Библия » Августин Толкования Августина

Малахия 1 Малахия 1 глава

Стих 2

Кто, далее, будет столь неразумен, чтобы сказать, что Бог не может обратить злую волю людей, какую, когда и где захочет, в добро? Но если Он делает это, делает по милости, а если не делает, не делает по суду.

Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает (18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Рим 9:18). Это, как говорил апостол, указывало на благодать, об откровении которой по отношению к тем близнецам во чреве Ревекки он уже раньше сказал: Ибо когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего (11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, Рим 9:11−12).

По этому поводу он привел другое пророческое свидетельство, где написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Рим 9:13). Чувствуя, как сказанное могло подействовать на тех, которые не в состоянии постигнуть разумом эту высоту милости, он говорит: Что же скажем? Неужели неправда у Бога? (14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Рим 9:14). Неправдой кажется то, что Бог без каких бы то ни было заслуг добрыми или злыми делами одного любит, другого ненавидит. Если бы Павел хотел указать на будущие дела — добрые одного или дурные другого, которые Бог предвидел, — он никогда не сказал бы: «не от дел», но сказал бы: «от будущих дел», и таким путем он разрешил бы этот вопрос и не вызвал бы никакого другого вопроса, подлежащего разрешению. Теперь же, когда он ответил: никак! — то есть, да не будет неправды у Бога, — он в доказательство того, что это произошло не по какой-нибудь неправде Божьей, говорит: Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею (15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Рим 9:15)1. Да и кто, кроме безумного, может считать Бога несправедливым, если Он или достойного по суду наказывает, или недостойного по милости жалеет? Потом он заключает и говорит: итак, [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Рим 9:16).

Примечания

  • 1 — Ср. 19 И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. Исх 33:19.

Источник: Энхиридион 253, Cl.0295, 25.1.

***

Кто осмелится сказать против Бога, когда Он сказал Ревекке, имевшей во чреве близнецов, сыновей одного зачатия от отца нашего Исаака, что старший будет служить младшему? Сказал, когда дети еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило) (11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило Рим 9:11). [То есть избрание совершается по] выбору благодати, но не заслуг; по выбору, в котором Он не обретает достойных избрания, но делает их таковыми, по выбору не от дел, но от Призывающего (12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, Рим 9:12). В подтверждение этой мысли блаженный апостол приводит слова пророка, жившего много позже: Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел (2 Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: "в чем явил Ты любовь к нам?" — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, 3 а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни. Мал 1:2−3), чтобы было ясно открытое впоследствии чрез пророка, что еще прежде, чем родились они, все было предопределено по благодати Божией. И что ненавидел Бог в Исаве, прежде чем тот родился, — какое зло, кроме греха первородного? Ибо ни в первом [Иакове] не любил Он праведности его, ибо он еще не свершил ничего праведного, ни во втором [Исаве] не ненавидел Он природу его, ибо Сам создал ее благой.

Письма 194, Cl. 0512, 11.13.329.24.

Стих 10

Малахия, пророчествуя о Церкви, которую мы видим распространенною через Христа, говорит от лица Божия, обращаясь очевиднейшим образом к иудеям: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (10 Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. 11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. Мал 1:10−11). Когда мы видим, что это жертвоприношение совершается уже священством Христовым по чину Мелхиседекову на всяком месте от востока солнца до запада, а жертвоприношения иудеев, которым сказано: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне», прекратились, чего они сами не могут отрицать, то почему же они ждут еще доселе другого Христа, когда то, о чем читают в пророчестве и что видят уже исполнившимся, могло исполниться только через Христа? Ибо несколько ниже пророк о Нем говорит от лица Бога: «Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; и в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха. Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут из уст его, потому что он вестник (ангел) Господа Саваофа» (5 Завет Мой с ним был [завет] жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. 6 Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха. 7 Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Мал 2:5−7).

Не следует удивляться, что Иисус Христос назван ангелом всемогущего Бога. Как по причине образа раба, в котором Христос явился к людям, Он — раб, так ангел Он ради Евангелия, которое возвестил людям. Если эти два слова перевести с греческого, то и Евангелие значит благая весть, и ангел — вестник. О Нем же пророк говорит и еще: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?» (1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. 2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, Мал 3:1−2). В этом месте пророк предвозвестил и первое и второе пришествия Христа, — первое в словах. «И внезапно придет в храм Свой», т. е. в плоть свою, о которой Христос сказал в Евангелии: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Ин 2:19); второе — когда говорит: «Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто́ выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?»; этим пророк дал понять, что и иудеи, согласно с Писаниями, которые читают, ищут и желают Христа. Но многие из них, ослепленные в своем сердце прежними своими заслугами, не познали, что Тот, Кого они искали и желали, пришел. А под заветом, о котором пророк упоминает выше и здесь, когда называет (Христа) Ангелом завета, мы должны разуметь, конечно же, завет Новый, в котором содержатся вечные обетования, а не Ветхий, заключающий обетования временные.

