Стих 26
Говоря так, Он хотел, чтобы из исповедания фарисеев было понятно, что, не веруя в Него, они тем самым выбрали пребывать в царстве дьявола, которое не может устоять против разделения в себе. Поэтому пусть фарисеи выбирают то, что пожелают. Если сатана не может изгнать сатану, то они ничего не смогли найти против Господа. Но если может, то пусть они внимательнее посмотрят на себя и покинут его царство, которое не может устоять против разделения в себе.
Стих 32
Против этого бескорыстного дара1 , против этой милости Божией, говорит нераскаявшееся сердце. Таким образом, сама эта нераскаянность есть хула на Духа2 , которая не проститься ни в сем веке, ни в будущем. Ведь против Духа Святого, Которым они крестятся, (Которым) отпускаются все их грехи и Которого получила Церковь, так что кому она отпустила грехи, тому они отпускаются, (такой человек) говорит весьма дурное и крайне нечестивое слово или в помышлении, или даже своим языком. Тогда как терпение Божие ведет его к покаянию, но по упорству своему и нераскаянному сердцу он сам себе собирает гнев на день гнева и откровение праведное суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: Рим 2:4−6). Итак, это нераскаянность. Так неким одним именем мы можем, так или иначе, назвать и хулу, и слово против Духа Святого, которому нет прощения вовек. Это, говорю я, нераскаянность, против которой выступал и предвестник3 , и Судия4 , призывая: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 3:2); (17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4:17). Против нее Господь отверзал уста в евангельских проповедях и против нее проповедовал, что само Евангелие должно быть проповедано во всем мире. И после того, как воскрес из мертвых, Он сказал ученикам, что так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Лк 24:46−47). И одна лишь нераскаянность не имеет никакого прощения ни в этом веке, ни в будущем, потому что раскаяние получает прощение в этом веке, которое сохраняется и в будущем.
Примечания
- 1 — Дара Святого Духа: ранее в этой проповеди Августин вел речь о совершенной любви как даре Святого Духа, которым прощаются грехи и которым воедино собирается народ Божий. Нечистые духи противятся этому дару.
- 2 — Непрощаемым грехом Иисус называет отказ от покаяния. Августин верит в то, что прощается любой грех. А потому единственной ситуацией, в которой грех не может быть прощен, является та, в которой человек, не надеясь на спасение, не приносит раскаяния.
- 3 — То есть Иоанн Креститель.
- 4 — То есть Иисус Христос.
Источник: Проповеди.
Стих 33
Когда Он говорит: Признайте дерево хорошим и плод его хорошим, то это не наставление, но спасительная заповедь, которой необходимо следовать. А то, что Он говорит: Признайте дерево худым и плод его худым, то это — не заповедь, чтобы ты так поступал, но напоминание, чтобы ты остерегался. Ведь Он сказал это против тех, кто считал себя, хотя они были худыми, способными на добрые речи или добрые дела. Это, говорит Господь Иисус, невозможно. Ибо прежде должен измениться человек, чтобы изменились [его] дела. Ведь если человек пребывает в том, что есть зло, он не может поступать хорошо; а если пребывает в том, что есть благо, не может поступать плохо.
Стих 40
Сам Спаситель показал, что пророк Иона, брошенный в море, попавший во чрево чудовища морского и извергнутый оттуда на третий день живым, послужил прообразом Спасителя, Который пострадал и на третий день воскрес. Он упрекает иудейский народ, сравнивая его с ниневитянами, поскольку ниневитяне, для обличения которых был послан пророк Иона, покаянием усмирили гнев Божий и заслужили милость. И вот здесь больше Ионы (41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Мф 12:41; 32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Лк 11:32), говорит Господь Христос, имея ввиду Самого Себя. Те слышали слугу и исправили свои пути; эти же слышали Господа и не только не исправились, но, вдобавок, убили Его.
Проповеди 72А.1. Cl. 0284,72А. MiAg 1.155.15; PL 38:467.
Стих 42
Для Христа не важно было быть больше, чем Иона, и быть больше, чем Соломон: ведь Он — Господь, а они были слуги. Но кто же те, которые презрели Самого Господа, тогда как чужеземцы послушали Его слуг?
Стих 45
Когда в таинствах происходит отпущение грехов, дом очищается. Но в нем непременно должен обитать Святой Дух. Однако Дух Святой обитает только в тех, кто кроток сердцем. Ведь Бог говорит: Где место покоя Моего? И отвечает на этот вопрос: На смиренном и сокрушенном и на трепещущем пред словом Моим (Ис.66:1−2). Поэтому когда Он стал обитать, Он наполняет, управляет, действует, удерживает от зла, побуждает к добру, делает желанной справедливость, так что человек творит добро с искренней любовью, а не из страха наказания. Но та страсть, из-за которой ты стал дурным, изгнанная из человека, то есть из твоего ума, когда были отпущены твои грехи, ходит по безводным местам, ища покоя (Мф.12:43), и, не найдя покоя, эта страсть возвращается домой и, придя, находит его вычищенным, берет с собою семь других духов, злейших себя, и бывает для человека того последнее хуже первого. Берет с собою семь других. Что означает семь других? Сам ли нечистый дух состоит из семи? Что это значит? Числом семь обозначается совокупность. Целиком [дух] вышел, целиком вошел, и если бы вошел один! А что значит берет с собою семь других? Их не было, когда [человек] был зол, но будет иметь этих других, если ложно добр.
Внимайте, и я, если смогу, объясню, насколько мне удастся, свои слова. Святой Дух сообщается нам семикратным действием, чтобы в нас был дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страх Господний (Ис.11:2−3). Этому семикратному добру противопоставь семикратное зло: дух глупости и заблуждения, дух безрассудства и малодушия, дух невежества и нечестия и дух гордыни против страха Божия. Эти семь духов — злые. Какие же семь других еще злейших? Другие семь злейших основаны на лицемерии: один — злой дух глупости, другой худший — лицемерная мудрость; злой дух — дух заблуждения, другой худший — лицемерная истина; злой дух — дух безрассудства, другой худший — лицемерное благоразумие; злой дух — дух малодушия, другой худший — лицемерная храбрость; злой дух — дух невежества, другой худший — лицемерное знание; злой дух — дух нечестия, другой худший — лицемерное благочестие; злой дух — дух высокомерия, другой худший — лицемерный страх. Первые семь были невыносимы: кто же вынесет четырнадцать? Поэтому, когда к порочности была прибавлена лицемерная истина, то эти новейшие духи неизбежно хуже для человека, чем были прежние.
Стих 49
Вот матерь Моя и братья Мои
Разве не исполнила волю Отца Дева Мария, которая положилась на веру и в вере зачала, была избрана, чтобы нам от Нее родилось спасение среди людей, сотворена Христом прежде, чем Христос творится в Ней? Исполнила, поистине исполнила волю Отца Святая Мария: и потому для Марии важнее и блаженнее было быть ученицей Христа, чем Матерью Христа. Потому Мария была блаженна, что, прежде чем повиновалась, носила в утробе Учителя. Святая Мария, блаженная Мария, но Церковь лучше, чем Дева Мария. Почему? Потому что Мария — это часть Церкви, святая часть, необыкновенная часть, великая часть, но всего лишь часть целого тела. А если [часть] целого тела, то, конечно, тело важнее, чем его часть. Глава — Господь, и весь Христос — глава и тело. Что мне сказать? Мы имеем Божественную главу, мы имеем главой Бога.
Комментарии Аврелия Августина Блаженного на Евангелие от Матфея, 12 глава. Толкования Августина.
Public Domain.
Общественное достояние.