий может много страдать, но его ждет утешение. «...вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс 29:6). День второго пришествия Христа воздаст за все.

Заканчивая изучение этой притчи, примите решение не мириться с любыми препятствиями в своем сердце, мешающими действовать благодати. Светильник, имя христианина, исповедание христианства своей верой и исполнение различных христианских установлений — это хорошо, но этого не достаточно. Не успокаивайтесь, пока не удостоверитесь, что в ваших сердцах есть масло Святого Духа.

Евангелие от Матфея 25:14−30

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».
21 Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».
23 Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
24 Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал;
25 И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».
26 Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью;
28 Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Притча о талантах, которую мы только что прочитали, очень похожа на притчу о десяти девах. Обе они заставляют задуматься об одном важном событии — о втором пришествии Иисуса Христа. Обе говорят об одних и тех же людях — людях, исповедующих себя членами Церкви Христовой. Девы и рабы — это одни и те же люди, которых Иисус описывает с разных сторон. Эти притчи отличаются только уроками, которые мы из них извлекаем. Первая учит быть бдительными, а вторая — усердными. Рассказ о десяти девах призывает Церковь бодрствовать, а рассказ о талантах призывает ее трудиться.

Во-первых, из притчи о талантах мы узнаем, что все, кто исповедует себя христианами, получили что-то от Бога. Все мы Божии «рабы», у всех у нас есть «таланты», которыми нам доверили распоряжаться.

Слово «таланты» в современно языке используется несколько в ином значении. Оно применяется к людям, которые обладают какими-то выдающимися способностями. Таких людей называют талантливыми. Однако Иисус употребляет это слово в притче по отношению ко всем крещенным людям, безо всякого различия. В глазах Бога у всех у нас есть «таланты» — мы все талантливые.

И мы можем благодарить Бога за свой «талант». Наши дары, влияние, деньги, знания, здоровье, силы, время, эмоции, разум, интеллект, память, чувства, привилегированное положение члена Церкви, доступность Библии — это все таланты. Откуда все это берется? Чья рука дает? Почему мы те, кто мы есть? Почему мы не черви, которые ползают по земле? Есть только один ответ на все эти вопросы: все, что мы имеем, Бог дал нам взаймы, потому что мы слуги Бога, мы Его должники. Задумайтесь об этом.

Во-вторых, мы узнаем, что многие злоупотребляют милостью Божьей. Притча описывает человека, который талант свой «закопал... в землю и скрыл серебро господина своего». И таких людей множество.

Спрятать свой талант — это значит пренебречь возможностью прославить Бога. Крещеные, но презирающие Библию, пренебрегающие молитвой, нарушающие субботу, неверующие, сладострастные, думающие только о земном, мелочные, неразумные, ищущие одних удовольствий, любящие деньги, жадные, все себе прощающие — все эти люди похожи на того раба, который закопал свой талант в землю. У них есть свет, а они его не используют. Бог многое дал им, а они ничего не возвращают Ему, обкрадывая Его. Слова Даниила, адресованные Валтасару, можно смело относить к каждому необращенному: «Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил» (Дан 5:23).

В-третьих, мы узнаем, что все исповедующие себя христианами однажды дадут Богу отчет. В притче мы читаем, что «по долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета».

Всем нам предстоит суд. Если его не будет, Библия не имеет смысла; отрицать перспективу суда — значит искажать Писание. И судить нас будут по нашим делам, судить строго и неизбежно. Богатые и бедные, образованные и необразованные — все мы предстанем перед Богом-Судьей, чтобы услышать вечный приговор. Невозможно будет миновать суда. В конце концов мы должны встретиться лицом к лицу с Богом, чтобы отчитаться за каждую нам данную привилегию, за каждый нас радовавший луч света. Бог смотрит на нас как на создания, способные нести ответственность, поэтому с тех, кому больше дано, больше и спросится. Будем же постоянно помнить об этом и судить самих себя, чтобы не быть судимыми (1Кор 11:31).

В-четвертых, мы узнаем, что истинные христиане в день расплаты получат хорошее вознаграждение. Притча говорит нам, что рабов, хорошо распорядившихся деньгами господина, назвали «добрыми и верными», что они вошли «в радость господина своего».

