Библия » Августин Толкования Августина

От Матфея 28 От Матфея 28 глава

Стих 1

Не следует оставлять без внимания вопрос о конкретном часе, в котором жены пришли на место погребения. Если Матфей говорит: По прошествии же субботы,1 на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб, то что тогда значат слова Марка: И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, Мк 16:2)? Два других Евангелия, от Луки и от Иоанна, не расходятся с Марком; Лука говорит: очень рано (1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; Лк 24:1), а Иоанн: рано, когда было еще темно (1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Ин 20:1). Оба утверждения согласуются с сообщением Марка 0 том, что это было рано при восходе солнца, то есть когда небо на востоке светлело. Однако такое бывает только тогда, когда солнце готовится к восходу, — это время обыкновенно называется рассветом. Итак, Марк не противоречит Иоанну, говорящему, что было еще темно, потому что при наступлении дня тьма рассеивается соразмерно появлению света. Слова же Луки (очень рано) не нужно понимать в том смысле, что солнце уже появилось над горизонтом; скорее, это то выражение, которым мы обычно пользуемся, чтобы обозначить, что что-то должно быть сделано как можно раньше. Ведь когда мы говорим «утром», то, чтобы нас не поняли так, что солнце уже видно, мы обычно добавляем «ранним», чтобы ясно было, что речь идет о рассвете. Итак, сказано: «вечером же в субботу», словно бы «ночью в субботу», то есть в ночь, которая следует за субботним днем. Однако у Матфея сказано достаточно: «Вечером же в субботу, на рассвете первого дня недели». Тем самым не представляется возможным понимать этот «вечер» только как первую часть ночи. Ведь не начало же ночи — рассвет первого дня недели, но ночь определяется границей наступающего света. Конец первой части ночи есть начало ее второй части, а вот конец всей ночи — свет. Потому мы и не можем сказать, что «вечер» смыкается с рассветом первого дня недели, если под «вечером» не станем понимать ночь, конец которой знаменует свет. Скажем еще, что для божественного Писания это обычный способ различать часть и целое2.

Говоря «вечер», оно обозначает всю ночь, концом которой и является рассвет. Итак, жены пришли ко гробу на рассвете, а значит, и ночью, которая в Писании обозначена наименованием «вечер», ибо, как я сказал, в это наименование включена вся ночь. А потому, в какое бы время ночи они туда ни пришли, они пришли ночью; даже если бы они пришли в самом конце ночи, все равно не вызывало бы сомнения, что они пришли ночью.

Примечания

  • 1 — В латинском тексте: uespere autem sabbati, что буквально значит «вечером же в субботу». — Прим. пер.
  • 2 — Августин говорит о синекдохе: иногда Писание называет часть вместо целого, а иногда целое вместо части.

О согласии евангелистов 3.65Cl. 0273, 3.24.65.354.

Стих 2

Согласно Матфею, ангел сидел на камне, который он отвалил от двери, в то время как Марк говорит, что при входе во гроб женщины ужаснулись, увидев юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду (5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Мк 16:5) . Такое несоответствие может озадачить, если не принять, что Матфей умолчал об ангеле, которого они увидели, войдя во гроб, а Марк умолчал о том, который сидел на камне при входе. Если это так, то женщины видели двух ангелов и порознь слышали от них об Иисусе: сначала от сидевшего на камне снаружи, а затем от того, которого увидели сидевшим на правой стороне, когда вошли внутрь. Они вошли в гроб по велению ангела, сидевшего снаружи: Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь (6 Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, Мф 28:6). Войдя, как написано, они увидели и услышали то же от ангела, сидевшего на правой стороне во гробе, — этот ангел упоминается у Марка, но не упоминается у Матфея. Если такое объяснение не удовлетворяет, мы должны представлять себе, что когда они вошли во гроб, то оказались в своего рода укрепленных стенах, перед которыми (и в это можно поверить) должно быть некоторое пространство, поскольку усыпальница была высечена в скале. Тогда они увидели сидящим на правой стороне гроба того же ангела, о котором Матфей говорит, что он сидел на камне у входа: во время начавшегося землетрясения камень откатился от входа внутрь гроба.

О согласии евангелистов 3.63

Cl. 0273, 3.24.65.352; PL 34:1197.

Стих 8

Можно задать вопрос, почему Марк сказал: И, выйдя,, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись (8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Мк 16:8), в то время как Матфей говорит: Выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Очевидное несоответствие между двумя сообщениями разрешится, если мы будем считать, что женщины не отважились говорить что-то либо ангелам (то есть в ответ на то, что слышали от них), либо стражникам, которых они видели лежащими на земле. Радость, о которой сообщает Матфей, не противоречит страху, о котором упоминает Марк. Надо понимать, что в них одновременно родились и радость, и страх, даже если Матфей и не стал говорить о страхе. Но вопрос этот находит ответ, когда он говорит, что они из гроба вышли со страхом и радостью.

О согласии евангелистов 3.64

Cl. 0273, 3.24.65.353; PL 34:1197.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на Евангелие от Матфея, 28 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Матфея 28 глава в переводах:
От Матфея 28 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.