Библия » Толкования Августина

От Матфея 22 глава

Стих 1

Эту притчу о приглашенных на брак сообщает один Матфей; нечто подобное приводит и Лука, но это не то, как видно из последовательности повествования, хотя в этом и есть некоторое подобие (16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. Лк. 14:16–24). Но как Марк, так и Лука, удерживая тот же самый порядок, свидетельствуют о том, что иудеи все это признали сказанным о них, как указал и Матфей после изложения притчи о винограднике и об умерщвлении сына хозяина (12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли. Мк. 12:12; 19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. Лк. 20:19). А потом они обращаются к другим событиям, присоединяя в конце то, что и Матфей вставил по порядку после этой притчи о браке, которую привел он один.

О согласии Евангелистов, 2.71

Стих 3

Все верующие знают о сыне царя и его брачном пире. Приготовленный Господом обед доступен всем, кто достойно его принимает. Важно, чтобы каждый взвешивал, как он к нему подходит, даже если ему и не возбраняется на нем присутствовать.

Святое Писание учит нас тому, что есть два пира Господа: на один приходят добрые и злые 1 , на другой злые не приходят 2 . На тот пир, о котором мы только что слышали при чтении Евангелия, собрались и добрые, и злые гости. Все отказавшиеся прийти – злые, но не все пришедшие – добрые. Сейчас я обращаюсь к вам, добрым гостям на этом пире. Будьте внимательны к словам: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 1 Кор. 11:29). Это вам я говорю: не ищите добра вне Церкви и переносите зло внутри нее.

Проповеди 90.1 С1. 0284, 90.PL 38.559.7.

*1 Изложение Матфея

*2 Изложение Луки

Стих 8

Скажет кто-нибудь: что такого в одном человеке? Чему удивляться? Что особенного, что мимо слуг хозяина дома в толчее проник один, не имеющий подобающей брачному пиру одежды? Неужели из-за одного него возможным стало сказать, чтобы звали и злых и добрых? Внимайте и разумейте, братья мои! Этот один – представитель множества таковых.

Проповеди 90 С1. 0284, 90.PL 38.560.35.

Стих 12

И вот: Царь вошел посмотреть возлежащих (11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, Мф. 22:11). Смотрите, братья, в задачу слуг входило только пригласить и привести добрых и злых. Не говорится ведь, что слуги рассматривали гостей, что нашли среди них одного человека, одетого не в брачную одежду, что обратились к нему с вопросом. Не это написано. Хозяин дома вошел, хозяин дома обнаружил его, хозяин дома отделил его от других, хозяин дома удалил его. Вот этого нельзя было упустить из виду. Однако обратимся к другому моменту, а именно: как этот один человек представляет многих? Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Задавший вопрос был Тем, Кому он солгать не мог.

Проповеди 90.4 CL.0284, 90.PL 38.560.47

Стих 13

Подобающая одежда усматривается, конечно, в сердце, а не на теле, поскольку если бы она была внешней, то не осталась бы не замеченной слугами. А вот какой должна быть эта одежда, узнайте из таких слов: Священники Твои облекутся правдою (9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются. Пс. 131:9). Об этом же облачении правдою говорит апостол: только бы нам и одетым не оказаться нагими (3 только бы нам и одетым не оказаться нагими. 2 Кор. 5:3). Вот так он, скрывшийся от слуг, оказался обнаруженным Господом. Был спрошен и молчал, был связан и выброшен – осужден один из многих.

Проповеди 90.4 CL.0284, 90.PL 38.562.23.

Стих 14

Итак, какова же она – брачная одежда? Вот какая: Цель же увещания, говорит апостол, есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 1 Тим. 1:5). Такова брачная одежда. Не любая любовь: часто кажется, что любят друг друга и люди, вершащие дела нечистой совести. И совершающие вместе грабежи, и любящие совместное волховство, и посещающие вместе представления, и вместе восклицающие на состязаниях колесниц и боях диких зверей – все они по большей части любят друг друга, но не той любовью, которая от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры.А вот какая любовь является брачной одеждой: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий (1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. 1 Кор. 13:1). Вошли говорящие на языках, и спрашивают их: «Как вошли вы без брачной одежды?» Апостол говорит: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. 1 Кор. 13:2).

Так все эти чудеса человеческие могут являться одеждой тех, кто не имеет брачной одежды. Итак, если все это имею, говорит он, но Христа не имею, то я ничто. Значит, пророчество ничто? Знание таинств ничто? Нет, не это все ничто, ничто – я: если все имею, а любви не имею, то я – ничто.

Проповеди 90.6Л  CL. 0284,90.PL 38.562.23

Стих 45

Здесь требуется осторожность, чтобы не получилось, что Сам Христос отрицает, что Он – Сын Давидов. Но Он и не отрицал, что Он – сын Давидов, Он спрашивал об этом. Вы сказали, что Христос есть сын Давидов, и Я не отрицаю это. Но он называет Его Господом. Скажите Мне, каким образом Он является сыном, если Он – его Господь? Но они не ответили, а умолкли.

Давайте ответим им так, как Сам Христос объясняет. Где объясняет? Через апостола Своего. Для начала, как нам знать, что это Сам Христос дает объяснение? Вот, говорит апостол: Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне (3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас. 2 Кор. 13:3). Итак, через голос апостола Христос удостоил нас ответа на вопрос. Во-первых, вспомним, что сказал Христос, обращаясь через апостола к Тимофею: Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему (8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 2 Тим. 2:8). Итак, Христос – сын Давидов. Но как же Он и Господь ему? Скажи нам, апостол!

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Флп. 2:6). Узнай в Нем Господа Давида. А если узнаешь в Нем Господа Давида, нашего Господа, Господа Неба и земли, Господа ангелов, равного Богу, и образ Божий, то как же Он – сын Давидов? Внимай тому, что следует. Апостол показывает тебе Господа Давида, говоря, что Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу. Так как же Он – Давидов сын? Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его (7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, Флп. 2:7-9)'. И воскрес Христос из семени Давида, сын Давидов, ибо Он уничижил Себя. Как Себя уничижил? Взяв на Себя то, чем Он не был, не теряя того, чем Он был. Уничижил Себя, смирил Себя. Хотя был Богом, казался человеком.1 Он отвергнут был, когда ходил по земле, хотя Он – Творец Неба. Отвергнут был и как человек, словно в Нем не было никакой силы. Он был не просто отвергнут, но убит! Он был тем камнем, о который преткнулись иудеи и разбились: и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Мф. 21:44). Сначала Он был положен внизу, и тогда они преткнулись. Но Он придет свыше, и тогда их раздавит.

Теперь вы поняли, что Он и сын Давидов, и Господь Давида: Господь Давида всегда, сын Давида на время. Господь Давида рожден из субстанции Отца, сын Давидов рожден от Девы Марии, зачат Духом Святым. Будем твердо помнить то и другое! Одно – это наше будущее обитание в вечности, другое – наше освобождение от теперешней чужбины.

Проповеди 92.2-З С1. 0284, 92.PL 38.572.33.

*1 Здесь глагол аррагеге имеет значение «казаться, проявлять себя как что-то». В данном случае совершенно не имеется в виду представление докетов, согласно которому тело, принятое Христом, было кажущимся.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на евангелие от Матфея, 22 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.