Стих 2
Признаюсь, я не знаю, какие века прошли прежде сотворения рода человеческого, но не сомневаюсь, что решительно нет никакого создания, совечного Творцу. И апостол говорит о временах вечных, и притом не о будущих, а, что более удивительно, о прошедших. Вот его слова: в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, а в свое время явил слово Свое. Таким образом, по словам его, прежде были времена вечные, которые, однако, не были совечными Богу. Если же Он прежде времен вечных не только был, но и обетовал жизнь вечную, которую явил во времена Свои, то есть в надлежащие, то что другое это означает, как не Слово Его? Ибо это Слово и есть жизнь вечная. Как же иначе Он обетовал, обещая, без сомнения, людям, которых еще не было прежде времен вечных, как не так, что в вечности Его и в Самом Слове Его, совечном Ему, уже было предопределено то, что имело быть в свое время?
О граде Божием 12.17. Cl. 0313, SL 48.12.17.1.
Стих 6
Первая свобода — это отсутствие пороков. Потому и апостол Павел, выбирая, кого назначить пресвитером или диаконом, кого бы ни надлежало назначить на церковную должность, не говорит: «если кто безгрешен». Ведь если бы он так сказал, всякий человек был бы отвергнут и ни один не назначен. Но он говорит: если кто непорочен (Ср. 10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. 1Тим 3:10), — то есть без таких пороков, как убийство, прелюбодеяние, скверна любодеяния, кража, обман, святотатство и прочее такого рода.
Трактат на Евангелие от Иоанна 41.10. Сl. 0278, 41.10.1.
Стих 9
Скажут: если Дух Святой производит учителей, то люди не должны приписывать правил, чему и как надлежит учить. Но в таком смысле, пожалуй, можно сказать, что и молиться нам не должно, ибо Господь говорит: ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Мф 6:8). Можно, пожалуй, сказать, что апостол Павел не имел права заповедовать Тимофею и Титу, что и как они должны были заповедовать другим. Между тем прочтите все три послания апостольские к Тимофею и Титу, которые учитель церковный всегда обязан иметь перед глазами.
Об учении христианском 4.16. Cl. 0263,4.16.1.
Стих 10
Что остается делать мне, испытывающему такое душевное потрясение, как не говорить? Неужели они вытворяют такое, а мне приказано молчать? Да отвратит Господь от меня такого рода безумие — молчать из страха вызвать их негодование, когда Он Сам велит мне через Своего апостола не молчать, говоря, что епископу следует опровергать тех, кто учит, чему не должно. ...Ибо, когда Бог повелевает, чтобы мы не молчали и проповедовали слово также и тем, кто учит, чему не должно, опровергали и настаивали вовремя и не вовремя (2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. 2Тим 4:2), что я подтверждаю, приводя слова Господа и апостолов, пусть никто из людей не подумает, что меня нужно убеждать хранить по этому поводу молчание.
Послания 35.3. Сl. 0262, 35.34.2.3.29.24.
Стих 12
Если бы ты услышал от кого-то, пусть даже и от нечестивца, священническую молитву, соответствующую словам и таинствам евангельским, разве сказал бы ты ему: она не истинна, — хотя произнесший ее не только не настоящий священник, но и вообще не священник, когда сам апостол Павел назвал справедливым некое свидетельство какого-то критского прорицателя1 , который не числился среди пророков Божиих? ...Итак, если даже сам апостол удостоверил свидетельство какого-то иноплеменника, потому что уверен в его справедливости, почему мы, когда обнаружим у кого бы то ни было то, что угодно Христу (21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Флп 2:21) и истинно, хотя бы он и был человеком развратным и лживым, не отличаем от порока, который свойствен этому человеку, истину, которая не его, но Божия?
Примечания
- 1 — См. 12 Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые". 13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, Тит 1:12−13. Здесь Августин полемизирует с донатистом. — Прим. ред.