Эти слова — огромное утешение для всех верующих, они заставляют нас удивляться и восхищаться. Даже самые лучшие из христиан — это всего лишь бренные создания, которые нуждаются в искупительной крови Христа. Но придет день, когда даже самый малый из верующих обнаружит, что и он раб Христа и что его жизнь в Господе была не тщетна. К своему изумлению он поймет, что ценность его усилий угодить своему Господину в глазах последнего намного больше, чем в его собственных. Он увидит, что в книге памяти записан каждый час, который он потратил на служение Христу, каждое слово, сказанное ради Его имени. Верующие, помните об этом и не смущайтесь. Может быть, сейчас крест тяжел для вас, но славная награда восполнит все. По словам Лейтона, «сейчас капли радости входят в нас, но потом мы войдем в радость».

И наконец мы узнаем, что неверные члены Церкви Христовой в день суда будут осуждены и выброшены вон. Притча говорит нам, что раб, который закопал свой талант, знал требования своего господина и поэтому ничем не мог оправдать себя. Он был назван «негодным» и выброшен во тьму внешнюю, где будет, по словам нашего Господа, «плач и скрежет зубов».

В последний день необращенные христиане уже не смогут получить прощение. Тогда им станет ясно, что все их надежды бесполезны и тщетны: они сами виноваты в гибели своей души, а Судья всей земли праведен. «Ты знал», — эти слова нашего Господа должны громко прозвучать в ушах многих людей и уколоть их в самое сердце. Сегодня тысячи людей живут без Христа, не обратившись, но ничего не могут с этим поделать. Они знают, что виновны, так как совесть подсказывает им это, но все же продолжают зарывать свои таланты, не делая то, что могут. Блажен тот, кто вовремя поймет это! В последний день ничего нельзя будет скрыть и изменить.

Заканчивая изучение этой притчи, примите решение по Божьей благодати не довольствоваться исповеданием веры без дел. Мал только говорить о вере — надо еще и делать. Мал ощущать значимость веры — надо еще трудиться. Иисус не говорит, что неверный раб был убийцей, вором или что он растратил деньги господина. Раб просто ничего не сделал, в этом была его роковая ошибка, приведшая к гибели! Опасайтесь нечего не делающего христианства: такая вера не исходит от Святого Духа. «Не приносить вреда, — сказал Бакстер, — это слава, которую воздает камень, а не человек».

Евангелие от Матфея 25:31−46

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»
45 Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В этих стихах наш Господь Иисус Христос описывает судный день и главные его события. Во всей Библии не найдется отрывка, который бы так пронизывал и испытал наши сердца, поэтому давайте внимательно рассмотрим его.

Прежде всего мы видим Того, Кто будет Судьей в последний день. Мы читаем, что им будет Сын Человеческий, Сам Иисус Христос. Тот самый Иисус, Который родился в яслях Вифлеема, принял образ раба и Который был презираем и отвергнут людьми; Которому зачастую не было где преклонить голову и Который был осужден властителями этого мира и предан издевательствам, бичеванию и крестной смерти. Да, именно Он Сам будет судить мир, когда вернется во славе. В Его руки Отец отдал всякий суд (Ин 5:22). Перед Ним в конце концов преклонится всякое колено и каждый язык исповедует, что Он есть Господь (Флп 1:10, 11).

Эта мысль — утешение для верующих. Сидящий на престоле в тот великий и страшный день суда будет их Спасителем, их Пастырем, их Первосвященником, их Братом, их Другом. При виде Его у них не будет причин для тревоги.

Эта мысль — устрашение для неверующих. Они будут судимы Тем, Чье евангелие они отвергли, и от Чьего милостивого приглашения отказались. Как велико будет их смятение в последний день, когда им откроется, что всю свою жизнь они упорствовали в неверии и теперь должны умереть во грехах! Осуждение ужасно само по себе, но быть осужденным Тем, Кто мог бы их спасти, будет во много раз ужаснее. Хорошо сказал псалмопевец: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался» (Пс 2:12).

Во-вторых, посмотрим, кто будет осужден в последний день. Мы читаем, что перед Христом «соберутся ... все народы». Все когда-либо жившие, однажды дадут за себя отчет перед судом Христа. Там все должны будут повиноваться великому Царю и предстанут перед Ним, чтобы услышать приговор. Те, кто не поклонился Христу на земле, вынуждены будут смириться перед Его судом, когда Он придет в этот мир во второй раз.

