22:1−14 Хотя притча эта кое в чем похожа на притчу у Луки (14:16−24), словесных совпадений очень мало, и есть большие различия. Видимо, это — разные притчи, рассказанные в разных случаях.
В этой притче две части, и первая (ст. 1−10) продолжает тему, начатую в предыдущей главе: те, кто должен был получить Царство, отвергли его, и оно предложено другим, в число которых входят не только «мытари и блудницы» (21:31), но и язычники. Стих 9 говорит о том, что рабы Божии призваны идти с Благой Вестью ко всем людям.
Во второй части (ст. 11−14) говорится, что приглашение в Царство Божие еще не означает вхождения в него; надо быть одетыми как должно, а одежда эта — праведность Христова. Хотя приглашен всякий, кто слышал Благую Весть, а многие даже считают, что они — в Царстве, предстать пред Богом смогут только те, кто облечен в праведность Христа.
Части эти связаны ст. 14, в котором сжато выражена тема Божиего суверенитета в избрании. Званы и иудеи, и язычники; но только те, кто избран, будут присутствовать на брачном пире Агнца, и это избрание не зависит от прежнего положения (8:11−12).
22:13 во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Иисус описывает вечную кару. Нейтральной полосы между раем и адом нет.
22:14 См. статью «Действенное призвание: составные части обращения».
22:17 подать. Ненавистная иудеям подушная подать символизировала подчинение Риму. Если бы Иисус просто велел платить ее, от Него отошли бы многие; если бы Он сказал, что платить не надо, сторонники Ирода могли бы законно обвинить Его в измене. Его же ответ выходит за пределы спора и акцентирует внимание на главном — на отношениях с Богом. Монета с изображением кесаря принадлежит кесарю, а на ком запечатлен образ Божий — те принадлежат Богу.
22:21 См. статью «Христиане и государственная власть».
22:31 не читали ли вы. Иисус приводит здесь слова из Пятикнижия (Исх 3:6) — той части Писания, которую особо ценили саддукеи. Бог есть (а не был) Бог праотцев, и это доказывает воскресение, ибо «Бог не есть Бог мертвых, но живых». Вечный Бог призывает Своих святых к вечному единению с Собой. Он заключил с праотцами завет, дал им обетования, которые не исполнились во время их земной жизни, однако не утратили силы. Из этого следует, что Бог воскресит праотцев к жизни.
22:37 См. статью «Любовь».
22:40 весь закон и пророки. Т.е. весь Ветхий Завет. Любовь исполняет закон, ибо она включает в себя все заповеди Божии и мотивирует подчинение им (Рим 13:8−10; 1Кор, гл. 13). Она не отменяет заповедей Божиих, но освещает их изнутри и углубляет (5:17; Рим 8:4). См. статью «Закон Божий».
22:42 что вы думаете..? Фарисеи испытывали Иисуса; теперь Иисус испытывает их. Он сосредоточил внимание на самом главном — Мессия ли Он (Христос ли)? А цитата из Пс 109:44 показывает, что бытовавшие представления о Мессии были слишком ограниченны.
Комментарии Женевской Библии на евангелие от Матфея, 22 глава. Новой Женевской Библии.
Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.