Библия » Райл Комментарии Джона Райла

От Матфея 12 От Матфея 12 глава

Евангелие от Матфея 12:1−13

1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидевши это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
7 Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных;
8 Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
9 И отошед оттуда, вошел Он в синагогу их.
10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.
13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул; и стала она здорова, как другая.

Эти стихи по большей части посвящены теме субботнего дня. Иудеи времен Иисуса Христа весьма странно относились к субботе. Фарисеи многое добавили к учению Писания по этому вопросу, так что человеческие традиции скрыли сущность субботы как таковой. Во все времена существования Церкви Христа тема субботы открыто обсуждалась, и до сего дня существует огромное количество разных мнений относительно значения этого дня. Давайте же посмотрим, как Иисус в этом отрывке раскрывает тему субботы.

Во-первых, обратите внимание, что наш Господь Иисус Христос не отменяет заповедь блюсти субботу каждую неделю. Ни здесь, ни в любом другом месте четырех евангелий Он этого не делает. Господь часто указывал на ошибки иудеев в отношении субботы, но ни разу Он не сказал Своим ученикам, что им вовсе не надо соблюдать это Божье установление.

Очень важно это запомнить, так как поверхностное исследование слов нашего Господа породило множество заблуждений. Тысячи людей пришли к поспешному заключению, что четвертая заповедь к христианам не относится и что ее необязательно исполнять, как и церемониальный закон Моисея. Но Новый Завет не подтверждает такую точку зрения.

Он ясно свидетельствует, что Господь не отменял заповедь о субботе. Он лишь очистил ее от человеческих добавлений и показал, как эту заповедь следует понимать правильно. Христос не вычеркнул ее из декалога, а только лишь освободил ее от фарисейских выдумок, которые превратили ее из благословения в бремя. Четвертая заповедь так и осталась частью вечного закона Божьего, ни одна йота и ни одна черта которого не прейдет. Не забывайте об этом!

Во-вторых, из вышеприведенных стихов видно, что наш Господь Иисус Христос позволил делать в субботу любую работу, которая действительно необходима. Наш Господь не упрекал Своих учеников за то, что они собирали пшеничные колосья в субботу: так делать разрешало само Писание (Втор 23:25). Апостолы были голодны и хотели есть — их нельзя осуждать. Иисус показал, что исцелить больного человека в субботу — это не значит нарушить закон. Мы не должны отдыхать от добрых дел.

Иисус приводит неопровержимые доказательства того, что в субботу можно оказывать милость и делать то, что необходимо. Он напоминает фарисеям, обвинявшим Его и Его учеников в нарушении закона, что Давид со своими людьми, когда был очень голоден, съел святые хлебы предложения из скинии. Он напоминает им, что священники в храме обязаны были трудиться в субботу, убивая животных и принося их в жертву. Христос напоминает им, что в субботу любой человек поможет овце выбраться из ямы, никто не оставит животное мучиться и умирать там. Кроме того, Иисус полагает принцип, суть которого в том, что ни одно установление Божье не запрещает творить дела милосердия. «Милости хочу, а не жертвы». Заповеди первой скрижали закона не нарушают заповедей второй. Поэтому нельзя утверждать, что четвертая заповедь принуждает нас отказывать в доброте и милости своему ближнему. И в этом есть глубокая мудрость. Библия напоминает нам, что «никогда человек не говорил так, как Этот Человек».

Заканчивая изучение этой темы, проверьте, не поддались ли вы искушению и не стали ли пренебрежительно относиться к субботе. Внимательно исследуйте свое сердце, не прикрываетесь ли вы учением нашего Господа, чтобы оправдать свое нежелание исполнять четвертую заповедь. Не злоупотребляйте данной вам свободой и не делайте вид, что в субботу вы творите дела милости, которые на самом деле вы делаете только для самоудовлетворения.