На суде все будут разделены на две большие группы. Больше не будет деления на царей и подданных, господ и слуг, еретиков и верных, не будет отличия по званиям или деноминациям, потому что все это пройдет. В последний день будет деление только на тех, кто принял благодать и кто нет, на тех, кто обратился и кто нет. Тот, кто пребывал во Христе, будет причислен к Его овцам и поставлен «по правую... сторону», а тот, кто был не в Нем, будет причислен к козлам и поставлен «по левую». Верно заметил Шерлок: «В наших разделениях нет никакого смысла, если мы не позаботимся о том, чтобы оказаться в числе овец Христа, когда Он придет для суда».

В-третьих, отметим, каким образом будет проходить суд в последний день. Мы можем увидеть несколько поразительных деталей этого процесса.

Последний суд будет основываться на свидетельствах. Дела человека будут свидетелями, вызванными к ответу, и самыми полезными из свидетелей будут дела добродетели. Важнее всего будет не то, что мы говорили, но что делали, не то, что исповедовали, но как поступали. Несомненно наши дела не смогут нас оправдать (мы оправдаемся верой независимо от дел закона): истинность нашей веры будет проверена нашей жизнью. Вера без дел мертва (Иак 2:11).

Последний суд будет радостным для всех истинно верующих. Они услышат чудесные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство». Они будут у своего Господина, Который исповедует их перед Своим Отцом и святыми ангелами, и само «царство» будет платой, которую Он даст Своим верным рабам. Самый малый, самый ничтожный, самый нищий в семье Божьей будет царем с венцом славы на голове!

Последний суд приведет всех неверующих людей в смятение. Они услышат в свой адрес слова проклятия: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный». Они будут отвергнуты великим Главой Церкви перед лицом вселенной и на деле узнают, что «сеющий в плоть... пожнет тление» (Гал 6:8). Они не хотели слышать Христа, когда Он призывал их: «Придите ко Мне... и я утешу вас», но теперь они вынуждены услышать от Него другие слова: «Идите... в огонь вечный». Они не хотели нести крест Христа, и поэтому для них нет места в Его Царстве.

Последний суд выявит сердца и потерянных, и спасенных. Те, кто будут по правую сторону от Христа, Его овцы, будут, как и прежде, «облечены смиренномудрием» (1Пет 5:5), и они удивятся, что их похвалили за добрые дела. Те, кто будут по левую сторону, не Христовы, так и останутся слепыми и самоправедными, они не смогут осознать, каким образом пренебрегали Христом. «Господи! — спросят они. — Когда мы видели Тебя... и не послужили Тебе?» Пусть эта мысль останется в нашем сознании. Состояние сердца человека на земле определит то, чем он будет обладать на небе. С каким сердцем человек умрет, с таким и воскреснет.

Наконец отметим, какими будут окончательные результаты судного дня. Об этом сказано в словах, которые нельзя забыть: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Положение человека после суда останется неизменным навеки. Ничтожество погибших, и блаженство спасенных схожи только в том, что они вечны. И пусть никто не смеет утверждать иное. Библия ясно говорит об этом. Вечность рая и ада покоится на том же основании, что и вечность Бога. То, что небеса — это вечный день без ночи, а ад — вечная ночь без дня, так же истинно, как и то, что Бог вечен.

Кто может передать словами блаженство вечной жизни? Это не под силу человеческой мысли, поэтому мы можем пользоваться только примерами и сравнениями. Вечный покой после походов и сражений, вечное общество святых после ударов и плевков злого мира, вечное славное и совершенное тело после слабостей и болезней, вечное общение со Христом лицом к лицу после веры — все это блаженство, но это не все блаженство. Я не передал и его малой части.

Кто может описать ничтожество вечного наказания? Это нечто совершенно неописуемое и непостижимое. Вечные муки тела, вечное жало обличающей совести, вечное общество злодеев, дьявола и бесов, вечная память об упущенных возможностях и отвергнутом Христе, вечное тоскливое и безнадежное будущее — все это ужасные страдания. От этих слов идет дрожь по телу и холодеет внутри. Однако это описание не идет ни в какое сравнение с тем, что будет на самом деле.

Прочитав этот отрывок, загляните в свое сердце. Спросите себя, по какую сторону от Христа вы можете оказаться в последний день: по правую или по левую. Блажен тот, кто не успокаивается, пока не получит удовлетворительный ответ на этот вопрос.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 25 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Матфея 25 глава в переводах:
От Матфея 25 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.