Против сочинений Петилиана 2.30.69. Сl. 0333, 2.30.69.58.30.
Стих 15
Стало быть, если злой приносит жертву Богу, а принимает ее от него добрый, она для каждого будет такой, каким является он сам, поскольку и об этом сказано в Писаниях: для чистых все чисто.
Против сочинений Петилиана 2.52.120. Сl. 0333, 2.52.120.89.9.
Иное толкование
Никто не вынуждается к перенесению трудностей, которые он перенести не может; ни на кого не возлагается то, что он отвергает; и не осуждают его прочие по той причине, что он признает себя бессильным подражать им. Ведь они помнят, до какой степени высокую оценку получает во всем Писании любовь; они помнят, что для чистых все чисто, и не то, что входит в уста ваши, оскверняет вас, но то, что выходит (11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Мф 15:11). А потому всякий прилагает свое старание не к тому, чтобы отказаться от пищи, якобы нечистой, а к тому, чтобы обуздать вожделение и сохранить братскую любовь.
О нравах кафолической Церкви и нравах манихеев 1. Сl. 0261, 1.1340.17.
Иудеи усвоили, что некоторых животных есть можно, а от вкушения некоторых надлежит воздерживаться (Ср. 25 Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое. Лев 20:25; 14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Деян 10:14). Апостол же Павел ясно показывает, что они получили закон как символ положения дел в будущем (Ср. 13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. 14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. 15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. 16 Да не хулится ваше доброе. 17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. 18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. 19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. 20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. 21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. 22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. 23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. 24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь. Рим 14:13−26).
Проповеди 149. Сl. 0284, 149.PL 38.800.42.
Иное толкование
Когда же вы воздерживаетесь от принятия некоторого вида пищи, даже законной и дозволенной, ради очищения тела, помните, что для чистых все чисто: не считайте нечистым ничего, кроме того, что осквернено неверием. Для нечистых же и неверных, говорит апостол, нет ничего чистого) (Ср. 11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Мф 15:11; 14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Рим 14:14). Но поистине, когда верные порабощают тела свои (Ср. 27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. 1Кор 9:27), все, что отнимается у телесного удовольствия, идет на пользу духовному спасению.
Проповеди 208. Сl. 0284, 208.PL 38.1044.48.
Но питать отвращение следует также и к тем, кто отрицает, что у Господа нашего Иисуса Христа на земле была Матерь Мария, хотя это домостроительство [Божие] удостоило чести оба пола: и мужской, и женский — и показало, что Божие попечение распространяется не только на Того, Кого Он принял, но также и на Ту, через Кого Он принял, поскольку мужчину вынашивает и
рожает женщина. ...Да не ослабит нашу веру подобное размышление о женском чреве, вплоть до того, что может показаться, что и таковое происхождение Господа нашего следует отвергать, так как низкие считают его низким, — потому что немудрое Божие премудрее человеков (25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. 1Кор 1:25), и поистине для чистых все чисто, как говорит апостол.
О вере и символе 4.9. Cl. 0293, 4.9.12.13.
Стих 16
Все ереси, разумеется, также и те, которые вы осуждаете, называют Иисуса Господом. Он, конечно, не исключит из Царствия Небесного тех, кого найдет в Духе Святом. И, однако, Он сообщает: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное (21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Мф 7:21). Но никто не называет Иисуса Господом, как только Духом Святым (3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса
Господом, как только Духом Святым. 1Кор 12:3); абсолютно никто, кроме как тем способом, о котором идет речь в Писании, — то есть делами. Затем Он добавил: но исполняющий волю Отца Моего Небесного (21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Мф 7:21). Ведь и по поводу некоторых Он замечает: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются.
Проповеди 269. Cl. 0284, 269.PL 38.1237.9.
Комментарии Аврелия Августина Блаженного на послание к Титу, 1 глава. Толкования Августина.
Public Domain.
Общественное достояние.