Надо учить людей правильно относиться к субботе. Если фарисеи впали в одну крайность, то не которые христиане — в другую. Фарисеи хотели сделать этот день более святым, чем он был на самом деле, а христиане часто лишают его всей святости и проводят его так, как им вздумается. Будем же следить за собой! Спасительное христианство тесно связано с соблюдением субботы. Не будем же забывать, что наша цель — «святить субботу»! В день Господний можно делать то, что нужно: «можно в субботы делать добро», и являть милосердие. Но лениться и развлекаться в субботу нельзя. Это противоречит примеру Церкви, это нарушение заповеди Бога.

Евангелие от Матфея 12:14−21

14 Фарисеи же вышедши имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус узнав удалился оттуда.
15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
16 И запретил им объявлять о Нем,
17 Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
18 «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
19 Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
20 Трости надломлен ной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
21 И на имя Его будут уповать народы».

Во-первых, в данном отрывке нам дан пример страшной испорченности человеческого сердца. Фарисеи ничего не смогли ответить на доводы Иисуса, и это заставило их совершить еще больший грех. Они, «выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его».

Чем наш Господь заслужил такое несправедливое отношение к Себе? Ничем. Его ни в чем нельзя обвинить. Он был свят, непорочен и отделен от грешников. Христос прожил Свою жизнь, совершая только добро. Нельзя было упрекнуть и Его учение: все, что Он говорил, полностью согласовывалось с Писанием и со здравым смыслом, Его доводы никто не мог опровергнуть. Он был во всем совершенен, но Его все равно ненавидели.

Вот здесь-то человеческая природа показала себя во всей своей красе! Необращенное сердце ненавидит Бога и проявляет эту ненависть при каждом удобном случае. Оно гонит свидетелей Божьих, ему не нравятся те, кто имеет разум Божий и кто обновился в образ Христа. Почему так много пророков было убито? Почему имена апостолов иудеи почитали великим злом? Почему умертвили первых мучеников? Почему Яна Гуса, Иеронима Пражского, Ридли и Латимера сожгли на костре? Не потому, что они согрешили. Они страдали, потому что были благочестивыми людьми. А необращенные люди ненавидят благочестивых, потому что они ненавидят Бога.

Истинные христиане никогда не должны удивляться, если к ним начинают относиться так, как относились к Христу. «Не дивитесь, если мир ненавидит вас» (1Ин 3:13). Они не должны ожидать, что хождение с Богом сделает их друзьями необращенных и что их непорочность и преданность Богу заставит всех полюбить их. Это заблуждение. Христиане должны помнить, что на земле был только один совершенный Человек, и что Его не любили, более того, Его ненавидели. Миру не нравится не слабость верующего, а его благочестие; не старая природа вызывает вражду мира, а новая. Помните об этом и будьте терпеливыми. Мир ненавидел Христа, мир будет ненавидеть и христиан.

Во-вторых, обратите внимание, какое описание дает св. Матфей Христу, используя при этом слова пророка Исаии. Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит».

Что такое надломленная трость и курящийся лен? Конечно же, речь пророка образна и метафорична. Но что означают эти образы? Самое простое объяснение заключается в том, что Святой Дух здесь описывает человека, который сейчас не слишком добродетелен, который не уверен в своем покаянии, у которого слабая вера. Но и к такому человек Господь Иисус Христос относится нежно и с состраданием. Слабый, как надломленная трость, не сломается, маленький, как огонек тлеющего льна, не погаснет. По благодати в глазах Господа даже маленькая добродетельность, слабая вера и нетвердое покаяние имеют ценность. Всемогущий, Он никого не презирает (Иов 36:5).

Это учение дает необыкновенное утешение. В Церкви Христовой есть тысячи людей, которым оно может дать мир и надежду. В любой общине есть такие люди, которые слышат Евангелие, но все же не верят в свое спасение, потому что их силы кажутся им очень уж маленькими. Они пребывают в страхе и отчаянии оттого, что их знание, вера, надежда и любовь слишком малы. Но пусть этот отрывок утешит их, пусть они поймут, что слабая вера важна для Христа так же, как и сильная, хотя, может быть, и не приносит Ему такой радости. Младенец такой же живой, как и взрослый; искорка — это такой же огонь, как бушующее пламя. Даже немного благодати — это вечная ценность. Она снисходит с небес, она дорога в глазах Господа и никогда не прейдет.