Придавая большое значение этим последним обе-тованиям и служа истинному Богу в надежде на награду такими временными предметами, весьма многие слабые люди смущаются, когда видят, что ими в избытке владеют нечестивые. Поэтому, чтобы показать различие между вечным блаженством Нового завета, которое даруется только добродетельным, от временного благополучия Ветхого, которое весьма часто достается и злым, пророк говорит: «Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?» Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (13 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: "что мы говорим против Тебя?"14 Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? 15 И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы". 16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его". Мал 3:13−16). Под этою книгой разумеется Новый Завет. Послушаем, что следует далее: «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и неслужащим Ему. Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. 18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. Мал 3:17−18, 1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. 2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; 3 и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф. Мал 4:1−3). Это — так называемый день суда. О нем, если Бог благоволит, мы скажем в своем месте подробнее.

«О граде Божием". Глава XXXV. О предсказаниях трех пророков, именно Агея, Захарии и Малахии.

***

Вы, иудеи, наперекор спасению своему противящиеся Сыну Божию, попытаетесь превратно истолковать эти пророческие слова в ином смысле, по побуждению вашего сердца. Вы, говорю я вам, желаете так воспринять изречения, чтобы народ и дом Иакова, то есть Израиль, одновременно оказался и призванным, и отринутым. Не так, что в одном отношении он был призван, в другом отвергнут, но весь совокупно он был призван для того, чтобы ходить во свете Господнем (5 О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем. Ис 2:5), и был отвергнут оттого, что не ходил в свете Господнем. Или, надо думать, он был призван в одном отношении, а в другом отринут, чтобы, поскольку не было произведено никакого разделения трапезы Господней, сообразного жертве Христовой, под властью тех же ветхих таинств остались бы и те, и другие. И те, разумеется, кто соблюдает его заповеди, шествуя в свете Его, и те, кто, пренебрегая справедливостью, стали достойны того, чтобы быть Им отринутыми. Если, стало быть, вы так попытаетесь понять то, что должны были бы утверждать, то каким же образом [по-вашему] надо истолковывать другого пророка, который совершенно отсекает для вас такой ответ, воскликнув столь недвусмысленно: Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему; чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф (10 Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. 11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. Мал 1:10−11)?

Источник: Против иудеев 9, Cl. 0315, PL60.51.

Стих 11

Иное толкование

Вы, водою и Духом ныне возрожденные, видите хлеб и вино трапезы Господа в свете новом и с новым благочестием понимаете, в чем состоит таинство столь великое и божественное, лекарство столь прекрасное и благородное, жертва столь чистая и простая, которая свершается не в Иерусалиме, одном из градов земных, и не в шатре, Моисеем сложенном, и не во храме, Соломоном воздвигнутом, — это есть тень будущего (17 это есть тень будущего, а тело — во Христе. Кол 2:17). Но от восхода солнца до запада (3 От восхода солнца до запада [да будет] прославляемо имя Господне. Пс 112:3), как чрез пророков предсказано, и по благодати завета нового приносится Богу жертва хваления. Больше не взыскуется от стад скота жертва кровавая, не влекутся к алтарям Господа овца или козел, но жертва времени нашего — плоть и кровь Самого Иерея. Об этом давно уже предсказано в Псалмах: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Пс 109:4). А мы читаем в Книге Бытия и принимаем, что Мелхиседек, священник Бога Вышнего, предложил хлеб и вино, когда благословлял Авраама, отца нашего1.

Проповеди 228b, Cl. 0284, 228B.MiAgl.18.2.

Примечания

  • 1 — См. 17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; 18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего,19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; 20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего. Быт 14:17−20.

Ты ищешь жертвоприношения у иудеев, но не находишь его по чину Аарона; ищешь священства по чину Мелхиседека, но находишь его не у них — оно прославляется в Церкви по всему миру, ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое (11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. Мал 1:11).

Источник: Изъяснение Псалмов 10б, Cl. 0283, SL40, 106.13.33.

***

Свидетельство Писания в его совокупности говорит мне, что Церковь, с которой партия Доната не имеет никакого общения, воистину распространена по всему земному шару, заявляет единогласное. А именно, закон Божий утверждает: и благословятся в семени твоем все народы земли (18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Быт 22:18); от востока солнца до запада будут приносить имени Моему чистую жертву; велико будет имя Мое между народами (11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. Мал 1:11), — говорит Бог через пророка.

Источник: Письма 185, Cl. 0262, 185.57.1.4.11.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на книгу пророка Малахии, 1 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Малахия 1 глава в переводах:
Малахия 1 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.