Думаете, сатана безразличен к тому, что человек начинает раскаиваться перед Богом и что у него появляется вера в Иисуса Христа? Конечно же, нет. Дьявол в ярости от понимания того, что время его подходит к концу. Возможно, вы думаете, что ангелы не придают значения первым признакам раскаяния человека и его желанию жить с Богом во Христе? Нет! Они радуются этому. А может, Господь Иисус безразлично относится к слабой вере и ждет, пока она станет сильной? Конечно, нет! Как только «трость надломленная», Савл Тарсянин, возопил к Христу, Он сразу же послал Ананию, сказав ему о Савле: «Теперь он молится» (Деян 9:11). Мы допускаем огромную ошибку, если не обращаем внимания на первое движение души ко Христу. Пусть невежественный мир глумится и насмехается, если хочет, но мы можем быть уверены, что «надломленная трость» и «курящийся лен» дороги в глазах Господа.

Сохраним же эти слова в своем сердце и воспользуемся ими во время нужды своей и чужой! Искра лучше полной темноты, а маленькая вера лучше, чем ее полное отсутствие. Пусть эти две истины станут основой нашей веры. «Кто может считать день сей маловажным?» (Зах 4:10). Христос не презирает малое. Христиане должны подражать Ему в этом.

Евангелие от Матфея 12:22−37

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос, сын Давидов?
24 Фарисеи же, услышавши сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам;
32 Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое.
36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
37 Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

В вышеприведенных стихах есть «нечто неудобовразумительное». Ни одному, даже самому мудрому богослову, так и не удалось объяснить, что такое грех против Духа Святого. На основании Писания не трудно показать, что не есть грех, но трудно определить, что такое грех. И нас не должно это удивлять. Библия не была бы книгой Божьей, если бы в ней не встречались труднообъяснимые стихи, которые полностью не может понять ни один человек. Будем же благодарны Богу за те уроки мудрости, которые есть даже в самых простых стихах, доступных пониманию неумудренных.

Во-первых, давайте отметим, что самым большим грехом ожесточившихся и предубежденных людей является грех выступления против веры. Наш Господь изгоняет дьявола, а фарисеи заявляют, что он делает это «силою веельзевула, князя бесовского».

Это обвинение абсурдно. По словам нашего Господа, глупо полагать, что дьявол станет помогать разрушать свое царство и что «сатана сатану изгоняет». Но абсурднее всего звучат возражения людей против веры. Фарисеи были не единственными, кто, нападая на Христа, потеряли чувство здравого смысла, умение мыслить логически и дали волю своему раздражению.

Как бы странно не звучало это обвинение, его очень часто выдвигают против служителей Божьих. Их враги просто вынуждены признать, что они трудятся и их труд приносит плоды. Результат их труда налицо, его невозможно отрицать. Что же они тогда говорят? То же, что сказали фарисеи нашему Господу: «Это работа дьявола». Так говорили в ранней Церкви об Афанасии, так отзывались о Мартине Лютере римские католики. К сожалению, это обвинение будет звучать до тех пор, пока стоит мир.

Никогда не удивляйтесь диким обвинениям, которые выдвигаются безо всякой на то причины против благочестивых людей. «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» Это старое средство. Когда нечего сказать на доводы христиан и когда уже нельзя отрицать их труд, остается только очернить их. Если это ваш удел, несите его с терпением: жить во Христе и жить с доброй совестью — этого достаточно. Лживые обвинения не отнимут у нас небеса. В последний день все прояснится.

Во-вторых, эти стихи говорят, что в вере невозможно соблюдать нейтралитет. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает», — говорит Христос.

Во все времена существования Церкви были люди, которые следовали средним курсом: они не были отъявленными грешниками, но и святыми их назвать было трудно. Когда они слышали Евангелие Христа, они соглашались с ним, но все же боялись открыто засвидетельствовать о своей вере. Они вроде бы и не отрицали Евангелие, и это заставляло их думать, что они не так уж плохи, как другие, но несмотря на это они не верили и не жили так, как того требовал Христос. Они не сражались на Его стороне, хотя открыто и не выступали против Него. Но наш Господь предупреждает, что такая жизненная позиция очень опасна. В вопросах веры есть только две стороны, только два лагеря. Живем ли мы с Христом, трудимся ли для Него? Если нет, значит, мы выступаем против Него. Несем ли мы добро в этот мир? Если нет, значит, мы приносим вред.

Этот принцип должны помнить все. Поймите, что у вас никогда не будет мира и вы не сможете делать другим добро до тех пор, пока не станете ревностным христианином. Еще никому не удавалось идти по пути Гамалиила и при этом быть счастливым и приносить добро.

В-третьих, из этих стихов мы узнаем, что грех против знания — страшный грех.

Этот вывод напрашивается сам собой из слов нашего Господа, касающихся богохульства на Святого Духа. Хотя эти слова трудно понять до конца, очевидно одно: существуют различные меры греха. Человек, который оскорбил Христа, не зная о Его миссии на этой земле, будет наказан не столь сурово, как тот, кто был просвещен Святым Духом и оскорбил Бога. Чем ярче свет, тем тяжелее вина того, кто отверг его. Чем лучше человек знает Евангелие, тем больший грех он совершает, отказываясь покаяться и поверить.

Учение о грехе содержится не только в рассматриваемых нами стихах. Так, апостол Павел говорит евреям: «Ибо невозможно — однажды просвещенных... опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» и «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда» (Евр 6:4−6; Евр 10:26−27). Подтверждением этих слов являются необращенные дети благочестивых родителей, необращенные слуги в благочестивых семьях, необращенные члены евангельских церквей, которых мы встречаем на каждом шагу и которые не хотят слышать разумные доводы.

Тот же самый огонь, который плавит воск, закаляет глину. Кроме того, истинность слов Христа доказали на примере своей жизни те, кто, судя по всему, кончил плохо. Фараон, Саул, Ахав, Иуда Искариот, Юлиан, Фрэнсис Спира — все они своей жизнью показали, что имел в виду наш Господь, когда говорил эти слова. Все они знали о Боге, но добровольно отвергли Христа. Разум каждого из них был просвещен, но сердце ненавидело истину. Конец их — «мрак тьмы на веки».

И наконец, из этих стихов мы узнаем, что очень важно наблюдать за тем, что мы говорим. Наш Господь говорит: «...За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

Эти слова, как никакие другие, испытывают наc. Не ошибусь, если скажу, что своим словам люди обычно придают мало значения. Они делают свое дело и часто говорят без всякого рассуждения. Им кажется, что слова не имеют значения, главное — дело.

Но так ли это? На самом ли деле наши слова — пустяк? Прочитав вышеприведенные стихи, мы не смеем так утверждать. Наши слова свидетельствуют о состоянии сердца точно так же, как вкус воды свидетельствует о чистоте источника. «От избытка сердца говорят уста». Слова выражают то, о чем думает разум. В день суда наши слова будут тщательно исследованы, и мы должны будем дать отчет за них так же, как и за свои дела. Очень важно помнить об этом. Даже если бы Библия состояла только из приведенных выше стихов, было бы очевидно, что все мы «виновны перед Богом», что нам необходима не своя праведность, а праведность от Бога (Флп 1:9).

Читая эти слова, вспомните о прошлом, смирите свое сердце. Как много глупых, бесполезных, пустых, ничего не значащих слов было сказано! Как часто наши слова, вылетая из наших уст, как семена чертополоха, сеялись в сердцах других и давали там свои всходы, которых уже не искоренить! Как часто наши «разговоры» с друзьями, как сказал когда-то один святой, «оставляют только работу для покаяния». Мудро заметил Баркит: «Насмешка богохульника может уколоть даже тогда, когда язык, произнесший ее, уже мертв. Сказанное слово исчезает моментально, но и существует вечно». «Смерть и жизнь, — говорит Соломон, — во власти языка» (Притч 18:22).

Следите же за своими словами в будущем. Примите решение внимательнее относиться к ним. Каждый день молитесь о том, чтобы слово ваше всегда было наполнено благодатью (Кол 4:6). Каждый день вторьте святому Давиду, который говорит: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим». Молите Всесильного о силе: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих». Как прекрасно сказал Иаков: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный...» (Пс 38:2; Пс 140:3; Иак 3:2).

Евангелие от Матфея 12:38−50

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
40 Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным;
45 Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь.

В начале рассматриваемого нами отрывка мы находим доказательство тому, что ветхозаветные истории — не вымысел. Наш Господь говорит о юной царице как о реально существовавшей женщине, которая жила и умерла. Он вспоминает об Ионе и о его чудесном путешествии в чреве кита как об историческом факте. Если вы встретили человека, который утверждает, что верит в истинность Нового Завета, но полагает, что Ветхий Завет — это сказки, знайте, что он не уважает самого Иисуса Христа. Новый Завет авторитетен так же, как и Ветхий Завет. Один и тот же Дух вдохновлял писать и Соломона, и Иону, и евангелистов. Нам не следует забывать об этом.

Прежде всего, в данном отрывке давайте обратим внимание на удивительную силу неверия.

Заметьте, как книжники и фарисеи попросили нашего Господа показать им чудо: «Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение». Они сделали вид, что им необходимо увидеть еще одно чудо, чтобы поверить и стать учениками Христа. Но они закрыли глаза и не хотели видеть все те чудеса, которые Иисус уже совершил. Книжникам и фарисеям было мало того, что Он исцелял больных, очищал прокаженных, воскрешал мертвых и изгонял бесов. Все это их не убеждало, они требовали других доказательств. Своим ответом Господь указал на истинную причину их неверия: они не хотели поверить. Убедительных свидетельств было явлено множество, но они не хотели убеждаться.

К сожалению, многие в Церкви Христовой пребывают в таком же состоянии, как книжники и фарисеи. Такие верующие убеждают себя, что им требуется еще одно маленькое доказательство, чтобы стать верными христианами. Они воображают, что если их разум найдет еще какое-нибудь одно доказательство истинности христианства, то они отдадут всю свою жизнь Христу, возьмут крест и последуют за Ним. А пока они ждут. Увы, они слепы! Они не видят, что вокруг них есть множество свидетельств. Но они не хотят ими воспользоваться.

Берегитесь духа неверия, так как в последние дни это зло особенно распространяется. Сегодня людям всех общественных слоев не хватает простой детской веры. Сотни странных поступков руководителей Церкви и государства объясняются нехваткой веры. Люди, которые не верят словам Божьим, записанным в Библии, неизбежно будут вести себя необдуманно и непоследовательно в нравственной и религиозной жизни. «Если вы не верите, то потому вы и не удостоверены» (Ис 7:9).

Далее, необходимо отметить, что, изменяя духовную жизнь, чрезвычайно опасно останавливаться на полпути.

Иисус показывает, в каком незавидном состоянии оказался человек, в которого после недолгого скитания вернулся нечистый дух. Христос рисует страшную картину возвращения нечистого духа: «Возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед, находит его (дом) незанятым, выметенным и убранным». Свой рассказ Иисус заканчивает неутешительными словами: «Идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Эта ужасная картина полна глубокого смысла. Давайте же постигнем его и научимся быть мудрыми.

Без сомнения, Иисус изображает в этих стихах историю иудейской церкви и всего израильского народа. Хотя Бог и вывел израильтян из Египта, и сделал Своим особым избранным народом, израильтяне никогда не переставали поклоняться идолам. Освобожденные из вавилонского плена, они не стали относиться к Богу, как Он того заслуживал. Израильтяне не захотели внять словам Иоанна Крестителя и совершили лишь показное покаяние. Когда же пришел наш Господь, сердце Израиля ожесточилось так, как никогда раньше не ожесточалось. Формальное поклонение Богу заняло место всеобщего поклонения идолам: семь других духов, злейших, чем первый, завладели избранным народом. И последнее вскоре стало хуже первого: через сорок лет их беззаконие перешло все границы. Иудеи безрассудно вступили в войну с Римом, превратив свою страну в вавилонское столпотворение. Иерусалим был захвачен, храм разрушен, а сами иудеи рассеялись по всему лицу земли.

Возможно также и то, что Иисус изображает здесь историю всех христианских церквей. Хотя проповедь Евангелия дала свет миру и разогнала тьму язычества, церковь никогда по-настоящему не жила при этом свете. И несмотря на то, что некоторые из церквей пробудились во времена протестантской Реформации, ни одна из них правильно не воспользовалась полученным преимуществом и не «достигла совершенства». Все они рано или поздно остановились в своем развитии. Они удовлетворились внешними изменениями. И сейчас, судя по всему, злой дух возвращается в дом, который убрали для него доселе невиданные лжеучения и безбожие. В одних местах царит полное неверие, в других — формализм и религиозные предрассудки, и, кажется, что все готово к приходу антихриста. Может стать так, что «последнее» состояние христианских церквей может стать «хуже первого».

Но ужаснее всего то, что Иисус изображает здесь историю многих отдельных людей. Есть такие люди, которыми, казалось, овладели сильные религиозные чувства: они изменили свою жизнь, оставили вредные и приобрели хорошие привычки, но в какой-то момент они остановились и перестали двигаться дальше, а их вера стала умирать. Злой дух возвращается в их сердце и находит его «незанятым, выметенным и убранным». Сейчас такой человек стал еще хуже, чем был раньше. Его совесть притупилась, религиозные чувства исчезли, он стал похож на человека, поддавшегося влиянию нечестивого ума. И уже невозможно опять обновлять его покаянием: человек, который испытал убежденность в вере, но вернулся к миру и ко греху — безнадежен.

Если вы любите жизнь, тогда молитесь, чтобы эти уроки запали глубоко в вашу душу. Никогда не останавливайтесь на полпути в деле реформации своей души. Вы должны всецело обратиться к Богу и умертвить греховное тело. Необходимо попытаться изгнать грех из своего сердца и позаботиться о том, чтобы на его место пришла благодать Божья. Удостоверьтесь в том, что вы не только освободились от прежнего своего жильца-дьявола, но и пустили к себе Святого Духа.

И последний важный урок, который мы должны извлечь из этого отрывка, заключается в том, что к Своим верным ученикам наш Господь Иисус относится с нежной любовью.

Посмотрите, как Он отзывается о тех, кто исполняет волю Отца Его Небесного. Христос говорит, что тот, «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Какие прекрасные слова! Кто может постичь глубину отношения нашего Господа к Своим родственникам по плоти? Это была чистая, бескорыстная любовь. Великая любовь, превосходящая человеческое разумение. Иисус Христос говорит, что считает всех верующих в Него Своими родственниками. Он любит их, заботится о них, как о членах Своей семьи. Они кость от костей Его и плоть от плоти Его.

Эти слова должны также послужить серьезным предупреждением тем, кто насмехается и гонит истинных христиан за их веру. Они не понимают, что делают: они гонят ближайших родственников Царя царей. В последний день они узнают, что насмехались над теми, кого Судья всего и всех считает Себе братом, сестрой и матерью.

А для верующих в этом отрывке содержится большое ободрение. В глазах Бога они намного дороже, чем в своих собственных. Их вера, может быть, слабая, их покаяние нетвердое, их силы невелики, возможно, в этом мире они бедны и немощны, но великое слово «тот» в последнем стихе рассматриваемого нами отрывка должно дать им радость. Тот, кто верит, — ближайший родственник Христа, поэтому Старший Брат позаботиться о нем и в этой жизни, и в вечности. Иисус помнит о каждой «малой сестре» (Песн 8:8). Иосиф сделал богатыми всех своих родственников, то же сделает и наш Господь Иисус.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона Райла на Евангелие от Матфея, 12 глава. Комментарии Джона Райла.


Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Матфея 12 глава в переводах:
От Матфея 12 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.